Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения; Земельный налог
Обстоятельства: Заявитель ссылается на то, что кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Анишиной В.И., судей Абакумовой И.Д. и Александрова В.Н.
при секретаре Кирсановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Курганского областного суда от 22 мая 2015 г., которым удовлетворено заявление Хомякова Д.А. об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Хомяков Д.А. обратился в суд с заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курганской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
В обоснование заявления указал, что на праве собственности ему принадлежат земельные участки из категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования - под придорожный сервис: с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м, с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м, с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м, с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м, расположенные по адресу: <...> область, <...> район, с. <...>, вдоль трассы "<...>" от р.п. <...> до д. <...>.
Согласно кадастровым выпискам кадастровая стоимость земельных участков составила: с кадастровым номером <...> - <...> руб. 44 коп., с кадастровым номером <...> - <...> руб. <...> коп., с кадастровым номером <...> - <...> руб. <...> коп., с кадастровым номером <...> - <...> руб. <...> коп. Дата определения кадастровой стоимости 24 июня 2013 года.
Считая кадастровую стоимость земельных участков завышенной, заявитель просил суд установить их кадастровую стоимость равную рыночной, определенной на основании отчета ООО "ДЛЛ" от 16 декабря 2014 г. N <...>, согласно которому рыночная стоимость указанных объектов недвижимости по состоянию на дату оценки - 24 июня 2013 г. составляет: земельного участка с кадастровым номером <...> - <...> руб., земельного участка с кадастровым номером - <...> руб., земельного участка кадастровым номером - <...> руб., земельного участка с кадастровым номером - <...> руб.
Решением Курганского областного суда от 22 мая 2015 г. заявление Хомякова Д.А. удовлетворено. Установлена кадастровая стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости: с кадастровым номером <...> - <...> руб.; с кадастровым номером <...> - <...> руб.; с кадастровым номером <...> - <...> руб.; с кадастровым номером <...> - <...> руб.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Курганской области Семенова М.В. просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований к Правительству Курганской области.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Удовлетворяя заявление, суд исходил из того, что заявитель является субъектом правоотношений по определению кадастровой стоимости равной рыночной, и рыночная стоимость определена в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Вывод суда, изложенный в решении, основан на анализе действующего законодательства и материалах дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде.
Постановлением Правительства Курганской области от 23 мая 2011 г. N 222 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи и радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в пределах территории Курганской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель указанной категории в разрезе земельных участков по Курганской области по состоянию на 01 января 2009 г. (приложение 1) и средние уровни кадастровой стоимости земель указанной категории по муниципальным районам Курганской области (приложение 2).
Хомяков Д.А. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами <...> площадью <...> кв. м, <...> площадью <...> кв. м, <...> площадью <...> кв. м, <...> площадью <...> кв. м, расположенных по адресу: <...> область, <...> район, с. <...>, вдоль трассы "<...>" от р.п. <...> до д. <...>, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: под придорожный сервис.
Данные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет 24 января 2013 г., что подтверждено соответствующими кадастровыми выписками ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курганской области, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> определена в размере <...> рублей <...> копейки, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> определена в размере <...> рублей <...> копеек, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> - в размере <...> рублей <...> копейки, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> - в размере <...> рублей <...> копеек.
Согласно статье 24.19 указанного Федерального закона при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
При этом исходя из анализа положений названной статьи, датой установления стоимости объекта недвижимости в таких случаях является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.
В случаях осуществления кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, при включении сведений в государственный кадастр недвижимости о ранее учтенном объекте недвижимости, осуществления кадастрового учета изменений уникальных характеристик объекта недвижимости или сведений об объекте недвижимости, определенных Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", влекущих изменение его кадастровой стоимости, определение кадастровой стоимости проводится в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. N 222.
Согласно отчету об определении рыночной стоимости земельных участков N <...> от 16 декабря 2014 г., составленному ООО "ДЛЛ", по состоянию на 24 июня 2013 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> определена в размере <...> рублей, земельного участка с кадастровым номером <...> составила в размере <...> рублей, земельного участка с кадастровым номером <...> в размере <...> рублей, земельного участка с кадастровым номером <...> в размере <...> рублей.
