Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2015 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Большаковой О.А., судей Бухтояровой Л.В., Наумовой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кочуевой К.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации Петушинского района Владимирской области, Кузьмичевой Нины Валерьевны на решение Арбитражного суда Владимирской области от 16.02.2015 по делу N А11-9858/2014, принятое судьей Романовой В.В.,
по иску главы крестьянского (фермерского) хозяйства Фоминой Ольги Валентиновны (д. Норкино Петушинского района Владимирской области, ОГРНИП 313331626700010) к администрации Петушинского района Владимирской области (г. Петушки Владимирской области, ОГРН 1023301107631), Комитету по управлению имуществом Петушинского района (г. Петушки Владимирской области, ОГРН 1023301107213),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Проектирование окружающей среды" (г. Москва, ОГРН 114774614840), глава крестьянского (фермерского) хозяйства Фомин Александр Евгеньевич (г. Костерево Петушинского района Владимирской области, ОГРНИП 313331622600014),
о признании действий незаконными, обязании заключить договор аренды земельного участка,
при участии представителей: от администрации Петушинского района Владимирской области - Трофимова С.В. по доверенности от 19.02.2015; от Кузьмичевой Н.В. - Старкова Д.В. по доверенности от 04.12.2014 сроком действия два года; от истца - Гунченко И.С. по доверенности от 10.09.2014 сроком действия три года; от Комитета по управлению имуществом Петушинского района - Трофимова С.В. по доверенности от 20.10.2014 N КУИ2710/1901; от иных лиц - не явились, извещены,
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Фомина Ольга Валентиновна (далее - глава КФХ Фомина О.В., истец) обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с иском (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к администрации Петушинского района Владимирской области (далее - Администрация), Комитету по управлению имуществом Петушинского района (далее - Комитет) о признании незаконным отказа Администрации, выраженного в непредоставлении земельного участка с кадастровым номером 33:13:080102:495 площадью 39 906 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, для сельскохозяйственного производства (растениеводства) в аренду сроком на 20 лет; признании незаконными действий администрации Петушинского района, выраженных в размещении информационного сообщения 15.08.2014 на официальном сайте и в газете "Владимирские ведомости" от 15.08.2014 N 158 (5013) о приеме заявлений на предоставление в аренду земельного участка; об обязании Комитета по управлению имуществом Петушинского района заключить договор аренды земельного участка в течение семи дней со дня вступлении решения суда по настоящему делу в законную силу.
Исковые требования основаны на статье 81 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и мотивированы неправомерным отказом Администрации в предоставлении земельного участка на льготных условиях.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Проектирование окружающей среды" (далее - ООО "Проектирование окружающей среды"), глава крестьянского (фермерского) хозяйства Фомин Александр Евгеньевич (далее - глава КФХ Фомин А.Е.), Кузьмичева Нина Валерьевна.
Решением от 16.02.2015 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу решением, Администрация, Кузьмичева Н.В. обратились в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят отменить судебный акт в связи с неполным выяснением имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм материального права.
В обоснование своих доводов заявители жалоб указали, что порядок и правила предоставления земельных участков гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, регламентируются нормами Земельного кодекса Российской Федерации, а также положениями Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". В силу статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ) порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации, а именно в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, что предусматривает публичность предоставления и равный доступ всех заинтересованных лиц к предоставлению земельного участка для ведения КФХ.
Одновременно Администрация обратила внимание суда, что Комитет по управлению имуществом не является собственником спорного земельного участка, неуправомочен на такое распоряжение законом (положением), а также неуполномочен администрацией Петушинского района, в ведении которой находится спорный земельный участок, на заключение договора аренды в отношении спорного земельного участка.
В судебном заседании представители заявителей поддержали доводы апелляционных жалоб.
Представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы Администрации, считает решение суда незаконным и необоснованным.
Представитель истца в судебном заседании указал на законность принятого решения, несостоятельность доводов апелляционных жалоб.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ООО "Проектирование окружающей среды", главы КФХ Фомина А.Е., надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в нем материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 03-04.02.2014 Фомина О.В. обратилась в администрацию Петушинского района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 4 га для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в центральной части квартала 33:13:080102 с северной стороны д. Норкино.
