Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 06.08.2014 ПО ДЕЛУ N А60-19052/2014

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 августа 2014 г. по делу N А60-19052/2014


Резолютивная часть решения объявлена 05 августа 2014 года
Полный текст решения изготовлен 06 августа 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.А. Хомяковой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.С., Ксенофонтовой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Закрытого акционерного общества "Уралсвязьмонтаж" (ЗАО Уралсвязьмонтаж") (ИНН 6661001780, ОГРН 1026605237636)
к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (МУГИСО) (ИНН 6658091960)
о признании незаконным решения.
В судебном заседании приняли участие представители:
от заявителя: Храмцов Ю.В. (доверенность N 14 от 08.11.2013 г.),
от заинтересованного лица: Дружинина О.М. (доверенность N 17-01-82/6334 от 20.05.2014 г.).
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.

Закрытое акционерное общество "Уралсвязьмонтаж" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения МУГИСО (далее - заинтересованное лицо, Министерство) от 14.04.2014 г. N 17-01-82/3050.
Заинтересованное лицо представило отзыв, просит отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку в соответствии с требованиями ст. 36 ЗК РФ и п. 4 Приказа Минэкономразвития N 475 от 13.09.2011 г. не представляется на данном этапе принять решение о предоставлении в собственность ЗАО "Уралсвязьмонтаж" земельного участка с кадастровым номером 66:41:0505015:5.
По ходатайству заинтересованного лица определением суда от 31.07.2014 г. судебное разбирательство отложено на 0 час. 05.08.2014 г.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд

установил:

На основании постановления Главы администрации г. Екатеринбурга от 15.04.1993 N 182 ЗАО "Уралсвязьмонтаж" принадлежит на праве постоянного бессрочного пользования земельный участок площадью 1,12 га, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Елизаветинское шоссе, 8А (кадастровый N 66:41:0505015:5), что подтверждается свидетельством о праве на землю от 20.10.2013 г. и выпиской из государственного кадастра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером 66:41:0505015:5, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Елизаветинское шоссе, 8А.
Заявителем 19.03.2014 г. в адрес главы Администрации г. Екатеринбурга направлено заявление о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и предоставлении земельного участка на праве собственности. Администрацией МО "город Екатеринбург" данное заявление получено 20.03.2014 г. и передано для рассмотрения в МУГИСО.
К заявлению о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и предоставлении земельного участка на праве собственности прилагались кадастровые паспорта двух самовольно построенных объектов недвижимости, а также уведомление из ЕГРП о том, что права на два нежилых здания: (кадастровый N 66:41:0505015:78), расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Елизаветинское шоссе, 8А, литер Б (кадастровый N 66:41:0505015:77), расположенные по адресу: г. Екатеринбург, ул. Елизаветинское шоссе, 8А, литер Ж., ни за кем не зарегистрированы.
ЗАО "Уралсвязьмонтаж" 15.04.2014 г. получило решение МУГИСО от 14.04.2014 г. N 17-01-82/3050нз о невозможности предоставления заявителю в собственность земельного участка в связи с тем, что в заявлении общества о предоставлении земельного участка в собственность сообщено о шести объектах недвижимого имущества, находящихся на испрашиваемом земельном участке, в то время как право собственности зарегистрировано только на четыре из них, в связи с чем, представленные документы не позволяют однозначно определить наличие либо отсутствие иных лиц, имеющих в собственности объекты недвижимости, расположенном на указанном в обращении земельном участке.
Заявитель, полагая, что данный отказ является незаконным и нарушает его права в предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 201 АПК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, действия государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, может быть признан судом недействительным, в случае, если он не соответствует закону или иным правовым актам и нарушает права и охраняемые законом интересы юридического лица, причем необходимо наличие этих условий в совокупности.
Согласно п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с положениями ч. 3. ст. 20 Земельного кодекса РФ, право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.
Согласно требованиям п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право, аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
- - изъятия земельных участков из оборота;
- - установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
- - резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Пунктом 3 ст. 36 Земельного кодекса РФ в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
В случае если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами. При этом договор аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании.
Из разъяснения, содержащегося в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" следует, что при рассмотрении вопросов, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, необходимо учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" лица, которым земельные участки на таком праве предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, независимо от того, для какой цели были предоставлены эти земельные участки.
Согласно пункту 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (далее - Пленум N 11 от 24.03.2005), при рассмотрении споров, связанных с приобретением таких земельных участков, необходимо исходить из того, что договор аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора может быть заключен при условии участия в нем как нескольких владельцев помещений, так и одного из них. Заключение договора аренды с одним лицом на стороне арендатора производится с учетом потенциальной возможности вступления в него иных лиц на стороне арендатора в соответствии с положениями пункта 3 статьи 36 ЗК РФ
Из разъяснений Пленума N 11 от 24.03.2005, изложенных в п. 20, следует, что при разрешении споров, вытекающих из договора аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора, арбитражным судам следует руководствоваться пунктом 2 статьи 322 ГК РФ, устанавливающим, что обязанности нескольких должников по обязательству, связанному с предпринимательской деятельностью, являются солидарными, если законом, другими правовыми актами или условиями обязательства не предусмотрено иное.
Понуждение к заключению договора аренды земельного участка в отношении отдельных владельцев помещений не допускается (пункт 1 статьи 421 ГК РФ).
Аналогичный подход сформирован и в правоприменительной практике Уральского региона: при отсутствии заявлений всех сособственников недвижимого имущества или отказе одного из сособственников от участия в договоре купли-продажи земельного участка (п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации) возникновение права общей долевой собственности на такой участок (п. 3 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации) исключается, поскольку закон не предусматривает возможности принудительного наделения правом собственности на земельный участок либо понуждения к участию в договоре о выкупе земельного участка.
В силу п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 ЗК РФ).
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 г. N 475.
Пунктом 4 указанного Перечня установлено, что при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или:
4.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и
4.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
Согласно пункту 8 Приказа Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" в число документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, входит сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Поскольку одинаковый порядок (административная процедура) предоставления прав на соответствующие земельные участки не означает, что пунктом 2 статьи 3 названного закона и статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации регулируются одни и те же отношения по приобретению заинтересованными лицами земли в частную собственность, наличие или отсутствие на спорном земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих обществу на праве собственности, в данном случае правового значения не имеет.
Таким образом, отсутствие на спорном земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих обществу на праве собственности (имеется самовольная постройка), не может препятствовать переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности.
Однако для заключения договора купли-продажи, предметом которого может быть спорный единый земельный участок, необходимо волеизъявление всех собственников объектов недвижимости, или разделение земельного участка на несколько объектов (при наличии технических возможностей) и выкуп соответственно выделенных земельных участков, собственниками недвижимости. В иных случаях возможно оформление права пользования земельными участками только в форме договора аренды со множественностью лиц на стороне арендатора.
Конституционный Суд неоднократно отмечал, что законодательно установленный порядок приобретения прав на неделимые земельные участки объективно обусловлен спецификой объекта и природы права общей собственности, а также характером связанных с ней отношений, который направлен на защиту прав и законных интересов всех участников общей собственности (определение N 82-О от 05.03.2004 г.; N 119-О от 21.02.2008 г., N 916-О от 29.05.2012 г.).
Поскольку право собственности на два объекта недвижимости из шести не установлены (доказательств иного заявителем в МУГИСО представлено не было), следовательно, при отсутствии заявлений всех собственников недвижимого имущества невозможно возникновение права общей долевой собственности, так как законом не предусмотрена возможность принудительного наделения правом собственности на земельный участок.
Согласно конституционному принципу, содержащемуся в ст. 17 Конституции РФ, осуществление права одного лица не должно нарушать права и свободы других лиц.
В указанной ситуации собственник помещения, желающий приобрести право собственности на земельный участок в порядке ст. 36 ЗК РФ, может реализовать свое право в случае выделения причитающейся ему части земельного участка в самостоятельный объект земельных отношений, либо заключить договор аренды земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора, либо представить сведения о всех объектах недвижимого имущества, находящихся на испрашиваемом земельном участке.
Иной порядок, регулирующий приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, действующим законодательством не установлен.
Невозможность принятия решения о предоставлении ЗАО "Уралсвязьмонтаж" земельного участка в собственность обусловлена отсутствием сведений обо всех шести объектах недвижимого имущества, находящихся на испрашиваемом земельном участке, а представленные документы не позволяют однозначно определить наличие либо отсутствие иных лиц, имеющих в собственности объекты недвижимости, расположенном на указанном в обращении земельном участке.
При этом суд отмечает, что оспариваемое решение МУГИСО от 14.04.2014 г. N 17-01-82/3050 не является отказом в предоставлении в собственность ЗАО "Уралсвязьмонтаж" земельного участка с кадастровым номером 66:41:0505015:5. (в решении указано на то, что принять решение о предоставлении в собственность спорного земельного участка при представленных обществом документов, не представляется возможным), в связи с чем, судом не принимается, как несостоятельная, ссылка заявителя на требования п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, оспариваемое решение не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований заявителя.
При таких обстоятельствах, оценивая их в совокупности, суд считает, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя в соответствии с требованиями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении заявленных требований закрытого акционерного общества "УРАЛСВЯЗЬМОНТАЖ" (ИНН 6661001780, ОГРН 1026605237636) отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья
С.А.ХОМЯКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)