Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть объявлена 08.07.2014
Полный текст постановления изготовлен 09.07.2014
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Ключниковой Н.В.
судей Николаевой Н.Н., Панченко С.Ю.
при участии в заседании:
- от индивидуального предпринимателя Вязьмовой Майи Эдуардовны (ОГРНИП 304710736300307, г. Тула); - Вязьмовой М.Э. (личность удостоверена);
- от правительства Тульской области (ОГРН 1037101131033, ИНН 7107027505, г. Тула, пр. Ленина, 2, 300041); Ворониной О.М. - представителя по доверенности от 30.06.2014 N 31;
- от третьих лиц
- администрации города Тулы (г. Тула, пр. Ленина, 2, 300041); - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- - индивидуального предпринимателя Русакова Андрея Альбертовича (г. Тула) - Русакова А.А. (личность удостоверена);
- рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Вязьмовой Майи Эдуардовны на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2014 (судьи Тимашкова Е.Н., Волкова Ю.А., Капустина Л.А.) по делу N А68-7336/2013,
установил:
индивидуальный предприниматель Вязьмова Майя Эдуардовна (далее - заявитель, Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным распоряжения правительства Тульской области (далее - Правительство) от 07.08.2013 N 773-р "Об отказе индивидуальному предпринимателю Вязьмовой М.Э. в размещении объекта капитального строительства (предприятие розничной торговли) по ул. Октябрьская в Зареченском районе города Тулы".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация г. Тулы (далее - Администрация) и ИП Русаков А.А.
Решением суда от 12.12.2013 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 14.04.2014 решение суда от 12.12.2013 отменено, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе Предприниматель просит отменить постановление апелляционной инстанции в связи с неправильным применением норм материального права, приняв новый судебный акт.
В суде кассационной инстанции Предприниматель уточнил свои требования по жалобе, прося об отмене постановления апелляционной инстанции и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения предпринимателей, представителя Правительства, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Как видно из материалов дела и установлено судом, на основании договора от 23.05.1997 N 1190, соглашения о переходе прав и обязанностей по нему от 01.09.2006, ИП Вязьмова М.Э. и Русаков А.А., арендуют земельный участок площадью 56 кв. м с кадастровым номером 71:30:010229:14, расположенный по адресу: г. Тула, ул. Октябрьская, д. 7а, на котором размещено временное сооружение (торговый павильон).
ИП Вязьмова М.Э. и ИП Рубцов А.А. обратились к губернатору Тульской области с заявлением от 01.07.2009 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта по адресу: г. Тула, ул. Октябрьская, д. 7а в Зареченском районе в связи с реконструкцией существующего здания, расположенного на арендуемом ими земельном участке площадью 56 кв. м с кадастровым номером 71:30:010229:14 с целью строительства двухэтажного здания (магазин) площадью 120,4 кв. м (т. 1, л.д. 6 - 7).
Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области письмом от 02.09.2009 сообщил предпринимателям, что в администрацию города Тулы направлено обращение об обеспечении выбора земельного участка для строительства здания магазина.
Письмом от 14.09.2009 Управление градостроительства и архитектуры администрации города Тулы сообщило ИП Вязьмовой М.Э. и ИП Русакову А.А. о том, что приступило к работам по выбору земельного участка для строительства магазина по ул. Октябрьской, 7а в Зареченском районе г. Тулы.
Предпринимателями были получены согласования с Департаментом социального развития Тульской области от 25.02.2009, с управлением Роспотребнадзора по Тульской области от 19.06.2009, заключение государственного учреждения культуры Тульской области "Центр по охране и использованию памятников истории и культуры" от 21.01.2009, экспертное заключение Федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области" от 08.06.2009.
19.11.2009 ИП Вязьмова М.Э. и ИП Русаков А.А. обратились в администрацию города Тулы с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории по адресу: г. Тула, Зареченский район, ул. Октябрьская, д. 7, участок 1.
Постановлением администрации города Тулы от 22.06.2010 N 2032 была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории площадью 131 кв. м, расположенного на землях населенного пункта (г. Тула) по ул. Октябрьской для строительства предприятия розничной торговли; определен вид разрешенного использования земельного участка на период строительства; управлению градостроительства и архитектуры администрации города Тулы поручено в установленном порядке передать в администрацию Тульской области акт о выборе земельного участка и схему расположения вышеуказанного земельного участка на кадастровой карте (плане) территории для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства или об отказе в его размещении.
