Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 мая 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Апаркина В.Н.,
судей Филипповой Е.Г., Холодной С.Т.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сурковой Г.В.,
с участием в судебном заседании:
от Открытого акционерного общества "Сетевая компания" - не явилось, извещено,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - не явилось, извещено,
от Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан - не явилось, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 апреля 2015 года в зале N 6 апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 февраля 2015 года по делу N А65-30305/2014 (судья Насыров А.Р.),
по заявлению Открытого акционерного общества "Сетевая компания" (ОГРН 1021602830930, ИНН 1655049111), г. Казань,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (ИНН 1659097613), г. Казань,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан (ИНН 1660098481), г. Казань,
о признании незаконным отказа от 12.11.2014 N 91/007/2014-407 в государственной регистрации права по договору аренды от 12.08.2014 N 678 и обязании произвести регистрацию права аренды лесного участка,
установил:
Открытое акционерное общество "Сетевая компания" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан о признании незаконным отказа от 12.11.2014 года N 91/007/2014-407 в государственной регистрации права по договору аренды от 12.08.2014 г. N 678 и об обязании произвести регистрацию права аренды лесного участка общей площадью 0,00286 га, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Черемшанский муниципальный район, квартал 39 часть выдела 17,19,20 Казанскинского участкового лесничества Черемшанского лесничества, номер учетной записи в государственном лесном реестре 25625-2010-12 по договору от 12.08.2014 N 678, заключенному между ОАО "Сетевая компания" и Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан.
Решением суда 1 инстанции от 19 февраля 2015 года заявление Общества удовлетворено, оспариваемый отказ Управления признан незаконным.
Суд обязал Управление произвести регистрацию права аренды лесного участка общей площадью 0,00286 га, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Черемшанский муниципальный район, квартал 39 часть выдела 17,19,20 Казанскинского участкового лесничества Черемшанского лесничества, номер учетной записи в государственном лесном реестре 25625-2010-1по договору от 12.08.2014 N 678, заключенному между ОАО "Сетевая компания" и Министерством лесного хозяйства РТ.
В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан просит решение суда 1 инстанции отменить, в удовлетворении заявления ОАО "Сетевая компания" отказать.
При этом ссылается на то, что в договоре аренды не указаны достаточные и необходимые данные для идентификации лесных участков, которые позволили бы определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. Следовательно, условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
ОАО "Сетевая компания" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда 1 инстанции от 19.02.2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что решение суда 1 инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба - не подлежащей удовлетворению.
От ОАО "Сетевая компания" и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей. Третье лицо Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан в отзыве на апелляционную жалобу также ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В соответствии с п. 3 ст. 156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, 08.04.2014 г. Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан в соответствии со ст. ст. 45, 71, 83 Лесного кодекса РФ и приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 г. N 223 "Об утверждении правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов" было издано распоряжение о предоставлении ОАО "Сетевая компания" лесных участков в аренду сроком на 49 лет общей площадью 0,90238 га в целях использования лесов для эксплуатации линейных объектов (линий электропередачи) - л.д. 30-33 т. 1.
12.08.2014 г. на основании данного распоряжения между ОАО "Сетевая компания" и Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан был заключен договор аренды лесного участка в целях использования лесов для эксплуатации линейных объектов (линий электропередачи) N 678, по которому Обществу передан в аренду на срок 49 лесной участок площадью 0,00286 га, находящийся в государственной собственности и расположенный по адресу: Республика Татарстан, Черемшанский муниципальный район, квартал 39 часть выдела 17,19,20 Казанкинского лесничества Черемшанского лесничества, кадастровый номер (номер учетной записи в государственном лесном реестре) 25625-2010-12 (л.д. 17-29 т. 1).
26.09.2014 г. ОАО "Сетевая компания" обратилась в Управление Росреестра по Республике Татарстан с заявлением N 16-16-91/007/2014-407 о государственной регистрации указанного договора аренды в отношении следующих объектов недвижимости:
- земельный участок, расположенный по адресу: РТ, Черемшанский район, кадастровый номер (условный) 16:41:000000:587, площадью 58,2 кв. м,
- земельный участок, расположенный по адресу: РТ, Черемшанский район, кадастровый номер (условный) 16:41:000000:806, площадью 1,1 кв. м (л.д. 61 т. 1).
