Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Игнахиной М.В., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Белкиным Н.А.,
при участии в заседании:
от истцов - Капустин И.А., по доверенностям от 26.02.2014, от 03.03.2014, от 05.02.2014,
от ответчика - Ломовская Д.А., по доверенности <...>,
от третьих лиц - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы администрации Раменского муниципального района Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 16 сентября 2014 года по делу N А41-14459/14, принятое судьей Федуловой Л.В.,
по исковому заявлению Сергеенкова А.Н., Черского В.В., Лицеванова И.В.
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (ОГРН 1027739884292; ИНН 7708129773),
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561; ИНН 7727270299), администрация Раменского муниципального района Московской области (ОГРН 1025005120073; ИНН 5040017514), Межрайонная ИФНС N 1 по Московской области (ОГРН 1025005121206, ИНН 5040004804), администрация сельского поселения Софьинское Московской области (ОГРН 1065040001036; ИНН 5040069329), Министерство имущественных отношений Московской области (ОГРН 1025005245055; ИНН 7725131814), об установлении кадастровой стоимости,
установил:
Сергеенков Алексей Николаевич обратился в Арбитражный суд Московской области к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области с требованиями, уточненными в порядке статьи 49 АПК РФ:
1) установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040541:73, площадью 588 473 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации и проживания в нем, местоположение: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала, равной 183 246 000 рублей на дату 28.06.2012, исключив из данных Государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка в размере 1 282 347 399 рублей 03 копеек и сведения об удельном показателе кадастровой стоимости 2 179 рублей 11 копеек за 1 кв. м, и обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области внести в ГКН с 28.06.2012 сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040541:73, площадью 588 473 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства с правом регистрации и проживания в нем, местоположение: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала, равной 183 246 000 рублей;
2) установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040541:73, площадью 588 473 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства с правом регистрации и проживания в нем, местоположение: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала, равной 185 537 000 рублей по состоянию на 01.01.2013, исключив из данных Государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка в размере 609 693 336 рублей 38 копеек, и сведения об удельном показателе стоимости 1 036 рублей 06 копеек за 1 кв. м, и обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области внести в Государственный кадастр недвижимости с 01.01.2014 сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040541:73, площадью 588 473 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства с правом регистрации и проживания в нем, местоположение: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, равной 185 537 000 рублей (далее - спорный земельный участок);
3) взыскать сумму расходов по уплате государственной пошлины в размере 8 000 рублей и сумму расходов на оплату услуг представителя в размере 140 000 рублей, связанных с подачей настоящего искового заявления и дальнейшего ведения дела в Арбитражном суде Московской области на основании Приложения N 1 от 03.02.2014 к договору об оказании юридических услуг N 03/2014 от 03.02.2014, заключенного между ООО "Юридическая фирма ЛАКОНИКА" и Сергеенковым А.Н.
Определением Арбитражного суда Московской области от 16.04.2014 к участию в деле в качестве соистцов привлечены Черский В.В., Лицеванов И.В.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, администрация Раменского муниципального района Московской области, Межрайонная ИФНС N 1 по Московской области, администрация сельского поселения Софьинское Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением от 16 сентября 2014 года Арбитражный суд Московской области заявленные требования удовлетворил в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040541:73, площадью 588 473 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства с правом регистрации и проживания в нем, местоположение: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала, равной 185 537 000 рублей по состоянию на 01.01.2013, исключив из данных Государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка в размере 609 693 336 рублей 38 копеек, и сведения об удельном показателе стоимости 1 036 рублей 06 копеек за 1 кв. м; обязания ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области внести в Государственный кадастр недвижимости с 01.01.2014 сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040541:73, площадью 588 473 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства с правом регистрации и проживания в нем, местоположение: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, равной 185 537 000 рублей; взыскания с ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области в пользу Сергеенкова А.Н. судебных расходов в размере 74 000 рублей, в том числе расходов по уплате государственной пошлины в размере 4 000 рублей и расходов на оплату услуг представителя в размере 70 000 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, администрация Раменского муниципального района Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считают незаконным и необоснованным.
