Судебные решения, арбитраж
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Платоновой Е.А., Лазарева С.В.,
при ведении протокола судебного заседания, проведенного посредством видеоконференц-связи, при содействии Арбитражного суда Пермского края, помощником судьи Фахрисламовой А.И., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Пермского края (далее - Правительство) на решение Арбитражного суда Пермского края от 23.01.2014 по делу N А50-19840/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании Арбитражного суда Пермского края принял участие представитель открытого акционерного общества "Уралоргсинтез" (далее - общество "Уралоргсинтез") - Белик И.А. (доверенность от 23.01.2014 N 23).
От Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю (далее - Кадастровая палата) в электронном виде поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия его представителя. Данное ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество "Уралоргсинтез" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным постановления Правительства от 23.12.2010 N 1088-п "Об утверждении кадастровой стоимости земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Пермского края" (далее - постановление Правительства N 1088-п) в редакции постановления Правительства от 22.10.2012 N 1154-п (далее - постановление Правительства N 1154-п) в части утверждения кадастровой стоимости земельных участков: с кадастровым номером 59:12:0810101:80 в размере 311 936 379 руб. 68 коп., с кадастровым номером 59:12:0810103:4 в размере 292 339 843 руб. 75 коп., с кадастровым номером 59:12:0810104:22 в размере 81 531 736 руб. 31 коп., исходя из удельного показателя кадастровой стоимости в размере 83,25 руб. / кв. м; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества "Уралоргсинтез" (с учетом уточнения исковых требований, принятого арбитражным судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Кадастровая палата.
В порядке ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступила прокуратура Пермского края.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 23.01.2014 (судья Мещерякова Т.И.) требования общества "Уралоргсинтез" удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2014 (судьи Голубцова Ю.А., Дюкин В.Ю., Скромова Ю.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Правительство просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре). Заявитель жалобы считает, что постановление Правительства N 1154-п не могло быть оспорено как ненормативный правовой акт, поскольку не носит самостоятельного характера. Части 4, 5 ст. 28 Закона о кадастре не возлагают обязанность на орган кадастрового учета по уведомлению и (или) получению согласия правообладателя земельных участков на изменение их кадастровой стоимости. Решением суда на Правительство неправомерно возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Уралоргсинтез" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
При рассмотрении спора судами установлено и из материалов дела следует, что 02.11.2007 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности общества "Уралоргсинтез" на земельный участок общей площадью 8 238 180,7 кв. м с кадастровым номером 59:12:0000000:0450, расположенный по адресу: Пермский край, г. Чайковский, Ольховская сельская территория, промплощадка "Уралнефтехим", для размещения промышленных объектов, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.11.2007.
В соответствии с кадастровым планом земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) от 17.07.2007 N 12/07-1-3964, земельный участок с кадастровым номером 59:12:0000000:0450 состоит из трех обособленных земельных участков: с кадастровым номером 59:12:0810101:0080 общей площадью 3 747 096 кв. м, с кадастровым номером 59:12:0810103:0004 общей площадью 3 511 695,11 кв. м, с кадастровым номером 59:12:0810104:0022 общей площадью 979 389,59 кв. м.
Решением межведомственной комиссии от 29.01.2009, образованной администрацией Чайковского муниципального района в соответствии с постановлением Правительства от 14.05.2009 N 265-п "О государственной кадастровой оценке земель", для указанных земельных участков, входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером 59:12:0000000:0450, установлена 4 группа видов использования, применен удельный показатель кадастровой стоимости земель равный 0,09 руб. / кв. м.
Постановлением Правительства N 1088-п утверждена кадастровая стоимость названных земельных участков, в том числе: с кадастровым номером 59:12:0810101:0080 - в размере 321 500 руб. 84 коп., номер группы 4, удельный показатель кадастровой стоимости 0,09 руб. / кв. м; с кадастровым номером 59:12:0810103:0004 - в размере 301 303 руб. 44 коп., номер группы 4, удельный показатель кадастровой стоимости 0,09 руб. / кв. м; с кадастровым номером 59:12:0810104:0022 - в размере 84 031 руб. 63 коп., номер группы 4, удельный показатель кадастровой стоимости 0,09 руб. / кв. м (строки 23320, 23342, 23355).
