Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 10.01.2014 ПО ДЕЛУ N А60-45903/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 января 2014 г. по делу N А60-45903/2013


Резолютивная часть решения объявлена 09 января 2014 года
Полный текст решения изготовлен 10 января 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Киселева Ю.К. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Качуриной А.С. рассмотрел в предварительном судебном заседании дело по иску
общества с ограниченной ответственностью "Сельхозтехника "Елизаветинская" (ИНН 6679006980, ОГРН 1126679000172, далее - истец)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (ИНН 6670073005, ОГРН 1046603570386, далее - управление Росреестра),
Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области (ИНН 7705401340, далее - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра")
о признании кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости.
К участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Администрация Белоярского городского округа (далее - администрация).
В судебном заседании приняла участие представитель истца Мартьянова О.Л. (доверенность от 21.11.2013).
От ответчиков поступили, соглашение о распределении судебных расходов, а также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Ходатайство удовлетворено, документы приобщены к материалам дела.
Иных заявлений, ходатайств не поступило.

Истец 22.11.2013 обратился в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:06:0501003:159, площадью 186812 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, Белоярский район, д. Поварня, вдоль левого берега реки Рассоха, равной его рыночной стоимости в размере 101999352 руб. по состоянию на 01.01.2010.
Учитывая, что присутствующие в судебном заседании представители сторон не возразили против продолжения рассмотрения дела по существу в судебном заседании, арбитражный суд, признав дело подготовленным к судебному разбирательству и завершив предварительное судебное заседание, перешел к судебному разбирательству в судебное заседание суда первой инстанции в соответствии с ч. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Суд

установил:

Истцу на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым 66:06:0501003:159, площадью 186812 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, Белоярский район, д. Поварня, вдоль левого берега реки Рассоха (далее - земельный участок).
Право аренды на земельный участок подтверждается договором передачи прав и обязанностей от 10.07.2013 по договору аренды земельного участка от 30.04.2010 N 01/2010, заключенным между истцом и обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Новые земли".
Истец, ссылаясь на подготовленный ООО Оценочная компания "Априори" отчет от 06.11.2013 N 13-456, согласно которому по состоянию на 01.01.2010 рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 236420000 руб.; указал на то, что кадастровая стоимость соответствующего земельного участка в размере 101999352 руб., утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП по состоянию на ту же дату, значительно превышает рыночную стоимость земельного участка.
В обоснование заявленных требований истец указывает на то, что следствием несоответствия определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости, является нарушение прав истца как арендатора земельных участков и плательщика арендной платы, поскольку порядок определения размера арендной платы поставлен в зависимость от кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
В соответствии с п. 2, 4, 10 Правил (в редакции, действующей на дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных в Свердловской области), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
В соответствии с п. 2, 4, 10 Правил (в редакции, действующей на дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных в Свердловской области), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5 Правил).
При рассмотрении требований об установлении судом размера кадастровой стоимости земельного участка подлежит применению п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса как в прежней, так и в действующей редакции, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
В силу положений Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.06.2011 N 913/11, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" кадастровая стоимость земельного участка установлена по состоянию на 01.01.2010.
Как следует из материалов дела, представленный истцом отчет оценщика от 06.11.2013 N 13-456 подтверждает, что кадастровая стоимость земельного участка, определенная по состоянию на 01.01.2010, существенно превышает его рыночную стоимость на ту же дату.
Экспертиза отчета оценщика проведена Некоммерческим партнерством Саморегулируемая организация оценщиков "Межрегиональный союз оценщиков", по результатам проведения которой получено положительное экспертное заключение от 11.11.2013 N 590/07-13.
Ответчиками и третьим лицом не оспорен представленный истцом отчет о рыночной стоимости земельного участка; не представлено доказательств, свидетельствующих об иной, отличной от отчета оценщика, величине рыночной стоимости земельного участка.
При таких обстоятельствах суд считает, что требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются судом со стороны.
В соответствии с ч. 4 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы могут распределяться в соответствии с соглашением сторон.
Судебные расходы, понесенные истцом, возмещению не подлежат в силу заключенного сторонами соглашения о распределении судебных расходов.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Сельхозтехника "Елизаветинская" удовлетворить полностью.
Признать кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым 66:06:0501003:159, площадью 186812 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, Белоярский район, д. Поварня, вдоль левого берега реки Рассоха, равной его рыночной стоимости в размере 101 999 352 руб. по состоянию на 01.01.2010.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья
Ю.К.КИСЕЛЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)