Администрация Петушинского района в письме от 13.02.2014 N КУИ-626/01-19 сообщила Фоминой О.В., что для принятия решения о предоставлении земельного участка ей необходимо указать дополнительные сведения.
Фомина О.В. 25.02.2014 дополнила свое заявление необходимыми сведениями и приложила схему расположения земельного участка с обоснованием размера земельного участка и пояснительной запиской о цели предоставления земельного участка.
17.07.2014 Совет народных депутатов Петушинского района принял решение N 69/8 о согласовании намерений администрации Петушинского района по предоставлению земельных участков на территории муниципального образования "Петушинский район", в пункте 2 списка которого согласовано предоставление спорного земельного участка.
11.08.2014 Фомина О.В. направила в администрацию Петушинского района заявление, в котором указала на необходимость предоставления утвержденной схемы для подготовки межевого плана и постановки испрашиваемого земельного участка на кадастровый учет.
В этот же день постановлением администрации Петушинского района от 11.08.2014 N 1591 была утверждена схема расположения спорного земельного участка, которая была выдана Фоминой О.В. на руки для изготовления межевого плана и постановки земельного участка на кадастровый учет.
05.09.2014 был изготовлен кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 33:13:080102:495 площадью 39 906 кв. м.
25.09.2014 Фомина О.В. обратилась в администрацию Петушинского района с заявлением, в котором просила заключить с ней договор аренды спорного земельного участка (письмо от 25.08.2014).
Однако после утверждения схемы расположения спорного земельного участка Администрация разместила в газете "Владимирские ведомости" от 15.08.2014 за N 158 (5613) и на официальном сайте в сети Интернет информационное сообщение о приеме заявлений на предоставление в аренду без проведения торгов спорного земельного участка в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В ответ на информационное сообщение Администрации от 15.08.2014 о предоставлении в аренду земельного участка 05.09.2014 поступили заявления от ООО "Проектирование окружающей среды" и от главы КФХ Фомина А.Е.
Кроме того, 14.07.2014 в Администрацию поступило заявление Кузьмичевой Н.В., в котором она просила рассмотреть вопрос о присоединении к земельному участку с кадастровым номером 33:13:080102:274, арендуемому ООО "Рождество", около 4000 кв. м с северной стороны д. Норкино.
17.10.2014 Администрация письмом N ООКР-5645/307 ответила на обращение Фоминой О.В. от 25.08.2014, в котором указала, что в отношении спорного земельного участка опубликовано информационное сообщение о предоставлении его в аренду, поступило заявление другого главы крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении данного земельного участка, в связи с чем принято решение о проведении аукциона.
Полагая, что действия администрации Петушинского района, выраженные в отказе в предоставлении земельного участка в порядке статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а также в размещении информационного сообщения о приеме заявок на заключение договора аренды спорного земельного участка являются незаконными и нарушают ее права и законные интересы, Фомина О.В. обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Владимирской области руководствовался следующими нормами материального права, применение которых суд апелляционной инстанции считает правильным.
В части 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации закреплено, что правовое регулирование условий и порядка пользования землей осуществляется федеральным законом.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно статье 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с Земельным кодексом и Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания крестьянского (фермерского) хозяйства и осуществления его деятельности, урегулирован в статье 12 Федерального закона N 74-ФЗ, в силу которой граждане, которые заинтересованы в предоставлении им участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Нормы статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 12 Закона N 74-ФЗ позволяют заключить, что крестьянскому (фермерскому) хозяйству предоставлено право на получение земельного участка непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения на основании порядка, предусмотренного специальным законом.
Положения, регулирующие вопросы предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, закреплены в отдельной главе Закона N 74-ФЗ. Они введены законодателем в целях обеспечения государством надлежащих гарантий (условий) для создания и нормального функционирования крестьянских хозяйств, представляющих собой особую форму хозяйствования, принадлежащую аграрному производству и сельскому укладу жизни.
При этом, в соответствии со статьей 12 Закона N 74-ФЗ глава хозяйства является субъектом, имеющим право на получение земельных участков без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона N 74-ФЗ в целях получения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, расширения такой деятельности главы фермерских хозяйств или зарегистрированные в качестве юридических лиц фермерские хозяйства подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) заявления.
