Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2014 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15 августа 2014 года по делу N А12-14127/2014 (судья Пономарева Е.В.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Кораблевой Инны Юрьевны (ИНН 340301466060, ОГРН 304344314100159)
к администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области (403003, Волгоградская область, р.п. Городище, пл. 40 лет Сталинградской битвы, 1, ИНН 3403300926, ОГРН 1023405367017)
третье лицо: администрация Городищенского городского поселения Волгоградской области (403003, Волгоградская область, р.п. Городище, пл. 40 лет Сталинградской битвы, 1, ИНН 3403020492, ОГРН 1053455070998),
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность,
при участии в судебном заседании индивидуального предпринимателя Кораблевой Инны Юрьевны,
без участия в судебном заседании представителей: администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области, администрации Городищенского городского поселения Волгоградской области, извещены надлежащим образом (почтовые уведомления N 90905, N 90906 приобщены к материалам дела),
установил:
индивидуальный предприниматель Кораблева Инна Юрьевна (далее - заявитель, ИП Кораблева И.Ю.) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным отказа администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области в предоставлении в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 19 гектаров, расположенного по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, территория администрации Городищенского района, кадастровый номер 34:03:120006:0015 для сельскохозяйственного производства; земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 16 гектаров, расположенного по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, территория администрации Городищенского района, кадастровый номер 34:03:10006:0016 для сельскохозяйственного производства; земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 65,3 гектара, расположенного по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, территория р.п. Городище, кадастровый номер 34:03:000000:0005 для сельскохозяйственного производства, обязании администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области принять решение о предоставлении индивидуальному предпринимателю Кораблевой Инне Юрьевне в собственность указанных земельных участков сельскохозяйственного назначения; восстановить срок на обращение в арбитражный суд с заявлением.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию деле качестве третьего лица привлечена администрация Городищенского городского поселения Волгоградской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 15 августа 2014 года по делу N А12-14127/2014 заявление ИП Кораблевой И.Ю. удовлетворено.
Признан незаконным отказ администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области, изложенный в письмах от 27.11.2013 N 10720 и от 06.11.2013 N 10044, в предоставлении в собственность индивидуальному предпринимателю Кораблевой Инне Юрьевне земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 19 гектаров, расположенного по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, территория администрации Городищенского района, кадастровый номер 34:03:120006:0015 для сельскохозяйственного производства; земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 16 гектаров, расположенного по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, территория администрации Городищенского района, кадастровый номер 34:03:10006:0016 для сельскохозяйственного производства; земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 65,3 гектара, расположенного по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, территория р.п. Городище, кадастровый номер 34:03:000000:0005 для сельскохозяйственного производства.
В порядке восстановления нарушенного права на администрацию Городищенского муниципального района Волгоградской области возложена обязанность принять решение о предоставлении индивидуальному предпринимателю Кораблевой Инне Юрьевне в собственность земельных участков сельскохозяйственного назначения:
площадью 19 гектаров, расположенного по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, территория администрации Городищенского района, кадастровый номер 34:03:120006:0015,
площадью 16 гектаров, расположенного по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, территория администрации Городищенского района, кадастровый номер 34:03:120006:0016,
площадью 65,3 гектара, расположенного по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, территория р.п. Городище, кадастровый номер 34:03:000000:0005.
Индивидуальному предпринимателю Кораблевой Инне Юрьевне (ИНН 340301466060, ОГРН 304344314100159) из федерального бюджета возвращено 3 800 рублей государственной пошлины как излишне уплаченной.
С администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области (ИНН 3403300926, ОГРН 1023405367017) в пользу индивидуального предпринимателя Кораблевой Инны Юрьевны (ИНН 340301466060, ОГРН 304344314100159) взыскано 200 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением, администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В порядке статьи 262 АПК РФ индивидуальным предпринимателем Кораблевой И.Ю. представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иных письменных отзывов в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
В судебном заседании ИП Кораблева И.Ю. поддержала позицию по делу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области, администрации Городищенского городского поселения Волгоградской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
Администрацией Городищенского района Волгоградской области и индивидуальным предпринимателем Кораблевой Инной Юрьевной заключены договоры от 30.08.2002 N 293, от 15.11.2001 N 19 аренды земельных участков, в соответствии с которыми предпринимателю переданы в пользование на условиях аренды сроком на 15 лет земельные участки:
- площадью 19 гектаров и 16 гектаров, расположенные по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, территория администрации Городищенского района, с кадастровыми номерами 34:03:120006:0015. 34:03:120006:0016 для сельскохозяйственного производства;
- площадью 65,3 гектара, расположенный по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, территория р.п. Городище, с кадастровым номером 34:03:000000:0005 для сельскохозяйственного производства.
Договоры аренды от 30.08.2002 N 293, от 15.11.2001 N 19 года земельных участков зарегистрированы в установленном законом порядке.
В соответствии с кадастровым паспортом от 08.04.2014 N 3434/300/14-116420 земельный участок с кадастровым номером 34:03:120006:16 отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования: для расширения крестьянского хозяйства.
Согласно кадастровому паспорту от 08.04.2014 N 3434/300/14-116406 земельный участок с кадастровым номером 34:03:120006:15 отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования: для расширения крестьянского хозяйства.
В соответствии с кадастровым паспортом от 08.04.2014 N 3434/300/14-116355 земельный участок с кадастровым номером 34:03:000000:5 отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования: для расширения крестьянского хозяйства.
Индивидуальный предприниматель Кораблева И.Ю. в порядке части 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" 01.10.2013, 03.10.2013 обратилась в администрацию Городищенского муниципального района Волгоградской области с заявлениями о предоставлении в собственность за плату земельных участков площадью 19 гектаров, расположенного по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, территория администрации Городищенского района, кадастровый номер 34:03:120006:0015 для сельскохозяйственного производства; земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 16 гектаров, расположенного по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, территория администрации Городищенского района, кадастровый номер 34:03:10006:0016 для сельскохозяйственного производства; земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 65,3 гектара, расположенного по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, территория р.п. Городище, кадастровый номер 34:03:000000:0005 для сельскохозяйственного производства.
Комиссия администрации Городищенского муниципального района по градостроительству и земельным отношениям на территории Городищенского муниципального района сочла невозможным предоставление указанного земельного участка.
Письмами от 27.11.2013 N 10720 и от 06.11.2013 N 10044 администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области сообщила предпринимателю о невозможности предоставления указанных земельных участков, так как в соответствии с действующим генеральным планом Городищенского городского поселения Волгоградской области запрашиваемые земельные участки находятся в границах населенного пункта р.п. Городище и относятся к категории "земли населенных пунктов".
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В судебном заседании индивидуальный предприниматель Кораблева И.Ю. представила письменное ходатайство о восстановлении процессуального срока на обращение с заявлением в арбитражный суд. Ходатайство мотивировано нахождением предпринимателя в командировке в период с января по апрель 2014 года по приобретению семенного фонда сельскохозяйственных культур для засева земельных участков.
Учитывая позицию Европейского суда по правам человека о недопустимости при рассмотрении спора чрезмерных правовых или практических преград для осуществления субъективного права на судебную защиту, принимая во внимание, что заявитель обосновал наличие уважительных причин пропуска им срока на обращение в арбитражный суд с заявлением, суд счел возможным восстановить предпринимателю процессуальный срок на подачу в арбитражный суд рассматриваемого заявления.
Удовлетворяя заявление индивидуального предпринимателя Кораблева И.Ю., Арбитражный суд Волгоградской области пришел к выводу, что доказательств ненадлежащего использования предпринимателем испрашиваемых земельных участков на дату обращения с заявлением и на момент вынесения решения, нахождения спорных земельных участков в пределах границ муниципального образования, администрацией не представлено.
