Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Андреева Г.В.
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Андреевой Т.Б.,
судей Решетникова М.Н., Шадриной Е.В.,
при секретаре О.Г.,
рассмотрела в судебном заседании дело по заявлению О.П. об оспаривании действий (бездействия) администрации муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области по апелляционной жалобе О.П. на решение Тихвинского городского суда Ленинградской области от 25 июня 2014 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Шадриной Е.В., объяснения О.П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
установила:
18 июля 2013 г. администрацией муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области (далее - Тихвинский муниципальный район) О.П. предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером N, категория земельного участка - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства.
13 ноября 2013 г. О.П. обратился в администрацию Тихвинского муниципального района с заявлением о выдаче градостроительного плана данного земельного участка.
5 декабря 2013 г. ему дан ответ, что в предоставлении муниципальной услуги "подготовка и утверждение градостроительных планов земельных участков" ему отказано, а в письме от 30 января 2014 г. администрация Тихвинского муниципального района разъяснила, что вид разрешенного использования земельного участка, указанный в договоре аренды, не соответствует правилам землепользования и застройки Тихвинского городского поселения Ленинградской области. В частности, земельный участок расположен в зоне Р-1 "зона городских парков, скверов, садов, бульваров", не предназначенной для ведения личного подсобного хозяйства.
Полагая, что действия (бездействие) администрации Тихвинского муниципального района противоречат требованиям действующего законодательства и нарушают его права, О.П. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным отказ администрации Тихвинского муниципального района в предоставлении муниципальной услуги "подготовка и утверждение градостроительных планов земельных участков" и обязании указанного органа местного самоуправления обязать выдать ему градостроительный план земельного участка.
Тихвинским городским судом Ленинградской области постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе О.П.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель администрации Тихвинского муниципального района не явился.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в суд лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела, в связи с чем, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции ввиду неправильного применения норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд исходил из вывода о том, что действия (бездействие) администрации Тихвинского муниципального района основаны на положениях действующего законодательства и не противоречат Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Судебная коллегия находит данный вывод суда неверным.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
В силу части 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка является одним из видов документации по планировке территории.
Полномочия по утверждению подготовленной на основании документов территориального планирования поселения документации по планировке территории администрацией муниципального образования Тихвинское городское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области (далее - Тихвинское городское поселение) переданы администрации Тихвинского муниципального района (решение совета депутатов Тихвинского городского поселения от 4 мая 2011 г. N 02-197, решение совета депутатов Тихвинского муниципального района от 4 мая 2011 г. N 01-170).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
Согласно части 6 статьи 43 указанного Кодекса подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, должна осуществляться в составе проектов межевания территорий, такая же возможность предусмотрена и в отношении застроенных земельных участков.
В части 17 статьи 46 того же Кодекса предусмотрено, что в случае, если физическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, не требуется проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 данной статьи и определяющих последовательность действий органов местного самоуправления, связанных с подготовкой документации и проведением публичных слушаний. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляются по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.
При этом названные нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации возлагают на собственника, пользователя либо иное заинтересованное лицо только одну обязанность - предоставить документы, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Учитывая, что подготовка и утверждение градостроительных планов земельных участков являются муниципальной услугой, к этим правоотношениям применяется Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в соответствии с пунктом 2 статьи 2 которого под муниципальной услугой понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей, в пределах полномочий этого органа.
Таким образом, несоответствие вида разрешенного использования земельного участка, указанного в договоре аренды, правилам землепользования и застройки Тихвинского городского поселения не может служить основанием для отказа в выдаче градостроительного плана.
Несоответствие разрешенного использования земельного участка документам территориального планирования поселения влечет иные правовые последствия - указание в градостроительном плане информации о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке в соответствии с генеральным планом поселения, являющимся основным документом территориального планирования поселения, обязательным для органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений при подготовке и утверждении документации по планировке территории (часть 3 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18, пункт 1 части 1 статьи 26, пункт 5 части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Поскольку градостроительный план земельного участка, отвечающий требованиям части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, органом местного самоуправления заявителю не выдавался, правомерность отнесения администрацией Тихвинского муниципального района земельного участка к зоне Р-1 (зона городских парков, скверов, садов, бульваров) предметом проверки суда в данном деле не является.
Принимая во внимание, что выводы суда о законности действий (бездействия) администрации Тихвинского муниципального района в отношении О.П. основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующего правоотношения, по поводу которых возник спор, имеются основания для отмены решения суда в порядке ст. 330 ГПК Российской Федерации и принятия по делу нового решения об удовлетворении требований О.П.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Тихвинского городского суда Ленинградской области от 25 июня 2014 г. отменить, принять по делу новое судебное постановление, которым заявление О.П. удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области в предоставлении О.П. муниципальной услуги "подготовка и утверждение градостроительных планов земельных участков".
Обязать администрацию муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области выдать по заявлению О.П. градостроительный план земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.10.2014 N 33-5095/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 октября 2014 г. N 33-5095/2014
Судья Андреева Г.В.