Согласно пункту 3 статьи 12 Закона N 74-ФЗ орган местного самоуправления на основании заявления в течение месяца со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 4 статьи 12 Закона N 74-ФЗ).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для осуществления фермерским хозяйством его деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 настоящей статьи решения (пункт 5 статьи 12 Закона N 74-ФЗ).
Принимая во внимание факт принадлежности заявителя к специальным субъектам (крестьянско-фермерским хозяйствам) и цели, для которых испрашивался в аренду спорный участок, а также учитывая, что на момент обращения главы хозяйства заявлений иных лиц не было, истец имел право на получение в аренду испрашиваемого земельного участка в порядке, установленном статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Заявка Фоминой О.В. была принята уполномоченным органом к рассмотрению в соответствии со статьей 12 Закона N 74-ФЗ. Орган местного самоуправления инициировал начало процедуры предоставления земельного участка Фоминой О.В. в соответствии с нормами Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ (17.07.2014 Советом народных депутатов Петушинского района принято решение N 69/8 о согласовании предоставления земельного участка в аренду сроком на 20 лет для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства; 11.08.2014 администрацией Петушинского района вынесено постановление N 1591 об утверждении схемы расположения земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства; 05.09.2014 земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 33:13:080102:495 с видом разрешенного использования для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного производства (растениеводства)).
Однако в нарушение статьи 12 Закона N 74-ФЗ орган местного самоуправления процедуру предоставления земельного участка Фоминой О.В. не завершил (в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка не принял решение о предоставлении этого земельного участка в аренду заявителю; договор аренды земельного участка для осуществления фермерским хозяйством его деятельности не заключил).
Первый арбитражный апелляционный суд, отклоняя доводы заявителей апелляционных жалоб и соглашаясь с позицией суда первой инстанции, считает, что правовых оснований для опубликования сообщения о приеме заявлений на предоставление в аренду спорного земельного участка не имелось.
Норма статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ является специальной и устанавливает процедуру предоставления земельного участка, отличную от общего порядка предоставления земельного участка, предусмотренного статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, которая не требует обязательной заблаговременной публикации и информации о предоставлении земельного участка. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.11.2013 N 7865/13.
На момент обращения Фоминой О.В. в Администрацию аналогичные заявления от иных заинтересованных лиц не поступали.
Поступившие в Администрацию 05.09.2014 заявления ООО "Проектирование окружающей среды" и главы КФХ Фомина А.Е., а также поступившее 14.07.2014 заявление Кузьмичевой Н.В. не могли служить основанием для публикации администрацией спорного информационного сообщения и для отказа в предоставлении Фоминой О.В. земельного участка на льготных условиях.
ООО "Проектирование окружающей среды", Кузьмичева Н.В. не обладают статусом крестьянского (фермерского) хозяйства, Фомин А.Е. обратился с соответствующим заявлением после истечения срока, установленного законодательством для предоставления Фоминой О.В. спорного земельного участка. Следовательно, Фомина О.В. в рассматриваемом случае имеет преимущество перед другими претендентами на земельный участок.
С учетом изложенного суд обоснованно признал подлежащими удовлетворению требования Фоминой О.В. о признании незаконными отказа администрации Петушинского района Владимирской области, выраженного в непредоставлении спорного земельного участка, и действий администрации Петушинского района, выраженных в размещении информационного сообщения 15.08.2014 на официальном сайте и в газете "Владимирские ведомости" от 15.08.2014 N 158 (5013) о приеме заявлений на предоставление в аренду земельного участка.
Требование Фоминой О.В. об обязании Комитет по управлению имуществом Петушинского района заключить договор аренды сроком на 20 лет земельного участка с кадастровым номером 33:13:080102:495 площадью 39 906 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства для сельскохозяйственного производства (растениеводства) в течение семи дней со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу также правомерно удовлетворены судом.
