Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2011 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Баканова В.В., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Улесовой М.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 08.08.2011 по делу N А47-5001/2011 (судья Александров А.А.).
Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Оренбургской области (далее - Управление Росимущества, ТУ ФАУГИ, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган), в котором просит признать незаконным сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области от 14.03.2011 за N 01/028/2011-414 об отказе в государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 56:44:0000000:276 площадью 2687 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое здание (дом оператора), почтовый адрес ориентира: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Тихая, 17, и обязать провести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации.
Определением суда от 21.06.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Газпром" (далее - ОАО "Газпром", третье лицо).
Решением суда от 08.08.2011 (резолютивная часть от 05.08.2011) заявленные требования удовлетворены. Отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 56:44:0000000:276 площадью 2687 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое здание (дом оператора), почтовый адрес ориентира: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Тихая, 17, оформленный сообщением об отказе в государственной регистрации от 14.03.2011 N 01/028/2011-414 признан недействительным.
На Управление Росреестра возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 56:44:0000000:276 площадью 2687 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое здание (дом оператора), почтовый адрес ориентира: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Тихая, 17 (т. 2 л.д. 38-41).
В апелляционной жалобе регистрирующий орган (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования оставить без удовлетворения.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на наличие обстоятельств, предусмотренных требованиями частей 1, 2, 3 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции.
По мнению апеллянта, судом не учтено, что земельный участок находится в населенном пункте, в связи с чем в силу ч. 1 ст. 87 Земельного кодекса Российской Федерации не относится к землям специального назначения, независимо от того, какой вид разрешенного использования указан в кадастровом паспорте на земельный участок. Таким образом, заявленный к регистрации земельный участок не может быть отнесен к федеральному имуществу в силу закона.
Ссылается на отсутствие доказательств разграничения государственной собственности на землю.
Полагает, что вывод суда о вхождении земель специального назначения в качестве территориальной зоны в составе земель поселений, неверен, так как из п. 3 ч. 1 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации не следует, что земли специального назначения входят в указанную территориальную зону (специального назначения) земель поселений.
Ссылается также на то, что в материалы дела не представлен акт органа местного самоуправления об изменении вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ, в связи с чем ссылки суда на норму ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации необоснованны.
ОАО "Газпром" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что с доводами апелляционной жалобы не согласно, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена без участия не явившихся лиц.
Проверив законность судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, Управление Росимущества 01.02.2011 обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права государственной собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 56:44:0000000:276 площадью 2687 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое здание (дом оператора), почтовый адрес ориентира: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Тихая, 17 (т. 1 л.д. 16).
В качестве основания возникновения права Российской Федерации в заявлении о государственной регистрации права заявителем указаны нормы п. 4 ст. 87 Земельного кодекса Российской Федерации.
На государственную регистрацию заявителем, в том числе, представлены:
- справка ООО "Газпром трансгаз Екатеринбург" от 19.01.2011 N 01-001/200-30,
- кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 09.09.2010 N 46/10-102528, составленный ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Оренбургской области,
- письмо от 30.08.2010 N ЛК56/13-6584.
Регистрирующим органом принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности в форме сообщения от 14.03.2011 N 01/028/2011-414, мотивированное тем, что согласно кадастровому паспорту в виде разрешенного использования указано: "промышленные объекты, размещение дома оператора". Спорный земельный участок в соответствии с представленной в регистрирующий орган справкой от 19.01.2011 N 01-001/200-30, относится к объектам Единой системы газоснабжения Российской Федерации. Вместе с тем, заявленный на регистрацию права земельный участок относится к категории земель населенных пунктов (т. 1 л.д. 97).
Ссылаясь на незаконность данного отказа, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем представлены для государственной регистрации все необходимые документы, подтверждающие право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, поскольку земельный участок относится к землям специального назначения ввиду нахождения на нем объекта федеральной энергосистемы (системы газоснабжения), входящим в качестве территориальной зоны в земли поселений.
