Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.05.2014 N 33-2351/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 мая 2014 г. N 33-2351/2014


Судья Ваганов А.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Кошелевой И.Л.
судей Ночевника С.Г., Григорьевой Н.М.
при секретаре А.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Д. на решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 13 февраля 2014 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Д. к администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, администрации Ульяновского городского поселения о признании права на получение и оформление в собственность земельного участка, жилого дома и хозяйственного блока, обязании утвердить схему расположения земельного участка, принять решение о передаче земельного участка в собственность за плату, подготовить проекты распоряжения и договора; удовлетворены в части исковые требования администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области к Д. об истребовании земельного участка и сносе самовольных построек.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Кошелевой И.Л.,
представителя Д.Ц.,
судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

Д. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, администрации Ульяновского городского поселения о признании права на получение и оформление в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>; обязании утвердить схему расположения земельного участка по указанному адресу на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; обязании подготовить проекты распоряжения и договора с муниципальным образованием Тосненский район Ленинградской области о передаче земельного участка в границах фактического землепользования по установленному ограждению на бетонном основании из металлического профиля по указанному адресу в собственность за плату; обязании принять решение о передаче земельного участка в собственность за плату под ИЖС, обязании произвести кадастровый учет земельного участка с присвоением ему кадастрового номера.
В обоснование заявленных требований истец указал, что он является собственником земельного участка, общей площадью <...> кв. м для ИЖС, расположенного по адресу: <адрес>, существующие ограничения (обременения) права: <...> кв. м - водоохранная зона р. Тосна.
В <...> он обратился с заявлением в администрацию г. п. Ульяновка о предоставлении ему дополнительного земельного участка, прилегающего к принадлежащему ему земельному участку. По результатам рассмотрения его заявления было принято решение о предоставлении ему земельного участка, для чего ему необходимо было провести работы по землеустройству и постановке участка на кадастровый учет.
<...> им был заключен соответствующий договор с МУП <...> и оплачены услуги в размере <...> руб. Работы по межеванию были проведены, но их результаты ему не представлены. В <...> директор МУП <...>, ввиду отсутствия дополнительного финансирования работ, заявил об отказе от предоставления результатов проведенной работы по выполнению условий договора N 7, вынудив его к расторжению договора.
Ввиду безрезультативности предпринимаемых им попыток к понуждению администрации г. п. Ульяновка и МУП <...> к выполнению своих обязательств, он обратился к главе администрации муниципального образования Тосненский район с заявлением о предоставлении земельного участка. Заявление было рассмотрено без соблюдения процедуры, предусмотренной Земельным кодексом Российской Федерации. <...> он получил ответ, из которого следовало, что испрашиваемый земельный участок расположен в рекреационной зоне, водоохранной зоне р. Тосна и частично в пределах Саблинского комплексного памятника природы регионального значения в туристско-рекреационной зоне "Саблинская", то есть, испрашиваемые виды разрешенного использования земельного участка не соответствуют территориальной зоне и видам разрешенного использования, установленного правилами землепользования и застройки Ульяновского городского поселения Тосненского района Ленинградской области.
Вместе с тем, отыскиваемый им земельный участок, находящийся в его фактическом пользовании, относится к категории земель: земли населенных пунктов. Существующие ограничения (обременения) права: водоохранная зона р. Тосна. Границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос на местности закрепляются специальными информационными знаками. В г. п. Ульяновка такие информационные знаки отсутствуют.
Земельные участки, которыми он пользуется, ограждены забором, который на момент возведения находился за пределами памятника природы "Саблинский". Памятник природы находится на землях населенных пунктов. Категория земель не изменялась (л.д. 6 - 10 т. 1).
В процессе судебного разбирательства Д. дополнил иск требованиями:
- о признании права на получение в собственность жилого дома площадью <...> кв. м и хозяйственного блока площадью <...> кв. м, расположенных по адресу: <адрес>;
- признании права на формирование единого земельного участка;
- об обязании передать в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Ленинградской области документы для постановки на кадастровый учет земельного участка площадью <...> кв. м по адресу: <адрес> присвоением ему кадастрового номера;
- обязании передать в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Ленинградской области документы для постановки на кадастровый учет жилого дома и хозяйственного блока по адресу: <адрес> присвоением им кадастровых номеров;
- уточнил требование об обязании подготовить проекты распоряжения и договора с муниципальным образованием Тосненский район Ленинградской области о передаче земельного участка в границах фактического землепользования согласно схеме границ испрашиваемого земельного участка, подготовленной ООО <...>, расположенного по адресу: <адрес> собственность за плату.