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Андреевой Т.Б.,
судей Решетникова М.Н., Шадриной Е.В.,
при секретаре О.Г.,
рассмотрела в судебном заседании дело по заявлению О.П. об оспаривании действий (бездействия) администрации муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области по апелляционной жалобе О.П. на решение Тихвинского городского суда Ленинградской области от 25 июня 2014 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Шадриной Е.В., объяснения О.П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
установила:
18 июля 2013 г. администрацией муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области (далее - Тихвинский муниципальный район) О.П. предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером N, категория земельного участка - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства.
13 ноября 2013 г. О.П. обратился в администрацию Тихвинского муниципального района с заявлением о выдаче градостроительного плана данного земельного участка.
5 декабря 2013 г. ему дан ответ, что в предоставлении муниципальной услуги "подготовка и утверждение градостроительных планов земельных участков" ему отказано, а в письме от 30 января 2014 г. администрация Тихвинского муниципального района разъяснила, что вид разрешенного использования земельного участка, указанный в договоре аренды, не соответствует правилам землепользования и застройки Тихвинского городского поселения Ленинградской области. В частности, земельный участок расположен в зоне Р-1 "зона городских парков, скверов, садов, бульваров", не предназначенной для ведения личного подсобного хозяйства.
Полагая, что действия (бездействие) администрации Тихвинского муниципального района противоречат требованиям действующего законодательства и нарушают его права, О.П. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным отказ администрации Тихвинского муниципального района в предоставлении муниципальной услуги "подготовка и утверждение градостроительных планов земельных участков" и обязании указанного органа местного самоуправления обязать выдать ему градостроительный план земельного участка.
Тихвинским городским судом Ленинградской области постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе О.П.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель администрации Тихвинского муниципального района не явился.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в суд лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела, в связи с чем, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции ввиду неправильного применения норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд исходил из вывода о том, что действия (бездействие) администрации Тихвинского муниципального района основаны на положениях действующего законодательства и не противоречат Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Судебная коллегия находит данный вывод суда неверным.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
В силу части 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка является одним из видов документации по планировке территории.
Полномочия по утверждению подготовленной на основании документов территориального планирования поселения документации по планировке территории администрацией муниципального образования Тихвинское городское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области (далее - Тихвинское городское поселение) переданы администрации Тихвинского муниципального района (решение совета депутатов Тихвинского городского поселения от 4 мая 2011 г. N 02-197, решение совета депутатов Тихвинского муниципального района от 4 мая 2011 г. N 01-170).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
Согласно части 6 статьи 43 указанного Кодекса подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, должна осуществляться в составе проектов межевания территорий, такая же возможность предусмотрена и в отношении застроенных земельных участков.
В части 17 статьи 46 того же Кодекса предусмотрено, что в случае, если физическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, не требуется проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 данной статьи и определяющих последовательность действий органов местного самоуправления, связанных с подготовкой документации и проведением публичных слушаний. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляются по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.
При этом названные нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации возлагают на собственника, пользователя либо иное заинтересованное лицо только одну обязанность - предоставить документы, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Учитывая, что подготовка и утверждение градостроительных планов земельных участков являются муниципальной услугой, к этим правоотношениям применяется Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в соответствии с пунктом 2 статьи 2 которого под муниципальной услугой понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей, в пределах полномочий этого органа.
Таким образом, несоответствие вида разрешенного использования земельного участка, указанного в договоре аренды, правилам землепользования и застройки Тихвинского городского поселения не может служить основанием для отказа в выдаче градостроительного плана.
Несоответствие разрешенного использования земельного участка документам территориального планирования поселения влечет иные правовые последствия - указание в градостроительном плане информации о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке в соответствии с генеральным планом поселения, являющимся основным документом территориального планирования поселения, обязательным для органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений при подготовке и утверждении документации по планировке территории (часть 3 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18, пункт 1 части 1 статьи 26, пункт 5 части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Поскольку градостроительный план земельного участка, отвечающий требованиям части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, органом местного самоуправления заявителю не выдавался, правомерность отнесения администрацией Тихвинского муниципального района земельного участка к зоне Р-1 (зона городских парков, скверов, садов, бульваров) предметом проверки суда в данном деле не является.
Принимая во внимание, что выводы суда о законности действий (бездействия) администрации Тихвинского муниципального района в отношении О.П. основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующего правоотношения, по поводу которых возник спор, имеются основания для отмены решения суда в порядке ст. 330 ГПК Российской Федерации и принятия по делу нового решения об удовлетворении требований О.П.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Тихвинского городского суда Ленинградской области от 25 июня 2014 г. отменить, принять по делу новое судебное постановление, которым заявление О.П. удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области в предоставлении О.П. муниципальной услуги "подготовка и утверждение градостроительных планов земельных участков".
Обязать администрацию муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области выдать по заявлению О.П. градостроительный план земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)