Данные участки расположены в соответственно в выделах 1-19 и 20 квартала 39 Казанкинского участкового лесничества Черемшанского района РТ и являются частью указанного лесного участка, переданного в аренду (л.д. 23,34,35,59,122 т. 1).
В качестве правоустанавливающего документа был представлен договор аренды лесного участка N 678 от 12.08.2014 г.
Сообщением от 12.11.2014 г. N 91/007/2014-407 Управление Росреестра по РТ на основании абзаца 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказало в государственной регистрации договора аренды в отношении указанных земельных участков.
В качестве основания для отказа в государственной регистрации Управление сослалось на то, что согласно п. 2 ст. 13 Закона о регистрации государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при наличии государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав. В соответствии с п. 2 ст. 72 Лесного Кодекса РФ объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет. В ЕГРП записи о государственной регистрации права на земельные участки с площадью 58,2 кв. м и площадью 1,10 кв. м, расположенные по адресу: Черемшанский район, квартал 39 часть выдела 17,19,20 Казанкинского участкового лесничества Черемшанского лесничества, отсутствуют (л.д. 15-16 т. 1).
По мнению Управления, Общество не представило документы, подтверждающие осуществление государственного кадастрового учета лесного участка, являющегося предметом представленного на государственную регистрацию договора аренды.
Между тем данные доводы Управления являются ошибочными.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав.
В силу пункта 1 статьи 17 Закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Согласно статье 18 Закона документы, представленные для регистрации, должны быть надлежащим образом оформлены, а также должны отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; дополнительные документы могут быть истребованы регистрирующим органом, если правоустанавливающие и другие приложенные документы содержат неясности, несоответствие или другие недостатки, которые могут быть устранены представлением дополнительных документов.
В соответствии со статьей 4.3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними.
Согласно ст. 7, ч. 2 ст. 69 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, местоположение, границы и площадь которого определяются соответственно по лесным кварталам и лесотаксационным выделам, их границам и площади.
В соответствии со ст. 93 Кодекса право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно ч. 1 ст. 8 Кодекса лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно ст. 83 Кодекса субъектам Российской Федерации переданы полномочия по ведению государственного лесного реестра, осуществлению на землях лесного фонда государственного лесного надзора, организации использования лесов и их охраны, предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по организации и проведению соответствующих аукционов.
В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 9 ч. 3 ст. 3 Закона РТ от 22.05.2008 N 22-ЗРТ "Об использовании лесов в Республике Татарстан", Положением о Министерстве лесного хозяйства Республики Татарстан, утвержденное Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.02.2007 года N 38 предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов относится к полномочиям Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан.
Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан является органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственное управление в сфере использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов на территории РТ.
В соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу п. 3 статьи 607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.
Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 609 ГК РФ).
Из материалов дела видно, что согласно пунктам 1, 2 указанного договора аренды лесного участка N 678 от 12.08.2014 г. арендодатель обязуется предоставить, а арендатор принять во временное пользование находящийся в государственной собственности лесной участок общей площадью 0,00286 га, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Черемшанский муниципальный район, квартал 39 часть выдела 17,19,20 Казанскинского участкового лесничества Черемшанского лесничества. Номер учетной записи в государственном лесном реестре 25625-2010-12.
Схема расположения лесного участка и его характеристика приводится в приложении N 1 и N 2 к договору.
В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" до 1 января 2015 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности. При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет (п. 2 ст. 4.1 Вводного закона).
Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного Кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного Кодекса Российской Федерации (п. 3 ст. 4.1 Вводного закона).
Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
В соответствии со статьей 4.4 Вводного закона, если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу п. 3 ст. 4.3 Вводного закона государственная регистрация договоров аренды лесных участков, договоров безвозмездного срочного пользования лесными участками в составе земель лесного фонда, приведенных в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, осуществляется без представления кадастровых планов или кадастровых паспортов лесных участков (при условии, если государственный кадастровый учет таких лесных участков не осуществлялся).
