Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 13.05.2015 ПО ДЕЛУ N 33-6429/2015

Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, обязании устранить нарушение.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что испрашиваемый участок находится в границах зоны санитарной охраны водного объекта, используемого для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 мая 2015 г. по делу N 33-6429/2015


Судья Мамаев В.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Шурыгиной Л.Г.,
судей Захаровой О.А.,
Полевщиковой С.Н.,
при секретаре Гейгер Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Х. об оспаривании решения органа местного самоуправления
по апелляционной жалобе представителя заинтересованного лица Администрации Белоярского городского округа Б. на решение Белоярского районного суда Свердловской области от 19.02.2015.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя заинтересованного лица Администрации Белоярского городского округа Б., судебная коллегия

установила:

Х. обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконным решение главы Белоярского городского округа от <...> N об отказе в предоставлении ей земельного участка и обязать главу Белоярского городского округа устранить нарушение ее права на рассмотрение по существу заявления о предоставлении земельного участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства.
В обоснование заявления указала, что <...> она обратилась к главе Белоярского ГО с заявлением о предоставлении ей земельного участка в аренду с целевым использованием - для личного подсобного хозяйства, площадью 2000 кв. м, расположенного по адресу: <...>. <...> решением главы Белоярского городского округа в предоставлении данного земельного участка ей было отказано; отказ мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок находится в общественно-деловой зоне, в которой личное подсобное хозяйство не предусмотрено. Не согласившись с этим решением, <...> она, заявитель, обратилась к Главе Белоярского городского округа в порядке досудебного обжалования решений и действий органов местного самоуправления; на обращение получила ответ, что ее заявление о предоставлении земельного участка будет повторно рассмотрено в срок не позднее 5 рабочих дней. Письмом от <...> N в предоставлении земельного участка ей было отказано, т.к. он находится в границах первого и второго пояса зон санитарной охраны водного объекта, используемого для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (скважины), кроме того, на испрашиваемом земельном участке находятся строительные материалы и металлический вагончик, которые занимают площадь 400 кв. м, при этом собственники данного имущества не установлены.
Заявитель с решением органа местного самоуправления не согласна, считает, что при наличии свободной территории, не расположенной в общественно-деловой зоне, каких-либо законных оснований для отказа в предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства у Администрации Белоярского ГО не имелось.
Решением суда требования Х. удовлетворены. Признано незаконным решение, изложенное в ответе главы Белоярского ГО от <...> N об отказе в предоставлении заявителю земельного участка. На Администрацию Белоярского ГО Свердловской области возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав заявителя путем повторного рассмотрения заявления Х.
Оспаривая законность и обоснованность постановленного судом решения, с апелляционной жалобой обратился представитель заинтересованного лица Администрации Белоярского городского округа Б. Автор жалобы, требуя решение отменить, ссылался на то, что заявитель просила предоставить ей земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, в то время как испрашиваемый земельный участок находится в границах первого и второго пояса санитарной охраны водного объекта, используемого для целей питьевого и хозяйственного водоснабжения (скважины), а площадь свободного земельного участка за пределами границы 1 пояса зоны санитарной охраны скважины составляет менее 400 кв. м. Таким образом, испрашиваемый земельный участок было невозможно предоставить по основаниям, установленным законом, санитарными нормами и правилами, иными нормативными правовыми актами, градостроительной документацией Белоярского ГО.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица Администрации Белоярского городского округа Б. на требованиях и доводах жалобы настаивал.
Заявитель Х. в заседание судебной коллегии не явилась, была извещена телефонограммой от 10.04.2015. Таким образом, заявитель извещен надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, о причинах неявки суду не сообщила. При таких обстоятельствах судебная коллегия, руководствуясь ст. 167, ч. 2 ст. 257 ГПК РФ, определила рассмотреть дело в отсутствие заявителя.

