Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Лобзова Л.В.
город Калуга
Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Сычева Ю.В.,
судей Кропоткина В.И., Амеличевой С.А.,
при секретаре Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Амеличевой С.А. дело по апелляционной жалобе Щ. на решение Жуковского районного суда Калужской области от 15 июля 2013 года по заявлению Щ. об оспаривании решения администрации муниципального района "Жуковский район",
<...> июля 2013 года Щ. обратился в суд с заявлением, в котором указал, что 28 мая 2013 года, он обращался в администрацию муниципального района "Жуковский район" по вопросу получения в аренду земельного участка ориентировочной площадью 810 кв. м, расположенного в кадастровом квартале <...> по адресу: Жуковский район, город Жуково, с разрешенным использованием "для выращивания сельскохозяйственных культур - цветов, овощей, фруктов". Администрацией МР "Жуковский район" в предоставлении земельного участка отказано по мотиву его фактического использования населением в качестве хозяйственного проезда и внутрихозяйственной дороги для сельхозтехники "А". Ссылаясь на отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, а также указывая на нарушение установленной статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации процедуры предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, заявитель просил признать незаконным принятый отказ, обязать администрацию МР "Жуковский район" утвердить и выдать схему расположения на кадастровом плане или кадастровой карте испрашиваемого земельного участка.
В судебном заседании заявитель Щ. заявление поддержал.
Представитель администрации МР "Жуковский район" Ш. против удовлетворения заявления возражал.
Представители заинтересованных лиц: администрации ГП "Город Жуков", Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Калужской области "Колледж механизации и сервиса", администрации МО СП <...> в суд не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Ранее, участвуя в судебном заседании, представитель администрации ГП "Город Жуков" по доверенности К. просил в удовлетворении заявления отказать.
Решением Жуковского районного суда Калужской области от 15 июля 2013 года в удовлетворении заявления Щ. отказано.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявления.
Выслушав заявителя, просившего отменить решение суда, проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, письменные возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 28 мая 2013 года Щ. обратился в администрацию МР "Жуковский район" с заявлением, в котором со ссылкой на статью 34 Земельного кодекса Российской Федерации просил предоставить в аренду сроком на 10 лет земельный участок ориентировочной площадью 810 кв. м из земель населенных пунктов, расположенный в кадастровом квартале <...> по адресу: Жуковский район, город Жуково, с разрешенным использованием: "для выращивания сельскохозяйственных культур - цветов, овощей, фруктов" в дополнение к земельным участкам заявителя с кадастровыми номерами <...>, <...>, <...>, площадью 1350 кв. м каждый.
Согласно выписке из протокола заседания комиссии по землепользованию и застройке МО "Жуковский район" N 19 от 20 июня 2013 года, по результатам выезда комиссии на место принято решение об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка, поскольку он фактически используется населением в качестве хозяйственного проезда и внутрихозяйственной дороги для сельхозтехники "А".
Щ., не согласившись с принятым решением, обжаловал его в суд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе решать вопросы относительно использования находящихся в их ведении земель.
При рассмотрении вопросов о предоставлении земли гражданам подлежат учету, в том числе основные принципы земельного законодательства, к которым относится и сочетание интересов общества и законных интересов граждан в вопросах регулирования использования и охраны земель (статья 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регламентирован статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Абзацем 2 пункта 1 названной статьи предусмотрено, что органы местного самоуправления обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Из содержания пунктов 2-6 названной статьи следует, что граждане, заинтересованные в передаче таких земельных участков в аренду, подают в орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка. Орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о передаче в аренду земельного участка заявителю. Договор аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного решения.
Особенности управления и распоряжения земельными участками на территории МО "Жуковский район" установлены Положением, утвержденным решением Районного Собрания МО "Жуковский район" от 1 марта 2012 года N 12.
Согласно пунктам 2.4., 2.5. названного Положения при наличии свободных участков для целей, не связанных со строительством (кроме земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения), Администрация обеспечивает подготовку и заблаговременную публикацию сообщений о таких участках, которые предлагаются на определенном праве и предусмотренных условиях. Решение о виде права, на котором будут предоставлены участки, независимо от испрашиваемого гражданами или юридическими лицами вида права принимает Администрация исходя из необходимости обеспечения привлечения инвестиций в экономику района и увеличения поступлений средств в бюджет района, кроме случаев, когда это противоречит федеральным законам и законам Калужской области.
Как установлено районным судом при рассмотрении дела, испрашиваемая заявителем земля находится в зоне "Ж-1", предназначенной для застройки индивидуальными жилыми домами.