В обоснование доводов жалобы администрация указывает, что рыночная стоимость земельного участка в представленном истцами отчете об оценке необоснованно занижена. В соответствии со статьей 15 НК РФ земельный налог является местным налогом, 100% поступлений от которого направляется в местный бюджет соответствующего поселения. Местный бюджет сельского поселения Софьинское Раменского муниципального района не дополучит значительную часть доходов.
В обоснование доводов жалобы Министерство указывает, что отчет об оценке объекта N 77-05/14 содержит существенные нарушения Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральных стандартов оценки N 1, 2, 3, утвержденных приказами Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 256, 255, 254. Таким образом, рыночная стоимость объекта оценки, установленная в отчете N 77-05/14, не может быть признана достоверной для целей установления ее в качестве кадастровой стоимости. Вместе с тем, в силу Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лица в суде только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный срок. Таким образом, истцами не соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком.
В судебном заседании апелляционного суда в обоснование доводов жалобы представитель ответчика ссылался на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.06.2011 N 913/11, в соответствии с которым рыночная стоимость распространяет свое действие лишь на будущий период и подлежит внесению в кадастр исключительно с момента вступления судебного акта в законную силу. Таким образом, рыночная стоимость не может быть внесена в ГКН с указанной истцами даты.
Представитель истцов возражал против доводов жалоб. Просил обжалуемое решение оставить без изменения. Пояснил, что истцами по настоящему делу являются физические лица, а не юридические лица, в связи с чем правила, установленные Федеральным законом от 21.07.2014 N 225-ФЗ, об обязательном обращении в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на них не распространяются. Кроме того, досудебный порядок оспаривания кадастровой стоимости стал обязателен лишь с 22.07.2014.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истцам на праве собственности принадлежит Спорный земельный участок (выписка из ЕГРП т. 1, л.д. 7).
Истцами были запрошены в Кадастровой палате сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Истцы, считая, что кадастровая стоимость участка в кадастровых документах установлена неверно и существенно превышает их рыночную стоимость, обратились в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции о частичном удовлетворении заявленных требований в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Следовательно, в случае неправильного определения кадастровой стоимости земельного участка неправомерное увеличение налоговой базы влечет за собой увеличение налоговых обязательств заявителя, тем самым нарушая его права и законные интересы.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закона N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 221-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
При этом в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площадь земельного участка (статья 7 Закона N 221-ФЗ).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Таким образом, государственный кадастровый учет земельного участка является обязательным условием для его гражданского оборота.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
По смыслу вышеуказанных правовых норм следует, что кадастровая стоимость - это не что иное, как рыночная стоимость, учтенная для целей налогообложения.
Такой же позиции придерживается Конституционный суд Российской Федерации, который в своем Определении от 01.03.2011 N 275-О-О указал, что в связи с изменениями законодательства РФ было определено понятие кадастровой стоимости, под которой теперь понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности".
Сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре").
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 1, 2, 4 названных Правил установлено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Исходя из взаимосвязи положений пунктов 5, 8 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости, при этом в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории.
Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.
По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
В пункте 11 Правил разъяснено, что для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Пунктом 4 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 июня 2011 года N 913/11, от 15 декабря 2011 года N 12651/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Рассмотрение по общим правилам искового производства, предполагает применение правил о бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка и в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета. Для определения рыночной стоимости земельного участка судом может быть назначена экспертиза.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в названном постановлении от 25.06.2013 N 10761/11, установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (Приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 26 ноября 2013 года N 564-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель Московской области, относящихся к категории "земли сельскохозяйственного назначения".
На основании данного распоряжения Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области была установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка.
В материалы дела представлен отчет, подготовленный ООО "Прайм Консалтинг". Согласно указанному отчету рыночная стоимость спорного земельного участка определена на 01.01.2013, которая значительно ниже, чем его кадастровая.
