Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.09.2015 ПО ДЕЛУ N А13-6518/2015

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 сентября 2015 г. по делу N А13-6518/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 28 сентября 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
при участии от администрации поселения Ботановское Иевлева В.Н. по доверенности от 27.04.2015, от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Вологодской области Кургановой О.М. по доверенности от 12.01.2015 N 06-12/2,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации поселения Ботановское на решение Арбитражного суда Вологодской области от 3 июля 2015 года по делу N А13-6518/2015 (судья Селиванова Ю.В.),
установил:

администрация поселения Ботановское (место нахождения: 161057, Вологодская область, Междуреченский район, деревня Игумницево, улица Советская, дом 9; ОГРН 1093529001312; ИНН 3513003080; далее - администрация) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Вологодской области (место нахождения: 160001, город Вологда, проспект Победы, дом 33; ОГРН 1053500030363; ИНН 3525149140; далее - управление) о признании недействительным предписания N 10-р.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 3 июля 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация с решением суда не согласилась и обратилась с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции названное решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что в акте проверки не содержится сведений о выявленных нарушениях в области защиты земель и охране почв, а вывод ответчика о том, что заявитель не проводит никаких сельскохозяйственных работ, является преждевременным. Также податель жалобы ссылается на то, что администрация не является собственником конкретного земельного участка сельскохозяйственного назначения, следовательно не может нести ответственности за выявленное нарушение.
Представитель администрации в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Управление в отзыве и его представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонили, просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения руководителя управления от 02.03.2015 N 119-р должностными лицами ответчика проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны и использования земель сельскохозяйственного назначения и земель сельскохозяйственного использования в составе земель находящихся в ведении администрации, по результатам которой составлен акт проверки от 31.03.2015 N 22, администрации выдано предписание об устранении нарушений требований законодательства N 10-р.
В предписании зафиксировано, что на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 35:27:0000000:41, площадью 1182,2 га, с кадастровым номером 35:27:0000000:20, площадью 1236,6 га, находящихся в собственности администрации (15/159 доли в праве и 52/441 доли в праве соответственно) не проводятся мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв, что является нарушением части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). В срок до 01.07.2015 администрации предписано устранить указанное нарушение в установленном законодательством порядке.
При этом в акте проверки названное нарушение не отражено.
Не согласившись с вынесенным предписанием, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующие органы.
На основании пункта 1 статьи 71 ЗК РФ под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012 N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", пунктами 1, 2, 4, подпунктом "и" пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 201 "Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" (далее - Постановление N 201) установлено, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения). Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору непосредственно и через свои территориальные органы контролирует и координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет государственный земельный контроль (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения) в установленных законодательством Российской Федерации случаях.
В силу подпункта "в" пункта 5 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 689, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений надзор за соблюдением требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.
В порядке пунктов 8 и 9 названного Положения государственные инспекторы по использованию и охране земель имеют право при проведении проверок давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий.
Таким образом, как верно отмечено судом первой инстанции, проверка проведена и предписание выдано уполномоченным органом в соответствии с нормами действующего законодательства.
При этом отсутствие в акте проверки фиксации выявленного управлением нарушения, вмененного администрации в вину, само по себе не свидетельствует об отсутствии как такового правонарушения, поскольку оно отражено в оспариваемом предписании, выданном администрации с актом проверки.
Отсутствие в акте проверки и журнале учета ссылки на выявленное нарушение статьи 13 ЗК РФ не является грубым нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", влекущим в соответствии со статьей 20 указанного закона недействительность результатов проверки.
В связи с этим данный довод подателя жалобы не свидетельствует о незаконности вынесенного предписания.
Как предусмотрено пунктами 1 и 3 части 1 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям).
Частью 2 статьи 13 ЗК РФ установлено, что в целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.
В силу статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Как следует из статьи 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", собственники, владельцы, пользователи, арендаторы земельных участков обязаны в том числе соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании.
В статье 1 названного Закона предусмотрено, что агротехнические мероприятия - это совокупность научно обоснованных приемов обработки почв в целях воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения; фитосанитарные мероприятия - это совокупность научно обоснованных приемов выявления и устранения засоренности почв сорными растениями, зараженности почв болезнями и вредителями сельскохозяйственных растений; агрохимические мероприятия - это совокупность научно обоснованных приемов применения агрохимикатов и пестицидов в целях воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения при обеспечении мер по безопасному обращению с ними в целях охраны окружающей среды; мелиоративные мероприятия - это проектирование, строительство, эксплуатация и реконструкция мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обводнение пастбищ, создание систем защитных лесных насаждений, проведение культурно-технических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв, научное и производственно-техническое обеспечение указанных работ.
