Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 10.08.2015 N Ф06-25773/2015, Ф06-26480/2015 ПО ДЕЛУ N А65-30430/2014

Требование: О признании незаконным отказа регистрирующего органа в государственной регистрации договора аренды лесного участка, об обязании произвести государственную регистрацию права аренды лесного участка.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что заявитель не представил на государственную регистрацию договора аренды все необходимые документы.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 августа 2015 г. N Ф06-25773/2015

Дело N А65-30430/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 августа 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплевой М.В.,
судей Ананьева Р.В., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителя:
заявителя - Идиятуллина Р.М. по доверенности от 23.01.2015 N 119-13/6,
в отсутствие:
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.02.2015 (судья Аппакова Л.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2015 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Попова Е.Г., Семушкин В.С.)
по делу N А65-30430/2014
по заявлению открытого акционерного общества "Сетевая компания", г. Казань, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань, при участии третьего лица - Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан, г. Казань, о признании незаконным отказа, об обязании произвести государственную регистрацию права аренды лесного участка,

установил:

открытое акционерное общество "Сетевая компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан (далее - Управление Росреестра) от 29.10.2014 N 69/022/2014-101 в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 12.08.2014 N 676; об обязании произвести государственную регистрацию права аренды лесного участка общей площадью 0,0939 га, имеющего местоположение: Республика Татарстан, Зеленодольский муниципальный район, квартал 45 выдел 40, квартал 70 выдел 2, квартал 72 выдел 65, квартал 71 выдел 15 Айшинского участкового лесничества Зеленодольского лесничества; квартал 69 выдел 16, квартал 70 выдел 15, квартал 98 выдел 13, квартал 85 выдел 5, квартал 72 выдел 7, квартал 77 выдел 5, квартал 127 выдел 13, квартал 115 выдел 2, квартал 69 выдел 16 Зеленодольского участкового лесничества Зеленодольского лесничества; квартал 156 выделы 29,15, квартал 154 выдел 3, квартал 141 выдел 1, квартал 28 выдел 4, квартал 155 выделы 9,6 Краснооктябрьского участкового лесничества Зеленодольского лесничества, номера учетной записи в государственном лесном реестре: 28753-2014-08, 28754-2014-08, 28755-2014-08, 28756-2014-08, 28757-2014-08, 28758-2014-08, 28759-2014-08, 28760-2014-08, 2879161-2014-08, по договору от 12.08.2014 N 676 заключенному между Обществом и Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), привлечено Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.02.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда 27.04.2015, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит принятые по делу судебные акты отменить, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права, несоответствием выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Заявитель жалобы указывает, что право собственности Российской Федерации на объект недвижимости, указанный в качестве предмета договора аренды, не зарегистрировано; в договоре аренде не указаны достаточные и необходимые данные для идентификации лесных участков, в связи с чем условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения Министерства от 08.04.2014 N 96-р между Министерством (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка в целях использования лесов для эксплуатации линейных объектов (линии электропередачи) от 12.08.2014 N 676, по условиям которого Обществу в аренду сроком с 12.08.2014 по 11.08.2063 предоставлен лесной участок площадью 0,0939 га, расположенный в Республике Татарстан, Зеленодольском муниципальном районе, квартал 45 выдел 40, квартал 70 выдел 2, квартал 72 выдел 65, квартал 71 выдел 15 Айшинского участкового лесничества Зеленодольского лесничества; квартал 69 выдел 16, квартал 70 выдел 15, квартал 98 выдел 13, квартал 85 выдел 5, квартал 72 выдел 7, квартал 77 выдел 5, квартал 127 выдел 13, квартал 115 выдел 2, квартал 69 выдел 16 Зеленодольского участкового лесничества Зеленодольского лесничества; квартал 156 выделы 29,15, квартал 154 выдел 3, квартал 141 выдел 1, квартал 28 выдел 4, квартал 155 выделы 9,6 Краснооктябрьского участкового лесничества Зеленодольского лесничества, номера учетной записи в государственном лесном реестре: 28753-2014-08, 28754-2014-08, 28755-2014-08, 28756-2014-08, 28757-2014-08, 28758-2014-08, 28759-2014-08, 28760-2014-08, 2879161-2014-08 (далее - договор аренды от 12.08.2014 N 676).
Вышеуказанный земельный участок был передан Обществу по акту приема - передачи лесного участка в аренду от 12.08.2014.
На заявление Общества от 18.09.2014 в Управление Росреестра о государственной регистрации договора аренды от 12.08.2014 N 676, Управление Росреестра сообщением от 29.10.2014 N 69/022/2014-101 отказало в государственной регистрации договора аренды от 12.08.2014 N 676 на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Общество, полагая, что данный отказ противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела в соответствии со статьей 71 АПК РФ, установив, что заявителем на государственную регистрацию в Управление Росреестра были представлены все документы, предусмотренные статьями 17, 26 Закона N 122-ФЗ, которые соответствуют требованиям, указанным в статье 18 данного Закона, пришли к обоснованному выводу о том, что у Управления Росреестра отсутствовали законные основания, предусмотренные статьей 20 Закона N 122-ФЗ, для отказа в государственной регистрации договора аренды от 12.08.2014 N 676.
