Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мещерина А.И., судей Епифанова В.Е. и Сидоровой И.В., в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Бекас" (ИНН 2317039057, ОГРН 1042309868105), заинтересованного лица - администрации города Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.01.2014 (судья Тарасенко А.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014 (судьи Сулименко О.А., Ефимова О.Ю., Смотрова Н.Н.) по делу N А32-34069/2013, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Бекас" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации города Сочи (далее - администрация), в котором просило:
- - признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении обществу в долгосрочную аренду земельного участка площадью 5467 кв. м (кадастровый номер 23:49:0402035:1238), расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Энергетиков, 2, необходимого для эксплуатации и размещения строений (литеры А, Г, Г1, Г3, Г4), принадлежащих заявителю на праве собственности;
- - возложить на администрацию обязанность принять решение о предоставлении обществу в долгосрочную аренду испрашиваемого земельного участка.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.01.2014, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014, требования общества удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие администрации, выразившееся в уклонении от направления в адрес общества письменного ответа на обращение о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402035:1238, как противоречащее статье 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). На заинтересованное лицо возложена обязанность в течение 10 рабочих дней с даты вступления в законную силу решения направить в адрес общества письменный ответ на обращение о предоставлении в аренду земельного участка. Суды пришли к выводу о том, что в нарушение требований статьи 36 Земельного кодекса заявление общества о предоставлении земельного участка в аренду не рассмотрено администрацией в установленные сроки. Документы, подтверждающие техническое состояние объектов недвижимости, расположенных на участке, не могут быть истребованы у общества (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса). В удовлетворении остальных требований заявителя отказано, так как по существу обращение о предоставлении участка администрация не рассмотрела.
В кассационной жалобе администрация, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции. Заинтересованное лицо указывает, что к обращению общества не были приобщены документы, подтверждающие техническое состояние объектов, принадлежащих заявителю на праве собственности. Заявитель также не доказал, что оспариваемое бездействие нарушает его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество является собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Энергетиков, 2 (л. д. 33-37).
Суды установили, что названные объекты находятся на земельном участке площадью 5467 кв. м (кадастровый номер 23:49:0402035:1238), расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Энергетиков (л. д. 51-56).
В отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402035:141, из которого образован земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402035:1238, зарегистрировано право собственности муниципального образования город-курорт Сочи (л. д. 38).
Общество 02.09.2013 на основании статьи 36 Земельного кодекса обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 5467 кв. м (кадастровый номер 23:49:0402035:1238), необходимого для эксплуатации и размещения принадлежащих ему объектов недвижимости (литеры А, Г, Г1, Г3, Г4; л.д. 49, 50).
Поскольку ответ на данное обращение не получен, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
Абзац 2 пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса определяет, что исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, федеральными законами.
В пунктах 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса закреплено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок. В месячный срок со дня поступления заявления уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду. В месячный срок с даты принятия такого решения уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В абзаце 2 пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", разъяснено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права на земельный участок, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления уклоняется от реализации нормативных предписаний статьи 36 Земельного кодекса, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Кодекса.
В силу части 5 статьи 200 Кодекса обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органами, осуществляющими публичные полномочия, оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган. Заявитель, в свою очередь, должен доказать факт нарушения обжалуемым актом (действиями, бездействием) своих прав и законных интересов (часть 1 статьи 65, пункт 3 части 1 статьи 199 Кодекса).
Поскольку администрация в установленные сроки не рассмотрела заявление общества, доказательства, подтверждающие обстоятельства, исключающие такую возможность, в деле отсутствуют, суды пришли к верному выводу о наличии оснований для признания оспариваемого бездействия незаконным. Уклонение заинтересованного лица от реализации обращения нарушает права заявителя на получение в установленные сроки решения по вопросу о предоставлении участка на соответствующем праве.
Доводы администрации о том, что общество не представило документы, необходимые для рассмотрения заявления, правомерно отклонены судами первой и апелляционной инстанций со ссылкой на положения пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса и приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
Суды всесторонне, полно и объективно исследовали имеющиеся в деле доказательства, установили фактические обстоятельства и пришли к правильным выводам. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены решения от 09.01.2014 и постановления от 19.03.2014 по доводам, приведенным в кассационной жалобе.