Проверив законность и обоснованность состоявшегося по делу судебного акта, суд апелляционной инстанции полагает обоснованной позицию суда относительно обоснования Кораблевой И.Ю. наличия уважительных причин, препятствующих своевременному обращению в суд, вместе с тем относительно недоказанности Администрации обстоятельств, препятствующих предоставлению спорных земельных участков индивидуальному предпринимателю Кораблевой Инне Юрьевне в собственность в порядке пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", приходит к иному выводу.
Письмами от 27.11.2013 N 10720 и от 06.11.2013 N 10044 администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области сообщила предпринимателю о невозможности предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения: площадью 19 гектаров, расположенного по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, территория администрации Городищенского района, кадастровый номер 34:03:120006:0015 для сельскохозяйственного производства; площадью 16 гектаров, расположенного по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, территория администрации Городищенского района, кадастровый номер 34:03:10006:0016 для сельскохозяйственного производства; площадью 65,3 гектара, расположенного по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, территория р.п. Городище, кадастровый номер 34:03:000000:0005 для сельскохозяйственного производства,, в собственность, так как в соответствии с действующим генеральным планом Городищенского городского поселения Волгоградской области запрашиваемые земельные участки находятся в границах населенного пункта р.п. Городище и относятся к категории "земли населенных пунктов".
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции, повторно исследовав материалы дела, пришел к выводу, что обстоятельства, послужившие основанием для принятия органом местного самоуправления оспариваемых решений, Администрацией Городищенского муниципального района Волгоградской области доказаны.
Согласно Генеральному плану Городищенского городского поселения, утвержденного Решением Городищенской городской Думы от 19.01.2011 N 25/1 "Об утверждении Генерального плана Городищенского городского поселения", земельные участки, расположенные по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, территория администрации Городищенского городского поселения, с кадастровыми номерами: 34:03:120006:0015, 34:03:10006:0016, 34:03:000000:0005 находятся в границах р.п. Городище Городищенского района Волгоградской области.
Из представленного в суд апелляционной инстанции ответа филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области" от 16.12.2014 N ИБ-6616/2014 следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 34:03:120006:0015, 34:03:10006:0016, 34:03:000000:0005 со статусом "Ранее учтенный" внесены в государственный кадастр недвижимости с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения.
По состоянию на 16.12.2014 в Филиал не поступало документов по изменению категории земель земельных участков с кадастровыми номерами 34:03:120006:0015, 34:03:10006:0016, 34:03:000000:0005.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона о переводе земель установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Аналогичное правило установлено ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном названным Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В силу ст. 9 Закона о государственном кадастре недвижимости в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов: описание местоположения границ между субъектами Российской Федерации; реквизиты правовых актов о согласовании и об утверждении изменения границ между субъектами Российской Федерации; описание местоположения границ муниципальных образований; реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ муниципальных образований; описание местоположения границ населенных пунктов; реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ населенных пунктов.
В соответствии с ч. 6 ст. 15 Закона о кадастре орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем 10 рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со ст. 9 или 10 настоящего Федерального закона сведения.
Согласно ч. 3 ст. 16 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в п. 7, 11 - 20, 25 - 30 ч. 2 ст. 7 названного Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке.
Установление или изменение границ населенного пункта в силу п. 1 ст. 8 Закона о переводе земель является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов, т.е. представляет собой самостоятельную процедуру перевода земель, предусмотренную для земель указанной категории, не требующую принятия каких-либо отдельных актов о переводе земель.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что установлением или изменением границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о границе населенного пункта, предоставляемых органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона о кадастре, означает и отражение в государственном информационном ресурсе соответствующих сведений о переводе земель в земли населенных пунктов.
Таким образом, непредоставление органу кадастрового учета перечня земельных участков, включенных в границу населенного пункта, не свидетельствует о том, что такой перевод земель не состоялся.
С учетом изложенного вывод суда о том, что на момент вынесения Администрацией решений, оформленных письмами от 27.11.2013 N 10720 и от 06.11.2013 N 10044, нахождения спорных земельных участков в пределах границ муниципального образования не представлено, следует признать основанным на неправильном применении норм материального закона, регулирующего возникшие спорные правоотношения.
