Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.02.2014 N 05АП-48/2014 ПО ДЕЛУ N А51-26307/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 февраля 2014 г. N 05АП-48/2014

Дело N А51-26307/2013

Резолютивная часть постановления оглашена 17 февраля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 февраля 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Ю. Федосенко,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖСП",
апелляционное производство N 05АП-48/2014
на решение от 15.11.2013
судьи Н.В. Колтуновой
по делу N А51-26307/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЖСП" (ИНН 2536092952, ОГРН 1022501285322, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 02.11.2002)
к администрации г. Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002), Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
третье лицо: департамент земельных и имущественных отношений Приморского края
о признании незаконным решения от 08.08.2013 N 20940/20у,
при участии в заседании:
- от заявителя: представитель О.М. Неделько (паспорт, доверенность от 01.11.2013);
- от администрации: представитель Л.В. Салыкова (удостоверение N 2712, доверенность от 13.01.2014);
- от УГА г. Владивостока: представитель Л.В. Салыкова (удостоверение N 2712, доверенность от 17.12.2013);
- от департамента: не явились, уведомлены надлежаще;

- установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ЖСП" (далее по тексту - "заявитель", "общество") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации г. Владивостока, выраженного в письме от 08.08.2013 N 20940/20у, в подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка площадью 22 146 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. 2-я Шоссейная, 1а, для целей, не связанных со строительством (для организации зоны отдыха), и о понуждении Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее по тексту - "УГА г. Владивостока") выполнить действия, предусмотренные статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно утвердить и выдать обществу схему расположения спорного земельного участка.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 03.09.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - "департамент").
Решением Арбитражного суда Приморского края от 15.11.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, общество считает необоснованными выводы суда первой инстанции об отнесении спорного земельного участка к территории общего пользования, поскольку в градостроительной документации отсутствует информация о наличии на земельном участке красных линий. Настаивает на том, что даже при условии отнесения земельного участка к землям общего пользования, земельное законодательство не содержит запретов на предоставление таких земельных участков в аренду. Полагает, что цель планируемого использования земельного участка - организация зоны отдыха соответствует Правилам землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, при этом обустройство мест отдыха не является исключительной компетенцией органов местного самоуправления. Со ссылкой на решение Думы г. Владивостока от 08.12.2005 N 144 относит деятельность, связанную с созданием мест массового отдыха и их обслуживанием к предпринимательской и в связи с этим настаивает на нарушении его прав и законных интересов оспариваемым решением.
Кроме того, заявитель считает, что только департамент вправе делать выводы о возможности (невозможности) предоставления земельного участка в аренду.
Представитель администрации г. Владивостока и УГА г. Владивостока в судебном заседании по доводам апелляционной жалобы возразил. Решение суда просил оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Департамент в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом. В соответствии со статьями 156, 163, 266 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителя департамента.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
27.06.2013 общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду на срок 5 лет земельного участка примерной площадью 22 146 кв. м, расположенного в районе ул. 2-я Шоссейная,1а в г. Владивостоке, для целей, не связанных со строительством: организации зоны отдыха. К указанному заявлению были приложены копии регистрационных и учредительных документов заявителя, проект схемы расположения земельного участка, ситуационный план, каталог координат вершин углов поворота границ участка, топографическая съемка земельного участка, кадастровый план территории, а также документы представителя.
Заявление общества с пакетом документов направлено департаментом в администрацию г. Владивостока для формирования земельного участка.
Письмом от 08.08.2013 N 20940/20у администрация г. Владивостока отказала обществу в утверждении схемы расположения, указав, что испрашиваемый им земельный участок находится в зоне городских парков, скверов, бульваров, определенной для организации парков, скверов, бульваров, набережных и других территорий общего пользования.
Посчитав, что отказ администрации г. Владивостока не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным.
Оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Как следует из заявления от 27.06.2013, земельный участок ориентировочной площадью 22 146 кв. м в районе ул. 2-я Шоссейная, 1а в г. Владивостоке испрашивается обществом в целях, не связанных со строительством.
Земельные участки для целей, не связанных со строительством, предоставляются в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 Кодекса).
Коллегией установлено, что представленные обществом заявление и пакет документов к нему по формальным признакам соответствовали требованиям статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем направлены департаментом в администрацию г. Владивостока для подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка.
Согласно пункту 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Отказывая заявителю в утверждении и выдаче схемы расположения спорного земельного участка, администрация г. Владивостока указала, что испрашиваемый им земельный участок находится в зоне городских парков, скверов, бульваров, определенной для организации парков, скверов, бульваров, набережных и других территорий общего пользования.
Статья 1 Земельного кодекса Российской Федерации, определяя основные принципы земельного законодательства, предусматривает, что земли делятся по целевому назначению на категории, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства. Этот принцип развивается в статье 7 Кодекса, уточняющей, что использование земли производится в соответствии с установленным для них целевым назначением с учетом принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земель.
То есть основное значение для рассмотрения по существу заявления о предоставлении земельного участка имеют сведения о том, каким образом заявитель будет использовать испрашиваемый земельный участок. Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 06.04.2010 N 16158/09.
Заявитель испрашивает земельный участок в зоне Р-4.
Из буквального толкования положений ст. 47 ПЗЗ на территории Владивостокского городского округа зона городских парков, скверов, бульваров определена для организации парков, скверов, бульваров, набережных и других территорий общего пользования, используемых в целях кратковременного отдыха, проведения досуга населения, а также для размещения других объектов, необходимых для функционирования зоны и не влекущих за собой утрату рекреационного потенциала зоны.