Выводы суда правильны, основаны на представленных по делу доказательствах и надлежащем применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество (ст. 2 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", далее - Закон о регистрации).
Статьей 16 Закона о регистрации определено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Согласно статье 9 названного Закона в компетенцию регистрирующего органа входит проверка действительности поданных заявителем документов, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав. При осуществлении государственной регистрации в соответствии с установленным статьей 13 Закона порядком проводится правовая экспертиза документов, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона регистрации государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества. Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества проводится при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества.
В рассматриваемом случае для целей осуществления государственной регистрации права собственности Российской Федерации, возникшего в силу закона, на земельный участок с кадастровым номером 56:44:0000000:276, в том числе, были представлены: справка ООО "Газпром трансгаз Екатеринбург" от 19.01.2011 N 01-001/200-30; кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 09.09.2010 N 46/10-102528, составленный ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Оренбургской области; письмо от 30.08.2010 N ЛК56/13-6584.
Отказ в государственной регистрации мотивирован ответчиком отсутствием у Российской Федерации права собственности в отношении спорного земельного участка, поскольку земельный участок в относится к объектам Единой системы газоснабжения Российской Федерации, вместе с тем, находится в составе земель населенных пунктов.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, в порядке ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у регистрирующего органа не имелось правовых оснований для отказа в государственной регистрации права федеральной собственности на заявленный объект.
Согласно пункту 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в федеральной собственности находятся земельные участки:
- - которые признаны таковыми федеральными законами;
- - право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- - которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) определено, что единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа.
Федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации (ст. 5 Закона о газоснабжении).
В силу пункта 4 статьи 87 ЗК РФ, земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами являются федеральной собственностью.
Пунктом 1 статьи 87 ЗК РФ определено, что землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 83 ЗК РФ, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Рассматриваемый земельный участок с кадастровым номером 56:44:0000000:276 находится в пределах городской черты г. Оренбург и отнесен к категории земель населенных пунктов (т. 1 л.д. 13).
В п. 1 ст. 7 ЗК РФ предусмотрены следующие категории земель: земли поселений и земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, которые являются самостоятельными категориями.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).
Согласно статье 85 ЗК РФ, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам - в том числе инженерных и транспортных инфраструктур.
Довод апеллянта о том, что приведенная норма не предусматривает, что земли специального назначения входят в указанную территориальную зону (специального назначения) земель поселений, отклоняется апелляционной коллегией как основанная на неверном ее толковании.
Из материалов дела следует, что разрешенным использованием спорного земельного участка является эксплуатация промышленного объекта, размещение дома оператора (2 687 кв. м). Земельный участок сформирован для эксплуатации объекта федеральной энергетической системы Российской Федерации (магистрального газопровода).
При таких обстоятельствах к земельному участку применим правовой режим земель специального назначения, которые в силу пункта 4 статьи 87 ЗК РФ являются федеральной собственностью.
Расположение земельного участка в пределах населенного пункта не исключает применение указанной нормы, ввиду того, что нормой ст. 85 ЗК РФ предусмотрена возможность вхождения в состав земель населенных пунктов территориальных зон, в том числе инженерных инфраструктур, в соответствии с требованиями градостроительного регламента.
Доказательств несоответствия разрешенного использования земельного участка градостроительному регламенту регистрирующим органом в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, довод апеллянта о том, что расположение земельного участка в пределах населенного пункта исключает отнесение его к объектам федеральной собственности, основан на неверном толковании цитированных выше норм права.
Принимая во внимание отнесение земельного участка к землям специального назначения, в силу чего земельный участок относится исключительно к федеральной собственности, требование регистрирующего органа о предоставлении доказательств разграничения государственной собственности на землю несостоятельно, соответствующий довод апелляционной жалобы подлежит отклонению.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у регистрирующего органа оснований для отказа в государственной регистрации заявленного права федеральной собственности.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 08.08.2011 по делу N А47-5001/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Судьи
В.В.БАКАНОВ
Л.В.ПИВОВАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.10.2011 N 18АП-9856/2011 ПО ДЕЛУ N А47-5001/2011
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 октября 2011 г. N 18АП-9856/2011
Дело N А47-5001/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2011 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Баканова В.В., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Улесовой М.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 08.08.2011 по делу N А47-5001/2011 (судья Александров А.А.).
Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Оренбургской области (далее - Управление Росимущества, ТУ ФАУГИ, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган), в котором просит признать незаконным сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области от 14.03.2011 за N 01/028/2011-414 об отказе в государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 56:44:0000000:276 площадью 2687 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое здание (дом оператора), почтовый адрес ориентира: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Тихая, 17, и обязать провести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации.
Определением суда от 21.06.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Газпром" (далее - ОАО "Газпром", третье лицо).
Решением суда от 08.08.2011 (резолютивная часть от 05.08.2011) заявленные требования удовлетворены. Отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 56:44:0000000:276 площадью 2687 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое здание (дом оператора), почтовый адрес ориентира: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Тихая, 17, оформленный сообщением об отказе в государственной регистрации от 14.03.2011 N 01/028/2011-414 признан недействительным.
На Управление Росреестра возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 56:44:0000000:276 площадью 2687 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое здание (дом оператора), почтовый адрес ориентира: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Тихая, 17 (т. 2 л.д. 38-41).
В апелляционной жалобе регистрирующий орган (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования оставить без удовлетворения.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на наличие обстоятельств, предусмотренных требованиями частей 1, 2, 3 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции.
По мнению апеллянта, судом не учтено, что земельный участок находится в населенном пункте, в связи с чем в силу ч. 1 ст. 87 Земельного кодекса Российской Федерации не относится к землям специального назначения, независимо от того, какой вид разрешенного использования указан в кадастровом паспорте на земельный участок. Таким образом, заявленный к регистрации земельный участок не может быть отнесен к федеральному имуществу в силу закона.
Ссылается на отсутствие доказательств разграничения государственной собственности на землю.
Полагает, что вывод суда о вхождении земель специального назначения в качестве территориальной зоны в составе земель поселений, неверен, так как из п. 3 ч. 1 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации не следует, что земли специального назначения входят в указанную территориальную зону (специального назначения) земель поселений.
Ссылается также на то, что в материалы дела не представлен акт органа местного самоуправления об изменении вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ, в связи с чем ссылки суда на норму ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации необоснованны.
ОАО "Газпром" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что с доводами апелляционной жалобы не согласно, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена без участия не явившихся лиц.
Проверив законность судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, Управление Росимущества 01.02.2011 обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права государственной собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 56:44:0000000:276 площадью 2687 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое здание (дом оператора), почтовый адрес ориентира: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Тихая, 17 (т. 1 л.д. 16).
В качестве основания возникновения права Российской Федерации в заявлении о государственной регистрации права заявителем указаны нормы п. 4 ст. 87 Земельного кодекса Российской Федерации.
На государственную регистрацию заявителем, в том числе, представлены:
- справка ООО "Газпром трансгаз Екатеринбург" от 19.01.2011 N 01-001/200-30,
- кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 09.09.2010 N 46/10-102528, составленный ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Оренбургской области,
- письмо от 30.08.2010 N ЛК56/13-6584.
Регистрирующим органом принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности в форме сообщения от 14.03.2011 N 01/028/2011-414, мотивированное тем, что согласно кадастровому паспорту в виде разрешенного использования указано: "промышленные объекты, размещение дома оператора". Спорный земельный участок в соответствии с представленной в регистрирующий орган справкой от 19.01.2011 N 01-001/200-30, относится к объектам Единой системы газоснабжения Российской Федерации. Вместе с тем, заявленный на регистрацию права земельный участок относится к категории земель населенных пунктов (т. 1 л.д. 97).
Ссылаясь на незаконность данного отказа, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем представлены для государственной регистрации все необходимые документы, подтверждающие право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, поскольку земельный участок относится к землям специального назначения ввиду нахождения на нем объекта федеральной энергосистемы (системы газоснабжения), входящим в качестве территориальной зоны в земли поселений.