В судебном заседании истец поддержал исковые требования.
Администрация муниципального образования Тосненский район Ленинградской области предъявила встречный иск к Д. об освобождении земельного участка, расположенного между земельным участком по адресу: <адрес>, и земельным участком, расположенным по адресу: <адрес> от чужого незаконного владения Д.; сносе самовольных построек: металлического ограждения на бетонном фундаменте вдоль линии ЛЭП 0,4 кВ по <адрес> ориентировочной длиной <...> м, от <адрес> ориентировочной длиной <...> м с одной стороны и ориентировочной длиной <...> метров с другой стороны; двухэтажного капитального здания ориентировочными размерами <...>, незавершенного строительством объекта из кирпича ориентировочными размерами <...>, возведенных Д. с отнесением расходов на снос на его счет.
В обоснование заявленных требований администрация указала, что Д. самовольно занят указанный земельный участок, на котором возведены самовольные строения, что подтверждается актом визуального осмотра, ситуационным планом, изготовленным ООО <...>, схемой территории, выполненной ООО <...>. Самовольно занятый земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. В соответствии с Уставом муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, распоряжение указанными земельными участками относится к компетенции администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области.
Постройки и сооружения, возведенные Д. на указанном выше земельном участке, являются самовольными, так как они возведены им на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, и созданы им без получения на это необходимых разрешений с существенным нарушением градостроительных норм и правил. В соответствии со сведениями из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, основанными на Правилах землепользования и застройки Ульяновского городского поселения Тосненского района Ленинградской области, земельный участок расположен в границах территориальных зон Р-1 рекреационная зона и Р-3 - зона особо охраняемых природных территорий. Виды разрешенного использования земельных участков в этих зонах не предусматривают возможности использования земельных участков для строительства, земельный участок Д. не предоставлялся (л.д. 78 - 79 т. 1).
В судебном заседании представитель ответчика встречные исковые требования поддержала, в удовлетворении основного иска просила отказать.
Решением Тосненского городского суда Ленинградской области от 13 февраля 2014 года в удовлетворении исковых требований Д. отказано.
Исковые требования администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области удовлетворены частично.
Суд обязал Д. освободить территорию, расположенную между земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>; и земельным участком, расположенным по адресу: <адрес> до границ земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязал Д. за свой счет снести самовольные постройки: металлическое ограждение на бетонном фундаменте вдоль линии ЛЭП 0,4 кВ по <адрес> ориентировочной длиной <...>, от <адрес> ориентировочной длиной <...> с одной стороны и от <адрес> ориентировочной длиной <...> с другой стороны; двухэтажный хозяйственный блок площадью по наружному обмеру <...> кв. м, общей площадью <...> кв. м.
В удовлетворении остальной части заявленных требований администрации отказано.
В апелляционной жалобе представитель Д. просит решение суда отменить, считая его незаконным.
В жалобе указано, на недоказанность выводов суда о том, постройки возведены истцом на самовольно захваченном земельном участке. По мнению подателя жалобы, для установления указанного факта необходимо было назначить экспертизу.
Безосновательными являются требования администрации об обязании Д. освободить земельный участок по основаниям, предусмотренным ст. 301, 305 ГК РФ. Участок действительно находится в фактическом пользовании истца, однако, администрация не представила доказательств, свидетельствующих о том, что участок выбыл из владения администрации.
Судом не исследовалась правильность предоставления и внесения сведений в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности, несмотря на представленное истцом доказательство того, что существующая система находится в стадии подготовки, объявлен конкурс на выполнение работ по созданию и внедрению информационной системы.
Разрешая дело, суд не учел, что только один из испрашиваемых земельных участков находится в границах прибрежной защитной полосы, при таких обстоятельствах, требование о предоставлении участка, не имеющего такого обременения, должно быть удовлетворено.
Судебная коллегия, исследовав материалы гражданского дела, изучив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно п. 1 ст. 25 ЗК РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 настоящего Кодекса возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно п. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд (п. 4 ст. 28 ЗК РФ).