Письмом от 06.12.2011 N 35-01-14/10220 Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области запросило у предпринимателей дополнительные документы и сообщило о невозможности рассмотреть до этого вопрос о предварительном согласовании места размещения объекта.
Письмом от 12.03.2012 (т. 1, л.д. 14) было уточнено, что с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта в Министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области обращается только один индивидуальный предприниматель: Вязьмова М.Э.
На заседании градостроительно-земельного совета Тульской области 27.06.2012 было решено отказать ИП Вязьмовой М.Э. в предварительном согласовании места размещения предприятия розничной торговли по ул. Октябрьской в Зареченском районе г. Тулы в связи с нарушением процедуры предварительного согласования; администрации города Тулы рекомендовано отменить постановление от 22.06.2010 N 2032, что она сделала постановлением от 25.09.2012 N 2742.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тульской области от 25.12.2012 по делу N А68-9037/12 постановление Администрации N 2742 признано незаконным как не соответствующее статьям 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, статьям 7, 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тульской области от 30.04.2013 по делу N А68-7474/2012 бездействие правительства Тульской области по непринятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта признано незаконным. Суд обязал правительство Тульской области рассмотреть заявление ИП Вязьмовой М.Э. от 01.07.2009 о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта по адресу: г. Тула, ул. Октябрьская, д. 7 или об отказе в размещении объекта.
Распоряжением от 07.08.2013 N 773-р правительство Тульской области отказало индивидуальному предпринимателю Вязьмовой М.Э. в размещении объекта капитального строительства (предприятие розничной торговли) по ул. Октябрьской в Зареченском районе г. Тулы, посчитав которое незаконным, Предприниматель оспорил его в суде.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из того, что наличие утвержденной схемы расположения земельного участка и подготовленного акта о выборе земельного участка являются достаточными основаниями для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, а поскольку процедура предоставления земельного участка начата в соответствии с требованиями земельного законодательства до вступления в силу постановления правительства Тульской области от 21.02.2012 N 81 "Об особенностях предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле", то оно в данном случае не применимо.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие в совокупности двух условий:
- - несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- - нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлен статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ). В соответствии с пунктом 1 указанной статьи предоставление земельного участка осуществляется с выполнением определенных работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов (подпункт 1), либо с предварительным согласованием мест размещения объектов (подпункт 2).
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - проведение работ по формированию земельного участка;
- - государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Согласно пункту 5 статьи 31 Кодекса, результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, к которому прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора. В соответствии с пунктом 6 названной статьи уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Согласно пояснительной записке к схеме расположения земельного участка, о выборе которого заявлено Предпринимателем, предоставление спроектированного земельного участка возможно только при условии: прекращения договора от 23.05.199 N N 1190 аренды земельного участка с кадастровым номером 71:30:010229:14, расформированием данного земельного участка и снятием его с кадастрового учета.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных, предусмотренных названным Федеральным законом, сведений о недвижимом имуществе.
Государственный кадастровый учет, в силу части 1 статьи 16 Закона N 221-ФЗ осуществляется, в частности, в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
Из пункта 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) следует, что земельные участки прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки при разделе, объединении, перераспределении.
Кадастровый номер и дата внесения такового в кадастр, описание местоположения границ и площадь отнесены к уникальным характеристикам земельного участка (статья 7 Закон N 221-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 25 Закона о кадастре орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
При этом частью 6 статьи 27 Закона о кадастре установлено, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Таким образом, снятие земельного участка с кадастрового учета допускается при наличии двух обстоятельств - заявления собственника и доказательств совершения действий по преобразованию земельного участка.
Поскольку в границах испрашиваемого земельного участка существует земельный участок с кадастровым номером 71:30:0100229:14, который, в свою очередь, не снят с кадастрового учета в соответствии с Законом N 221-ФЗ, то предварительное согласование места размещения объекта на земельном участке площадью 131 кв. м недопустимо, а поэтому оспариваемое распоряжение N 773-р соответствует действующему законодательству.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов суда и направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2014 по делу N А68-7336/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
Судьи
Н.Н.НИКОЛАЕВА
С.Ю.ПАНЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 09.07.2014 ПО ДЕЛУ N А68-7336/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июля 2014 г. по делу N А68-7336/2013
Резолютивная часть объявлена 08.07.2014
Полный текст постановления изготовлен 09.07.2014
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Ключниковой Н.В.
