Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2015 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Огурцова Н.А.,
судей Катькиной Н.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Айрапетян Н.М.,
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 27 февраля 2015 года по делу N А41-76654/14, принятое судьей Кулматовым Т.Ш.,
установил:
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Московской области к Обществу с ограниченной ответственностью "Обнерудпром" (далее - общество, ответчик) с заявленными требованиями:
- обязать Общество с ограниченной ответственностью "Обнерудпром" в течение 60 (шестидесяти) календарных дней составить проект освоения лесов на лесной участок общей площадью 146,26 га, расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский муниципальный район, Клинское лесничество, Озерецкое участковое лесничество, кв. 33 выд. 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 12, 14, 19, 20, 21, 22, кв. 41 выд. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 29, 31, 32, 34, номер учетной записи в государственном лесном реестре 001902-2014-03, категория земель - земли лесного фонда, вид разрешенного использования - под выполнение работ по геологическому изучению недр, разработки месторождения полезных ископаемых и получить положительное заключение государственной экспертизы на указанный проект.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27.02.2015 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился с апелляционной жалобой.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что требования не основаны на нормах материального права и представленных в материалы дела доказательствах.
Законность решения суда первой инстанции проверяется в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по апелляционной жалобе истца, в которой комитет ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права, указывает на то, что судом сделаны выводы не основанные на представленных в материалы дела доказательствах.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, 27 марта 2014 года между Комитетом лесного хозяйства Московской области и ООО "Обнерудпром" был заключен договор N 50-021905-11-08 аренды лесного участка общей площадью 146,26 га, расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский район, Клинское лесничество, Озерецкое участковое лесничество, кв. 33 выд. 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 12, 14, 19, 20, 21, 22, кв. 41 выд. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 29, 31, 32, 34, зарегистрированный в управлении Росреестра 06.08.2014, под выполнение работ по геологическому изучению недр, разработки месторождения полезных ископаемых, сроком до 01.01.2014.
Подпунктом "в" п. 3.4 договора установлено, что арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы в течение 60 календарных дней с даты государственной регистрации договора.
Неисполнение обществом указанной обязанности послужило основанием для обращения комитета с заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Обсудив доводы жалобы, выслушав представителей сторон, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Доводы жалобы аналогичны тем, которые приводились при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Ходатайство заявителя об отложении судебного разбирательства со ссылкой на участие представителя в другом судебном заседании, не может быть удовлетворено судом апелляционной инстанции, поскольку истец не лишен возможности направить иного представителя. Доказательств обратного, заявителем ходатайства не представлено.
Исследовав и оценив указанные доводы, суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что они не могут быть приняты по следующим основаниям.
Как правильно указано судом первой инстанции, согласно ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
Статьей 88 ЛК РФ предусмотрено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 1 ст. 89 ЛК РФ).
В силу ч. 2 ст. 24 ЛК РФ невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Таким образом, из указанных положений лесного законодательства следует, что правовым последствием непредставления арендатором проекта освоения лесов является возможность досрочного расторжения договора аренды лесного участка.
Положениями ст. ст. 615, 619 ГК РФ также предусмотрены специальные способы защиты прав арендодателя в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по договору арендатором, а именно: отказ от договора и возмещение убытков.
В ст. 12 ГК РФ предусмотрено в качестве одного из способов защиты нарушенных прав принуждение к исполнению обязанностей в натуре.
Однако, в соответствии с рекомендациями, содержащимися в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 07.03.2000 N 3486/99, от 14.08.2001 N 9162/00, при решении вопроса о применении указанного способа защиты суд обязан определить порядок, механизм, сроки исполнения обязательств в натуре, выяснить возможность реального исполнения принятых им решений исходя из положений Федерального закона от 22.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве в Российской Федерации" и возможности реальной защиты оспариваемых или нарушенных прав сторон при выборе в данном случае такого способа защиты права, как присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В данном случае возможность реального исполнения решения суда в случае удовлетворения иска отсутствует. Обязание ответчика совершить действия по составлению проекта освоения лесов с положительным экспертным заключением не приведет к реальному исполнению принятого решения и реальному восстановлению нарушенных прав.
Из системного толкования статей 12, 24, 88, 89 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что правовым последствием непредставления арендатором проекта освоения лесов и невыполнения проекта является возможность досрочного расторжения договора аренды лесного участка, те же последствия нарушения условий договора оговорены самом договоре.
Иное толкование налогоплательщиком норм материального права не означает судебной ошибки.
Кроме того, суд не может обязать ответчика вынести положительное заключение по его проекту, поскольку данный вопрос относится к властно-распорядительным функциям органов государственной власти.