Управлением в ходе проверки установлено, в акте проверки от 31.03.2015 зафиксировано и подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 27.10.2014, от 12.11.2013, в собственности администрации находятся земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 35:27:0000000:41, площадью 1182,2 га, с кадастровым номером 35:27:0000000:20 площадью 1236,6 га (15/159 доли в праве и 52/441 доли в праве соответственно), с разрешенным использованием "для ведения сельскохозяйственного производства", расположенные по адресу: Вологодская область, Междуреченский район.
В распоряжении о проведении проверки от 02.03.2015 N 119-р отражено, что задачами проверки является контроль за соблюдением выполнения мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, обязанностей по защите земель от негативного воздействий в результате которых происходит деградация земель, защите угодий от зарастания деревьями, кустарниками и сорными растениями.
Также в этом же распоряжении управление запросило у администрации управленческие решения по распоряжению, использованию, управлению, охране земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Глава поселения Ботановское Конкус Е.Ю. ознакомлена названным распоряжением 12.03.2015 под расписку, кроме того, копия распоряжения получена администрацией 12.02.2015 по почте (том 2, листы 51 - 53).
Как верно отмечено судом первой инстанции, постановлением Совета Министров РСФСР от 18.05.1962 N 698 "Об усилении борьбы с сорными растениями" утверждены Основные общереспубликанские правила по борьбе с сорными растениями (далее - Правила).
При этом в пункте 3 раздела 2 названных Правил указано на необходимость содержать в чистоте от сорняков луга, пастбища, прилегающие к полям опушки леса, полевые станы и другие земли. Уничтожение сорняков производить в возможно ранней стадии их развития, как правило, до начала цветения.
Согласно пункту 11 раздела 2 Правил каждое хозяйство разрабатывает необходимую систему мероприятий по борьбе с сорняками применительно к местным почвенно-климатическим условиям и характеру засоренности полей.
Пунктом 12 раздела 2 Правил предусмотрено, что для правильной организации борьбы с сорняками рекомендуется периодически проводить обследование и учет засоренности полей.
В силу статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в издержках по содержанию и сохранению общего имущества.
Как следует из Перечня признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369, использование (неиспользование) земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства подтверждается проведением на этом участке соответствующих сельскохозяйственных работ (обработка почвы, сенокошение, выпас скота, уход за почвой, уборка урожая и т.п.).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 15 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Частью 1 статьи 37 Закона N 131-ФЗ определено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Уставом сельского поселения Ботановское, принятым 30.11.2009, администрация наделена полномочиями по управлению и распоряжению собственностью поселения.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно указал на то, что администрация является органом местного самоуправления, уполномоченным на решение вопросов содержания муниципального имущества, включая земельные участки.
Управлением установлено и администрацией не отрицается тот факт, что документов, подтверждающих организацию обследований участков, проведение на земельных участках соответствующих сельскохозяйственных работ, таких как обработка почвы, сенокошение, выпас скота, уборка урожая, уход за почвой, включая агротехнические, агрохимические, фитосанитарные мероприятия, несение расходов по их содержанию и сохранению пропорционально принадлежащей доле в праве общей долевой собственности, управлению в ходе проверки не представлено.
В нарушение положений статьи 65 АПК РФ такие доказательства суду также не предъявлены.
Факт нарушения зафиксирован в предписании N 10-р и позволяет установить обстоятельства выявленного нарушения.
Довод администрации о том, что в предписании не указаны конкретные действия по его исполнению правомерно отклонен судом, поскольку в тексте предписания указано о нарушении администрацией положений части 1 статьи 13 ЗК РФ в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 35:27:0000000:41, 35:27:0000000:20 и об устранении указанного нарушения в установленном законодательством порядке.
При этом в обязанности контролирующего органа не входит перечисление технических действий по исполнению такого рода предписаний, так как исполнить должен принять все необходимые меры по совершению действий, направленных на устранение выявленного нарушения в пределах обязанностей, возложенных на него действующим законодательством. Каких-либо неясностей или неточностей оспариваемое предписание не содержит.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал оспариваемое предписание N 10-р законным и обоснованным и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие выводы, изложенные в решении суда.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. С учетом изложенного основания для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 3 июля 2015 года по делу N А13-6518/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации поселения Ботановское - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Ю.ДОКШИНА
Судьи
Т.В.ВИНОГРАДОВА
О.Б.РАЛЬКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)