Определением Арбитражного суда Московской области от 26.05.2014 по рассматриваемому делу была назначена оценочная экспертиза с целью определения рыночной стоимости спорного земельного участка, а также его рыночной стоимости 1 кв. м.
Из заключения экспертов N 77-05/14 от 09.06.2014 следует, что рыночная стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040541:73 по состоянию на 28.06.2012 составляет 183 246 000 рублей (1 кв. м - 311,39 рублей), а по состоянию на 01.01.2013-185 537 000 рублей (1 кв. м - 315,29 рублей).
В представленном заключении экспертов в части определения рыночной стоимости спорного земельного участка отражены характеристика (описание) объекта оценки и его среды, анализ рынка объекта оценки, анализ наиболее эффективного использования, методика оценки, применительность подходов к определению рыночной стоимости.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о соответствии данного заключения требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности.
Сторонами не представлены доказательства, свидетельствующие о недостоверности выводов экспертного заключения.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ N 10761/11, то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Как следует из Постановления Президиума ВАС РФ N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ, вступившей в силу с 22.07.2014) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Кроме того, статья 24.19 Закона об оценочной деятельности, которой предусмотрена возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, подлежит применению с учетом положений статьи 24.20 данного закона, устанавливающей, что в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения спора о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Поскольку статья 24.19 Закона об оценочной деятельности предусматривает два способа оспаривания кадастровой стоимости - в арбитражный суд и в административный орган, то положения статьи 24.20 об обязанности органа кадастрового учета вносить изменения в ГКН также должны распространяться на случаи изменения кадастровой стоимости как судом, так и административным органом. Данные выводы суда соответствуют сложившейся судебной практике, в частности, Постановлению ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.02.2013 по делу N А74-4866/2011. Согласно данной норме, сведения об измененной кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Как следует из материалов дела, истцы просят установить кадастровую стоимость по состоянию на 01.01.2013.
Учитывая выводы экспертного заключения N 77-05/14 от 09.06.2014 о том, что рыночная стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040541:73 по состоянию на 01.01.2013 составляет 185 537 000 рублей (1 кв. м - 315,29 рублей), суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования об установлении кадастровой стоимости.
Исходя из положений статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности апелляционный суд находит правомерным вывод суда первой инстанции об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости - 185 537 000 рублей, с 01.01.2014, поскольку на дату принятия решения судом первой инстанции указанная норма права вступила в действие.
Суд первой инстанции правильно отметил, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта, и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, в случае если на момент вступления в законную силу судебного акта уполномоченным органом утверждены результаты новой кадастровой оценки земель, установленная судом по состоянию на дату предыдущей оценки кадастровая стоимость не может быть внесена в кадастр. На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования истцов об установлении кадастровой стоимости спорного земельного равной 183 246 000 рублей на дату 28.06.2012, исключив из данных Государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка в размере 1 282 347 399 рублей 03 копеек и сведения об удельном показателе кадастровой стоимости 2 179 рублей 11 копеек за 1 кв. м, и обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области внести в ГКН с 28.06.2012 сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка, равной 183 246 000 рублей.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со статьей 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к числу судебных издержек отнесены расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Право на возмещение судебных расходов на оплату услуг представителя возникает при условии фактического несения стороной затрат, получателем которых является лицо (организация), оказывающее юридические услуги. Размер этой суммы определяется соглашением сторон.
Согласно пункту 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 N 121 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах" лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, другая сторона вправе доказывать их чрезмерность.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно материалам дела 03.02.2014 между ООО "Юридическая фирма ЛАКОНИКА" (Фирма) и Сергеенковым А.Н. (Клиент) подписан договор об оказании юридических услуг N 03/2014. Приложением N 1 к договору об оказании юридических услуг N 03/2014 от 03.02.2014 стороны заключили соглашение, в котором Фирма обязуется оказать Клиенту услуги по представлению его интересов в арбитражном суде в связи с обращением Клиента в арбитражный суд к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области с требованиями, указанными в иске по настоящему делу (т. 1 л.д. 42 - 49).
