Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 25.08.2014 ПО ДЕЛУ N А55-25667/2013

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 августа 2014 г. по делу N А55-25667/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Карповой В.А., Хайруллиной Ф.В.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19.02.2014 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2014 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Рогалева Е.М., Бажан П.В.)
по делу N А55-25667/2013
по заявлению индивидуального предпринимателя Ходарченко Валентины Васильевны, г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконным, обязании заключить договор аренды земельного участка,

установил:

индивидуальный предприниматель Ходарченко Валентина Васильевна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - министерство), с учетом изменения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка расположенного по адресу: Самарская область, Промышленный район, ул. Боярова, станция метро Юнгородок, участок б/н площадью 18 кв. м, в аренду в целях размещения торгового павильона без укладки фундамента с эксплуатацией, об отмене вышеуказанного решения, обязании заключить договор аренды земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.02.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2014, заявление удовлетворено частично. Суд признал незаконным решение министерства об отказе в предоставлении вышеуказанного земельного участка, обязал министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Министерство, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь в ее обосновании на неправильное применение судом норм материального права.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Предприниматель обратилась в министерство с заявлением от 28.11.2011 о предоставлении в аренду земельного участка по адресу: Самарская область, Промышленный район, ул. Боярова, станция метро Юнгородок, участок б/н.
Министерство письмом от 28.02.2012 N 12-2/0906/11а отказало в предоставлении земельного участка под временный мини-магазин, ссылаясь на пункт 2.6 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, мотивировав отказ тем, что невозможно разместить временный торговый павильон без определения утвержденной в установленном порядке схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара.
Заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка представлено Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - департамент) от 30.12.2011 N СП-6/5532-0-1 в ответ на обращение министерства.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.11.2012 по делу N А55-23829/2012 признано недействительным данное заключение департамента от 30.12.2011 N СП-6/5532-0-1.
Департамент издал распоряжение от 23.07.2013 N РД-657 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: Самарская область. Промышленный район, ул. Боярова, станция метро Юнгородок, участок б/н под установку временного торгового павильона без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией".
Предприниматель обратилась в министерство с заявлением от 05.08.2013 N 12-1/2300/13 о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка, приложив к нему: распоряжение департамента от 23.07.2013 N РД-657, информацию Управления Росреестра по Самарской области от 10.02.2011 N 1659, информацию от 23.11.2011 N 63-00-102/314179 об отсутствии сведений о земельном участке в Государственном кадастре недвижимости.
Министерство решением от 07.08.2013 N 12-1/2300/13 отказало заявителю в предоставлении земельного участка, поскольку на испрашиваемом земельном участке схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара не предусмотрено нахождение временных объектов.
Заявитель полагая, что данный отказ нарушает его права, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суды двух инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
На основании постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на министерство, регламентирована постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара".
Согласно пункту 2.1 Порядка предоставления земельных участков граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к Порядку.
В пункте 2.2 предусмотрено, что к заявлению прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены, тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.
Министерство не позднее следующего дня, с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В силу части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Заявитель 28.11.2011 обратился в министерство с заявлением о предоставлении ему земельного участка под размещение нестационарного объекта.
Предпринимателю утверждена схема расположения временного объекта.
Факт наличия либо отсутствия его в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самары, не может служить препятствием для дальнейшего размещения на спорном земельном участке нестационарного торгового объекта предпринимателя.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что оспариваемые предпринимателем решение ответчика противоречит статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", и нарушает права и законные интересы заявителя.
Указанный вывод закону не противоречит.
То обстоятельство, что судами в нарушение части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не указано какие действия необходимо совершить для устранения допущенных нарушении прав и законных интересов заявителя в установленный срок в данном случае не может служить основанием к отмене судебных актов, поскольку дальнейшая процедура предоставления земельного участка должна осуществляться в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и вышеназванного постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.
В кассационной жалобе доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 19.02.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2014 по делу N А55-25667/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
С.Ю.МУРАВЬЕВ

Судьи
В.А.КАРПОВА
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)