В связи с наличием сомнений в достоверности представленного в суд отчета, применением оценщиком некорректных объектов-аналогов с различными категориями земель, судом первой инстанции была назначена судебная оценочная экспертиза.
По результатам судебной оценочной экспертизы, в соответствии с заключением эксперта, составленным ООО "Агентство независимой экспертизы" от 07 мая 2015 г. N <...> по состоянию на 24 июня 2013 г. установлена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> в размере <...> рублей, земельного участка с кадастровым номером <...> в размере <...> рублей, земельного участка с кадастровым номером <...> - <...> рублей, земельного участка с кадастровым номером <...> - <...> рублей.
Возражений по поводу данного доказательства, ходатайства о назначении повторной экспертизы участниками процесса не заявлено. Заключение эксперта оценено судом с учетом требований законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Оценивая представленное экспертное заключение в качестве допустимого и достоверного доказательства, суд отметил, что оно является подробным, мотивированным и обоснованным, составивший заключение эксперт имеет соответствующую квалификацию, был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверялись судом, получили правильную оценку в решении в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе получили оценку все заключения специалистов и экспертов по данному делу, и по существу сводятся к переоценке выводов суда.
Отношения по установлению кадастровой стоимости объекта недвижимости относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Согласно статье 24 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Следовательно, требования об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, вне зависимости от формы обращения лица в суд рассматриваются в рамках гражданского дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, с учетом особенностей, предусмотренных главой 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу изложенных выше норм Закона об оценочной деятельности по делам об оспаривании результатов кадастровой оценки заинтересованным лицом выступают исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие оспариваемые результаты кадастровой оценки.
Вместе с тем суд в качестве заинтересованных лиц к участию в деле может привлечь государственные органы, наделенные полномочиями по государственной кадастровой оценке и государственному кадастровому учету.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
Материалы дела исследованы судом полно и объективно, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно, всем установленным обстоятельствам дана надлежащая оценка, нормы материального права применены верно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не установлено.
Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, Судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Курганского областного суда 22 мая 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 09.09.2015 ПО ДЕЛУ N 82-АПГ15-20
Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения; Земельный налог
Обстоятельства: Заявитель ссылается на то, что кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 сентября 2015 г. по делу N 82-АПГ15-20
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Анишиной В.И., судей Абакумовой И.Д. и Александрова В.Н.
при секретаре Кирсановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Курганского областного суда от 22 мая 2015 г., которым удовлетворено заявление Хомякова Д.А. об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Хомяков Д.А. обратился в суд с заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курганской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
В обоснование заявления указал, что на праве собственности ему принадлежат земельные участки из категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования - под придорожный сервис: с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м, с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м, с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м, с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м, расположенные по адресу: <...> область, <...> район, с. <...>, вдоль трассы "<...>" от р.п. <...> до д. <...>.
Согласно кадастровым выпискам кадастровая стоимость земельных участков составила: с кадастровым номером <...> - <...> руб. 44 коп., с кадастровым номером <...> - <...> руб. <...> коп., с кадастровым номером <...> - <...> руб. <...> коп., с кадастровым номером <...> - <...> руб. <...> коп. Дата определения кадастровой стоимости 24 июня 2013 года.
Считая кадастровую стоимость земельных участков завышенной, заявитель просил суд установить их кадастровую стоимость равную рыночной, определенной на основании отчета ООО "ДЛЛ" от 16 декабря 2014 г. N <...>, согласно которому рыночная стоимость указанных объектов недвижимости по состоянию на дату оценки - 24 июня 2013 г. составляет: земельного участка с кадастровым номером <...> - <...> руб., земельного участка с кадастровым номером - <...> руб., земельного участка кадастровым номером - <...> руб., земельного участка с кадастровым номером - <...> руб.
Решением Курганского областного суда от 22 мая 2015 г. заявление Хомякова Д.А. удовлетворено. Установлена кадастровая стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости: с кадастровым номером <...> - <...> руб.; с кадастровым номером <...> - <...> руб.; с кадастровым номером <...> - <...> руб.; с кадастровым номером <...> - <...> руб.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Курганской области Семенова М.В. просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований к Правительству Курганской области.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Удовлетворяя заявление, суд исходил из того, что заявитель является субъектом правоотношений по определению кадастровой стоимости равной рыночной, и рыночная стоимость определена в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Вывод суда, изложенный в решении, основан на анализе действующего законодательства и материалах дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде.