Согласно платежному поручению N 500 от 28.02.2014 Сергеенков А.Н. перечислил ООО "Юридическая фирма ЛАКОНИКА" предоплату за оказание юридических услуг в размере 140 000 рублей.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с пунктом 20 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 82 (ред. от 22.11.2011) "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела.
Доказательства, подтверждающие разумность расходов на оплату услуг представителя, должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов (статья 65 АПК РФ).
Согласно Информационному письму Президиума ВАС РФ от 29.09.1999 N 48 "О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг" размер вознаграждения должен определяться в порядке, предусмотренном статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом фактически совершенных исполнителем действий (деятельности).
Из материалов дела усматривается, что Кадастровая палата не представила в суд доказательств чрезмерности судебных расходов с учетом сложившейся в регионе стоимости оплаты юридических услуг, а также сведений статистических органов о ценах на рынке юридических услуг, равно как и расчет суммы, возмещение которой является, по ее мнению, разумным и соразмерным.
В отсутствие таких доказательств суд вправе по собственной инициативе возместить расходы в разумных, по его мнению, пределах лишь при условии явного превышения разумных пределов заявленными требованиями.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Исходя из изложенного, с учетом доказанности, разумности заявленной к взысканию суммы судебных расходов с точки зрения юридической сложности спора и с точки зрения затраченного времени на сбор доказательств по настоящему делу, составления судебных документов квалифицированным специалистом, участия в судебных заседаниях, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о взыскании судебных расходов в сумме 74 000 рублей, из которых 4 000 рублей - судебные расходы по уплате государственной пошлины, 70 000 рублей - расходы на оплату услуг представителя.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалоб администрации Раменского муниципального района Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, считает их ошибочными, основанными на неправильном толковании норм законодательства.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 16.09.2014 по делу N А41-14459/14 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Судьи
М.В.ИГНАХИНА
Е.А.МИЩЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.01.2015 N 10АП-12375/2014 ПО ДЕЛУ N А41-14459/14
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 января 2015 г. по делу N А41-14459/14
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Игнахиной М.В., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Белкиным Н.А.,
при участии в заседании:
от истцов - Капустин И.А., по доверенностям от 26.02.2014, от 03.03.2014, от 05.02.2014,
от ответчика - Ломовская Д.А., по доверенности <...>,
от третьих лиц - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы администрации Раменского муниципального района Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 16 сентября 2014 года по делу N А41-14459/14, принятое судьей Федуловой Л.В.,
по исковому заявлению Сергеенкова А.Н., Черского В.В., Лицеванова И.В.
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (ОГРН 1027739884292; ИНН 7708129773),
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561; ИНН 7727270299), администрация Раменского муниципального района Московской области (ОГРН 1025005120073; ИНН 5040017514), Межрайонная ИФНС N 1 по Московской области (ОГРН 1025005121206, ИНН 5040004804), администрация сельского поселения Софьинское Московской области (ОГРН 1065040001036; ИНН 5040069329), Министерство имущественных отношений Московской области (ОГРН 1025005245055; ИНН 7725131814), об установлении кадастровой стоимости,
установил:
Сергеенков Алексей Николаевич обратился в Арбитражный суд Московской области к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области с требованиями, уточненными в порядке статьи 49 АПК РФ:
1) установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040541:73, площадью 588 473 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации и проживания в нем, местоположение: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала, равной 183 246 000 рублей на дату 28.06.2012, исключив из данных Государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка в размере 1 282 347 399 рублей 03 копеек и сведения об удельном показателе кадастровой стоимости 2 179 рублей 11 копеек за 1 кв. м, и обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области внести в ГКН с 28.06.2012 сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040541:73, площадью 588 473 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства с правом регистрации и проживания в нем, местоположение: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала, равной 183 246 000 рублей;
2) установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040541:73, площадью 588 473 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства с правом регистрации и проживания в нем, местоположение: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала, равной 185 537 000 рублей по состоянию на 01.01.2013, исключив из данных Государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка в размере 609 693 336 рублей 38 копеек, и сведения об удельном показателе стоимости 1 036 рублей 06 копеек за 1 кв. м, и обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области внести в Государственный кадастр недвижимости с 01.01.2014 сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040541:73, площадью 588 473 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства с правом регистрации и проживания в нем, местоположение: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, равной 185 537 000 рублей (далее - спорный земельный участок);
3) взыскать сумму расходов по уплате государственной пошлины в размере 8 000 рублей и сумму расходов на оплату услуг представителя в размере 140 000 рублей, связанных с подачей настоящего искового заявления и дальнейшего ведения дела в Арбитражном суде Московской области на основании Приложения N 1 от 03.02.2014 к договору об оказании юридических услуг N 03/2014 от 03.02.2014, заключенного между ООО "Юридическая фирма ЛАКОНИКА" и Сергеенковым А.Н.
