Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 02.07.2014 ПО ДЕЛУ N А56-65091/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июля 2014 г. по делу N А56-65091/2013


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Михайловской Е.А., Старченковой В.В., при участии от открытого акционерного общества "Славянка" Баженовой Е.Н. (доверенность от 09.01.2014), рассмотрев 30.06.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Славянка" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.02.2014 (судья Бобарыкина О.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2014 (судьи Кашина Т.А., Мельникова Н.А., Шестакова М.А.) по делу N А56-65091/2013,

установил:

Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга", место нахождения: 191015, Санкт-Петербург, Кавалергардская ул., д. 42, ОГРН 1027809256254 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к открытому акционерному обществу "Славянка", место нахождения: 129110, Москва, Суворовская пл., д. 2, стр. 3, ОГРН 1097746264219 (далее - Общество), о взыскании 13 404 278 руб. 12 коп. задолженности по договору от 01.12.2011 N 16-62632/00-О на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ и 194 316 руб. 63 коп. неустойки.
Решением суда от 06.02.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.04.2014, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 06.02.2014 и постановление от 18.04.2014 и принять новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, Общество в установленном законом порядке не было уведомлено Предприятием об установлении на 2013 год лимитов водоотведения, а также о результатах проб сточных вод, взятых 23.04.2013 и 31.05.2013.
Предприятие о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что между Предприятием (ресурсоснабжающей организацией) и Обществом (абонентом) 01.12.2011 заключен договор N 16-62632/00-О на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ, согласно которому Предприятие обязалось обеспечивать абонента питьевой водой и принимать от него в свои системы канализации сточные воды, а абонент - производить оплату полученной питьевой воды и сброшенных стоков в сроки и порядке, предусмотренные договором.
По условиям договора Предприятие обязано, в частности, проводить систематический контроль состава и свойств сточных вод в контрольных канализационных колодцах абонента (пункт 4.2), а Общества - соблюдать условия и режимы приема (сброса) сточных вод, лимиты водоотведения (ограничений по предельному объему водоотведения), нормативы водоотведения, установленные Правилами Российской Федерации, Правилами Санкт-Петербурга, иными нормативными правовыми актами (пункт 4.1.1), осуществлять контроль за составом и свойствами сбрасываемых в системы коммунальной канализации Предприятия сточных вод (включая сточные воды субабонентов) и за соблюдением лимитов водопотребления и водоотведения, нормативов водоотведения, исключать сброс веществ, запрещенных (неразрешенных) к сбросу в системы коммунальной канализации правилами Российской Федерации, правилами Санкт-Петербурга, иными нормативными правовыми актами; исключать увеличение количества и концентрации загрязняющих веществ в отводимых сточных водах сверх установленных нормативов водоотведения (пункт 4.1.2).
Согласно пунктам 3.1 и 3.2 договора учет количества израсходованной питьевой воды и сбрасываемых сточных вод производится по показаниям средств измерений, диаметры которых указаны в приложениях N 1 и 2 к договору.
В соответствии с разделом 5 договора расчеты абонента с ресурсоснабжающей организацией производятся по тарифам, устанавливаемым в порядке, определяемом органами исполнительной власти Санкт-Петербурга (пункт 5.3 договора), по инкассо, - путем выставления платежного требования в банк, обслуживающий Предприятие, с поручением ему получить от абонента платеж и зачислить его на расчетный счет Предприятия. Денежные средства списываются со счета абонента в акцептном порядке (пункт 5.4 договора).
Срок оплаты платежного требования после выставления его в банк составляет 10 календарных дней (пункт 5.5 договора).
Ссылаясь на то, что платежные требования, выставленные в период с 31.05.2013 по 01.10.2013 за оказанные услуги водоснабжения и водоотведения и в период с 01.05.2013 по 30.09.2013 за превышение нормативов отведения по качеству и количеству, Обществом не оплачены, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, признав требования Предприятия обоснованными по праву и размеру, удовлетворил иск.
Апелляционная инстанция оставила решение суда первой инстанции без изменения.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения в спорный период регулировались Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167).
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод и лимиты водоотведения устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства (далее - ВКХ) с учетом условий, предусмотренных пунктами 59 и 61 Правил N 167.
В соответствии с пунктом 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией ВКХ за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение названного постановления правительством Санкт-Петербурга принято постановление от 19.10.2004 N 1677, которым утвержден Порядок взимания платы за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга (далее - Порядок N 1677).
Согласно пункту 5 Порядка N 1677 с абонентов взимается плата за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга сверх установленных нормативов водоотведения и по временным условиям приема загрязняющих веществ за: превышение нормативов водоотведения по объему сточных вод (лимитов водоотведения); превышение нормативов водоотведения по качеству сточных вод, установленных в составе допустимых сбросов загрязняющих веществ; несогласованный сброс загрязняющих веществ при превышении нормативов водоотведения по качеству сточных вод, установленных условиями приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга; залповый сброс любого загрязняющего вещества; сброс загрязняющих веществ, запрещенных (неразрешенных) к сбросу в системы коммунальной канализации (запрещенный сброс); превышение установленных временными условиями приема загрязняющих веществ.
Приказом Комитета по управлению городским хозяйством администрации Санкт-Петербурга от 25.11.1996 N 201 утверждены Условия приема сточных вод и Порядок контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в системы канализации Санкт-Петербурга. Условиями приема предусмотрены нормативы водоотведения по составу сточных вод.
Распоряжениями Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 19.12.2012 N 169 (далее - Распоряжение N 169) на 2013 год утверждены лимиты водоотведения для абонентов Санкт-Петербурга.
Оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом положений статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций признали документально подтвержденным факт превышения Обществом в спорный период нормативов водоотведения по качеству и превышение за период с 01.05.2013 по 30.09.2013 лимитов водоотведения, установленных Распоряжением N 169. Произведенный истцом расчет задолженности и неустойки проверен судами и признан правильным.
Довод подателя жалобы о неуведомлении Предприятием Общества об установлении лимитов водоотведения на 2013 год опровергается представленным в материалах дела доказательством - письмом от 27.12.2012 N 101-30-276/12, которым истец сообщил ответчику о том, что на указанный период установленный ему лимит водоотведения в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга составляет 626 м3 в календарные сутки.
Ссылка Общества на то, что оно в нарушение пункта 4.4 договора не было уведомлено Предприятием о результатах анализа проб сточных вод, также несостоятельна, поскольку имеющиеся в деле документы (извещения от 14.05.2013 N 1190 и от 17.06.2013 N 1594) свидетельствуют об обратном.
Доводы кассационной жалобы фактически направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций, в то время как оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.02.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2014 по делу N А56-65091/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Славянка" - без удовлетворения.

Председательствующий
Л.Л.НИКИТУШКИНА

Судьи
Е.А.МИХАЙЛОВСКАЯ
В.В.СТАРЧЕНКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)