Порядок проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 5 ст. 4.1 Вводного закона).
Согласно пункту 12 Порядка проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 13.04.2012 N 139, по результатам государственного учета выдается план лесного участка.
Следовательно, выданный Министерством лесного хозяйства РТ план лесного участка площадью 0,00286 га, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Черемшанский муниципальный район, квартал 39 часть выдела 17,19,20 Казанкинского лесничества Черемшанского лесничества, свидетельствует о проведенном государственном учете передаваемого в аренду лесного участка (л.д. 33 т. 1).
Из материалов дела также видно, что в отношении спорных лесных участков площадью соответственно 58,2 га (кадастровый (или условный) номер 16-16-44/006/2010-40) и 1,1 га (кадастровый (или условный) номер 16-16-44/005/2010-513), указанных в заявлении Общества о государственной регистрации договора аренды, зарегистрировано право собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права N N 176025, 283559 (л.д. 34-35 т. 1).
В отношении них также проведен государственный учет с составлением плана и карты-схемы расположения и границ лесного участка, внесением учетной записи в государственный лесной реестр (л.д. 59,122 т. 1).
По смыслу и содержанию ст. ст. 7, 69, 92, 93 ЛК РФ, ст. ст. 4.3, 4.4 Вводного закона предоставление лесного участка как части земельного участка в вещное владение, либо по договору не требует разделения такого земельного участка, на котором находятся лесные участки, и не требует формирования этих лесных участков как новых объектов недвижимости.
Аналогичные выводы содержатся в постановлении ФАС Поволжского округа от 31.05.2013 г. по делу N А-12-18495/2012.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.02.2014 г. N 13123/13 по делу со схожими фактическими обстоятельствами отражено, что согласно статье 4.4 Закона N 201-ФЗ (в редакции Федерального закона от 12.12.2011 N 427-ФЗ) до указанной в Законе даты (01.01.2015) допускается распоряжение лесным участком и государственная регистрация прав на него без осуществления его кадастрового учета при условии наличия плана лесного участка. Вхождение лесного участка, передаваемого в аренду, в состав участка, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией и который имеет кадастровый (условный) номер, само по себе не исключает применения к такому участку этого правила. В пункте 9 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса РФ о договоре аренды" разъяснено, что возможна сдача в аренду части земельного участка без необходимости формирования (выделения) самостоятельного участка и регистрации на него права собственности, поскольку действующее законодательство не содержит требования о разделе земельного участка (в том числе лесного участка, право на который зарегистрировано за Российской Федерацией) для предоставления в аренду его части.
Правовая позиция, сформулированная в абзаце шестом пункта 9 постановления N 73, применима к землям, находящимся в государственной или муниципальной собственности, вместе с тем статья 4.4 Закона N 201-ФЗ содержит специальное правило в отношении лесных участков. Следовательно, названная позиция не применима к лесным участкам до 01.01.2015. Абзац третий пункта 9 постановления N 73 содержит разъяснение, согласно которому при заключении договора аренды на срок более года, по которому допускается пользование частью участка, такой договор подлежит государственной регистрации, при этом обременение устанавливается на весь земельный участок.
Таким образом, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в регистрации как договора аренды лесного участка, так и обременения договором аренды лесных участков, право собственности на которые зарегистрировано за Российской Федерацией.