Определением Арбитражного суда Московской области от 16.04.2014 к участию в деле в качестве соистцов привлечены Черский В.В., Лицеванов И.В.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, администрация Раменского муниципального района Московской области, Межрайонная ИФНС N 1 по Московской области, администрация сельского поселения Софьинское Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением от 16 сентября 2014 года Арбитражный суд Московской области заявленные требования удовлетворил в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040541:73, площадью 588 473 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства с правом регистрации и проживания в нем, местоположение: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала, равной 185 537 000 рублей по состоянию на 01.01.2013, исключив из данных Государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка в размере 609 693 336 рублей 38 копеек, и сведения об удельном показателе стоимости 1 036 рублей 06 копеек за 1 кв. м; обязания ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области внести в Государственный кадастр недвижимости с 01.01.2014 сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040541:73, площадью 588 473 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства с правом регистрации и проживания в нем, местоположение: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, равной 185 537 000 рублей; взыскания с ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области в пользу Сергеенкова А.Н. судебных расходов в размере 74 000 рублей, в том числе расходов по уплате государственной пошлины в размере 4 000 рублей и расходов на оплату услуг представителя в размере 70 000 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, администрация Раменского муниципального района Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считают незаконным и необоснованным.
В обоснование доводов жалобы администрация указывает, что рыночная стоимость земельного участка в представленном истцами отчете об оценке необоснованно занижена. В соответствии со статьей 15 НК РФ земельный налог является местным налогом, 100% поступлений от которого направляется в местный бюджет соответствующего поселения. Местный бюджет сельского поселения Софьинское Раменского муниципального района не дополучит значительную часть доходов.
В обоснование доводов жалобы Министерство указывает, что отчет об оценке объекта N 77-05/14 содержит существенные нарушения Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральных стандартов оценки N 1, 2, 3, утвержденных приказами Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 256, 255, 254. Таким образом, рыночная стоимость объекта оценки, установленная в отчете N 77-05/14, не может быть признана достоверной для целей установления ее в качестве кадастровой стоимости. Вместе с тем, в силу Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лица в суде только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный срок. Таким образом, истцами не соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком.
В судебном заседании апелляционного суда в обоснование доводов жалобы представитель ответчика ссылался на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.06.2011 N 913/11, в соответствии с которым рыночная стоимость распространяет свое действие лишь на будущий период и подлежит внесению в кадастр исключительно с момента вступления судебного акта в законную силу. Таким образом, рыночная стоимость не может быть внесена в ГКН с указанной истцами даты.
Представитель истцов возражал против доводов жалоб. Просил обжалуемое решение оставить без изменения. Пояснил, что истцами по настоящему делу являются физические лица, а не юридические лица, в связи с чем правила, установленные Федеральным законом от 21.07.2014 N 225-ФЗ, об обязательном обращении в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на них не распространяются. Кроме того, досудебный порядок оспаривания кадастровой стоимости стал обязателен лишь с 22.07.2014.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истцам на праве собственности принадлежит Спорный земельный участок (выписка из ЕГРП т. 1, л.д. 7).