Как следует из заявления от 27.06.2013, общество планирует использовать испрашиваемый им земельный участок под организацию зоны отдыха.
Муниципальным правовым актом Думы г. Владивостока от 05.04.2011 N 297-МПА утверждены Правила санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в городе Владивостоке", которые в силу 1.1 устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере благоустройства города Владивостока, определяют порядок санитарного содержания, организации уборки и обеспечения чистоты городских территорий, включая прилегающие к границам зданий, земельных участков и ограждений, а также внутренние территории для всех юридических и физических лиц, являющихся пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами, арендаторами, пользователями зданий, строений и сооружений, расположенных на территории города Владивостока, независимо от организационно-правовой формы и гражданства.
В соответствии с пунктом 2.1 Правил под благоустройством понимается деятельность, направленная на обеспечение безопасности, удобства и художественной выразительности городской среды, осуществляемая с использованием средств пластической организации рельефа, покрытия поверхности земли, декоративного озеленения и обводнения, малых архитектурных форм, наружного освещения, визуальной информации и рекламы.
Согласно пунктам 5.1.1, 5.2.1 - 5.2.4 приказа Минрегионразвития России от 27.12.2011 N 613 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований" зоны отдыха являются объектами благоустройства территорий рекреационного назначения, предназначенными и обустроенными для организации активного массового отдыха, купания и рекреации.
На территории зоны отдыха рекомендуется размещать: пункт медицинского обслуживания с проездом, спасательную станцию, пешеходные дорожки, инженерное оборудование (питьевое водоснабжение и водоотведение, защита от попадания загрязненного поверхностного стока в водоем). Медицинский пункт обычно располагают рядом со спасательной станцией и оснащают надписью "Медпункт" или изображением красного креста на белом фоне, а также - местом парковки санитарного транспорта с возможностью беспрепятственного подъезда машины скорой помощи. Помещение медпункта рекомендуется устанавливать площадью не менее 12 кв. м, имеющим естественное и искусственное освещение, водопровод и туалет.
Обязательный перечень элементов благоустройства на территории зоны отдыха включает: твердые виды покрытия проезда, комбинированные - дорожек (плитка, утопленная в газон), озеленение, питьевые фонтанчики, скамьи, урны, малые контейнеры для мусора, оборудование пляжа (навесы от солнца, лежаки, кабинки для переодевания), туалетные кабины.
При проектировании озеленения рекомендуется обеспечивать:
- - сохранение травяного покрова, древесно-кустарниковой и прибрежной растительности не менее, чем на 80% общей площади зоны отдыха;
- - озеленение и формирование берегов водоема (берегоукрепительный пояс на оползневых и эродируемых склонах, склоновые водозадерживающие пояса - головной дренаж и пр.);
- - недопущение использования территории зоны отдыха для иных целей (выгуливания собак, устройства игровых городков, аттракционов и т.п.).
Возможно размещение ограждения, уличного технического оборудования (торговые тележки "вода", "мороженое").
Из толкования приведенных норм права в их совокупности и из прямого указания пункта 5.1.1 приказа Минрегионразвития России от 27.12.2011 N 613 следует, что организация зоны отдыха по существу представляет собой благоустройство территории общего пользования.
В свою очередь, благоустройство территории является деятельностью по обслуживанию земельного участка и не может быть его самостоятельным целевым назначением.
В этой связи довод заявителя об отсутствии оснований для отнесения спорной территории к землям общего пользования, а также запретов на предоставление земельных участков в границах земельного общего пользования не имеют значения для рассмотрения настоящего спора по существу.
Кроме того, в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся, в том числе, и организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
В силу вышеизложенного, организация и использование зоны отдыха по ее прямому назначению не является предпринимательской деятельностью, в связи с чем отказ в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не нарушает прав заявителя в области предпринимательской или иной экономической деятельности.
Доводы заявителя об обратном со ссылкой на Положение о создании условий массового отдыха жителей и гостей Владивостокского городского округа и организации обустройства мест массового отдыха населения, утвержденное решение Думы г. Владивостока от 08.12.2005 N 144, не могут быть приняты во внимание.
Указанное Положение не является нормативным актом по вопросам землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа. В силу статьи 3 Положения жители и гости города Владивостока имеют право беспрепятственного посещения мест массового отдыха на территории города, за исключением случаев, когда режим использования таких объектов на платной основе определен законодательством Российской Федерации, органами местного самоуправления города Владивостока.
Доказательства того, что в указанном обществом месте органом местного самоуправления организовано место массового отдыха в форме зоны отдыха на платной основе, в материалы дела не представлено.
Согласно Правилам землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа территориальная зона Р-4 не предусматривает ведение предпринимательской деятельности в виде организации зоны отдыха на возмездной основе.
Установив при рассмотрении дела указанные выше обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления общества.
Доводы апелляционной жалобы о том, что только департамент вправе делать выводы о возможности (невозможности) предоставления земельного участка в аренду, а у администрации г. Владивостока имеется безусловная обязанность по формированию земельного участка, коллегией отклоняются.
Действительно, администрация г. Владивостока не является органом, распоряжающимся земельными участками, право собственности на которые не разграничено.
Вместе с тем, по смыслу статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации принципиальное отсутствие возможности сформировать земельный участок для заявленных целей делает невозможным осуществление уполномоченным органом возложенных на него функций по утверждению схемы такого участка, так как при ее разработке должны учитываться требования законодательства, связанные с указанными заявителем целями использования земельного участка (нормы СанПиН, технические регламенты и т.д).
При таких обстоятельствах отказ в предоставлении муниципальной услуги по подготовке и выдаче схемы земельного участка является обоснованным в связи с невозможностью предоставления услуги в параметрах, сформулированных заявителем.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального и материального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 15.11.2013 по делу N А51-26307/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА

Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
С.В.ГУЦАЛЮК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)