Постановлением Правительства Курганской области от 23 мая 2011 г. N 222 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи и радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в пределах территории Курганской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель указанной категории в разрезе земельных участков по Курганской области по состоянию на 01 января 2009 г. (приложение 1) и средние уровни кадастровой стоимости земель указанной категории по муниципальным районам Курганской области (приложение 2).
Хомяков Д.А. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами <...> площадью <...> кв. м, <...> площадью <...> кв. м, <...> площадью <...> кв. м, <...> площадью <...> кв. м, расположенных по адресу: <...> область, <...> район, с. <...>, вдоль трассы "<...>" от р.п. <...> до д. <...>, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: под придорожный сервис.
Данные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет 24 января 2013 г., что подтверждено соответствующими кадастровыми выписками ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курганской области, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> определена в размере <...> рублей <...> копейки, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> определена в размере <...> рублей <...> копеек, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> - в размере <...> рублей <...> копейки, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> - в размере <...> рублей <...> копеек.
Согласно статье 24.19 указанного Федерального закона при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
При этом исходя из анализа положений названной статьи, датой установления стоимости объекта недвижимости в таких случаях является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.
В случаях осуществления кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, при включении сведений в государственный кадастр недвижимости о ранее учтенном объекте недвижимости, осуществления кадастрового учета изменений уникальных характеристик объекта недвижимости или сведений об объекте недвижимости, определенных Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", влекущих изменение его кадастровой стоимости, определение кадастровой стоимости проводится в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. N 222.
Согласно отчету об определении рыночной стоимости земельных участков N <...> от 16 декабря 2014 г., составленному ООО "ДЛЛ", по состоянию на 24 июня 2013 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> определена в размере <...> рублей, земельного участка с кадастровым номером <...> составила в размере <...> рублей, земельного участка с кадастровым номером <...> в размере <...> рублей, земельного участка с кадастровым номером <...> в размере <...> рублей.
В связи с наличием сомнений в достоверности представленного в суд отчета, применением оценщиком некорректных объектов-аналогов с различными категориями земель, судом первой инстанции была назначена судебная оценочная экспертиза.
По результатам судебной оценочной экспертизы, в соответствии с заключением эксперта, составленным ООО "Агентство независимой экспертизы" от 07 мая 2015 г. N <...> по состоянию на 24 июня 2013 г. установлена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> в размере <...> рублей, земельного участка с кадастровым номером <...> в размере <...> рублей, земельного участка с кадастровым номером <...> - <...> рублей, земельного участка с кадастровым номером <...> - <...> рублей.
Возражений по поводу данного доказательства, ходатайства о назначении повторной экспертизы участниками процесса не заявлено. Заключение эксперта оценено судом с учетом требований законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Оценивая представленное экспертное заключение в качестве допустимого и достоверного доказательства, суд отметил, что оно является подробным, мотивированным и обоснованным, составивший заключение эксперт имеет соответствующую квалификацию, был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверялись судом, получили правильную оценку в решении в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе получили оценку все заключения специалистов и экспертов по данному делу, и по существу сводятся к переоценке выводов суда.
Отношения по установлению кадастровой стоимости объекта недвижимости относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Согласно статье 24 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Следовательно, требования об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, вне зависимости от формы обращения лица в суд рассматриваются в рамках гражданского дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, с учетом особенностей, предусмотренных главой 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу изложенных выше норм Закона об оценочной деятельности по делам об оспаривании результатов кадастровой оценки заинтересованным лицом выступают исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие оспариваемые результаты кадастровой оценки.
Вместе с тем суд в качестве заинтересованных лиц к участию в деле может привлечь государственные органы, наделенные полномочиями по государственной кадастровой оценке и государственному кадастровому учету.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
Материалы дела исследованы судом полно и объективно, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно, всем установленным обстоятельствам дана надлежащая оценка, нормы материального права применены верно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не установлено.
Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, Судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Курганского областного суда 22 мая 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)