Заслушав представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что <...> заявитель Х. обратилась в Администрацию Белоярского ГО с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 2000 кв. м, расположенного по адресу: <...>, для ведения личного подсобного хозяйства.
Решением Администрации Белоярского ГО от <...> N в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка было отказано, поскольку он расположен в общественно-деловой зоне, в которой ведение личного подсобного хозяйства не предусмотрено.
Согласно ответу Главы Белоярского городского округа от <...> на жалобу Х. решение Администрации Белоярского ГО от <...> N отменено, заявление Х. подлежит повторному рассмотрению. При этом в ответе указано, что из представленной карты градостроительного зонирования к Выписке из Правил землепользования и застройки Белоярского городского округа следует, что значительная часть испрашиваемого земельного участка действительно расположена в общественно-деловой зоне, при этом оставшаяся часть земельного участка размещается на территории, не относящейся к общественно-деловой зоне. Данная территория участка относятся к жилой зоне, в которой допустимо размещение земельного участка с разрешенным использованием - для ведения личного подсобного хозяйства.
Как следует из ответа Главы Белоярского городского округа от <...>, <...> было проведено обследование испрашиваемого земельного участка, в ходе осмотра участка установлено, что рядом с участком расположена действующая питьевая скважина, собственником которой является <...>, расположенная по адресу: <...>. Учитывая близкое размещение скважины к испрашиваемому земельному участку необходимо руководствоваться положениями Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" СанПиН 2.1.4.1110-02, утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 26.02.2002 (далее - СанПиН). В соответствии с СанПиН вокруг источников водоснабжения устанавливаются зоны санитарной охраны в составе трех поясов. Первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Расстояние первого пояса предусмотрено до 50 м. В соответствии с п. 3.2.1.2 СанПиН в первом поясе не допускаются все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в т.ч. прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений. При осмотре испрашиваемого земельного участка, установлено, что расстояние 1 пояса скважины заканчивалось на уровне <...> оставшаяся территория, ориентировочной площадью 400 кв. м, попадает во второй пояс скважины. При таких обстоятельствах Администрация Белоярского ГО не усматривает возможности предоставить заявителю в аренду испрашиваемый земельный участок.
Решение Администрации Березовского ГО от <...> об отказе Х. в предоставлении земельного участка площадью 2000 кв. м, расположенного по адресу: <...>, для ведения личного подсобного хозяйства является предметом проверки по настоящему делу.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, урегулирован статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно части 4 которой орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, орган местного самоуправления обязан при решении вопроса об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории принимать во внимание зонирование территорий. Указанное соответствует одному из основных принципов земельного законодательства - деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
Территориальные зоны устанавливаются в Правилах землепользования и застройки, которые являются документом градостроительного зонирования, утверждаемым нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (ч. ч. 1, 2 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ).
В р.п. Белоярский Белоярского ГО Правила землепользования и застройки утверждены Решением Думы Белоярского ГО 09.12.2009 N 130. Согласно являющейся частью этих Правил схеме (карте) градостроительного зонирования, наложенной на публичную кадастровую карту, часть испрашиваемого земельного участка размещается на территории, относящейся к жилой зоне, в которой допустимо размещение участка с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства. На указанное обстоятельство прямо указано в ответе Администрации Белоярского ГО от <...> и не оспаривается в апелляционной жалобе представителем заинтересованного лица (л. д. 8).
В силу п. п. 1 и 2 ст. 4 Федерального закона 07.07.2003 N 112-ФЗ (ред. от 21.06.2011) "О личном подсобном хозяйстве" для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Согласно п. п. 1.5 и 1.6 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 N 10 "О введении в действие Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02" (с изм. от 25.09.2014) зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды. Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
Также в соответствии с п. п. 1.11, 1.12 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально. В состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.
В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Вопреки требованиям ч. 1 ст. 249 ГПК РФ в обоснование законности принятого решения об отказе в предоставлении Х. земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства органом местного самоуправления не было предоставлено вышеуказанного проекта ЗСО источника питьевого водоснабжения, расположенного в непосредственной близости от той территории, на которой Х. просила предоставить ей земельный участок. Судом первой инстанции справедливо указано, что фотоснимки объекта, на котором отсутствуют какие-либо указатели, подтверждающие его целевой назначение, сами по себе еще не свидетельствуют о том, что данный объект является источником питьевого или хозяйственно-бытового водоснабжения. При этом из акта обследования, составленного сотрудником КУМИ Администрации Белоярского городского округа от <...>, однозначно не следует, что весь испрашиваемый земельный участок Х. попадает в зону санитарной охраны источника питьевого водоснабжения. Доказательств того, что площадь свободного земельного участка за пределами первого пояса зоны санитарной охраны скважины составляет менее 400 кв. м в материалах дела не имеется.
При этом в судебное заседание суда первой инстанции представитель Администрации Белоярского ГО не явился, о времени и месте его проведения был извещен надлежащим образом и в срок. Какие-либо подтверждения невозможности по уважительным причинам представить в суд первой инстанции необходимые доказательства в обоснование своей позиции в материалах дела отсутствуют, и в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия отказала в принятии таких доказательств, представленных в суд апелляционной инстанции.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют позицию заинтересованного лица, изложенную в отзыве на заявление, которой в решении суда дана надлежащая оценка; выводы суда должным образом мотивированы.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Белоярского районного суда Свердловской области от 19.02.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя заинтересованного лица Администрации Белоярского городского округа Б. - без удовлетворения.

Председательствующий
Л.Г.ШУРЫГИНА

Судьи
О.А.ЗАХАРОВА
С.Н.ПОЛЕВЩИКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)