Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.04.2015 N 09АП-6402/2015 ПО ДЕЛУ N А40-75565/14

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 апреля 2015 г. N 09АП-6402/2015

Дело N А40-75565/14

Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2015 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Савенкова О.В.,
судей: Тихонова А.П., Александровой Г.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Меликсетяном А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 11.12.2014
по делу N А40-75565/14 (49-640), принятое судьей Пуловой Л.В.,
по иску Компании с ограниченной ответственностью "Уфеноса Холдингс лимитед"/Ufenosa holdings limited (ИНН 9909257095) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра" ОГРН 1027700485757 ИНН 7705401340)
3-е лица: 1. Правительство Москвы, 2. Департамент городского имущества города Москвы, 3. Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве, 4. ИФНС РФ N 5 по г. Москве, 5. ООО "Оценочная компания "Эксперт", 6. ОАО "Городской Кадастр", - о признании не соответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость в размере 459 012 396,71 руб. (Четыреста пятьдесят девять миллионов двенадцать тысяч триста девяносто шесть рублей 71 копейка) в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003035:2363, общей площадью 6 013 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Верхняя Красносельская, и обязать филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по г. Москве исключить из Государственного кадастра недвижимости вышеуказанные сведения.
- об обязании филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по г. Москве внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве нового удельного показателя рыночную стоимость 1 кв. м в размере 36 517,49 руб., и рассчитанной на основании данного удельного показателя в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003035:2363, общей площадью 6 013 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Верхняя Красносельская, с момента их внесения в Государственный кадастр недвижимости.
- о признании не соответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость в размере 60 229 632,63 руб. (Шестьдесят миллионов двести двадцать девять тысяч шестьсот тридцать два рубля 63 копейки) в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003035:2364, общей площадью 789 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Верхняя Красносельская, и обязать филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по г. Москве исключить из Государственного кадастра недвижимости вышеуказанные сведения.
- об обязании филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по г. Москве внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве нового удельного показателя рыночную стоимость 1 кв. м в размере 36 517,49 руб., и рассчитанной на основании данного удельного показателя в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003035:2364, общей площадью 789 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Верхняя Красносельская, с момента их внесения в Государственный кадастр недвижимости
при участии в судебном заседании:
- от истца: Прощенский М.Б. по доверенности от 06.05.2014 г.;
- от ответчика: не явился, извещен;
- от третьих лиц: не явились, извещены;

- установил:

Компания с ограниченной ответственностью "Уфеноса Холдингс лимитед"/Ufenosa holdings limited обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ФГБУ "ФКП Росреестра" (далее - ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003035:2364 общей площадью 789 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Верхняя Красносельская, в размере его рыночной стоимости - 32110190,28 руб., определенной по состоянию на 07.11.2013 г.; земельного участка, с кадастровым номером 77:01:0003035:2363 общей площадью 6013 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Верхняя Красносельская, в размере его рыночной стоимости - 244713021,72 руб., определенной по состоянию на 07.11.2013 г. (с учетом уточнений в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.12.2014 по делу N А40-75565/14 заявленные исковые требования удовлетворены. При этом суд исходил из доказанности и обоснованности заявленных исковых требований.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Заявители апелляционной жалобы указывают на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела; неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом норм материального и процессуального права.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца требования апелляционной жалобы не признал. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы представителей ответчика и 3-х лиц.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, истец является собственником земельных участков: с кадастровым номером 77:01:0003035:2364 общей площадью 789 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Верхняя Красносельская, с кадастровым номером 77:01:0003035:2363 общей площадью 6013 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Верхняя Красносельская.
Указанные земельные участки были образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003035:2, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003035:2 по состоянию на 01.01.2013 г. была определена в размере 76336,67 руб. за 1 кв. м.
В случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
В случае отсутствия кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка кадастровые стоимости образуемых земельных участков определяются согласно пунктам 2.1.1 - 2.1.16 Методических указаний, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 (ред. от 17.11.2011) "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка" в части определения кадастровой стоимости в случае образования новых или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках соответствующих категорий и видов разрешенного использования.
Кадастровая стоимость вновь образованных земельных участков была определена путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003035:2. Кадастровая стоимость преобразуемого земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003035:2 составила 248392000 руб.
В кадастровых паспортах от 19.11.2013 г. указано, что кадастровая стоимость земельного участка 77:01:0003035:2363 составляет 459012396,71 руб.; земельного участка 77:01:0003035:2364 - 60229632,63 руб.
В соответствии с заключением эксперта N 1412-093 по состоянию на 07.11.2013 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003035:2364 площадью 789 кв. м составила 32110190,28 руб., земельного участка, с кадастровым номером 77:01:0003035:2363 общей площадью 6013 кв. м - 244713021,72 руб.
При этом суд первой инстанции учел, что указанное заключение эксперта участниками процесса не оспаривалось.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, Арбитражный суд города Москвы принял во внимание, что согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе, для целей налогообложения.
В силу п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случая, определенного в п. 3 этой статьи, согласно которому при определении рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как указано в п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при определении цены земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом N 137-ФЗ, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 66 ЗК РФ). В силу пункта 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. В соответствии с пунктом 10 названных Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. Статьей 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрена возможность исправления воспроизведенных в государственном кадастре недвижимости ошибок в документах, представленных для внесения сведений. Заявленные истцом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Суд первой инстанции учел, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком.
Согласно п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Кадастровая оценка и удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка, указанных в государственном кадастре недвижимости, создают для общества дополнительные расходы при внесении платы за использование землей, с учетом положений ст. 390 НК РФ, определяющей налоговую базу по земельному налогу.
В силу п. 1 ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
При этом налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).
При таких данных суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что установление кадастровой стоимости земельного участка истца в размере рыночной, определенной независимым оценщиком, соответствует положениям Закона об оценочной деятельности и правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11. Доказательств несоответствия указанного отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности, а также доказательств, опровергающих достоверность определенной оценщиком величины рыночной стоимости земельного участка истца лицами, участвующими в деле, не представлено.
Заявители апелляционной жалобы сослались на тот факт, что такое основание пересмотра результатов кадастровой стоимости как установление рыночной стоимости указано в законе как основание обращения в комиссию, формируемую в соответствии с Федеральным законом N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ). Результаты рассмотрения вопроса комиссией, оспариваются в арбитражном суде.
На этом основании заявители полагают, что избранный истцом способ защиты не соответствует действующим нормам Федерального закона N 135-ФЗ.
Отклоняя данный довод, судебная коллегия принимает во внимание, что на момент обращения истца с иском (19.05.2014) в Арбитражный суд г. Москвы, Федеральный закон N 135-ФЗ действовал в редакции N 31 от 12.03.2014, предусматривающей возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости или в арбитражный суд, или в комиссию по рассмотрению споров о результатах о результатах определения кадастровой стоимости. Следовательно, для данной категории споров на момент подачи иска не был предусмотрен обязательный досудебный порядок.
Федеральный закон от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", которым ст. 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 была дополнена оговоркой о том, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, вступил в законную силу 22 июля 2014 года, то есть после подачи иска.
При таких обстоятельствах, приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, и не могут являться основанием к отмене судебного акта.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено. И у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266 - 268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ,

постановил:

Решение Арбитражного суда города от 11.12.2014 по делу N А40-75565/14 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья
О.В.САВЕНКОВ

Судьи
А.П.ТИХОНОВ
Г.С.АЛЕКСАНДРОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)