Земельные участки с кадастровыми номерами 34:03:120006:0015, 34:03:10006:0016, 34:03:000000:0005, расположенные в границах населенного пункта на основании Генерального плана Городищенского городского поселения, утвержденного Решением Городищенской городской Думы от 19.01.2011 N 25/1 "Об утверждении Генерального плана Городищенского городского поселения" и в силу части 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", подлежат отнесению к землям населенных пунктов.
Вывод суда о том, что доказательств ненадлежащего использования предпринимателем испрашиваемых земельных участков на дату обращения с заявлением и на момент вынесения решения, администрацией не представлено, также следует признать неверным.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
Земельным кодексом Российской Федерации провозглашен принцип деления земель по целевому назначению на категории, что означает, что земли соответствующих категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Правило настоящего пункта не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи.
Пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрено, что переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
На основании пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, в частности, гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается, в том числе на принципе сохранения целевого использования земельных участков (пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
Из указанных норм в совокупности следует, что покупателями земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть только юридические лица и индивидуальные предприниматели, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, которые используют их по целевому назначению и осуществляют деятельность по производству сельскохозяйственной продукции.
Юридические лица, обращаясь в орган, уполномоченный распоряжаться земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, с заявлением о приватизации указанных земель должны вместе с заявлением представить документы, подтверждающие, что они на момент подачи такого заявления используют земли по целевому назначению и осуществляют деятельность по производству сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Документами, подтверждающими, что заявитель является сельскохозяйственной организацией, в числе прочих могут являться копии расшифровки дохода по видам деятельности за последний отчетный период с отметкой о принятии налоговым органом, уведомление территориального органа Федеральной службы государственной статистики о присвоении кодов Общероссийских классификаторов, иные документы, подтверждающие использование земельного участка по целевому назначению.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.02.2014 по делу N А56-6258/2013; постановлении ФАС Поволжского округа от 03.07.2014 по делу N А12-31201/2013.
Таким образом, следует признать правильными выводы судов о том, что именно на заявителе лежит обязанность при подаче заявления о предоставлении арендуемого земельного участка сельскохозяйственного назначения в собственность представить в уполномоченный орган документы, подтверждающие использование такого земельного участка по целевому назначению.
Между тем индивидуальным предпринимателем Кораблевой И.Ю. таких документов ни в администрацию, ни в суд представлено не было.
Представленные в материалы дела договоры о совместной деятельности от 01.03.2012, 01.03.2013 факт использования земельных участков по целевому назначению не подтверждают и в силу части 5 статьи 15 Федерального закона N 172-ФЗ самостоятельное правовое значение доказанность фактического использования земельных участков не имеет.
При таких обстоятельствах у индивидуального предпринимателя Кораблевой И.Ю. отсутствует исключительное право на предоставление земельных участков с кадастровыми номерами 34:03:120006:0015, 34:03:10006:0016, 34:03:000000:0005 в собственность.