На заседании межведомственной комиссии по уточнению (изменению) группы видов использования земельных участков из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории общества "Уралоргсинтез", принято решение об уточнении (изменении) группы видов использования трех земельных участков, входящих в единое землепользование с кадастровым номером 59:12:0000000:0450, с четвертой на вторую, что подтверждается протоколом от 20.04.2012.
На основании постановления Правительства N 1088-п, писем администрации Чайковского муниципального района Пермского края от 21.04.2012 N СЭД-01-03-07-333, от 19.06.2012 N СЭД-01-03-07-501, протокола заседания межведомственной комиссии от 20.04.2012, технических паспортов от 01.12.2005, 25.11.2005, 27.03.2006, 08.08.2005 Кадастровой палатой в соответствии с ч. 4 ст. 28 Закона о кадастре вынесено решение от 26.06.2012 N 1 о необходимости устранения кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в порядке информационного взаимодействия.
На основании указанных документов центром оценки и землеустройства по Уральскому и Приволжскому федеральным округам - филиалом Федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" внесены изменения в отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения в Пермском крае по состоянию на 2009 год по земельным участкам с кадастровыми номерами 59:12:0810101:0080, 59612:0810103:0004, 59:12:0810104:0022.
Со ссылкой на названные выше решение и отчет постановлением Правительства N 1154-п в постановление Правительства N 1088-п внесены изменения, в том числе изменены группы видов использования, удельный показатель и кадастровая стоимость указанных земельных участков (строки 23320, 23342, 23355). Согласно внесенным изменениям кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:12:0810101:80 составляет 311 936 379 руб. 68 коп., номер группы 2, удельный показатель кадастровой стоимости 83,25 руб. / кв. м; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:12:0810103:4 составляет 292 339 843 руб. 75 коп., номер группы 2, удельный показатель кадастровой стоимости 83,25 руб. / кв. м; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:12:0810104:22 составляет 81 531 736 руб. 31 коп., номер группы 2, удельный показатель кадастровой стоимости 83,25 руб. / кв. м (п. 1.2 постановления Правительства N 1154-п).
В дальнейшем из земельного участка с кадастровым номером 59:12:0000000:450 образованы 46 земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости 15.11.2012. Заявителю выданы свидетельства о государственной регистрации права собственности от 27.12.2012 на образованные земельные участки.
На основании постановления Правительства N 1154-п, направленного в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия, актов определения кадастровой стоимости земельных участков от 13.02.2013 Кадастровой палатой принято решение от 13.02.2013 N 5900/301/13-17520 о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении кадастровой стоимости образованных земельных участков, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, равного 83,25 руб. / кв. м.
Обществу "Уралоргсинтез" из письма администрации Ольховского сельского поселения от 13.08.2013 N 02/02-13-901 стало известно, что постановлением Правительства N 1154-п внесены изменения в ранее принятое постановление Правительства N 1088-п, согласно которому изменены группы использования и удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих названному обществу.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения общества "Уралоргсинтез" в Пермский краевой суд с заявлением о признании недействующим п. 1.2 постановления Правительства N 1154-п.
Определением Пермского краевого суда от 12.09.2013 по делу N 03-08-18849 обществу "Уралоргсинтез" отказано в принятии заявления о признании недействующим п. 1.2 постановления Правительства N 1154-п на основании п. 1 ч. 1 ст. 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ввиду неподведомственности спора суду общей юрисдикции.