судей Николаевой Н.Н., Панченко С.Ю.
при участии в заседании:
- от индивидуального предпринимателя Вязьмовой Майи Эдуардовны (ОГРНИП 304710736300307, г. Тула); - Вязьмовой М.Э. (личность удостоверена);
- от правительства Тульской области (ОГРН 1037101131033, ИНН 7107027505, г. Тула, пр. Ленина, 2, 300041); Ворониной О.М. - представителя по доверенности от 30.06.2014 N 31;
- от третьих лиц
- администрации города Тулы (г. Тула, пр. Ленина, 2, 300041); - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- - индивидуального предпринимателя Русакова Андрея Альбертовича (г. Тула) - Русакова А.А. (личность удостоверена);
- рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Вязьмовой Майи Эдуардовны на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2014 (судьи Тимашкова Е.Н., Волкова Ю.А., Капустина Л.А.) по делу N А68-7336/2013,
установил:
индивидуальный предприниматель Вязьмова Майя Эдуардовна (далее - заявитель, Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным распоряжения правительства Тульской области (далее - Правительство) от 07.08.2013 N 773-р "Об отказе индивидуальному предпринимателю Вязьмовой М.Э. в размещении объекта капитального строительства (предприятие розничной торговли) по ул. Октябрьская в Зареченском районе города Тулы".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация г. Тулы (далее - Администрация) и ИП Русаков А.А.
Решением суда от 12.12.2013 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 14.04.2014 решение суда от 12.12.2013 отменено, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе Предприниматель просит отменить постановление апелляционной инстанции в связи с неправильным применением норм материального права, приняв новый судебный акт.
В суде кассационной инстанции Предприниматель уточнил свои требования по жалобе, прося об отмене постановления апелляционной инстанции и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения предпринимателей, представителя Правительства, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Как видно из материалов дела и установлено судом, на основании договора от 23.05.1997 N 1190, соглашения о переходе прав и обязанностей по нему от 01.09.2006, ИП Вязьмова М.Э. и Русаков А.А., арендуют земельный участок площадью 56 кв. м с кадастровым номером 71:30:010229:14, расположенный по адресу: г. Тула, ул. Октябрьская, д. 7а, на котором размещено временное сооружение (торговый павильон).
ИП Вязьмова М.Э. и ИП Рубцов А.А. обратились к губернатору Тульской области с заявлением от 01.07.2009 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта по адресу: г. Тула, ул. Октябрьская, д. 7а в Зареченском районе в связи с реконструкцией существующего здания, расположенного на арендуемом ими земельном участке площадью 56 кв. м с кадастровым номером 71:30:010229:14 с целью строительства двухэтажного здания (магазин) площадью 120,4 кв. м (т. 1, л.д. 6 - 7).
Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области письмом от 02.09.2009 сообщил предпринимателям, что в администрацию города Тулы направлено обращение об обеспечении выбора земельного участка для строительства здания магазина.
Письмом от 14.09.2009 Управление градостроительства и архитектуры администрации города Тулы сообщило ИП Вязьмовой М.Э. и ИП Русакову А.А. о том, что приступило к работам по выбору земельного участка для строительства магазина по ул. Октябрьской, 7а в Зареченском районе г. Тулы.
Предпринимателями были получены согласования с Департаментом социального развития Тульской области от 25.02.2009, с управлением Роспотребнадзора по Тульской области от 19.06.2009, заключение государственного учреждения культуры Тульской области "Центр по охране и использованию памятников истории и культуры" от 21.01.2009, экспертное заключение Федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области" от 08.06.2009.
19.11.2009 ИП Вязьмова М.Э. и ИП Русаков А.А. обратились в администрацию города Тулы с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории по адресу: г. Тула, Зареченский район, ул. Октябрьская, д. 7, участок 1.
Постановлением администрации города Тулы от 22.06.2010 N 2032 была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории площадью 131 кв. м, расположенного на землях населенного пункта (г. Тула) по ул. Октябрьской для строительства предприятия розничной торговли; определен вид разрешенного использования земельного участка на период строительства; управлению градостроительства и архитектуры администрации города Тулы поручено в установленном порядке передать в администрацию Тульской области акт о выборе земельного участка и схему расположения вышеуказанного земельного участка на кадастровой карте (плане) территории для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства или об отказе в его размещении.