Согласно выкопировке из публичной кадастровой карты, спорная земля расположена между земельными участками, принадлежащими, в том числе, заявителю, и землями Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Калужской области "К" (л.д. 7).
Как следует из ответа Главы администрации ГП "Город Жуков", испрашиваемая земля является дублирующим хозяйственным проездом и используется Государственным бюджетным образовательным учреждением среднего профессионального образования Калужской области "К" для проезда специализированной техники для опашки лесного массива (л.д. 40). О фактическим использовании земли свидетельствует ответ директора названного образовательного учреждения (л.д. 41). Указанные обстоятельства также установлены комиссией по землепользованию и застройке МО "Жуковский район" при рассмотрении заявления Щ. (л.д. 9).
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
При рассмотрении дела в районном суде представителями администрации МР "Жуковский район" и администрации ГП "Город Жуков" указывалось на то, что в дальнейшем планируется развитие территории, где располагается спорная земля, под индивидуальные застройки, в связи с чем понадобится земля для прокладки коммуникаций, в том числе газопровода. Имеющийся земельный участок оставлен для прокладки коммуникационных сетей, в случае предоставления земельного участка заявителю, коммуникационный коридор будет перекрыт. Проект развития данной территории находится в разработке (л.д. 126 обр. сторона, л.д. 127).
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что решение об отказе в предоставлении Щ. земельного участка принято органом местного самоуправления с учетом общественных интересов, связанных, в том числе, с необходимостью эффективного использования земли для развития территории и не противоречит приведенным нормам законодательства.
Поскольку при обращении Щ. в администрацию МР "Жуковский район" им испрашивался конкретный земельный участок, который, исходя из установленных по делу фактических обстоятельств, не мог быть предоставлен заявителю, у органа местного самоуправления отсутствовали основания для утверждения и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка.
С учетом изложенного оснований для признания незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка не имеется. Районный суд по существу правильно оставил заявление Щ. без удовлетворения.
Апелляционная жалоба не содержит каких-либо заслуживающих внимания, основанных на доказательствах доводов, влекущих отмену принятого судом решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
решение Жуковского районного суда Калужской области от 15 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Щ. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЛУЖСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.10.2013 ПО ДЕЛУ N 33-2804/2013
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КАЛУЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 октября 2013 г. по делу N 33-2804/2013
Судья Лобзова Л.В.
город Калуга
Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Сычева Ю.В.,
судей Кропоткина В.И., Амеличевой С.А.,
при секретаре Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Амеличевой С.А. дело по апелляционной жалобе Щ. на решение Жуковского районного суда Калужской области от 15 июля 2013 года по заявлению Щ. об оспаривании решения администрации муниципального района "Жуковский район",
установила:
<...> июля 2013 года Щ. обратился в суд с заявлением, в котором указал, что 28 мая 2013 года, он обращался в администрацию муниципального района "Жуковский район" по вопросу получения в аренду земельного участка ориентировочной площадью 810 кв. м, расположенного в кадастровом квартале <...> по адресу: Жуковский район, город Жуково, с разрешенным использованием "для выращивания сельскохозяйственных культур - цветов, овощей, фруктов". Администрацией МР "Жуковский район" в предоставлении земельного участка отказано по мотиву его фактического использования населением в качестве хозяйственного проезда и внутрихозяйственной дороги для сельхозтехники "А". Ссылаясь на отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, а также указывая на нарушение установленной статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации процедуры предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, заявитель просил признать незаконным принятый отказ, обязать администрацию МР "Жуковский район" утвердить и выдать схему расположения на кадастровом плане или кадастровой карте испрашиваемого земельного участка.
В судебном заседании заявитель Щ. заявление поддержал.
Представитель администрации МР "Жуковский район" Ш. против удовлетворения заявления возражал.
Представители заинтересованных лиц: администрации ГП "Город Жуков", Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Калужской области "Колледж механизации и сервиса", администрации МО СП <...> в суд не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Ранее, участвуя в судебном заседании, представитель администрации ГП "Город Жуков" по доверенности К. просил в удовлетворении заявления отказать.
Решением Жуковского районного суда Калужской области от 15 июля 2013 года в удовлетворении заявления Щ. отказано.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявления.