Согласно статье 30 Град. кодекса РФ правила землепользования и застройки включают в себя:
- порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
- карту градостроительного зонирования;
- градостроительные регламенты (ч. 2).
На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку (ч. 4).
На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия. Границы указанных зон могут отображаться на отдельных картах (ч. 5).
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:
- виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
- предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
- ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 6).
В соответствии со статьей 35 Град. кодекса Российской Федерации
В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
В состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий. В зоны особо охраняемых территорий могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
В соответствии со статьей 56 Град. кодекса РФ, информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - организованный в соответствии с требованиями настоящего Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.
Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя материалы в текстовой форме и в виде карт (схем).
Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.
Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя сведения:
а) о документах территориального планирования Российской Федерации в части, касающейся территорий муниципальных образований;
б) о документах территориального планирования субъектов Российской Федерации в части, касающейся территорий муниципальных образований;
в) о документах территориального планирования муниципальных образований, материалах по их обоснованию;
г) о правилах землепользования и застройки, внесении в них изменений;
д) о документации по планировке территории;
е) об изученности природных и техногенных условий на основании результатов инженерных изысканий;
ж) о резервировании земель и об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
з) о геодезических и картографических материалах;
и) о создании искусственного земельного участка;
- дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках;
- иные документы и материалы.
Как следует из материалов гражданского дела, Д. на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общей площадью. <...> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер N, находящийся в водоохранной зоне р. Тосна, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <...> (л.д. 11 - 12 т. 1), выписками из ЕГРП от <...> и от <...> (л.д. 86, 109 т. 1).
Из кадастровой выписки на земельный участок следует, что площадь земельного участка составляет <...> кв. м, его границы определены путем указания координат характерных точек (л.д. 52 - 56 т. 1; т. 1, л.д. 127).
Таким образом, юридические границы земельного участка, принадлежащего истцу установлены в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства.
Решением Совета депутатов <...> от <...> N утверждены Правила землепользования и застройки Ульяновского городского поселения (л.д. 111 т. 1).
<...> Д. обратился к главе администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области с заявлением о предоставлении ему в дополнение к земельному участку, принадлежащему ему на праве собственности, земельного участка, находящегося рядом с его земельным участком (л.д. 20, 38, 64 т. 1).
На заседании земельной комиссии при администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от <...> были рассмотрены заявления Д. и К.Е. о возможности предоставления земельного участка между домами <адрес> для индивидуального жилищного строительства и для целей, не связанных со строительством. В предоставлении земельного участка было отказано, так как испрашиваемые виды разрешенного использования земельного участка не соответствуют видам разрешенного использования, установленным для рекреационной зоны Правилами землепользования и застройки Ульяновского городского поселения (л.д. 39 - 42, 68 - 71 т. 1).
<...> Д. направлен ответ о невозможности формирования земельного участка для индивидуального жилищного строительства (л.д. 21, 65 т. 1).
Такой же ответ направлен Д. <...> на его повторные обращения по вопросу разъяснения ранее данного ответа (л.д. 22 - 26, 66 - 67).
В соответствии со сведениями из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, прилегающие к земельным участкам <адрес>, земли входят в состав двух территориальных зон: Рекреационная (Р-1. Зона сложившихся природных ландшафтов) и Р-3 (Зона особо охраняемых территорий). Для Рекреационной территориальной зоны основные виды разрешенного использования: лесные массивы, лесопарки; вспомогательные виды разрешенного использования: спортплощадки, игровые площадки, площадки для национальных игр; места для пикников, вспомогательные строения и инфраструктура для отдыха; пляжи, общественные туалеты; спасательные станции; пункты оказания первой медицинской помощи; объекты пожарной охраны; площадки для мусоросборников. Хозяйственная и градостроительная деятельность в территориальной зоне Р-3 регламентирована паспортом особо охраняемой территории Ленинградской области государственного комплексного памятника природы регионального значения "Саблинский" (постановление Правительства Ленинградской области от 26.12.1996 N 494, с учетом изменений, внесенных постановлениями Правительства Ленинградской области от 27.11.2002 N 213 и от 03.12.2003 N 239), что подтверждается сообщением Комитета по градостроительству администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 26.08.2013 N 1413 (л.д. 77).
