Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 23.12.2014 ПО ДЕЛУ N А33-44/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2014 г. по делу N А33-44/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 23 декабря 2014 года
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Скубаева А.И.,
судей: Бурковой О.Н., Первушиной М.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шадчиной Е.А., при участии представителей Министерства финансов Российской Федерации Медяника Егора Юрьевича (доверенность от 17.01.2013), открытого акционерного общества "Богучанская ГЭС" Александрова Андрея Александровича (доверенность от 17.03.2014) и Гиниборг Ольги Викторовны (доверенность от 17.03.2014), индивидуального предпринимателя Марковского Ивана Дмитриевича - Корневой Кристины Олеговны (доверенность от 14.02.2013),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, Марковского Ивана Дмитриевича на решение Арбитражного суда Красноярского края от 5 мая 2014 года по делу N А33-44/2013, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Ермакова И.И.; суд апелляционной инстанции: (Радзиховская В.В., Бабенко А.Н., Петровская О.В.),

установил:

гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющий статус индивидуального предпринимателя, Марковский Иван Дмитриевич (далее - индивидуальный предприниматель Марковский И.Д., ИНН 242000249610, ОГРНИП 304242031400030, г. Кодинск) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Российской Федерации, администрации Кежемского района Красноярского края (далее - администрация), открытого акционерного общества "Богучанская ГЭС" (далее - ОАО "Богучанская ГЭС"), выразившегося в несовершении действий по изъятию земельных участков путем выкупа, обязании издать ненормативный правовой акт (решение) об изъятии у заявителя земельных участков, обязании заключить соглашение с заявителем о выкупе земельных участков по цене, указанной в отчете об оценке по состоянию на 04.08.2012.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 20 марта 2013 года произведена замена ответчиков - администрации Кежемского района Красноярского края и ОАО "Богучанская ГЭС" на надлежащего - Правительство Красноярского края. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены государственное казенное учреждение "Дирекция по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС", администрация Кежемского района Красноярского края.
Ходатайство индивидуального предпринимателя Марковского И.Д. о замене ненадлежащего ответчика - Правительства Красноярского края на надлежащего ответчика - Министерство Финансов Российской Федерации удовлетворено судом на основании части 1 статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом удовлетворено ходатайство индивидуального предпринимателя Марковского И.Д. об изменении требований, об обязании Министерства Финансов Российской Федерации выплатить индивидуальному предпринимателя Марковскому И.Д. компенсацию за утраченное имущество и два земельных участка, затопленных в результате ввода в эксплуатацию Богучанской ГЭС в размере 4 722 390 рублей.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 23 августа 2013 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Красноярского края. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство экономики и регионального развития Красноярского края и министерство строительства и архитектуры Красноярского края.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 17 сентября 2013 года удовлетворено ходатайство истца о привлечении к участию в деле в качестве соответчика ОАО "Богучанская ГЭС", в соответствии с частью 5 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истцом заявлено об отказе от требований к Правительству Российской Федерации (в письменном ходатайстве от 17.09.2013).
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 30 сентября 2013 года производство по настоящему делу в части иска к Правительству Российской Федерации прекращено, в связи с отказом истца от иска в данной части.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 11 ноября 2013 года удовлетворено ходатайство истца об уточнении исковых требований. Истец просит взыскать с ответчика - ОАО "Богучанская ГЭС" 4 124 940 рублей убытков, образовавшихся в результате утраты 14 затопленных объектов недвижимого имущества (за исключением земельных участков) Марковского И.Д.; взыскать с ответчика - Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации 597 450 рублей убытков, образовавшихся в результате утраты двух земельных участков в зоне затопления Богучанской ГЭС.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 13 ноября 2013 года производство по настоящему делу в части требований истца к Правительству Красноярского края прекращено.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 05 мая 2014 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2014 года иск индивидуального предпринимателя Марковского И.Д. к Министерству финансов Российской Федерации удовлетворен. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу индивидуального предпринимателя Марковского Ивана Дмитриевича взыскано 597 450 рублей убытков. В удовлетворении иска индивидуального предпринимателя Марковского Ивана Дмитриевича к ОАО "Богучанская ГЭС" отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство финансов Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, в удовлетворении исковых требований отказать.