Довод кассационной жалобы о том, что право собственности Российской Федерации не зарегистрировано на лесной участок, являющийся предметом договора аренды от 12.08.2014 N 676, судебной коллегией отклоняется.
Спорный земельный участок расположен в Республике Татарстан, Зеленодольском муниципальном районе, квартал 45 выдел 40, квартал 70 выдел 2, квартал 72 выдел 65, квартал 71 выдел 15 Айшинского участкового лесничества Зеленодольского лесничества; квартал 69 выдел 16, квартал 70 выдел 15, квартал 98 выдел 13, квартал 85 выдел 5, квартал 72 выдел 7, квартал 77 выдел 5, квартал 127 выдел 13, квартал 115 выдел 2, квартал 69 выдел 16 Зеленодольского участкового лесничества Зеленодольского лесничества; квартал 156 выделы 29, 15, квартал 154 выдел 3, квартал 141 выдел 1, квартал 28 выдел 4, квартал 155 выделы 9,6 Краснооктябрьского участкового лесничества Зеленодольского лесничества.
Право собственности на лесные участки, в границах которых расположен спорный земельный участок, зарегистрировано за Российской Федерацией в установленном законом порядке, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны записи регистрации.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что земельный участок, являющийся предметом договора аренды от 12.08.2014 N 676, невозможно идентифицировать, поскольку он не поставлен на государственный кадастровый учет, судебной коллегией отклоняется.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Как установлено в пункте 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.
Пунктом 2 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Между тем, в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, до 01.01.2015 допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.
В отношении таких участков осуществляется их государственный учет посредством внесения в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих их существование с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 4.2 Закона N 201-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015, признается юридически действительным.
В соответствии со статьей 69 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются, соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Согласно схеме расположения и границ лесных участков, характеристике лесных участков и их насаждений (приложения N 1 к договору аренды от 12.08.2014 N 676), а также плану лесных участков, представленным на государственную регистрацию, спорный участок площадью 0,09395 га имеет месторасположение: Республика Татарстан, Зеленодольском муниципальном районе, квартал 45 выдел 40, квартал 70 выдел 2, квартал 72 выдел 65, квартал 71 выдел 15 Айшинского участкового лесничества Зеленодольского лесничества; квартал 69 выдел 16, квартал 70 выдел 15, квартал 98 выдел 13, квартал 85 выдел 5, квартал 72 выдел 7, квартал 77 выдел 5, квартал 127 выдел 13, квартал 115 выдел 2, квартал 69 выдел 16 Зеленодольского участкового лесничества Зеленодольского лесничества; квартал 156 выделы 29, 15, квартал 154 выдел 3, квартал 141 выдел 1, квартал 28 выдел 4, квартал 155 выделы 9,6 Краснооктябрьского участкового лесничества Зеленодольского лесничества, номера учетной записи в государственном лесном реестре: 28753-2014-08, 28754-2014-08, 28755-2014-08, 28756-2014-08, 28757-2014-08, 28758-2014-08, 28759-2014-08, 28760-2014-08, 28791-2014-08.
Статьей 4.4 Закона N 201-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, предусмотрено, что в случае, если до 01.01.2015 государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии Законом N 122-ФЗ.
Правовая позиция относительно применения положений указанных норм определена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.02.2014 N 13123/2013, в котором отмечено, что поскольку правила статьи 4.4 Закона N 201-ФЗ до 01.01.2015 допускают распоряжение лесным участком, а также государственную регистрацию прав на него без осуществления его кадастрового учета при наличии плана лесного участка, то вхождение лесного участка, передаваемого в аренду, в состав участка, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией и который имеет кадастровый (условный) номер, само по себе не исключает применения к такому участку этого правила.
Таким образом, ссылка Управления Росреестра об отсутствии государственного кадастрового учета спорного земельного участка, при наличии записи в государственном лесном реестре, схемы расположения лесного участка, при определении границ на кадастровой карте (план), позволяющие индивидуализировать объект аренды, приравниваемых к кадастровым паспортам, не основаны на правильном толковании действующего законодательства.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа по делам N А65-30305/2014, А65-27523/2014, А65-23841/2014.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суды пришли к правильному выводу о том, что требования Общества обоснованны и подлежат удовлетворению.
По существу доводы Управления Росреестра, приведенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основе выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 АПК РФ.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов, основанных на материалах дела при правильном применении норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.02.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2015 по делу N А65-30430/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Председательствующий судья
М.В.КОНОПЛЕВА

Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)