Общество "Уралоргсинтез", полагая, что постановление Правительства N 1088-п в редакции постановления Правительства N 1154-п в указанной части не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, нарушает его права в сфере осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в Арбитражный суд Пермского края с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, установив, что оспариваемые положения постановления Правительства N 1154-п не содержат норм права для неопределенного круга лиц, касаются конкретного объекта и конкретной организации, рассмотрел заявление общества "Уралоргсинтез" по правилам гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Придя к выводу о нарушении Правительством процедуры государственной кадастровой оценки, поскольку измененная кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих названному обществу, определена произвольно, без соблюдения условий проведения государственной кадастровой оценки земли, удовлетворил требования общества "Уралоргсинтез".
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение без изменения, поддержал выводы суда первой инстанции.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В силу ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), в силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулируются Законом о кадастре.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 28 Закона о кадастре ошибкой в государственном кадастре недвижимости является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Согласно ч. 4 ст. 28 Закона о кадастре кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со ст. 22 названного Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном ч. 4 ст. 28 Закона о кадастре порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях (ч. 5 ст. 28 названного Федерального закона).
Как установлено судами, основанием для принятия оспариваемого постановления явилось устранение кадастровой ошибки.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, суды пришли к выводу о том, что в нарушение ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Правительством не представлено доказательств соблюдения требования ч. 4, 5 ст. 28 Закона о кадастре об исправлении кадастровой ошибки в рамках административной процедуры либо по решению суда; отсутствует описание кадастровой ошибки с обоснованием соответствующих сведений как ошибочных, указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
При установленных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили заявленные требования общества "Уралоргсинтез".
Доводы заявителя жалобы о том, что постановление Правительства N 1154-п не могло быть оспорено как ненормативный правовой акт; Закон о кадастре не возлагает обязанность на орган кадастрового учета по уведомлению и (или) получению согласия правообладателя земельных участков на изменение их кадастровой стоимости; на Правительство неправомерно возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества "Уралоргсинтез", судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку они были предметом исследования и оценки судов и получили надлежащую правовую оценку.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 23.01.2014 по делу N А50-19840/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
З.Г.СЕМЕНОВА
Судьи
Е.А.ПЛАТОНОВА
С.В.ЛАЗАРЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 16.10.2014 N Ф09-5461/14 ПО ДЕЛУ N А50-19840/2013
Разделы:Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2014 г. N Ф09-5461/14
Дело N А50-19840/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Платоновой Е.А., Лазарева С.В.,
при ведении протокола судебного заседания, проведенного посредством видеоконференц-связи, при содействии Арбитражного суда Пермского края, помощником судьи Фахрисламовой А.И., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Пермского края (далее - Правительство) на решение Арбитражного суда Пермского края от 23.01.2014 по делу N А50-19840/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании Арбитражного суда Пермского края принял участие представитель открытого акционерного общества "Уралоргсинтез" (далее - общество "Уралоргсинтез") - Белик И.А. (доверенность от 23.01.2014 N 23).
От Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю (далее - Кадастровая палата) в электронном виде поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия его представителя. Данное ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество "Уралоргсинтез" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным постановления Правительства от 23.12.2010 N 1088-п "Об утверждении кадастровой стоимости земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Пермского края" (далее - постановление Правительства N 1088-п) в редакции постановления Правительства от 22.10.2012 N 1154-п (далее - постановление Правительства N 1154-п) в части утверждения кадастровой стоимости земельных участков: с кадастровым номером 59:12:0810101:80 в размере 311 936 379 руб. 68 коп., с кадастровым номером 59:12:0810103:4 в размере 292 339 843 руб. 75 коп., с кадастровым номером 59:12:0810104:22 в размере 81 531 736 руб. 31 коп., исходя из удельного показателя кадастровой стоимости в размере 83,25 руб. / кв. м; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества "Уралоргсинтез" (с учетом уточнения исковых требований, принятого арбитражным судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Кадастровая палата.