Заявитель кассационной жалобы просит проверить законность обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе приводит доводы о несогласии с выводами судов двух инстанций о наличии у Министерства финансов Российской Федерации обязанности возместить истцу убытки, образовавшихся в результате утраты двух земельных участков в зоне затопления Богучанской ГЭС. Считает, что суды не учли пояснений ответчика относительно отсутствия предусмотренных статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации условий деликтного правонарушения в действиях должностных лиц Министерства финансов Российской Федерации; судами не исследовался вопрос о вине причинителя вреда; ссылается на то, что судами при рассмотрении дела был сделан вывод о незаконном бездействии Российской Федерации, однако, при этом, не были установлены конкретный государственный орган, на котором лежит обязанность по совершению юридически-значимых действий в отношении истца, должностное лицо данного органа.
В отзывах индивидуальный предприниматель Марковский И.Д. и ОАО "Богучанская ГЭС" указывают на необоснованность доводов кассационной жалобы, просят в ее удовлетворении отказать.
Явившиеся в судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои доводы и возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, министерство строительства и архитектуры Красноярского края заявило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, индивидуальному предпринимателю Марковскому И.Д. на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества:
- - земельный участок категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование для сельскохозяйственного производства, общая площадь 39500 кв. м, адрес объекта местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, почтовый адрес ориентира: Россия, Красноярский край, Кежемский район, с. Кежма, ул. Юбилейная, д. 46а, кадастровый номер 24:20:0200001:485 (свидетельство о государственной регистрации права от 11.01.2011 серии 24 ЕИ N 786797; выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N 01/065/2013-359);
- - земельный участок категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование для сельскохозяйственного производства, общая площадь 1500 кв. м, адрес объекта местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, почтовый адрес ориентира: Россия, Красноярский край, Кежемский район, с. Кежма, ул. Терешковой, д. 22, кадастровый номер 24:20:0200001:486 (свидетельство о государственной регистрации права от 06.08.2010 серии 24 ЕИ N 698794; выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N 01/065/2013-355);
- - нежилое здание общей площадью 105,7 кв. м по адресу: Россия, Красноярский край, Кежемский р-н, с. Кежма, ул. Юбилейная, 46а, кадастровый номер 24-24-17/001/2010-028 (свидетельство о государственной регистрации права от 20.01.2010 серии 24 ЕИ N 520455, выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N 01/065/2013-364);
- - нежилое здание общей площадью 365 кв. м по адресу: Россия, Красноярский край, Кежемский р-н, с. Кежма, ул. Юбилейная, 46а, кадастровый номер 24-24-17/001/2010-025 (свидетельство о государственной регистрации права от 20.01.2010 серии 24 ЕИ N 520456, выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N 01/065/2013-357);
- - нежилое здание общей площадью 497,4 кв. м по адресу: Россия, Красноярский край, Кежемский р-н, с. Кежма, ул. Терешковой, 22, кадастровый номер 24:20:000000:02985 (свидетельство о государственной регистрации права от 10.02.2003 серии 24 ВП N 00861, выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N 01/065/2013-349);
- - сооружение общей площадью 295, 6 кв. м по адресу: Россия, Красноярский край, Кежемский р-н, с. Кежма, ул. Юбилейная, 46а, кадастровый номер 24:20:000000:02984.1 (свидетельство о государственной регистрации права от 10.02.2003 серии 24 ВП N 00860, выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N 01/065/2013-356);
- - сооружение общей площадью 969,9 кв. м по адресу: Россия, Красноярский край, Кежемский р-н, с. Кежма, ул. Юбилейная, 46а, кадастровый номер 24:20:000000:02984.10 (свидетельство о государственной регистрации права от 10.02.2003 серии 24 ВП N 00859, выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N 01/065/2013-347);
- - сооружение общей протяженностью 0,57 км по адресу: Россия, Красноярский край, Кежемский р-н, с. Кежма, ул. Юбилейная, 46а, кадастровый номер 24:20:000000:02984.9 (свидетельство о государственной регистрации права от 10.02.2003 серии 24 ВП N 00858, выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N 01/065/2013-345);
- - нежилое здание общей площадью 22.00 кв. м по адресу: Россия, Красноярский край, Кежемский р-н, с. Кежма, ул. Юбилейная, 46а, кадастровый номер 24:20:000000:02984.8 (свидетельство о государственной регистрации права от 10.02.2003 серии 24 ВП N 00857, выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N 01/065/2013-352);
- - нежилое здание общей площадью 24.00 кв. м по адресу: Россия, Красноярский край, Кежемский р-н, с. Кежма, ул. Юбилейная, 46а, кадастровый номер 24:20:000000:02984.7 (свидетельство о государственной регистрации права от 10.02.2003 серии 24 ВП N 00856, выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N 01/065/2013-346);