Нарушения норм процессуального права, предусмотренные частью 4 статьи 288 Кодекса, при разрешении спора не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.01.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014 по делу N А32-34069/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 23.05.2014 ПО ДЕЛУ N А32-34069/2013
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 мая 2014 г. по делу N А32-34069/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мещерина А.И., судей Епифанова В.Е. и Сидоровой И.В., в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Бекас" (ИНН 2317039057, ОГРН 1042309868105), заинтересованного лица - администрации города Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.01.2014 (судья Тарасенко А.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014 (судьи Сулименко О.А., Ефимова О.Ю., Смотрова Н.Н.) по делу N А32-34069/2013, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Бекас" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации города Сочи (далее - администрация), в котором просило:
- - признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении обществу в долгосрочную аренду земельного участка площадью 5467 кв. м (кадастровый номер 23:49:0402035:1238), расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Энергетиков, 2, необходимого для эксплуатации и размещения строений (литеры А, Г, Г1, Г3, Г4), принадлежащих заявителю на праве собственности;
- - возложить на администрацию обязанность принять решение о предоставлении обществу в долгосрочную аренду испрашиваемого земельного участка.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.01.2014, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014, требования общества удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие администрации, выразившееся в уклонении от направления в адрес общества письменного ответа на обращение о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402035:1238, как противоречащее статье 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). На заинтересованное лицо возложена обязанность в течение 10 рабочих дней с даты вступления в законную силу решения направить в адрес общества письменный ответ на обращение о предоставлении в аренду земельного участка. Суды пришли к выводу о том, что в нарушение требований статьи 36 Земельного кодекса заявление общества о предоставлении земельного участка в аренду не рассмотрено администрацией в установленные сроки. Документы, подтверждающие техническое состояние объектов недвижимости, расположенных на участке, не могут быть истребованы у общества (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса). В удовлетворении остальных требований заявителя отказано, так как по существу обращение о предоставлении участка администрация не рассмотрела.
В кассационной жалобе администрация, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции. Заинтересованное лицо указывает, что к обращению общества не были приобщены документы, подтверждающие техническое состояние объектов, принадлежащих заявителю на праве собственности. Заявитель также не доказал, что оспариваемое бездействие нарушает его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество является собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Энергетиков, 2 (л. д. 33-37).
Суды установили, что названные объекты находятся на земельном участке площадью 5467 кв. м (кадастровый номер 23:49:0402035:1238), расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Энергетиков (л. д. 51-56).
В отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402035:141, из которого образован земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402035:1238, зарегистрировано право собственности муниципального образования город-курорт Сочи (л. д. 38).
Общество 02.09.2013 на основании статьи 36 Земельного кодекса обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 5467 кв. м (кадастровый номер 23:49:0402035:1238), необходимого для эксплуатации и размещения принадлежащих ему объектов недвижимости (литеры А, Г, Г1, Г3, Г4; л.д. 49, 50).
Поскольку ответ на данное обращение не получен, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
Абзац 2 пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса определяет, что исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, федеральными законами.
В пунктах 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса закреплено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок. В месячный срок со дня поступления заявления уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду. В месячный срок с даты принятия такого решения уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В абзаце 2 пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", разъяснено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права на земельный участок, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления уклоняется от реализации нормативных предписаний статьи 36 Земельного кодекса, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Кодекса.
В силу части 5 статьи 200 Кодекса обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органами, осуществляющими публичные полномочия, оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган. Заявитель, в свою очередь, должен доказать факт нарушения обжалуемым актом (действиями, бездействием) своих прав и законных интересов (часть 1 статьи 65, пункт 3 части 1 статьи 199 Кодекса).
Поскольку администрация в установленные сроки не рассмотрела заявление общества, доказательства, подтверждающие обстоятельства, исключающие такую возможность, в деле отсутствуют, суды пришли к верному выводу о наличии оснований для признания оспариваемого бездействия незаконным. Уклонение заинтересованного лица от реализации обращения нарушает права заявителя на получение в установленные сроки решения по вопросу о предоставлении участка на соответствующем праве.
Доводы администрации о том, что общество не представило документы, необходимые для рассмотрения заявления, правомерно отклонены судами первой и апелляционной инстанций со ссылкой на положения пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса и приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
Суды всесторонне, полно и объективно исследовали имеющиеся в деле доказательства, установили фактические обстоятельства и пришли к правильным выводам. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены решения от 09.01.2014 и постановления от 19.03.2014 по доводам, приведенным в кассационной жалобе.
Нарушения норм процессуального права, предусмотренные частью 4 статьи 288 Кодекса, при разрешении спора не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.01.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014 по делу N А32-34069/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.И.МЕЩЕРИН
А.И.МЕЩЕРИН
Судьи
В.Е.ЕПИФАНОВ
И.В.СИДОРОВА
В.Е.ЕПИФАНОВ
И.В.СИДОРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)