В порядке ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступила прокуратура Пермского края.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 23.01.2014 (судья Мещерякова Т.И.) требования общества "Уралоргсинтез" удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2014 (судьи Голубцова Ю.А., Дюкин В.Ю., Скромова Ю.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Правительство просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре). Заявитель жалобы считает, что постановление Правительства N 1154-п не могло быть оспорено как ненормативный правовой акт, поскольку не носит самостоятельного характера. Части 4, 5 ст. 28 Закона о кадастре не возлагают обязанность на орган кадастрового учета по уведомлению и (или) получению согласия правообладателя земельных участков на изменение их кадастровой стоимости. Решением суда на Правительство неправомерно возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Уралоргсинтез" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
При рассмотрении спора судами установлено и из материалов дела следует, что 02.11.2007 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности общества "Уралоргсинтез" на земельный участок общей площадью 8 238 180,7 кв. м с кадастровым номером 59:12:0000000:0450, расположенный по адресу: Пермский край, г. Чайковский, Ольховская сельская территория, промплощадка "Уралнефтехим", для размещения промышленных объектов, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.11.2007.
В соответствии с кадастровым планом земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) от 17.07.2007 N 12/07-1-3964, земельный участок с кадастровым номером 59:12:0000000:0450 состоит из трех обособленных земельных участков: с кадастровым номером 59:12:0810101:0080 общей площадью 3 747 096 кв. м, с кадастровым номером 59:12:0810103:0004 общей площадью 3 511 695,11 кв. м, с кадастровым номером 59:12:0810104:0022 общей площадью 979 389,59 кв. м.
Решением межведомственной комиссии от 29.01.2009, образованной администрацией Чайковского муниципального района в соответствии с постановлением Правительства от 14.05.2009 N 265-п "О государственной кадастровой оценке земель", для указанных земельных участков, входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером 59:12:0000000:0450, установлена 4 группа видов использования, применен удельный показатель кадастровой стоимости земель равный 0,09 руб. / кв. м.
Постановлением Правительства N 1088-п утверждена кадастровая стоимость названных земельных участков, в том числе: с кадастровым номером 59:12:0810101:0080 - в размере 321 500 руб. 84 коп., номер группы 4, удельный показатель кадастровой стоимости 0,09 руб. / кв. м; с кадастровым номером 59:12:0810103:0004 - в размере 301 303 руб. 44 коп., номер группы 4, удельный показатель кадастровой стоимости 0,09 руб. / кв. м; с кадастровым номером 59:12:0810104:0022 - в размере 84 031 руб. 63 коп., номер группы 4, удельный показатель кадастровой стоимости 0,09 руб. / кв. м (строки 23320, 23342, 23355).
На заседании межведомственной комиссии по уточнению (изменению) группы видов использования земельных участков из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории общества "Уралоргсинтез", принято решение об уточнении (изменении) группы видов использования трех земельных участков, входящих в единое землепользование с кадастровым номером 59:12:0000000:0450, с четвертой на вторую, что подтверждается протоколом от 20.04.2012.
На основании постановления Правительства N 1088-п, писем администрации Чайковского муниципального района Пермского края от 21.04.2012 N СЭД-01-03-07-333, от 19.06.2012 N СЭД-01-03-07-501, протокола заседания межведомственной комиссии от 20.04.2012, технических паспортов от 01.12.2005, 25.11.2005, 27.03.2006, 08.08.2005 Кадастровой палатой в соответствии с ч. 4 ст. 28 Закона о кадастре вынесено решение от 26.06.2012 N 1 о необходимости устранения кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в порядке информационного взаимодействия.
На основании указанных документов центром оценки и землеустройства по Уральскому и Приволжскому федеральным округам - филиалом Федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" внесены изменения в отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения в Пермском крае по состоянию на 2009 год по земельным участкам с кадастровыми номерами 59:12:0810101:0080, 59612:0810103:0004, 59:12:0810104:0022.
Со ссылкой на названные выше решение и отчет постановлением Правительства N 1154-п в постановление Правительства N 1088-п внесены изменения, в том числе изменены группы видов использования, удельный показатель и кадастровая стоимость указанных земельных участков (строки 23320, 23342, 23355). Согласно внесенным изменениям кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:12:0810101:80 составляет 311 936 379 руб. 68 коп., номер группы 2, удельный показатель кадастровой стоимости 83,25 руб. / кв. м; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:12:0810103:4 составляет 292 339 843 руб. 75 коп., номер группы 2, удельный показатель кадастровой стоимости 83,25 руб. / кв. м; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:12:0810104:22 составляет 81 531 736 руб. 31 коп., номер группы 2, удельный показатель кадастровой стоимости 83,25 руб. / кв. м (п. 1.2 постановления Правительства N 1154-п).