Все документы и обстоятельства спора, на которые ссылаются заявители в апелляционных жалобах, были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Владимирской области от 16.02.2015 по делу N А11-9858/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации Петушинского района Владимирской области, Кузьмичевой Нины Валерьевны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.05.2015 ПО ДЕЛУ N А11-9858/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 мая 2015 г. по делу N А11-9858/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2015 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Большаковой О.А., судей Бухтояровой Л.В., Наумовой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кочуевой К.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации Петушинского района Владимирской области, Кузьмичевой Нины Валерьевны на решение Арбитражного суда Владимирской области от 16.02.2015 по делу N А11-9858/2014, принятое судьей Романовой В.В.,
по иску главы крестьянского (фермерского) хозяйства Фоминой Ольги Валентиновны (д. Норкино Петушинского района Владимирской области, ОГРНИП 313331626700010) к администрации Петушинского района Владимирской области (г. Петушки Владимирской области, ОГРН 1023301107631), Комитету по управлению имуществом Петушинского района (г. Петушки Владимирской области, ОГРН 1023301107213),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Проектирование окружающей среды" (г. Москва, ОГРН 114774614840), глава крестьянского (фермерского) хозяйства Фомин Александр Евгеньевич (г. Костерево Петушинского района Владимирской области, ОГРНИП 313331622600014),
о признании действий незаконными, обязании заключить договор аренды земельного участка,
при участии представителей: от администрации Петушинского района Владимирской области - Трофимова С.В. по доверенности от 19.02.2015; от Кузьмичевой Н.В. - Старкова Д.В. по доверенности от 04.12.2014 сроком действия два года; от истца - Гунченко И.С. по доверенности от 10.09.2014 сроком действия три года; от Комитета по управлению имуществом Петушинского района - Трофимова С.В. по доверенности от 20.10.2014 N КУИ2710/1901; от иных лиц - не явились, извещены,
установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Фомина Ольга Валентиновна (далее - глава КФХ Фомина О.В., истец) обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с иском (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к администрации Петушинского района Владимирской области (далее - Администрация), Комитету по управлению имуществом Петушинского района (далее - Комитет) о признании незаконным отказа Администрации, выраженного в непредоставлении земельного участка с кадастровым номером 33:13:080102:495 площадью 39 906 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, для сельскохозяйственного производства (растениеводства) в аренду сроком на 20 лет; признании незаконными действий администрации Петушинского района, выраженных в размещении информационного сообщения 15.08.2014 на официальном сайте и в газете "Владимирские ведомости" от 15.08.2014 N 158 (5013) о приеме заявлений на предоставление в аренду земельного участка; об обязании Комитета по управлению имуществом Петушинского района заключить договор аренды земельного участка в течение семи дней со дня вступлении решения суда по настоящему делу в законную силу.
Исковые требования основаны на статье 81 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и мотивированы неправомерным отказом Администрации в предоставлении земельного участка на льготных условиях.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Проектирование окружающей среды" (далее - ООО "Проектирование окружающей среды"), глава крестьянского (фермерского) хозяйства Фомин Александр Евгеньевич (далее - глава КФХ Фомин А.Е.), Кузьмичева Нина Валерьевна.
Решением от 16.02.2015 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу решением, Администрация, Кузьмичева Н.В. обратились в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят отменить судебный акт в связи с неполным выяснением имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм материального права.
В обоснование своих доводов заявители жалоб указали, что порядок и правила предоставления земельных участков гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, регламентируются нормами Земельного кодекса Российской Федерации, а также положениями Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". В силу статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ) порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации, а именно в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, что предусматривает публичность предоставления и равный доступ всех заинтересованных лиц к предоставлению земельного участка для ведения КФХ.
Одновременно Администрация обратила внимание суда, что Комитет по управлению имуществом не является собственником спорного земельного участка, неуправомочен на такое распоряжение законом (положением), а также неуполномочен администрацией Петушинского района, в ведении которой находится спорный земельный участок, на заключение договора аренды в отношении спорного земельного участка.
В судебном заседании представители заявителей поддержали доводы апелляционных жалоб.
Представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы Администрации, считает решение суда незаконным и необоснованным.
Представитель истца в судебном заседании указал на законность принятого решения, несостоятельность доводов апелляционных жалоб.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ООО "Проектирование окружающей среды", главы КФХ Фомина А.Е., надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в нем материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 03-04.02.2014 Фомина О.В. обратилась в администрацию Петушинского района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 4 га для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в центральной части квартала 33:13:080102 с северной стороны д. Норкино.