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15 августа 2014 года по делу N А12-14127/2014 подлежит отмене, апелляционная жалоба администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15 августа 2014 года по делу N А12-14127/2014 - отменить, в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Кораблевой Инны Юрьевны к администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным отказа администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области в предоставлении в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 19 гектаров, расположенного по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, территория администрации Городищенского района, кадастровый номер 34:03:120006:0015 для сельскохозяйственного производства; земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 16 гектаров, расположенного по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, территория администрации Городищенского района, кадастровый номер 34:03:10006:0016 для сельскохозяйственного производства; земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 65,3 гектара, расположенного по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, территория р.п. Городище, кадастровый номер 34:03:000000:0005 для сельскохозяйственного производства, обязании администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области принять решение о предоставлении индивидуальному предпринимателю Кораблевой Инне Юрьевне в собственность указанных земельных участков сельскохозяйственного назначения - отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА
Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
А.В.СМИРНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.12.2014 N 12АП-9859/2014 ПО ДЕЛУ N А12-14127/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2014 г. по делу N А12-14127/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2014 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15 августа 2014 года по делу N А12-14127/2014 (судья Пономарева Е.В.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Кораблевой Инны Юрьевны (ИНН 340301466060, ОГРН 304344314100159)
к администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области (403003, Волгоградская область, р.п. Городище, пл. 40 лет Сталинградской битвы, 1, ИНН 3403300926, ОГРН 1023405367017)
третье лицо: администрация Городищенского городского поселения Волгоградской области (403003, Волгоградская область, р.п. Городище, пл. 40 лет Сталинградской битвы, 1, ИНН 3403020492, ОГРН 1053455070998),
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность,
при участии в судебном заседании индивидуального предпринимателя Кораблевой Инны Юрьевны,
без участия в судебном заседании представителей: администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области, администрации Городищенского городского поселения Волгоградской области, извещены надлежащим образом (почтовые уведомления N 90905, N 90906 приобщены к материалам дела),
установил:
индивидуальный предприниматель Кораблева Инна Юрьевна (далее - заявитель, ИП Кораблева И.Ю.) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным отказа администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области в предоставлении в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 19 гектаров, расположенного по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, территория администрации Городищенского района, кадастровый номер 34:03:120006:0015 для сельскохозяйственного производства; земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 16 гектаров, расположенного по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, территория администрации Городищенского района, кадастровый номер 34:03:10006:0016 для сельскохозяйственного производства; земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 65,3 гектара, расположенного по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, территория р.п. Городище, кадастровый номер 34:03:000000:0005 для сельскохозяйственного производства, обязании администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области принять решение о предоставлении индивидуальному предпринимателю Кораблевой Инне Юрьевне в собственность указанных земельных участков сельскохозяйственного назначения; восстановить срок на обращение в арбитражный суд с заявлением.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию деле качестве третьего лица привлечена администрация Городищенского городского поселения Волгоградской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 15 августа 2014 года по делу N А12-14127/2014 заявление ИП Кораблевой И.Ю. удовлетворено.
Признан незаконным отказ администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области, изложенный в письмах от 27.11.2013 N 10720 и от 06.11.2013 N 10044, в предоставлении в собственность индивидуальному предпринимателю Кораблевой Инне Юрьевне земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 19 гектаров, расположенного по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, территория администрации Городищенского района, кадастровый номер 34:03:120006:0015 для сельскохозяйственного производства; земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 16 гектаров, расположенного по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, территория администрации Городищенского района, кадастровый номер 34:03:10006:0016 для сельскохозяйственного производства; земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 65,3 гектара, расположенного по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, территория р.п. Городище, кадастровый номер 34:03:000000:0005 для сельскохозяйственного производства.
В порядке восстановления нарушенного права на администрацию Городищенского муниципального района Волгоградской области возложена обязанность принять решение о предоставлении индивидуальному предпринимателю Кораблевой Инне Юрьевне в собственность земельных участков сельскохозяйственного назначения:
площадью 19 гектаров, расположенного по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, территория администрации Городищенского района, кадастровый номер 34:03:120006:0015,
площадью 16 гектаров, расположенного по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, территория администрации Городищенского района, кадастровый номер 34:03:120006:0016,
площадью 65,3 гектара, расположенного по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, территория р.п. Городище, кадастровый номер 34:03:000000:0005.
Индивидуальному предпринимателю Кораблевой Инне Юрьевне (ИНН 340301466060, ОГРН 304344314100159) из федерального бюджета возвращено 3 800 рублей государственной пошлины как излишне уплаченной.
С администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области (ИНН 3403300926, ОГРН 1023405367017) в пользу индивидуального предпринимателя Кораблевой Инны Юрьевны (ИНН 340301466060, ОГРН 304344314100159) взыскано 200 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением, администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В порядке статьи 262 АПК РФ индивидуальным предпринимателем Кораблевой И.Ю. представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иных письменных отзывов в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
В судебном заседании ИП Кораблева И.Ю. поддержала позицию по делу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области, администрации Городищенского городского поселения Волгоградской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
Администрацией Городищенского района Волгоградской области и индивидуальным предпринимателем Кораблевой Инной Юрьевной заключены договоры от 30.08.2002 N 293, от 15.11.2001 N 19 аренды земельных участков, в соответствии с которыми предпринимателю переданы в пользование на условиях аренды сроком на 15 лет земельные участки:
- площадью 19 гектаров и 16 гектаров, расположенные по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, территория администрации Городищенского района, с кадастровыми номерами 34:03:120006:0015. 34:03:120006:0016 для сельскохозяйственного производства;
- площадью 65,3 гектара, расположенный по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, территория р.п. Городище, с кадастровым номером 34:03:000000:0005 для сельскохозяйственного производства.
Договоры аренды от 30.08.2002 N 293, от 15.11.2001 N 19 года земельных участков зарегистрированы в установленном законом порядке.
В соответствии с кадастровым паспортом от 08.04.2014 N 3434/300/14-116420 земельный участок с кадастровым номером 34:03:120006:16 отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования: для расширения крестьянского хозяйства.
Согласно кадастровому паспорту от 08.04.2014 N 3434/300/14-116406 земельный участок с кадастровым номером 34:03:120006:15 отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования: для расширения крестьянского хозяйства.
В соответствии с кадастровым паспортом от 08.04.2014 N 3434/300/14-116355 земельный участок с кадастровым номером 34:03:000000:5 отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования: для расширения крестьянского хозяйства.
Индивидуальный предприниматель Кораблева И.Ю. в порядке части 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" 01.10.2013, 03.10.2013 обратилась в администрацию Городищенского муниципального района Волгоградской области с заявлениями о предоставлении в собственность за плату земельных участков площадью 19 гектаров, расположенного по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, территория администрации Городищенского района, кадастровый номер 34:03:120006:0015 для сельскохозяйственного производства; земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 16 гектаров, расположенного по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, территория администрации Городищенского района, кадастровый номер 34:03:10006:0016 для сельскохозяйственного производства; земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 65,3 гектара, расположенного по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, территория р.п. Городище, кадастровый номер 34:03:000000:0005 для сельскохозяйственного производства.
Комиссия администрации Городищенского муниципального района по градостроительству и земельным отношениям на территории Городищенского муниципального района сочла невозможным предоставление указанного земельного участка.
Письмами от 27.11.2013 N 10720 и от 06.11.2013 N 10044 администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области сообщила предпринимателю о невозможности предоставления указанных земельных участков, так как в соответствии с действующим генеральным планом Городищенского городского поселения Волгоградской области запрашиваемые земельные участки находятся в границах населенного пункта р.п. Городище и относятся к категории "земли населенных пунктов".
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В судебном заседании индивидуальный предприниматель Кораблева И.Ю. представила письменное ходатайство о восстановлении процессуального срока на обращение с заявлением в арбитражный суд. Ходатайство мотивировано нахождением предпринимателя в командировке в период с января по апрель 2014 года по приобретению семенного фонда сельскохозяйственных культур для засева земельных участков.
Учитывая позицию Европейского суда по правам человека о недопустимости при рассмотрении спора чрезмерных правовых или практических преград для осуществления субъективного права на судебную защиту, принимая во внимание, что заявитель обосновал наличие уважительных причин пропуска им срока на обращение в арбитражный суд с заявлением, суд счел возможным восстановить предпринимателю процессуальный срок на подачу в арбитражный суд рассматриваемого заявления.
Удовлетворяя заявление индивидуального предпринимателя Кораблева И.Ю., Арбитражный суд Волгоградской области пришел к выводу, что доказательств ненадлежащего использования предпринимателем испрашиваемых земельных участков на дату обращения с заявлением и на момент вынесения решения, нахождения спорных земельных участков в пределах границ муниципального образования, администрацией не представлено.