Истцами были запрошены в Кадастровой палате сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Истцы, считая, что кадастровая стоимость участка в кадастровых документах установлена неверно и существенно превышает их рыночную стоимость, обратились в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции о частичном удовлетворении заявленных требований в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Следовательно, в случае неправильного определения кадастровой стоимости земельного участка неправомерное увеличение налоговой базы влечет за собой увеличение налоговых обязательств заявителя, тем самым нарушая его права и законные интересы.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закона N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 221-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
При этом в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площадь земельного участка (статья 7 Закона N 221-ФЗ).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Таким образом, государственный кадастровый учет земельного участка является обязательным условием для его гражданского оборота.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
По смыслу вышеуказанных правовых норм следует, что кадастровая стоимость - это не что иное, как рыночная стоимость, учтенная для целей налогообложения.
Такой же позиции придерживается Конституционный суд Российской Федерации, который в своем Определении от 01.03.2011 N 275-О-О указал, что в связи с изменениями законодательства РФ было определено понятие кадастровой стоимости, под которой теперь понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности".
Сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре").
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 1, 2, 4 названных Правил установлено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Исходя из взаимосвязи положений пунктов 5, 8 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости, при этом в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории.
Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.
По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
В пункте 11 Правил разъяснено, что для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Пунктом 4 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 июня 2011 года N 913/11, от 15 декабря 2011 года N 12651/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Рассмотрение по общим правилам искового производства, предполагает применение правил о бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка и в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета. Для определения рыночной стоимости земельного участка судом может быть назначена экспертиза.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в названном постановлении от 25.06.2013 N 10761/11, установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (Приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 26 ноября 2013 года N 564-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель Московской области, относящихся к категории "земли сельскохозяйственного назначения".
На основании данного распоряжения Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области была установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка.
В материалы дела представлен отчет, подготовленный ООО "Прайм Консалтинг". Согласно указанному отчету рыночная стоимость спорного земельного участка определена на 01.01.2013, которая значительно ниже, чем его кадастровая.
Определением Арбитражного суда Московской области от 26.05.2014 по рассматриваемому делу была назначена оценочная экспертиза с целью определения рыночной стоимости спорного земельного участка, а также его рыночной стоимости 1 кв. м.
Из заключения экспертов N 77-05/14 от 09.06.2014 следует, что рыночная стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040541:73 по состоянию на 28.06.2012 составляет 183 246 000 рублей (1 кв. м - 311,39 рублей), а по состоянию на 01.01.2013-185 537 000 рублей (1 кв. м - 315,29 рублей).
В представленном заключении экспертов в части определения рыночной стоимости спорного земельного участка отражены характеристика (описание) объекта оценки и его среды, анализ рынка объекта оценки, анализ наиболее эффективного использования, методика оценки, применительность подходов к определению рыночной стоимости.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о соответствии данного заключения требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности.
Сторонами не представлены доказательства, свидетельствующие о недостоверности выводов экспертного заключения.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ N 10761/11, то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Как следует из Постановления Президиума ВАС РФ N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ, вступившей в силу с 22.07.2014) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Кроме того, статья 24.19 Закона об оценочной деятельности, которой предусмотрена возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, подлежит применению с учетом положений статьи 24.20 данного закона, устанавливающей, что в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения спора о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Поскольку статья 24.19 Закона об оценочной деятельности предусматривает два способа оспаривания кадастровой стоимости - в арбитражный суд и в административный орган, то положения статьи 24.20 об обязанности органа кадастрового учета вносить изменения в ГКН также должны распространяться на случаи изменения кадастровой стоимости как судом, так и административным органом. Данные выводы суда соответствуют сложившейся судебной практике, в частности, Постановлению ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.02.2013 по делу N А74-4866/2011. Согласно данной норме, сведения об измененной кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Как следует из материалов дела, истцы просят установить кадастровую стоимость по состоянию на 01.01.2013.