В дальнейшем из земельного участка с кадастровым номером 59:12:0000000:450 образованы 46 земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости 15.11.2012. Заявителю выданы свидетельства о государственной регистрации права собственности от 27.12.2012 на образованные земельные участки.
На основании постановления Правительства N 1154-п, направленного в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия, актов определения кадастровой стоимости земельных участков от 13.02.2013 Кадастровой палатой принято решение от 13.02.2013 N 5900/301/13-17520 о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении кадастровой стоимости образованных земельных участков, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, равного 83,25 руб. / кв. м.
Обществу "Уралоргсинтез" из письма администрации Ольховского сельского поселения от 13.08.2013 N 02/02-13-901 стало известно, что постановлением Правительства N 1154-п внесены изменения в ранее принятое постановление Правительства N 1088-п, согласно которому изменены группы использования и удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих названному обществу.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения общества "Уралоргсинтез" в Пермский краевой суд с заявлением о признании недействующим п. 1.2 постановления Правительства N 1154-п.
Определением Пермского краевого суда от 12.09.2013 по делу N 03-08-18849 обществу "Уралоргсинтез" отказано в принятии заявления о признании недействующим п. 1.2 постановления Правительства N 1154-п на основании п. 1 ч. 1 ст. 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ввиду неподведомственности спора суду общей юрисдикции.
Общество "Уралоргсинтез", полагая, что постановление Правительства N 1088-п в редакции постановления Правительства N 1154-п в указанной части не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, нарушает его права в сфере осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в Арбитражный суд Пермского края с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, установив, что оспариваемые положения постановления Правительства N 1154-п не содержат норм права для неопределенного круга лиц, касаются конкретного объекта и конкретной организации, рассмотрел заявление общества "Уралоргсинтез" по правилам гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Придя к выводу о нарушении Правительством процедуры государственной кадастровой оценки, поскольку измененная кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих названному обществу, определена произвольно, без соблюдения условий проведения государственной кадастровой оценки земли, удовлетворил требования общества "Уралоргсинтез".
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение без изменения, поддержал выводы суда первой инстанции.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В силу ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), в силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулируются Законом о кадастре.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 28 Закона о кадастре ошибкой в государственном кадастре недвижимости является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Согласно ч. 4 ст. 28 Закона о кадастре кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со ст. 22 названного Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном ч. 4 ст. 28 Закона о кадастре порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях (ч. 5 ст. 28 названного Федерального закона).
Как установлено судами, основанием для принятия оспариваемого постановления явилось устранение кадастровой ошибки.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, суды пришли к выводу о том, что в нарушение ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Правительством не представлено доказательств соблюдения требования ч. 4, 5 ст. 28 Закона о кадастре об исправлении кадастровой ошибки в рамках административной процедуры либо по решению суда; отсутствует описание кадастровой ошибки с обоснованием соответствующих сведений как ошибочных, указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
При установленных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили заявленные требования общества "Уралоргсинтез".
Доводы заявителя жалобы о том, что постановление Правительства N 1154-п не могло быть оспорено как ненормативный правовой акт; Закон о кадастре не возлагает обязанность на орган кадастрового учета по уведомлению и (или) получению согласия правообладателя земельных участков на изменение их кадастровой стоимости; на Правительство неправомерно возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества "Уралоргсинтез", судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку они были предметом исследования и оценки судов и получили надлежащую правовую оценку.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 23.01.2014 по делу N А50-19840/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
З.Г.СЕМЕНОВА
Судьи
Е.А.ПЛАТОНОВА
С.В.ЛАЗАРЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)