Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЯЗАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 03.12.2014 N 33-2338

Требование: Об оспаривании решения кадастрового органа.

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Кадастровым органом осуществление кадастрового учета приостановлено по причине несоответствия содержания заявления о кадастровом учете или необходимых для кадастрового учета документов требованиям Закона о государственном кадастре недвижимости.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 декабря 2014 г. N 33-2338


Судья Быкова Г.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего Платоновой И.В.
судей Косенко Л.А., Максимкиной Н.В.
при секретаре В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению кадастрового инженера К.А.А. об оспаривании решения о приостановлении осуществления кадастрового учета, с апелляционной жалобой ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Рязанской области на решение Московского районного суда г. Рязани от 17 сентября 2014 г.
Заслушав доклад судьи Косенко Л.А., выслушав объяснения К.А.А., судебная коллегия

установила:

Кадастровый инженер К.А.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Рязанской области за N от 7 августа 2014 г. В обоснование заявленных требований указал, что 30 июля 2014 г. через портал Росреестра им подано заявление о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, образованного в связи с решением собственника земельной доли Л. выделить земельный участок в счет своей земельной доли из состава земель сельскохозяйственного назначения. Вместе с заявлением были представлены необходимые для кадастрового учета документы, а также электронный образ бумажного вида межевого плана в формате PDF. Все представленные документы подписаны в соответствии с действующим законодательством усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.
7 августа 2014 г. решением N ФГБУ "ФКП Росреестра" осуществление кадастрового учета приостановлено по причине не соответствия по содержанию заявления о кадастровом учете или необходимых для кадастрового учета документов требованиям ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и рекомендовано: представить электронные образы бумажных документов: проекта межевания земельных участков, перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности, заверенных усиленной квалифицированной ЭП уполномоченного лица органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности или заверенных усиленной квалифицированной ЭП нотариуса.
Полагает, что решение является незаконным, создает препятствия в осуществлении им трудовой деятельности, возлагает обязанности, не предусмотренные действующим законодательством. Просил признать решение о приостановлении осуществления кадастрового учета N от 7 августа 2014 г. недействительным в части предъявления требований по предоставлению электронного образа бумажного документа проекта межевания земельных участков, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица органа местного самоуправления поселения или городского округа или заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса и документов, подтверждающих согласование проекта межевания земельного участка, в форме электронного образа бумажного документа, заверенного усиленной квалифицированной подписью лица, изготовившего или выдавшего эти документы.
В ходе производства по делу заявитель уточнил заявленные требования, кроме ранее заявленного просил обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" принять представленные необходимые для кадастрового учета документы, в том числе и электронный образ бумажного документа проекта межевания земельных участков, с усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.
Решением Московского районного суда г. Рязани от 17 сентября 2014 г. заявление К.А.А. удовлетворено частично, суд постановил:
Пункт первый решения N от 7 августа 2014 г. о приостановлении осуществления кадастрового учета, принятого филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Рязанской области признать незаконным.
Обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Рязанской области отменить принятое решение и повторно рассмотреть документы, представленные кадастровым инженером К.А.А. для осуществления кадастрового учета земельных участков после устранения недостатков, указанных в п. п. 2, 3 решения N от 7 августа 2014 г. о приостановлении осуществления кадастрового учета.
Взыскать с ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу К.А.А. госпошлину в размере <...> рублей.
В апелляционной жалобе ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Рязанской области просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В возражениях на апелляционную жалобу К.А.А. просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" не явился.
Заявитель К.А.А. возражал против доводов апелляционной жалобы, полагал, что решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Л. в суд апелляционной инстанции не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" и Л.
В силу положений ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения К.А.А., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 30 июля 2014 г. в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Рязанской области через портал Росреестра подано заявление N о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, образованного в связи с решением собственника земельной доли Л. выделить земельный участок в счет своей земельной доли из состава земель сельскохозяйственного назначения (ранее учтенное единое землепользование с кадастровым номером N, расположенное: <...>). Вместе с заявлением был представлен межевой план в форме электронного документа в виде файлов формата XML, созданный с использованием XML-схем, обеспечивающих считывание и контроль представленных данных, а также электронный образ проекта межевания земельного участка, подготовленного в виде бумажного носителя. Все представленные в ФГБУ "ФКП Росреестра" документы (в том числе и документы, включенные в состав приложения межевого плана) подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера К.А.А., подготовившего межевой план.
7 августа 2014 г. решением N филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Рязанской области осуществление кадастрового учета приостановлено, причиной приостановления указано не соответствие по содержанию заявления о кадастровом учете или необходимых для кадастрового учета документов требованиям ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и рекомендовано в пункте 1: представить электронный образ бумажного документа проекта межевания земельных участков, заверенный усиленной квалифицированной ЭП уполномоченного лица органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности или заверенный усиленной квалифицированной ЭП нотариуса и документы, подтверждающие согласование проекта межевания земельного участка, в форме электронного образа бумажного документа, заверенного усиленной квалифицированной ЭП лица, изготовившего или выдавшего эти документы. Если бумажный документ состоит из двух и более листов, электронный образ такого бумажного документа представить в виде одного файла.