Письмом от 06.12.2011 N 35-01-14/10220 Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области запросило у предпринимателей дополнительные документы и сообщило о невозможности рассмотреть до этого вопрос о предварительном согласовании места размещения объекта.
Письмом от 12.03.2012 (т. 1, л.д. 14) было уточнено, что с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта в Министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области обращается только один индивидуальный предприниматель: Вязьмова М.Э.
На заседании градостроительно-земельного совета Тульской области 27.06.2012 было решено отказать ИП Вязьмовой М.Э. в предварительном согласовании места размещения предприятия розничной торговли по ул. Октябрьской в Зареченском районе г. Тулы в связи с нарушением процедуры предварительного согласования; администрации города Тулы рекомендовано отменить постановление от 22.06.2010 N 2032, что она сделала постановлением от 25.09.2012 N 2742.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тульской области от 25.12.2012 по делу N А68-9037/12 постановление Администрации N 2742 признано незаконным как не соответствующее статьям 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, статьям 7, 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тульской области от 30.04.2013 по делу N А68-7474/2012 бездействие правительства Тульской области по непринятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта признано незаконным. Суд обязал правительство Тульской области рассмотреть заявление ИП Вязьмовой М.Э. от 01.07.2009 о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта по адресу: г. Тула, ул. Октябрьская, д. 7 или об отказе в размещении объекта.
Распоряжением от 07.08.2013 N 773-р правительство Тульской области отказало индивидуальному предпринимателю Вязьмовой М.Э. в размещении объекта капитального строительства (предприятие розничной торговли) по ул. Октябрьской в Зареченском районе г. Тулы, посчитав которое незаконным, Предприниматель оспорил его в суде.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из того, что наличие утвержденной схемы расположения земельного участка и подготовленного акта о выборе земельного участка являются достаточными основаниями для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, а поскольку процедура предоставления земельного участка начата в соответствии с требованиями земельного законодательства до вступления в силу постановления правительства Тульской области от 21.02.2012 N 81 "Об особенностях предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле", то оно в данном случае не применимо.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие в совокупности двух условий:
- - несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- - нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлен статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ). В соответствии с пунктом 1 указанной статьи предоставление земельного участка осуществляется с выполнением определенных работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов (подпункт 1), либо с предварительным согласованием мест размещения объектов (подпункт 2).
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - проведение работ по формированию земельного участка;
- - государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Согласно пункту 5 статьи 31 Кодекса, результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, к которому прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора. В соответствии с пунктом 6 названной статьи уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Согласно пояснительной записке к схеме расположения земельного участка, о выборе которого заявлено Предпринимателем, предоставление спроектированного земельного участка возможно только при условии: прекращения договора от 23.05.199 N N 1190 аренды земельного участка с кадастровым номером 71:30:010229:14, расформированием данного земельного участка и снятием его с кадастрового учета.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных, предусмотренных названным Федеральным законом, сведений о недвижимом имуществе.
Государственный кадастровый учет, в силу части 1 статьи 16 Закона N 221-ФЗ осуществляется, в частности, в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
Из пункта 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) следует, что земельные участки прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки при разделе, объединении, перераспределении.
Кадастровый номер и дата внесения такового в кадастр, описание местоположения границ и площадь отнесены к уникальным характеристикам земельного участка (статья 7 Закон N 221-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 25 Закона о кадастре орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
При этом частью 6 статьи 27 Закона о кадастре установлено, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Таким образом, снятие земельного участка с кадастрового учета допускается при наличии двух обстоятельств - заявления собственника и доказательств совершения действий по преобразованию земельного участка.
Поскольку в границах испрашиваемого земельного участка существует земельный участок с кадастровым номером 71:30:0100229:14, который, в свою очередь, не снят с кадастрового учета в соответствии с Законом N 221-ФЗ, то предварительное согласование места размещения объекта на земельном участке площадью 131 кв. м недопустимо, а поэтому оспариваемое распоряжение N 773-р соответствует действующему законодательству.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов суда и направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2014 по делу N А68-7336/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
Судьи
Н.Н.НИКОЛАЕВА
С.Ю.ПАНЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)