Хозяйственная и градостроительная деятельность в зоне Р-1 Зона сложившихся природных ландшафтов регламентирована Правилами землепользования и застройки, которыми виды разрешенного использования земельных участков определены в соответствии со ст. 35 Град. кодекса РФ, и которые не предусматривают возможность ведения жилищного строительства на данной территории.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка для строительства на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории.
В силу пункта 9 статьи 85, статьи 98 ЗК РФ и части 11 статьи 35 Град. кодекса РФ земельные участки в составе рекреационных зон предназначены для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом. В состав таких зон могут входить участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристические парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. Данные зоны в составе рекреационных зон используются исключительно для отдыха граждан и туризма (п. 9 ст. 85, п. 1 ст. 98 ЗК РФ).
В силу положений п. п. 1, 9, 12 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительной документацией к рекреационным зонам, то есть земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками и т.д., которые используются для отдыха граждан и туризма и не подлежат приватизации.
В силу п. 2 ст. 15 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с абзацем 4 п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования, в том числе такие, как улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи.
С учетом установленного зонирования территории суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для предоставления Д. земельного участка для ИЖС на территории, смежной принадлежащему ему земельному участку.
Согласно ст. 30 Град. кодекса РФ, испрашиваемый участок не мог быть сформирован на территории, входящей в состав двух различных территориальных зон.
Согласно абз. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Отказывая в удовлетворении первоначального иска суд обоснованно исходил из того, что администрация Ульяновского городского поселения является ненадлежащим ответчиком, поскольку отыскиваемый земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена и в полномочия поселения не входит распоряжение такими земельными участками.
Суд также правильно указал, что отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о территориальных зонах не означает, что режим территориальных зон, установленный Правилами землепользования и застройки Ульяновского городского поселения, и сами эти Правила не действуют и не должны применяться.
Доводы истца о том, что информационная система обеспечения градостроительной деятельности находится в стадии подготовки, проверены судом и не нашли своего подтверждения. Объявление конкурса на выполнение работ по созданию и внедрению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на территории муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, свидетельствует о принятии мер к осовремениванию существующей информационной системы, но не свидетельствует о том, что информационная система в настоящее время не существует.
Сведения о наличии особо охраняемой природной территории Ленинградской области "Саблинский" подтверждаются представленным истцом паспортом и кадастровым отчетом, из которых следует, что он находится у северной окраины поселка <адрес>, его граница проходит по границе застройки поселка <адрес>; запрещено проведение всех видов земляных, гидротехнических и строительных работ (л.д. 60 - 64, 87 - 94). Постановление Правительства Ленинградской области от 21 декабря 2011 года N 445 "Об утверждении паспорта государственного комплексного памятника природы регионального значения Ленинградской области "Саблинский" и является решением органа государственной власти об изъятии участков земли, водной среды и воздушного пространства над ними из хозяйственного использования.
Поскольку отыскиваемый земельный участок не поставлен на кадастровый учет, его разрешенное использование не определено, в связи с чем, доводы истца о том, что разрешенное использование этого земельного участка: для индивидуального жилищного строительства, являются надуманными. Участок не поставленный на государственный кадастровый учет не может являться предметом гражданского оборота.
Доводы истца о том, что участок находится в зоне жилой застройки опровергаются предоставленной кадастровой картой территории г. <адрес>, из которой следует, что в водоохранной зоне р. Тосна находятся только два участка по <адрес>, остальной берег реки Тосна свободен (л.д. 103 т. 1).
Согласно статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
Как следует из материалов гражданского дела, границы земельного участка, принадлежащего Д. на праве собственности были установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, однако Д. фактически занял территорию вокруг принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, общей площадью <...> кв. м, которую огородил металлическим забором на бетонном фундаменте, и на этой территории возвел двухэтажный хозяйственный блок площадью по наружному обмеру <...> кв. м, общей площадью <...> кв. м; на части своего земельного участка и на прилегающей территории построил двухэтажный жилой дом площадью по наружному обмеру <...> кв. м, общей площадью <...> кв. м с тамбуром общей площадью <...> кв. м и балконом общей площадью <...> кв. м.
Указанные обстоятельства подтверждаются техническими паспортами по данным инвентаризации от <...> (л.д. 155 - 168 т. 1), постановлением о назначении административного наказания, вынесенным <...> заместителем главного государственного инспектора Тосненского района Ленинградской области по использованию и охране земель Г., которым установлен факт использования Д. земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на земельный участок, общей площадью <...> кв. м, прилегающий к земельному участку по адресу: <адрес> (л.д. 94 т. 1).