В силу ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Разрешая заявленные К.А.А. требования и частично удовлетворяя их, суд пришел к выводу о том, что в случае выдела земельного участка в отсутствие решения общего собрания участников долевой собственности об утверждении проекта межевания земельных участков законодательство не требует представления в виде отдельных документов заверенных органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, либо нотариально удостоверенных копии проекта межевания земельных участков, копии решений общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения об утверждении указанного проекта, перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на такие земельные участки, а, следовательно, и заверения верности электронных образов таких документов в специальном порядке - усиленной квалифицированной ЭП органа местного самоуправления или нотариуса.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.
При рассмотрении настоящего дела, суд обоснованно руководствовался положениями ст. ст. 21, 22 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", положениями ст. 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. ст. 13, 13.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок). Особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 настоящей статьи (пункт 2).
Земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется (пункт 3).
Если указанное в пункте 3 настоящей статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей (пункт 4).
Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном статьей 13.1 настоящего Федерального закона (пункт 6).
Согласно статья 13.1 указанного Федерального закона проектом межевания земельного участка или земельных участков определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей (пункт 1).
Проект межевания земельного участка или земельных участков подготавливается кадастровым инженером. Заказчиком такого проекта межевания может являться любое лицо (пункт 2).
Проект межевания земельного участка или земельных участков утверждается решением общего собрания участников долевой собственности либо в случае, указанном в пункте 4 статьи 13 настоящего Федерального закона, решением собственника земельной доли или земельных долей (пункт 3).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" необходимыми для кадастрового учета документами являются: межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка); заверенные органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, либо нотариально удостоверенные копия проекта межевания земельных участков, копии решений общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения об утверждении указанного проекта, перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на такие земельные участки либо сведения о реквизитах данных документов в случае их представления ранее в орган кадастрового учета (при кадастровом учете земельного участка, образуемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на основании решения общего собрания участников долевой собственности на этот земельный участок); копии документов, подтверждающих согласование проекта межевания земельного участка (при кадастровом учете земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в случае отсутствия решения общего собрания участников долевой собственности на этот земельный участок об утверждении проекта межевания земельных участков).
Согласно ч. 3 ст. 22 Закона о кадастре, если предусмотренный настоящей статьей документ представляется в орган кадастрового учета в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, верность электронного образа данного документа должна быть засвидетельствована в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Согласно п. 1.1 ст. 21 Закона о кадастре межевой план, технический план и подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости акт обследования направляются в орган кадастрового учета в форме электронных документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.
Судом первой инстанции установлено, что в связи с отсутствием решения общего собрания собственников земельных долей об утверждении проекта межевания земельных участков, изготовленный кадастровым инженером проект межевания утвержден собственником выделяемой земельной доли.
Согласно приведенным выше нормам действующего законодательства, утверждения проекта межевания решением общего собрания участников долевой собственности и органом местного самоуправления по месту расположения земельного участка не требовалось.
Извещение о необходимости согласования проекта межевания было опубликовано в соответствии с действующим законодательством в газетах "Рязанские ведомости" N 93 от 24 мая 2014 г. и "Сараевские зори" N 25 от 20 июня 2014 г.
Заключение кадастрового инженера, предусмотренное ФЗ "Об обороте земель сельхозназначения" об отсутствии возражений от других участников долевой собственности, имеется.
Названные документы, на основе которых и с использованием которых подготовлен межевой план, включены в состав приложения межевого плана, заверены усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.
Согласно ч. 3 ст. 22 Закона о кадастре, если предусмотренный настоящей статьей документ представляется в орган кадастрового учета в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, верность электронного образа данного документа должна быть засвидетельствована в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Суд правильно принял во внимание пункт 19 Приказа Минэкономразвития РФ N 412 от 24 ноября 2008 г. "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков", приведенные выше нормы закона, и пришел к обоснованному выводу о том, что действующее законодательство не требует заверения верности электронных образов представленных для кадастрового учета документов в специальном порядке - усиленной квалифицированной ЭП органа местного самоуправления или нотариуса, в связи с чем правомерно признал незаконным пункт 1 решения N ФГБУ "ФКП Росреестра" о приостановлении осуществления кадастрового учета.
Ссылка апеллятора на п. 9 Приказа Минэкономразвития РФ N 662 от 08.11.2013 г. несостоятельна, поскольку п. 10 данного Приказа установлено, что документы, подтверждающие согласование проекта межевания земельного участка, представляются в орган кадастрового учета в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной ЭП лица, изготовившего или выдавшего эти документы, или в форме электронного образа бумажного документа, заверенного усиленной квалифицированной ЭП лица, изготовившего или выдавшего эти документы, что было соблюдено заявителем при представлении рассматриваемых документов в орган кадастрового учета.
Иные доводы жалобы о незаконности обжалуемого решения сводятся к изложению правовой позиции ее заявителя по существу дела и к повторению аргументов, проанализированных при рассмотрении дела судом первой инстанции получивших надлежащую правовую оценку, не согласиться с которой оснований не имеется. Заявителем жалобы не представлено надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы изложенные в жалобе не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены при рассмотрении дела, либо опровергали выводы суда первой инстанции, а потому не могут служить основанием для отмены постановленного судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Московского районного суда г. Рязани от 17 сентября 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Рязанской области - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)