Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.01.2015 N 17АП-16199/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А50-14728/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 января 2015 г. N 17АП-16199/2014-ГК

Дело N А50-14728/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 января 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.Л.Паньковой,
судей В.М.Цодиковича, Е.О.Гладких,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пестовой О.В.,
при участии:
от заявителя - индивидуального предпринимателя Лебедева Евгения Генриховича: не явились,
от заинтересованного лица - Департамента земельных отношений администрации города Перми: не явились,
от третьих лиц: 1. Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми: не явились,
2. Управления внешнего благоустройства администрации города Перми: не явились,
3. Администрации Орджоникидзевского района города Перми: не явились,
4. ЗАО "Газпром газораспределение Пермь": не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя,
индивидуального предпринимателя Лебедева Евгения Генриховича,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 13 октября 2014 года
по делу N А50-14728/2014,
принятое судьей Р.В.Трубиным,
по заявлению индивидуального предпринимателя Лебедева Евгения Генриховича (ОГРНИП 304590630900251, ИНН 590600604291)
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми
третьи лица: Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми, Управление внешнего благоустройства администрации города Перми, Администрация Орджоникидзевского района города Перми, закрытое акционерное общество "Газпром газораспределение Пермь" (ОГРН 1025900512670, ИНН 5902183841)
о признании незаконным решения,

установил:

Индивидуальный предприниматель Лебедев Евгений Генрихович обратился в Арбитражный суд Пермского края с требованием о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации города Перми, изложенного в письме N И-21-01-09-9158 от 27.05.2014, как противоречащего ст. 30, 31 Земельного кодекса РФ, о возложении на Департамент земельных отношений администрации города Перми обязанности рассмотреть заявление индивидуального предпринимателя Лебедева Евгения Генриховича, а также совершить действия, предусмотренные ст. 30, 31 ЗК РФ.
Определениями от 04.08.2014 и от 08.09.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми, Управление внешнего благоустройства администрации города Перми, Администрация Орджоникидзевского района города Перми, ЗАО "Газпром газораспределение Пермь".
Решением суда от 13.10.2014 в удовлетворении заявления отказано.
Заявитель с решением суда от 13.10.2014 не согласен, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. По мнению заявителя апелляционной жалобы, у арбитражного суда не было оснований для вывода о наложении испрашиваемого земельного участка на земельный участок, обремененный правами третьих лиц. Договор аренды с ЗАО "Газпром газораспределение Пермь" в материалах дела отсутствует. На момент подачи заявления в Департамент п. 4.2 Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г. Перми, предусматривающий возможность выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта, еще действовал, так как решение Пермской городской Думы, признавшее его утратившим силу, еще не было опубликовано.
Заявитель представителя в судебное заседание не направил.
Заинтересованное лицо представителя в судебное заседание не направило, представило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя, в котором также указало на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Третьи лица представителей в судебное заседание не направили, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 06.02.2014 индивидуальный предприниматель Лебедев Евгений Генрихович обратился в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о выборе земельного участка под строительство детского сада, общей площадью 4 935 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Черняховского, 53а.
Письмом N И-21-01-09-9158 от 27.05.2014 Департамент земельных отношений администрации города Перми сообщил предпринимателю об отказе в оформлении акта о выборе земельного участка для строительства.
Причиной отказа послужило то обстоятельство, что земельный участок частично расположен на территории общего пользования, земельный участок расположен на местном проезде, которым пользуется неограниченный круг лиц, земельный участок частично расположен на земельном участке, предоставленном ЗАО "Газпром газораспределение Пермь" для строительства газопровода.
Не согласившись с указанным решением Департамента, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, правомерно исходил из нижеследующего.
В соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность или аренду.
Порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов установлен ст. 31 ЗК РФ.
Согласно п. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В заявлении о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
В силу п. 2 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 ЗК РФ).
Решением Пермской городской Думы N 315 от 28.10.2008 утверждено Положение о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми (далее также Положение), которое определяет единые на территории города Перми условия предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на определенном виде права для целей, связанных со строительством, а также под существующие объекты капитального строительства и объекты, связанные с их обслуживанием (п. 1.2 Положения).
В соответствии с п. 4.2 Положения предварительное согласование места размещения объекта осуществляется, в том числе, для строительства объектов социально-культурного назначения (объекты образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и массового спорта), имеющих общественное значение для городского округа.
Целевое использование испрашиваемого земельного участка (строительство детского сада) соответствует указанному в п. 4.2 Положения перечню.
В силу п. 2.6 Положения по процедуре предварительного согласования места размещения объекта предоставление земельного участка невозможно, если испрашиваемый земельный участок полностью либо частично обременен правами третьих лиц; в отношении испрашиваемого земельного участка либо его части выдан акт о выборе земельного участка; испрашиваемый земельный участок либо его часть не учитывают местоположение застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии; испрашиваемый земельный участок либо его часть не учитывают местоположения границ земельного участка, в отношении которого принято решение о формировании земельного участка на торги; испрашиваемый земельный участок либо его часть не учитывают местоположения границ земельного участка, в отношении которого утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории либо сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости; имеются установленные в соответствии с законодательством, а также техническими регламентами ограничения или запреты, не позволяющие использовать испрашиваемый земельный участок для заявленных целей; в отношении территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, принято решение о подготовке документации по планировке территории и т.д.
Постановлением Администрации г. Перми от 12.11.2009 N 857 утвержден Регламент взаимодействия Департамента земельных отношений администрации города Перми с функциональными и территориальными органами администрации города Перми при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов (далее также Регламент).
Пунктом 3.1.2 Регламента предусмотрено, что при рассмотрении заявлений о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объектов необходимо получение заключений от следующих функциональных органов: управления по экологии и природопользованию администрации города Перми, департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми, управления внешнего благоустройства администрации города Перми, территориального органа администрации города Перми, на территории которого находится место размещения объекта, указанного в заявлении.
Согласно п. 4.2 Регламента по результатам рассмотрения поступивших заключений Департамент в течение 5 календарных дней оформляет акт о выборе земельного участка по форме согласно приложению N 5 к Регламенту и выдает его заявителю для проведения согласования или подготавливает ответ об отказе в предварительном согласовании места размещения и направляет его заявителю.
Ответ об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта подготавливается при невозможности размещения объекта согласно заключениям функциональных органов и территориального органа, на территории которого находится земельный участок.
Как указывалось ранее, основанием для отказа в согласовании схемы явилось то, что испрашиваемый земельный участок частично расположен на земельном участке, предоставленном ЗАО "Газпром газораспределение Пермь" для строительства газопровода, на основании распоряжения N 287 от 11.02.2014.
Доводы заявителя о том, что данный факт не подтверждается материалами дела, так как не представлен договор аренды земельного участка, апелляционным судом не принимается во внимание, поскольку при рассмотрении дела в суде первой инстанции заявителем данный факт не оспаривался. Кроме того, в материалах дела имеется выкопировка из муниципального реестра земель с указанием границы земельного участка, предоставленного ЗАО "Газпром" (л.д. 40).
Как верно указано судом первой инстанции, согласно заключению Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми испрашиваемый земельный участок площадью частично находится на территории общего пользования, обозначенной красными линиями согласно утвержденного проекта планировки (в части установления красных линий) и проекта межевания территории, утвержденный Постановлением администрации города Перми от 07.07.2011 N 342.
Кроме того, Управление внешнего благоустройства администрации города Перми в заключении от 18.02.2014 N 2575 указало на невозможность размещения объекта на испрашиваемом земельном участке, поскольку участок перекрывает местный проезд к зданиям N 53, 55 по ул. Г. Черняховского.
В заключении территориального органа администрации города Перми от 19.02.2014 N 27 также указано на невозможность размещения объекта на испрашиваемом земельном участке в связи с тем, что данный земельный участок находится в территориальной зоне Ж-1 (зона многоэтажной жилой застройки 4 этажа и выше), земельный участок можно сформировать и выставить на торги под многоэтажное строительство.
Также следует отметить, что, как верно установлено судом первой инстанции, п. 4.2 названного Положения утратил силу в связи с принятием решения Пермской городской Думы от 28.01.2014, которое опубликовано в "Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь", N 7, 07.02.2014.
Следовательно, на момент принятия Департаментом земельных отношений администрации города Перми оспариваемого решения от 27 мая 2014 года отсутствовали основания для принятия положительного решения по заявлению предпринимателя.
Суд апелляционной инстанции считает, что заявителем в порядке ст. 65 и 200 АПК РФ не представлено совокупности доказательств для признания ненормативного правового акта недействительным.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оспариваемое решение является правомерным, не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 71 АПК РФ и не могут являться основанием для отмены судебного акта.
Каких-либо доводов, которые явились бы основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации явились бы основанием для отмены либо изменения судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены либо изменения решения суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее заявителя в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 13.10.2014 по делу N А50-14728/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий
Г.Л.ПАНЬКОВА

Судьи
В.М.ЦОДИКОВИЧ
Е.О.ГЛАДКИХ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)