Проверив законность и обоснованность состоявшегося по делу судебного акта, суд апелляционной инстанции полагает обоснованной позицию суда относительно обоснования Кораблевой И.Ю. наличия уважительных причин, препятствующих своевременному обращению в суд, вместе с тем относительно недоказанности Администрации обстоятельств, препятствующих предоставлению спорных земельных участков индивидуальному предпринимателю Кораблевой Инне Юрьевне в собственность в порядке пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", приходит к иному выводу.
Письмами от 27.11.2013 N 10720 и от 06.11.2013 N 10044 администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области сообщила предпринимателю о невозможности предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения: площадью 19 гектаров, расположенного по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, территория администрации Городищенского района, кадастровый номер 34:03:120006:0015 для сельскохозяйственного производства; площадью 16 гектаров, расположенного по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, территория администрации Городищенского района, кадастровый номер 34:03:10006:0016 для сельскохозяйственного производства; площадью 65,3 гектара, расположенного по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, территория р.п. Городище, кадастровый номер 34:03:000000:0005 для сельскохозяйственного производства,, в собственность, так как в соответствии с действующим генеральным планом Городищенского городского поселения Волгоградской области запрашиваемые земельные участки находятся в границах населенного пункта р.п. Городище и относятся к категории "земли населенных пунктов".
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции, повторно исследовав материалы дела, пришел к выводу, что обстоятельства, послужившие основанием для принятия органом местного самоуправления оспариваемых решений, Администрацией Городищенского муниципального района Волгоградской области доказаны.
Согласно Генеральному плану Городищенского городского поселения, утвержденного Решением Городищенской городской Думы от 19.01.2011 N 25/1 "Об утверждении Генерального плана Городищенского городского поселения", земельные участки, расположенные по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, территория администрации Городищенского городского поселения, с кадастровыми номерами: 34:03:120006:0015, 34:03:10006:0016, 34:03:000000:0005 находятся в границах р.п. Городище Городищенского района Волгоградской области.
Из представленного в суд апелляционной инстанции ответа филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области" от 16.12.2014 N ИБ-6616/2014 следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 34:03:120006:0015, 34:03:10006:0016, 34:03:000000:0005 со статусом "Ранее учтенный" внесены в государственный кадастр недвижимости с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения.
По состоянию на 16.12.2014 в Филиал не поступало документов по изменению категории земель земельных участков с кадастровыми номерами 34:03:120006:0015, 34:03:10006:0016, 34:03:000000:0005.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона о переводе земель установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Аналогичное правило установлено ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном названным Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В силу ст. 9 Закона о государственном кадастре недвижимости в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов: описание местоположения границ между субъектами Российской Федерации; реквизиты правовых актов о согласовании и об утверждении изменения границ между субъектами Российской Федерации; описание местоположения границ муниципальных образований; реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ муниципальных образований; описание местоположения границ населенных пунктов; реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ населенных пунктов.
В соответствии с ч. 6 ст. 15 Закона о кадастре орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем 10 рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со ст. 9 или 10 настоящего Федерального закона сведения.
Согласно ч. 3 ст. 16 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в п. 7, 11 - 20, 25 - 30 ч. 2 ст. 7 названного Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке.
Установление или изменение границ населенного пункта в силу п. 1 ст. 8 Закона о переводе земель является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов, т.е. представляет собой самостоятельную процедуру перевода земель, предусмотренную для земель указанной категории, не требующую принятия каких-либо отдельных актов о переводе земель.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что установлением или изменением границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о границе населенного пункта, предоставляемых органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона о кадастре, означает и отражение в государственном информационном ресурсе соответствующих сведений о переводе земель в земли населенных пунктов.
Таким образом, непредоставление органу кадастрового учета перечня земельных участков, включенных в границу населенного пункта, не свидетельствует о том, что такой перевод земель не состоялся.
С учетом изложенного вывод суда о том, что на момент вынесения Администрацией решений, оформленных письмами от 27.11.2013 N 10720 и от 06.11.2013 N 10044, нахождения спорных земельных участков в пределах границ муниципального образования не представлено, следует признать основанным на неправильном применении норм материального закона, регулирующего возникшие спорные правоотношения.