- - нежилое здание общей площадью 11,9 кв. м по адресу: Россия, Красноярский край, Кежемский р-н, с. Кежма, ул. Юбилейная, 46а, кадастровый номер 24:20:000000:02984.6 (свидетельство о государственной регистрации права от 10.02.2003 серии 24 ВП N 00855, выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N 01/065/2013-362);
- - нежилое здание общей площадью 108,9 кв. м по адресу: Россия, Красноярский край, Кежемский р-н, с. Кежма, ул. Юбилейная, 46а, кадастровый номер 24:20:000000:02984.5 (свидетельство о государственной регистрации права от 10.02.2003 серии 24 ВП N 00854, выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N 01/065/2013-348);
- - нежилое здание общей площадью 194,6 кв. м по адресу: Россия, Красноярский край, Кежемский р-н, с. Кежма, ул. Юбилейная, 46а, кадастровый номер 24:20:000000:02984.4 (свидетельство о государственной регистрации права от 10.02.2003 серии 24 ВП N 00853, выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N 01/065/2013-354);
- - нежилое здание общей площадью 8,3 кв. м по адресу: Россия, Красноярский край, Кежемский р-н, с. Кежма, ул. Юбилейная 46а, кадастровый номер 24:20:000000:02984.3 (свидетельство о государственной регистрации права от 10.02.2003 серии 24 ВП N 00852, выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N 01/065/2013-339);
- - нежилое здание общей площадью 14,4 кв. м по адресу: Россия, Красноярский край, Кежемский р-н, с. Кежма, ул. Юбилейная, 46а, кадастровый номер 24:20:000000:02984.2 (свидетельство о государственной регистрации права от 10.02.2003 серии 24 ВП N 00851, выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N 01/065/2013-344);
- - нежилое здание общей площадью 441,8 кв. м по адресу: Россия, Красноярский край, Кежемский р-н, с. Кежма, ул. Юбилейная, 46а, кадастровый номер 24:20:000000:02984.1 (свидетельство о государственной регистрации права от 10.02.2003 серии 24 ВП N 00849, выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N 01/065/2013-353).
Согласно отчету ООО "Центр независимой оценки" N 271/2012 от 08.08.2012 "Об оценке недвижимого имущества (16 наименований), принадлежащего Марковскому Ивану Дмитриевичу", представленного истцом, общая рыночная стоимость объектов оценки составила 4 722 390 рублей, с учетом НДС, из них: стоимость нежилых зданий составила 4 124 940 рублей; стоимость земельных участков составила 597 450 рублей.
Ссылаясь на то, что в результате действий ответчиков по перекрытию донных отверстий и затоплению принадлежащего ему имущества причинены убытки, истец обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском о взыскании с ответчика - ОАО "Богучанская ГЭС" 4 124 940 рублей убытков, образовавшихся в результате утраты 14 затопленных объектов недвижимого имущества (за исключением земельных участков) Марковского И.Д.; взыскании с ответчика - Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации 597 450 рублей убытков, образовавшихся в результате утраты двух земельных участков в зоне затопления Богучанской ГЭС.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Красноярского края и Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзывах на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд является предметом регулирования федерального законодательства (земельного и гражданского). Полномочия по изъятию земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлены статьями 9, 10, 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд урегулировано нормами Гражданского (статьи 279 - 283) и Земельного (статьи 49, 55, 57, 63) кодексов Российской Федерации.
Статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, в том числе связанных с размещением объектов федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения. Условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд устанавливаются статьей 55 настоящего Кодекса.
Статьей 55 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 настоящего Кодекса. Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда. Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
Пунктом 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Согласно пункту 2 названной статьи решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты (пункт 4 названной статьи).
В соответствии с пунктом 1 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
Как следует из пункта 2 названной статьи при определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Статьей 283 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в пункте 3 статьи 279 настоящего Кодекса.
Принимая во внимание указанные положения норм права, суды правомерно указали, что передача в собственность Российской Федерации спорного земельного участка возможна либо путем выкупа после достижения согласия с собственником о выкупной цене, либо путем выкупа по решению суда в соответствии со статьей 282 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с требованиями пункта 3 названной статьи возмещение убытков осуществляется за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшение качества земель.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N 262 утверждены Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц.