Администрация Петушинского района в письме от 13.02.2014 N КУИ-626/01-19 сообщила Фоминой О.В., что для принятия решения о предоставлении земельного участка ей необходимо указать дополнительные сведения.
Фомина О.В. 25.02.2014 дополнила свое заявление необходимыми сведениями и приложила схему расположения земельного участка с обоснованием размера земельного участка и пояснительной запиской о цели предоставления земельного участка.
17.07.2014 Совет народных депутатов Петушинского района принял решение N 69/8 о согласовании намерений администрации Петушинского района по предоставлению земельных участков на территории муниципального образования "Петушинский район", в пункте 2 списка которого согласовано предоставление спорного земельного участка.
11.08.2014 Фомина О.В. направила в администрацию Петушинского района заявление, в котором указала на необходимость предоставления утвержденной схемы для подготовки межевого плана и постановки испрашиваемого земельного участка на кадастровый учет.
В этот же день постановлением администрации Петушинского района от 11.08.2014 N 1591 была утверждена схема расположения спорного земельного участка, которая была выдана Фоминой О.В. на руки для изготовления межевого плана и постановки земельного участка на кадастровый учет.
05.09.2014 был изготовлен кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 33:13:080102:495 площадью 39 906 кв. м.
25.09.2014 Фомина О.В. обратилась в администрацию Петушинского района с заявлением, в котором просила заключить с ней договор аренды спорного земельного участка (письмо от 25.08.2014).
Однако после утверждения схемы расположения спорного земельного участка Администрация разместила в газете "Владимирские ведомости" от 15.08.2014 за N 158 (5613) и на официальном сайте в сети Интернет информационное сообщение о приеме заявлений на предоставление в аренду без проведения торгов спорного земельного участка в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В ответ на информационное сообщение Администрации от 15.08.2014 о предоставлении в аренду земельного участка 05.09.2014 поступили заявления от ООО "Проектирование окружающей среды" и от главы КФХ Фомина А.Е.
Кроме того, 14.07.2014 в Администрацию поступило заявление Кузьмичевой Н.В., в котором она просила рассмотреть вопрос о присоединении к земельному участку с кадастровым номером 33:13:080102:274, арендуемому ООО "Рождество", около 4000 кв. м с северной стороны д. Норкино.
17.10.2014 Администрация письмом N ООКР-5645/307 ответила на обращение Фоминой О.В. от 25.08.2014, в котором указала, что в отношении спорного земельного участка опубликовано информационное сообщение о предоставлении его в аренду, поступило заявление другого главы крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении данного земельного участка, в связи с чем принято решение о проведении аукциона.
Полагая, что действия администрации Петушинского района, выраженные в отказе в предоставлении земельного участка в порядке статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а также в размещении информационного сообщения о приеме заявок на заключение договора аренды спорного земельного участка являются незаконными и нарушают ее права и законные интересы, Фомина О.В. обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Владимирской области руководствовался следующими нормами материального права, применение которых суд апелляционной инстанции считает правильным.
В части 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации закреплено, что правовое регулирование условий и порядка пользования землей осуществляется федеральным законом.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно статье 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с Земельным кодексом и Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания крестьянского (фермерского) хозяйства и осуществления его деятельности, урегулирован в статье 12 Федерального закона N 74-ФЗ, в силу которой граждане, которые заинтересованы в предоставлении им участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Нормы статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 12 Закона N 74-ФЗ позволяют заключить, что крестьянскому (фермерскому) хозяйству предоставлено право на получение земельного участка непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения на основании порядка, предусмотренного специальным законом.
Положения, регулирующие вопросы предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, закреплены в отдельной главе Закона N 74-ФЗ. Они введены законодателем в целях обеспечения государством надлежащих гарантий (условий) для создания и нормального функционирования крестьянских хозяйств, представляющих собой особую форму хозяйствования, принадлежащую аграрному производству и сельскому укладу жизни.
При этом, в соответствии со статьей 12 Закона N 74-ФЗ глава хозяйства является субъектом, имеющим право на получение земельных участков без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона N 74-ФЗ в целях получения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, расширения такой деятельности главы фермерских хозяйств или зарегистрированные в качестве юридических лиц фермерские хозяйства подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) заявления.
