Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявитель ссылается на то, что установленная кадастровая стоимость принадлежащего ему на праве собственности земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, в связи с чем он несет излишнее налоговое бремя.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Овсепян М.О. об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, по апелляционной жалобе администрации г. Кемерова на решение Кемеровского областного суда от 7 мая 2015 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Овсепян М.О., являясь собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...> область, г. <...>, ул. <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - бытовой склад и котельная (далее - земельный участок), обратилась в суд с заявлением об установлении его кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости, в сумме <...> руб.
Обосновывая требования, заявитель ссылалась на то, что кадастровая стоимость земельного участка в сумме <...> руб. значительно превышает его рыночную стоимость, установленную в отчете об определении рыночной стоимости земельного участка, составленном 13 марта 2015 г. обществом с ограниченной ответственностью "Экспресс-оценка", чем нарушаются ее права и законные интересы как налогоплательщика.
Решением Кемеровского областного суда от 7 мая 2015 г. заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе администрация г. Кемерова просит отменить судебное постановление ввиду нарушения норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле и надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, сделал правильный вывод об их обоснованности.
В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации одной из форм платы за использование земли в Российской Федерации является земельный налог.
Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статья 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Вместе с тем в силу положений статьи 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, датой установления рыночной стоимости объекта недвижимости является дата внесения сведений о перечисленных объектах в государственный кадастр недвижимости, несмотря на то, что для целей определения их кадастровой стоимости применяются средние показатели кадастровой стоимости, установленные при проведении государственной кадастровой оценки земель.
Как следует из материалов дела, Овсепян М.О. является собственником земельного участка, осуществляет плату земельного налога исходя из кадастровой стоимости земельного участка, в связи с чем является верным вывод суда о наличии у нее права оспорить в судебном порядке результаты установления кадастровой стоимости земельного участка посредством определения рыночной стоимости участка.
Обоснованным является суждение суда об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 28 июня 2012 г., поскольку согласно кадастровому паспорту от 24 февраля 2015 г. именно в этот день земельный участок поставлен на кадастровый учет.
При этом судом дана надлежащая оценка доводам Коллегии администрации Кемеровской области о том, что отчет оценщика должен быть представлен на дату внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка - 2 июля 2012 г.
Из представленного заявителем отчета от 13 марта 2015 г. N <...> об оценке рыночной стоимости земельного участка, составленного оценщиком ООО "Экспресс-оценка" Б., следует, что рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 28 июня 2012 г. составляет <...> руб.
В отношении данного отчета имеется положительное заключение от 27 марта 2015 г. N <...>, подготовленное экспертом саморегулируемой организации оценщиков Общероссийская общественная организация "Российское общество оценщиков", членом которого является оценщик Б., согласно которому указанный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному и верному выводу о достоверности итоговой величины рыночной стоимости земельного участка, определенной оценщиком в представленном заявителем отчете, являющемся надлежащим доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости.
Поскольку доказательств, опровергающих изложенные в указанном отчете выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, заинтересованными лицами в материалы дела не представлено, суд правомерно признал заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы о том, что результаты кадастровой оценки могут быть оспорены только по основаниям недостоверности результатов государственной кадастровой оценки, а не по основаниям установления в отношении земельных участков рыночной стоимости, несостоятельны, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Апелляционная жалоба не содержит доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, направлена на переоценку установленных судом обстоятельств и представленных доказательств, ее доводы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены решения суда, в силу чего Судебная коллегия не находит поводов для ее удовлетворения и отмены судебного постановления.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Кемеровского областного суда от 7 мая 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Кемерова - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 02.09.2015 N 81-АПГ15-13
Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости.Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявитель ссылается на то, что установленная кадастровая стоимость принадлежащего ему на праве собственности земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, в связи с чем он несет излишнее налоговое бремя.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 сентября 2015 г. N 81-АПГ15-13
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Овсепян М.О. об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, по апелляционной жалобе администрации г. Кемерова на решение Кемеровского областного суда от 7 мая 2015 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Овсепян М.О., являясь собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...> область, г. <...>, ул. <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - бытовой склад и котельная (далее - земельный участок), обратилась в суд с заявлением об установлении его кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости, в сумме <...> руб.
Обосновывая требования, заявитель ссылалась на то, что кадастровая стоимость земельного участка в сумме <...> руб. значительно превышает его рыночную стоимость, установленную в отчете об определении рыночной стоимости земельного участка, составленном 13 марта 2015 г. обществом с ограниченной ответственностью "Экспресс-оценка", чем нарушаются ее права и законные интересы как налогоплательщика.
Решением Кемеровского областного суда от 7 мая 2015 г. заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе администрация г. Кемерова просит отменить судебное постановление ввиду нарушения норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле и надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, сделал правильный вывод об их обоснованности.
В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации одной из форм платы за использование земли в Российской Федерации является земельный налог.
Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статья 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Вместе с тем в силу положений статьи 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, датой установления рыночной стоимости объекта недвижимости является дата внесения сведений о перечисленных объектах в государственный кадастр недвижимости, несмотря на то, что для целей определения их кадастровой стоимости применяются средние показатели кадастровой стоимости, установленные при проведении государственной кадастровой оценки земель.
Как следует из материалов дела, Овсепян М.О. является собственником земельного участка, осуществляет плату земельного налога исходя из кадастровой стоимости земельного участка, в связи с чем является верным вывод суда о наличии у нее права оспорить в судебном порядке результаты установления кадастровой стоимости земельного участка посредством определения рыночной стоимости участка.
Обоснованным является суждение суда об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 28 июня 2012 г., поскольку согласно кадастровому паспорту от 24 февраля 2015 г. именно в этот день земельный участок поставлен на кадастровый учет.
При этом судом дана надлежащая оценка доводам Коллегии администрации Кемеровской области о том, что отчет оценщика должен быть представлен на дату внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка - 2 июля 2012 г.
Из представленного заявителем отчета от 13 марта 2015 г. N <...> об оценке рыночной стоимости земельного участка, составленного оценщиком ООО "Экспресс-оценка" Б., следует, что рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 28 июня 2012 г. составляет <...> руб.
В отношении данного отчета имеется положительное заключение от 27 марта 2015 г. N <...>, подготовленное экспертом саморегулируемой организации оценщиков Общероссийская общественная организация "Российское общество оценщиков", членом которого является оценщик Б., согласно которому указанный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному и верному выводу о достоверности итоговой величины рыночной стоимости земельного участка, определенной оценщиком в представленном заявителем отчете, являющемся надлежащим доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости.
Поскольку доказательств, опровергающих изложенные в указанном отчете выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, заинтересованными лицами в материалы дела не представлено, суд правомерно признал заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы о том, что результаты кадастровой оценки могут быть оспорены только по основаниям недостоверности результатов государственной кадастровой оценки, а не по основаниям установления в отношении земельных участков рыночной стоимости, несостоятельны, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Апелляционная жалоба не содержит доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, направлена на переоценку установленных судом обстоятельств и представленных доказательств, ее доводы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены решения суда, в силу чего Судебная коллегия не находит поводов для ее удовлетворения и отмены судебного постановления.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Кемеровского областного суда от 7 мая 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Кемерова - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)