Исходя из изложенного, оснований для отмены принятого по делу судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 27 февраля 2015 по делу А41-76654/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.А.ОГУРЦОВ
Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
С.А.КОНОВАЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.06.2015 N 10АП-2485/2015 ПО ДЕЛУ N А41-76654/14
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 2015 г. по делу N А41-76654/14
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2015 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Огурцова Н.А.,
судей Катькиной Н.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Айрапетян Н.М.,
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 27 февраля 2015 года по делу N А41-76654/14, принятое судьей Кулматовым Т.Ш.,
установил:
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Московской области к Обществу с ограниченной ответственностью "Обнерудпром" (далее - общество, ответчик) с заявленными требованиями:
- обязать Общество с ограниченной ответственностью "Обнерудпром" в течение 60 (шестидесяти) календарных дней составить проект освоения лесов на лесной участок общей площадью 146,26 га, расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский муниципальный район, Клинское лесничество, Озерецкое участковое лесничество, кв. 33 выд. 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 12, 14, 19, 20, 21, 22, кв. 41 выд. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 29, 31, 32, 34, номер учетной записи в государственном лесном реестре 001902-2014-03, категория земель - земли лесного фонда, вид разрешенного использования - под выполнение работ по геологическому изучению недр, разработки месторождения полезных ископаемых и получить положительное заключение государственной экспертизы на указанный проект.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27.02.2015 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился с апелляционной жалобой.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что требования не основаны на нормах материального права и представленных в материалы дела доказательствах.
Законность решения суда первой инстанции проверяется в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по апелляционной жалобе истца, в которой комитет ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права, указывает на то, что судом сделаны выводы не основанные на представленных в материалы дела доказательствах.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, 27 марта 2014 года между Комитетом лесного хозяйства Московской области и ООО "Обнерудпром" был заключен договор N 50-021905-11-08 аренды лесного участка общей площадью 146,26 га, расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский район, Клинское лесничество, Озерецкое участковое лесничество, кв. 33 выд. 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 12, 14, 19, 20, 21, 22, кв. 41 выд. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 29, 31, 32, 34, зарегистрированный в управлении Росреестра 06.08.2014, под выполнение работ по геологическому изучению недр, разработки месторождения полезных ископаемых, сроком до 01.01.2014.
Подпунктом "в" п. 3.4 договора установлено, что арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы в течение 60 календарных дней с даты государственной регистрации договора.
Неисполнение обществом указанной обязанности послужило основанием для обращения комитета с заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Обсудив доводы жалобы, выслушав представителей сторон, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Доводы жалобы аналогичны тем, которые приводились при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Ходатайство заявителя об отложении судебного разбирательства со ссылкой на участие представителя в другом судебном заседании, не может быть удовлетворено судом апелляционной инстанции, поскольку истец не лишен возможности направить иного представителя. Доказательств обратного, заявителем ходатайства не представлено.
Исследовав и оценив указанные доводы, суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что они не могут быть приняты по следующим основаниям.
Как правильно указано судом первой инстанции, согласно ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
Статьей 88 ЛК РФ предусмотрено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 1 ст. 89 ЛК РФ).
В силу ч. 2 ст. 24 ЛК РФ невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Таким образом, из указанных положений лесного законодательства следует, что правовым последствием непредставления арендатором проекта освоения лесов является возможность досрочного расторжения договора аренды лесного участка.
Положениями ст. ст. 615, 619 ГК РФ также предусмотрены специальные способы защиты прав арендодателя в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по договору арендатором, а именно: отказ от договора и возмещение убытков.
В ст. 12 ГК РФ предусмотрено в качестве одного из способов защиты нарушенных прав принуждение к исполнению обязанностей в натуре.
Однако, в соответствии с рекомендациями, содержащимися в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 07.03.2000 N 3486/99, от 14.08.2001 N 9162/00, при решении вопроса о применении указанного способа защиты суд обязан определить порядок, механизм, сроки исполнения обязательств в натуре, выяснить возможность реального исполнения принятых им решений исходя из положений Федерального закона от 22.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве в Российской Федерации" и возможности реальной защиты оспариваемых или нарушенных прав сторон при выборе в данном случае такого способа защиты права, как присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В данном случае возможность реального исполнения решения суда в случае удовлетворения иска отсутствует. Обязание ответчика совершить действия по составлению проекта освоения лесов с положительным экспертным заключением не приведет к реальному исполнению принятого решения и реальному восстановлению нарушенных прав.
Из системного толкования статей 12, 24, 88, 89 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что правовым последствием непредставления арендатором проекта освоения лесов и невыполнения проекта является возможность досрочного расторжения договора аренды лесного участка, те же последствия нарушения условий договора оговорены самом договоре.
Иное толкование налогоплательщиком норм материального права не означает судебной ошибки.
Кроме того, суд не может обязать ответчика вынести положительное заключение по его проекту, поскольку данный вопрос относится к властно-распорядительным функциям органов государственной власти.
Исходя из изложенного, оснований для отмены принятого по делу судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 27 февраля 2015 по делу А41-76654/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.А.ОГУРЦОВ
Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
С.А.КОНОВАЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)