В связи с этим суд 1 инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у регистрирующего органа оснований для отказа ОАО "Сетевая компания" в государственной регистрации договора аренды от 12.08.2014 г. N 678 в отношении указанных в заявлении Общества лесных участков со ссылкой на абзац 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
С учетом изложенного доводы, приведенные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в апелляционной жалобе, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
При таких обстоятельствах суд 1 инстанции правомерно удовлетворил заявления ОАО "Сетевая компания", оснований для отмены решения суда 1 инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 февраля 2015 года по делу N А65-30305/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Н.АПАРКИН
Судьи
Е.Г.ФИЛИППОВА
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.05.2015 N 11АП-4661/2015 ПО ДЕЛУ N А65-30305/2014
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 мая 2015 г. по делу N А65-30305/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 мая 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Апаркина В.Н.,
судей Филипповой Е.Г., Холодной С.Т.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сурковой Г.В.,
с участием в судебном заседании:
от Открытого акционерного общества "Сетевая компания" - не явилось, извещено,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - не явилось, извещено,
от Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан - не явилось, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 апреля 2015 года в зале N 6 апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 февраля 2015 года по делу N А65-30305/2014 (судья Насыров А.Р.),
по заявлению Открытого акционерного общества "Сетевая компания" (ОГРН 1021602830930, ИНН 1655049111), г. Казань,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (ИНН 1659097613), г. Казань,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан (ИНН 1660098481), г. Казань,
о признании незаконным отказа от 12.11.2014 N 91/007/2014-407 в государственной регистрации права по договору аренды от 12.08.2014 N 678 и обязании произвести регистрацию права аренды лесного участка,
установил:
Открытое акционерное общество "Сетевая компания" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан о признании незаконным отказа от 12.11.2014 года N 91/007/2014-407 в государственной регистрации права по договору аренды от 12.08.2014 г. N 678 и об обязании произвести регистрацию права аренды лесного участка общей площадью 0,00286 га, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Черемшанский муниципальный район, квартал 39 часть выдела 17,19,20 Казанскинского участкового лесничества Черемшанского лесничества, номер учетной записи в государственном лесном реестре 25625-2010-12 по договору от 12.08.2014 N 678, заключенному между ОАО "Сетевая компания" и Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан.
Решением суда 1 инстанции от 19 февраля 2015 года заявление Общества удовлетворено, оспариваемый отказ Управления признан незаконным.
Суд обязал Управление произвести регистрацию права аренды лесного участка общей площадью 0,00286 га, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Черемшанский муниципальный район, квартал 39 часть выдела 17,19,20 Казанскинского участкового лесничества Черемшанского лесничества, номер учетной записи в государственном лесном реестре 25625-2010-1по договору от 12.08.2014 N 678, заключенному между ОАО "Сетевая компания" и Министерством лесного хозяйства РТ.
В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан просит решение суда 1 инстанции отменить, в удовлетворении заявления ОАО "Сетевая компания" отказать.
При этом ссылается на то, что в договоре аренды не указаны достаточные и необходимые данные для идентификации лесных участков, которые позволили бы определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. Следовательно, условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
ОАО "Сетевая компания" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда 1 инстанции от 19.02.2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что решение суда 1 инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба - не подлежащей удовлетворению.
От ОАО "Сетевая компания" и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей. Третье лицо Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан в отзыве на апелляционную жалобу также ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В соответствии с п. 3 ст. 156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, 08.04.2014 г. Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан в соответствии со ст. ст. 45, 71, 83 Лесного кодекса РФ и приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 г. N 223 "Об утверждении правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов" было издано распоряжение о предоставлении ОАО "Сетевая компания" лесных участков в аренду сроком на 49 лет общей площадью 0,90238 га в целях использования лесов для эксплуатации линейных объектов (линий электропередачи) - л.д. 30-33 т. 1.
12.08.2014 г. на основании данного распоряжения между ОАО "Сетевая компания" и Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан был заключен договор аренды лесного участка в целях использования лесов для эксплуатации линейных объектов (линий электропередачи) N 678, по которому Обществу передан в аренду на срок 49 лесной участок площадью 0,00286 га, находящийся в государственной собственности и расположенный по адресу: Республика Татарстан, Черемшанский муниципальный район, квартал 39 часть выдела 17,19,20 Казанкинского лесничества Черемшанского лесничества, кадастровый номер (номер учетной записи в государственном лесном реестре) 25625-2010-12 (л.д. 17-29 т. 1).
26.09.2014 г. ОАО "Сетевая компания" обратилась в Управление Росреестра по Республике Татарстан с заявлением N 16-16-91/007/2014-407 о государственной регистрации указанного договора аренды в отношении следующих объектов недвижимости:
- земельный участок, расположенный по адресу: РТ, Черемшанский район, кадастровый номер (условный) 16:41:000000:587, площадью 58,2 кв. м,
- земельный участок, расположенный по адресу: РТ, Черемшанский район, кадастровый номер (условный) 16:41:000000:806, площадью 1,1 кв. м (л.д. 61 т. 1).