Учитывая выводы экспертного заключения N 77-05/14 от 09.06.2014 о том, что рыночная стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040541:73 по состоянию на 01.01.2013 составляет 185 537 000 рублей (1 кв. м - 315,29 рублей), суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования об установлении кадастровой стоимости.
Исходя из положений статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности апелляционный суд находит правомерным вывод суда первой инстанции об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости - 185 537 000 рублей, с 01.01.2014, поскольку на дату принятия решения судом первой инстанции указанная норма права вступила в действие.
Суд первой инстанции правильно отметил, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта, и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, в случае если на момент вступления в законную силу судебного акта уполномоченным органом утверждены результаты новой кадастровой оценки земель, установленная судом по состоянию на дату предыдущей оценки кадастровая стоимость не может быть внесена в кадастр. На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования истцов об установлении кадастровой стоимости спорного земельного равной 183 246 000 рублей на дату 28.06.2012, исключив из данных Государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка в размере 1 282 347 399 рублей 03 копеек и сведения об удельном показателе кадастровой стоимости 2 179 рублей 11 копеек за 1 кв. м, и обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области внести в ГКН с 28.06.2012 сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка, равной 183 246 000 рублей.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со статьей 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к числу судебных издержек отнесены расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Право на возмещение судебных расходов на оплату услуг представителя возникает при условии фактического несения стороной затрат, получателем которых является лицо (организация), оказывающее юридические услуги. Размер этой суммы определяется соглашением сторон.
Согласно пункту 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 N 121 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах" лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, другая сторона вправе доказывать их чрезмерность.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно материалам дела 03.02.2014 между ООО "Юридическая фирма ЛАКОНИКА" (Фирма) и Сергеенковым А.Н. (Клиент) подписан договор об оказании юридических услуг N 03/2014. Приложением N 1 к договору об оказании юридических услуг N 03/2014 от 03.02.2014 стороны заключили соглашение, в котором Фирма обязуется оказать Клиенту услуги по представлению его интересов в арбитражном суде в связи с обращением Клиента в арбитражный суд к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области с требованиями, указанными в иске по настоящему делу (т. 1 л.д. 42 - 49).
Согласно платежному поручению N 500 от 28.02.2014 Сергеенков А.Н. перечислил ООО "Юридическая фирма ЛАКОНИКА" предоплату за оказание юридических услуг в размере 140 000 рублей.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с пунктом 20 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 82 (ред. от 22.11.2011) "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела.
Доказательства, подтверждающие разумность расходов на оплату услуг представителя, должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов (статья 65 АПК РФ).
Согласно Информационному письму Президиума ВАС РФ от 29.09.1999 N 48 "О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг" размер вознаграждения должен определяться в порядке, предусмотренном статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом фактически совершенных исполнителем действий (деятельности).
Из материалов дела усматривается, что Кадастровая палата не представила в суд доказательств чрезмерности судебных расходов с учетом сложившейся в регионе стоимости оплаты юридических услуг, а также сведений статистических органов о ценах на рынке юридических услуг, равно как и расчет суммы, возмещение которой является, по ее мнению, разумным и соразмерным.
В отсутствие таких доказательств суд вправе по собственной инициативе возместить расходы в разумных, по его мнению, пределах лишь при условии явного превышения разумных пределов заявленными требованиями.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Исходя из изложенного, с учетом доказанности, разумности заявленной к взысканию суммы судебных расходов с точки зрения юридической сложности спора и с точки зрения затраченного времени на сбор доказательств по настоящему делу, составления судебных документов квалифицированным специалистом, участия в судебных заседаниях, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о взыскании судебных расходов в сумме 74 000 рублей, из которых 4 000 рублей - судебные расходы по уплате государственной пошлины, 70 000 рублей - расходы на оплату услуг представителя.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалоб администрации Раменского муниципального района Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, считает их ошибочными, основанными на неправильном толковании норм законодательства.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 16.09.2014 по делу N А41-14459/14 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Судьи
М.В.ИГНАХИНА
Е.А.МИЩЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)