Согласно пункту 3 статьи 12 Закона N 74-ФЗ орган местного самоуправления на основании заявления в течение месяца со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 4 статьи 12 Закона N 74-ФЗ).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для осуществления фермерским хозяйством его деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 настоящей статьи решения (пункт 5 статьи 12 Закона N 74-ФЗ).
Принимая во внимание факт принадлежности заявителя к специальным субъектам (крестьянско-фермерским хозяйствам) и цели, для которых испрашивался в аренду спорный участок, а также учитывая, что на момент обращения главы хозяйства заявлений иных лиц не было, истец имел право на получение в аренду испрашиваемого земельного участка в порядке, установленном статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Заявка Фоминой О.В. была принята уполномоченным органом к рассмотрению в соответствии со статьей 12 Закона N 74-ФЗ. Орган местного самоуправления инициировал начало процедуры предоставления земельного участка Фоминой О.В. в соответствии с нормами Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ (17.07.2014 Советом народных депутатов Петушинского района принято решение N 69/8 о согласовании предоставления земельного участка в аренду сроком на 20 лет для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства; 11.08.2014 администрацией Петушинского района вынесено постановление N 1591 об утверждении схемы расположения земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства; 05.09.2014 земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 33:13:080102:495 с видом разрешенного использования для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного производства (растениеводства)).
Однако в нарушение статьи 12 Закона N 74-ФЗ орган местного самоуправления процедуру предоставления земельного участка Фоминой О.В. не завершил (в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка не принял решение о предоставлении этого земельного участка в аренду заявителю; договор аренды земельного участка для осуществления фермерским хозяйством его деятельности не заключил).
Первый арбитражный апелляционный суд, отклоняя доводы заявителей апелляционных жалоб и соглашаясь с позицией суда первой инстанции, считает, что правовых оснований для опубликования сообщения о приеме заявлений на предоставление в аренду спорного земельного участка не имелось.
Норма статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ является специальной и устанавливает процедуру предоставления земельного участка, отличную от общего порядка предоставления земельного участка, предусмотренного статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, которая не требует обязательной заблаговременной публикации и информации о предоставлении земельного участка. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.11.2013 N 7865/13.
На момент обращения Фоминой О.В. в Администрацию аналогичные заявления от иных заинтересованных лиц не поступали.
Поступившие в Администрацию 05.09.2014 заявления ООО "Проектирование окружающей среды" и главы КФХ Фомина А.Е., а также поступившее 14.07.2014 заявление Кузьмичевой Н.В. не могли служить основанием для публикации администрацией спорного информационного сообщения и для отказа в предоставлении Фоминой О.В. земельного участка на льготных условиях.
ООО "Проектирование окружающей среды", Кузьмичева Н.В. не обладают статусом крестьянского (фермерского) хозяйства, Фомин А.Е. обратился с соответствующим заявлением после истечения срока, установленного законодательством для предоставления Фоминой О.В. спорного земельного участка. Следовательно, Фомина О.В. в рассматриваемом случае имеет преимущество перед другими претендентами на земельный участок.
С учетом изложенного суд обоснованно признал подлежащими удовлетворению требования Фоминой О.В. о признании незаконными отказа администрации Петушинского района Владимирской области, выраженного в непредоставлении спорного земельного участка, и действий администрации Петушинского района, выраженных в размещении информационного сообщения 15.08.2014 на официальном сайте и в газете "Владимирские ведомости" от 15.08.2014 N 158 (5013) о приеме заявлений на предоставление в аренду земельного участка.
Требование Фоминой О.В. об обязании Комитет по управлению имуществом Петушинского района заключить договор аренды сроком на 20 лет земельного участка с кадастровым номером 33:13:080102:495 площадью 39 906 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства для сельскохозяйственного производства (растениеводства) в течение семи дней со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу также правомерно удовлетворены судом.
Все документы и обстоятельства спора, на которые ссылаются заявители в апелляционных жалобах, были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 16.02.2015 по делу N А11-9858/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации Петушинского района Владимирской области, Кузьмичевой Нины Валерьевны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
О.А.БОЛЬШАКОВА
О.А.БОЛЬШАКОВА
Судьи
Л.В.БУХТОЯРОВА
Е.Н.НАУМОВА
Л.В.БУХТОЯРОВА
Е.Н.НАУМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)