Выслушав заявителя, просившего отменить решение суда, проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, письменные возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 28 мая 2013 года Щ. обратился в администрацию МР "Жуковский район" с заявлением, в котором со ссылкой на статью 34 Земельного кодекса Российской Федерации просил предоставить в аренду сроком на 10 лет земельный участок ориентировочной площадью 810 кв. м из земель населенных пунктов, расположенный в кадастровом квартале <...> по адресу: Жуковский район, город Жуково, с разрешенным использованием: "для выращивания сельскохозяйственных культур - цветов, овощей, фруктов" в дополнение к земельным участкам заявителя с кадастровыми номерами <...>, <...>, <...>, площадью 1350 кв. м каждый.
Согласно выписке из протокола заседания комиссии по землепользованию и застройке МО "Жуковский район" N 19 от 20 июня 2013 года, по результатам выезда комиссии на место принято решение об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка, поскольку он фактически используется населением в качестве хозяйственного проезда и внутрихозяйственной дороги для сельхозтехники "А".
Щ., не согласившись с принятым решением, обжаловал его в суд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе решать вопросы относительно использования находящихся в их ведении земель.
При рассмотрении вопросов о предоставлении земли гражданам подлежат учету, в том числе основные принципы земельного законодательства, к которым относится и сочетание интересов общества и законных интересов граждан в вопросах регулирования использования и охраны земель (статья 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регламентирован статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Абзацем 2 пункта 1 названной статьи предусмотрено, что органы местного самоуправления обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Из содержания пунктов 2-6 названной статьи следует, что граждане, заинтересованные в передаче таких земельных участков в аренду, подают в орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка. Орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о передаче в аренду земельного участка заявителю. Договор аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного решения.
Особенности управления и распоряжения земельными участками на территории МО "Жуковский район" установлены Положением, утвержденным решением Районного Собрания МО "Жуковский район" от 1 марта 2012 года N 12.
Согласно пунктам 2.4., 2.5. названного Положения при наличии свободных участков для целей, не связанных со строительством (кроме земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения), Администрация обеспечивает подготовку и заблаговременную публикацию сообщений о таких участках, которые предлагаются на определенном праве и предусмотренных условиях. Решение о виде права, на котором будут предоставлены участки, независимо от испрашиваемого гражданами или юридическими лицами вида права принимает Администрация исходя из необходимости обеспечения привлечения инвестиций в экономику района и увеличения поступлений средств в бюджет района, кроме случаев, когда это противоречит федеральным законам и законам Калужской области.
Как установлено районным судом при рассмотрении дела, испрашиваемая заявителем земля находится в зоне "Ж-1", предназначенной для застройки индивидуальными жилыми домами.
Согласно выкопировке из публичной кадастровой карты, спорная земля расположена между земельными участками, принадлежащими, в том числе, заявителю, и землями Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Калужской области "К" (л.д. 7).
Как следует из ответа Главы администрации ГП "Город Жуков", испрашиваемая земля является дублирующим хозяйственным проездом и используется Государственным бюджетным образовательным учреждением среднего профессионального образования Калужской области "К" для проезда специализированной техники для опашки лесного массива (л.д. 40). О фактическим использовании земли свидетельствует ответ директора названного образовательного учреждения (л.д. 41). Указанные обстоятельства также установлены комиссией по землепользованию и застройке МО "Жуковский район" при рассмотрении заявления Щ. (л.д. 9).
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
При рассмотрении дела в районном суде представителями администрации МР "Жуковский район" и администрации ГП "Город Жуков" указывалось на то, что в дальнейшем планируется развитие территории, где располагается спорная земля, под индивидуальные застройки, в связи с чем понадобится земля для прокладки коммуникаций, в том числе газопровода. Имеющийся земельный участок оставлен для прокладки коммуникационных сетей, в случае предоставления земельного участка заявителю, коммуникационный коридор будет перекрыт. Проект развития данной территории находится в разработке (л.д. 126 обр. сторона, л.д. 127).
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что решение об отказе в предоставлении Щ. земельного участка принято органом местного самоуправления с учетом общественных интересов, связанных, в том числе, с необходимостью эффективного использования земли для развития территории и не противоречит приведенным нормам законодательства.
Поскольку при обращении Щ. в администрацию МР "Жуковский район" им испрашивался конкретный земельный участок, который, исходя из установленных по делу фактических обстоятельств, не мог быть предоставлен заявителю, у органа местного самоуправления отсутствовали основания для утверждения и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка.
С учетом изложенного оснований для признания незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка не имеется. Районный суд по существу правильно оставил заявление Щ. без удовлетворения.
Апелляционная жалоба не содержит каких-либо заслуживающих внимания, основанных на доказательствах доводов, влекущих отмену принятого судом решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Жуковского районного суда Калужской области от 15 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Щ. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)