Учитывая изложенное, суды обоснованно указали, что издание уполномоченным органом решения об изъятии земельного участка является первым этапом в процессе изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты, за исключением таких, как пруд или обводненный карьер, расположенный в границах принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу или юридическому лицу земельного участка, находятся в собственности Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 2054-р утвержден перечень водоемов, которые расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, в число которых вошло Богучанское водохранилище. Следовательно, правильным является вывод судов о том, что Богучанское водохранилище относится к объектам федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которым относятся к компетенции федерального органа исполнительной власти, а значит, в соответствии пунктом 2 статьи 279 Гражданского кодекса Российской, решение об изъятии земельного участка у собственника путем выкупа для создания Богучанской ГЭС принимает федеральный орган исполнительной власти.
Как установлено судами, федеральный орган исполнительной власти в установленном порядке решение об изъятии у индивидуального предпринимателя Марковского И.Д. земельных участков с кадастровым номером 24:20:0200001:485 и с кадастровым номером 24:20:0200001:486 не принимал, в установленном порядке Марковского И.Д. об изъятии земельного участка не уведомлял.
В материалы дела не представлено доказательств наличия в ЕГРП сведений о государственной регистрации решения уполномоченного органа исполнительной власти Российской Федерации об изъятии земельных участков.
В силу статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относится, в том числе резервирование земель, изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для нужд Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени соответствующей казны выступают соответствующие финансовые органы, если согласно пункту 3 статьи 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности; выплата средств по исполнительным листам производится за счет казны Российской Федерации из средств федерального бюджета, выделенных федеральным органам исполнительной власти как главным распорядителям средств федерального бюджета.
Казна Российской Федерации входит в структуру Министерства финансов Российской Федерации.
Обязанность Российской Федерации по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом изъятия земель, определенным в Земельном кодексе Российской Федерации лицам, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
Суды сделали правомерный вывод о том, что министерство экономики и регионального развития Красноярского края в соответствии со своим Положением, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 27.08.2009 N 55-п, не уполномочено принимать решения об изъятии земельных участков для нужд Российской Федерации и принимать решения о компенсации причиненных этим убытков.
Установив, что земельные участки, принадлежащие предпринимателю на праве собственности, фактически изъяты из законного владения без предоставления равноценной компенсации, в настоящее время на указанных участках расположено Богучанское водохранилище, а также учитывая, что причинение истцу расходов связано с бездействием Российской Федерации в лице федерального органа исполнительной власти, выразившемся в невыделении денежных средств на возмещение расходов по изъятию, выкупу земельных участков в зоне Богучанского водохранилища, являющегося объектом федеральной собственности, суды обоснованно удовлетворили исковые требования индивидуальному предпринимателю Марковскому И.Д. к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, взыскав убытки в размере 597 450 рублей стоимости земельных участков.
Доводы Министерства финансов Российской Федерации о том, что к затоплению объектов истца привели действия ОАО "Богучанская ГЭС" по закрытию донных отверстий, не оценившего возможность выполнения указанных работ без нарушения законов, охраняющих право частной собственности, судами правомерно не были приняты во внимание, поскольку резервирование земель, изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для нужд Российской Федерации относится согласно статье 9 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям Российской Федерации. Наделение федерального органа полномочиями по распоряжению Богучанским водохранилищем, а также создание учреждения, финансируемого из средств федерального бюджета для реализации мероприятий по охране Богучанского водохранилища подтверждает право собственности Российской Федерации на указанный объект. Российской Федерацией не были своевременно приняты решения об изъятии объектов недвижимого имущества истца, в связи с чем на Российскую Федерацию должна быть возложена ответственность за незаконное бездействие соответствующих ее органов по изъятию и выкупу земельных участков и других объектов недвижимого имущества.
В связи с чем, доводы заявителя кассационной жалобы о том, что суды не учли пояснений ответчика относительно отсутствия предусмотренных статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации условий деликтного правонарушения в действиях должностных лиц Министерства финансов Российской Федерации; судами не исследовался вопрос о вине причинителя вреда, а также ссылки на то, что судами при рассмотрении дела был сделан вывод о незаконном бездействии Российской Федерации, однако, при этом, не были установлены конкретный государственный орган, на котором лежит обязанность по совершению юридически-значимых действий в отношении истца, должностное лицо данного органа, не принимаются арбитражным судом округа как несостоятельные. Как указано выше Богучанское водохранилище относится к объектам федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которым относятся к компетенции федерального органа исполнительной власти.
Доводы заявителя кассационной жалобы по существу направлены на переоценку исследованных судами доказательств, что не соответствует целям и задачам кассационного судопроизводства (глава 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обстоятельства данного спора и представленные доказательства были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили правильную правовую оценку. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 5 мая 2014 года по делу N А33-44/2013, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
А.И.СКУБАЕВ

Судьи
О.Н.БУРКОВА
М.А.ПЕРВУШИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)