Выводы суда правильны, основаны на представленных по делу доказательствах и надлежащем применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество (ст. 2 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", далее - Закон о регистрации).
Статьей 16 Закона о регистрации определено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Согласно статье 9 названного Закона в компетенцию регистрирующего органа входит проверка действительности поданных заявителем документов, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав. При осуществлении государственной регистрации в соответствии с установленным статьей 13 Закона порядком проводится правовая экспертиза документов, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона регистрации государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества. Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества проводится при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества.
В рассматриваемом случае для целей осуществления государственной регистрации права собственности Российской Федерации, возникшего в силу закона, на земельный участок с кадастровым номером 56:44:0000000:276, в том числе, были представлены: справка ООО "Газпром трансгаз Екатеринбург" от 19.01.2011 N 01-001/200-30; кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 09.09.2010 N 46/10-102528, составленный ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Оренбургской области; письмо от 30.08.2010 N ЛК56/13-6584.
Отказ в государственной регистрации мотивирован ответчиком отсутствием у Российской Федерации права собственности в отношении спорного земельного участка, поскольку земельный участок в относится к объектам Единой системы газоснабжения Российской Федерации, вместе с тем, находится в составе земель населенных пунктов.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, в порядке ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у регистрирующего органа не имелось правовых оснований для отказа в государственной регистрации права федеральной собственности на заявленный объект.
Согласно пункту 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в федеральной собственности находятся земельные участки:
- - которые признаны таковыми федеральными законами;
- - право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- - которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) определено, что единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа.
Федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации (ст. 5 Закона о газоснабжении).
В силу пункта 4 статьи 87 ЗК РФ, земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами являются федеральной собственностью.
Пунктом 1 статьи 87 ЗК РФ определено, что землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 83 ЗК РФ, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Рассматриваемый земельный участок с кадастровым номером 56:44:0000000:276 находится в пределах городской черты г. Оренбург и отнесен к категории земель населенных пунктов (т. 1 л.д. 13).
В п. 1 ст. 7 ЗК РФ предусмотрены следующие категории земель: земли поселений и земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, которые являются самостоятельными категориями.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).
Согласно статье 85 ЗК РФ, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам - в том числе инженерных и транспортных инфраструктур.
Довод апеллянта о том, что приведенная норма не предусматривает, что земли специального назначения входят в указанную территориальную зону (специального назначения) земель поселений, отклоняется апелляционной коллегией как основанная на неверном ее толковании.
Из материалов дела следует, что разрешенным использованием спорного земельного участка является эксплуатация промышленного объекта, размещение дома оператора (2 687 кв. м). Земельный участок сформирован для эксплуатации объекта федеральной энергетической системы Российской Федерации (магистрального газопровода).
При таких обстоятельствах к земельному участку применим правовой режим земель специального назначения, которые в силу пункта 4 статьи 87 ЗК РФ являются федеральной собственностью.
Расположение земельного участка в пределах населенного пункта не исключает применение указанной нормы, ввиду того, что нормой ст. 85 ЗК РФ предусмотрена возможность вхождения в состав земель населенных пунктов территориальных зон, в том числе инженерных инфраструктур, в соответствии с требованиями градостроительного регламента.
Доказательств несоответствия разрешенного использования земельного участка градостроительному регламенту регистрирующим органом в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, довод апеллянта о том, что расположение земельного участка в пределах населенного пункта исключает отнесение его к объектам федеральной собственности, основан на неверном толковании цитированных выше норм права.
Принимая во внимание отнесение земельного участка к землям специального назначения, в силу чего земельный участок относится исключительно к федеральной собственности, требование регистрирующего органа о предоставлении доказательств разграничения государственной собственности на землю несостоятельно, соответствующий довод апелляционной жалобы подлежит отклонению.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у регистрирующего органа оснований для отказа в государственной регистрации заявленного права федеральной собственности.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 08.08.2011 по делу N А47-5001/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Судьи
В.В.БАКАНОВ
Л.В.ПИВОВАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)