Данные участки расположены в соответственно в выделах 1-19 и 20 квартала 39 Казанкинского участкового лесничества Черемшанского района РТ и являются частью указанного лесного участка, переданного в аренду (л.д. 23,34,35,59,122 т. 1).
В качестве правоустанавливающего документа был представлен договор аренды лесного участка N 678 от 12.08.2014 г.
Сообщением от 12.11.2014 г. N 91/007/2014-407 Управление Росреестра по РТ на основании абзаца 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказало в государственной регистрации договора аренды в отношении указанных земельных участков.
В качестве основания для отказа в государственной регистрации Управление сослалось на то, что согласно п. 2 ст. 13 Закона о регистрации государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при наличии государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав. В соответствии с п. 2 ст. 72 Лесного Кодекса РФ объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет. В ЕГРП записи о государственной регистрации права на земельные участки с площадью 58,2 кв. м и площадью 1,10 кв. м, расположенные по адресу: Черемшанский район, квартал 39 часть выдела 17,19,20 Казанкинского участкового лесничества Черемшанского лесничества, отсутствуют (л.д. 15-16 т. 1).
По мнению Управления, Общество не представило документы, подтверждающие осуществление государственного кадастрового учета лесного участка, являющегося предметом представленного на государственную регистрацию договора аренды.
Между тем данные доводы Управления являются ошибочными.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав.
В силу пункта 1 статьи 17 Закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Согласно статье 18 Закона документы, представленные для регистрации, должны быть надлежащим образом оформлены, а также должны отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; дополнительные документы могут быть истребованы регистрирующим органом, если правоустанавливающие и другие приложенные документы содержат неясности, несоответствие или другие недостатки, которые могут быть устранены представлением дополнительных документов.
В соответствии со статьей 4.3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними.
Согласно ст. 7, ч. 2 ст. 69 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, местоположение, границы и площадь которого определяются соответственно по лесным кварталам и лесотаксационным выделам, их границам и площади.
В соответствии со ст. 93 Кодекса право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно ч. 1 ст. 8 Кодекса лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно ст. 83 Кодекса субъектам Российской Федерации переданы полномочия по ведению государственного лесного реестра, осуществлению на землях лесного фонда государственного лесного надзора, организации использования лесов и их охраны, предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по организации и проведению соответствующих аукционов.
В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 9 ч. 3 ст. 3 Закона РТ от 22.05.2008 N 22-ЗРТ "Об использовании лесов в Республике Татарстан", Положением о Министерстве лесного хозяйства Республики Татарстан, утвержденное Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.02.2007 года N 38 предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов относится к полномочиям Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан.
Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан является органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственное управление в сфере использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов на территории РТ.
В соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу п. 3 статьи 607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.
Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 609 ГК РФ).
Из материалов дела видно, что согласно пунктам 1, 2 указанного договора аренды лесного участка N 678 от 12.08.2014 г. арендодатель обязуется предоставить, а арендатор принять во временное пользование находящийся в государственной собственности лесной участок общей площадью 0,00286 га, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Черемшанский муниципальный район, квартал 39 часть выдела 17,19,20 Казанскинского участкового лесничества Черемшанского лесничества. Номер учетной записи в государственном лесном реестре 25625-2010-12.
Схема расположения лесного участка и его характеристика приводится в приложении N 1 и N 2 к договору.
В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" до 1 января 2015 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности. При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет (п. 2 ст. 4.1 Вводного закона).
Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного Кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного Кодекса Российской Федерации (п. 3 ст. 4.1 Вводного закона).
Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
В соответствии со статьей 4.4 Вводного закона, если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу п. 3 ст. 4.3 Вводного закона государственная регистрация договоров аренды лесных участков, договоров безвозмездного срочного пользования лесными участками в составе земель лесного фонда, приведенных в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, осуществляется без представления кадастровых планов или кадастровых паспортов лесных участков (при условии, если государственный кадастровый учет таких лесных участков не осуществлялся).