Земельные участки с кадастровыми номерами 34:03:120006:0015, 34:03:10006:0016, 34:03:000000:0005, расположенные в границах населенного пункта на основании Генерального плана Городищенского городского поселения, утвержденного Решением Городищенской городской Думы от 19.01.2011 N 25/1 "Об утверждении Генерального плана Городищенского городского поселения" и в силу части 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", подлежат отнесению к землям населенных пунктов.
Вывод суда о том, что доказательств ненадлежащего использования предпринимателем испрашиваемых земельных участков на дату обращения с заявлением и на момент вынесения решения, администрацией не представлено, также следует признать неверным.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
Земельным кодексом Российской Федерации провозглашен принцип деления земель по целевому назначению на категории, что означает, что земли соответствующих категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Правило настоящего пункта не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи.
Пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрено, что переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
На основании пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, в частности, гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается, в том числе на принципе сохранения целевого использования земельных участков (пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
Из указанных норм в совокупности следует, что покупателями земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть только юридические лица и индивидуальные предприниматели, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, которые используют их по целевому назначению и осуществляют деятельность по производству сельскохозяйственной продукции.
Юридические лица, обращаясь в орган, уполномоченный распоряжаться земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, с заявлением о приватизации указанных земель должны вместе с заявлением представить документы, подтверждающие, что они на момент подачи такого заявления используют земли по целевому назначению и осуществляют деятельность по производству сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Документами, подтверждающими, что заявитель является сельскохозяйственной организацией, в числе прочих могут являться копии расшифровки дохода по видам деятельности за последний отчетный период с отметкой о принятии налоговым органом, уведомление территориального органа Федеральной службы государственной статистики о присвоении кодов Общероссийских классификаторов, иные документы, подтверждающие использование земельного участка по целевому назначению.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.02.2014 по делу N А56-6258/2013; постановлении ФАС Поволжского округа от 03.07.2014 по делу N А12-31201/2013.
Таким образом, следует признать правильными выводы судов о том, что именно на заявителе лежит обязанность при подаче заявления о предоставлении арендуемого земельного участка сельскохозяйственного назначения в собственность представить в уполномоченный орган документы, подтверждающие использование такого земельного участка по целевому назначению.
Между тем индивидуальным предпринимателем Кораблевой И.Ю. таких документов ни в администрацию, ни в суд представлено не было.
Представленные в материалы дела договоры о совместной деятельности от 01.03.2012, 01.03.2013 факт использования земельных участков по целевому назначению не подтверждают и в силу части 5 статьи 15 Федерального закона N 172-ФЗ самостоятельное правовое значение доказанность фактического использования земельных участков не имеет.
При таких обстоятельствах у индивидуального предпринимателя Кораблевой И.Ю. отсутствует исключительное право на предоставление земельных участков с кадастровыми номерами 34:03:120006:0015, 34:03:10006:0016, 34:03:000000:0005 в собственность.
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15 августа 2014 года по делу N А12-14127/2014 подлежит отмене, апелляционная жалоба администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15 августа 2014 года по делу N А12-14127/2014 - отменить, в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Кораблевой Инны Юрьевны к администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным отказа администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области в предоставлении в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 19 гектаров, расположенного по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, территория администрации Городищенского района, кадастровый номер 34:03:120006:0015 для сельскохозяйственного производства; земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 16 гектаров, расположенного по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, территория администрации Городищенского района, кадастровый номер 34:03:10006:0016 для сельскохозяйственного производства; земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 65,3 гектара, расположенного по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, территория р.п. Городище, кадастровый номер 34:03:000000:0005 для сельскохозяйственного производства, обязании администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области принять решение о предоставлении индивидуальному предпринимателю Кораблевой Инне Юрьевне в собственность указанных земельных участков сельскохозяйственного назначения - отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА
Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
А.В.СМИРНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)