Порядок проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 5 ст. 4.1 Вводного закона).
Согласно пункту 12 Порядка проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 13.04.2012 N 139, по результатам государственного учета выдается план лесного участка.
Следовательно, выданный Министерством лесного хозяйства РТ план лесного участка площадью 0,00286 га, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Черемшанский муниципальный район, квартал 39 часть выдела 17,19,20 Казанкинского лесничества Черемшанского лесничества, свидетельствует о проведенном государственном учете передаваемого в аренду лесного участка (л.д. 33 т. 1).
Из материалов дела также видно, что в отношении спорных лесных участков площадью соответственно 58,2 га (кадастровый (или условный) номер 16-16-44/006/2010-40) и 1,1 га (кадастровый (или условный) номер 16-16-44/005/2010-513), указанных в заявлении Общества о государственной регистрации договора аренды, зарегистрировано право собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права N N 176025, 283559 (л.д. 34-35 т. 1).
В отношении них также проведен государственный учет с составлением плана и карты-схемы расположения и границ лесного участка, внесением учетной записи в государственный лесной реестр (л.д. 59,122 т. 1).
По смыслу и содержанию ст. ст. 7, 69, 92, 93 ЛК РФ, ст. ст. 4.3, 4.4 Вводного закона предоставление лесного участка как части земельного участка в вещное владение, либо по договору не требует разделения такого земельного участка, на котором находятся лесные участки, и не требует формирования этих лесных участков как новых объектов недвижимости.
Аналогичные выводы содержатся в постановлении ФАС Поволжского округа от 31.05.2013 г. по делу N А-12-18495/2012.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.02.2014 г. N 13123/13 по делу со схожими фактическими обстоятельствами отражено, что согласно статье 4.4 Закона N 201-ФЗ (в редакции Федерального закона от 12.12.2011 N 427-ФЗ) до указанной в Законе даты (01.01.2015) допускается распоряжение лесным участком и государственная регистрация прав на него без осуществления его кадастрового учета при условии наличия плана лесного участка. Вхождение лесного участка, передаваемого в аренду, в состав участка, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией и который имеет кадастровый (условный) номер, само по себе не исключает применения к такому участку этого правила. В пункте 9 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса РФ о договоре аренды" разъяснено, что возможна сдача в аренду части земельного участка без необходимости формирования (выделения) самостоятельного участка и регистрации на него права собственности, поскольку действующее законодательство не содержит требования о разделе земельного участка (в том числе лесного участка, право на который зарегистрировано за Российской Федерацией) для предоставления в аренду его части.
Правовая позиция, сформулированная в абзаце шестом пункта 9 постановления N 73, применима к землям, находящимся в государственной или муниципальной собственности, вместе с тем статья 4.4 Закона N 201-ФЗ содержит специальное правило в отношении лесных участков. Следовательно, названная позиция не применима к лесным участкам до 01.01.2015. Абзац третий пункта 9 постановления N 73 содержит разъяснение, согласно которому при заключении договора аренды на срок более года, по которому допускается пользование частью участка, такой договор подлежит государственной регистрации, при этом обременение устанавливается на весь земельный участок.
Таким образом, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в регистрации как договора аренды лесного участка, так и обременения договором аренды лесных участков, право собственности на которые зарегистрировано за Российской Федерацией.
В связи с этим суд 1 инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у регистрирующего органа оснований для отказа ОАО "Сетевая компания" в государственной регистрации договора аренды от 12.08.2014 г. N 678 в отношении указанных в заявлении Общества лесных участков со ссылкой на абзац 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
С учетом изложенного доводы, приведенные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в апелляционной жалобе, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
При таких обстоятельствах суд 1 инстанции правомерно удовлетворил заявления ОАО "Сетевая компания", оснований для отмены решения суда 1 инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 февраля 2015 года по делу N А65-30305/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Н.АПАРКИН
Судьи
Е.Г.ФИЛИППОВА
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)