При этом, размер самовольно занятого истцом земельного участка установлен в результате сравнения границ земельного участка по данным государственного кадастра недвижимости и границ фактически используемого земельного участка, отображенном на ситуационном плане расположения земельных участков, выполненном кадастровым инженером Б. (л.д. 101 - 103 т. 1).
Установленный постановлением о назначении административного наказания факт самовольного занятия земельного участка, подтверждается также тем обстоятельством, что у истца отсутствуют правоустанавливающие документы на указанный земельный участок, в рамках данного гражданского дела он заявляет требования о предоставлении ему фактически занимаемого земельного участка в собственность.
Из акта визуального осмотра земельного участка, прилегающего к земельным участкам <адрес> от <...>, составленного специалистами администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области и специалистом сектора архитектуры и градостроительства Ульяновского городского поселения, следует, что земельный участок огражден металлическим забором на бетонном фундаменте вдоль линии ЛЭП 0,4 кВ по <адрес> ориентировочной длиной <...> м, от <адрес> ориентировочной длиной <...> м с одной стороны и ориентировочной длиной <...> метров с другой стороны. Забор со стороны реки Тосна отсутствует. На земельном участке находится двухэтажное капитальное здание ориентировочными размерами <...> и строится из кирпича объект ориентировочными размерами <...> (л.д. 81).
Представленная Д. схема границ испрашиваемого земельного участка, выполненная ООО <...> <...>, также подтверждает, что им самовольно занято <...> кв. м земли, и что ограждение установлено за пределами принадлежащего ему земельного участка, двухэтажное нежилое здание расположено за границами земельного участка, а двухэтажное жилое строение частично располагается на земельном участке и частично за его пределами (л.д. 225 т. 1).
Учитывая, что в установленном законом порядке дополнительный земельный участок истцу не предоставлялся, суд пришел к правильному выводу о том, что возведенные на нем постройки являются самовольными постройками и Д. должен снести их за свой счет.
Согласно ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав может осуществляться путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, исходила из следующего.
В силу ст. 8 ГК РФ, статей 28, 29 ЗК РФ права на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Согласно п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ст. 212 ГК РФ в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: 2) самовольного занятия земельного участка.
Согласно ч. 2 ст. 62 ЗК РФ лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков на основании решения суда может быть присуждено к исполнению обязанности в натуре, а именно: сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что размещение построек, принадлежащих Д. на земельном участке, относящемся к ведению администрации, нарушает права последней, поскольку лишает ее возможности содержать указанную территорию в соответствии с установленными требованиями, владеть и распоряжаться ею по собственному усмотрению.
Поскольку судом первой инстанции установлено пользование ответчиком спорным земельным участком в отсутствие правовых оснований, вывод суда первой инстанции о том, что указанный земельный участок должен быть освобожден путем демонтажа незаконно расположенных на нем спорных объектов является правомерным и не противоречит материалам дела и положениям п. 2 ст. 62 и п. 3 ст. 76 ЗК РФ.
При этом, частично удовлетворяя встречные исковые требования, суд исходил из установления того факта, что незавершенного строительством объекта из кирпича ориентировочными размерами <...> уже не существует, на его месте выстроен двухэтажный жилой дом площадью по наружному обмеру <...> кв. м, общей площадью <...> кв. м, что подтверждается сравнением акта визуального осмотра, технического паспорта, схемы границ испрашиваемого земельного участка, выполненной ООО <...> <...>. Из этих же документов следует, что указанное в исковом заявлении капитальное здание ориентировочными размерами <...> является двухэтажным хозяйственным блоком.
Поскольку незавершенного строительством объекта уже не существует, суд обоснованно отказал в удовлетворении указанного требования. Оснований для признания за Д. права на получение в собственность жилого дома суд обоснованно не усмотрел, поскольку он частично расположен на чужом земельном участке.
Поскольку администрация муниципального образования Тосненский район Ленинградской области осуществляет государственные полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, она в соответствии со статьей 301 ГК Российской Федерации вправе истребовать его из чужого незаконного владения, в связи с чем, суд обоснованно удовлетворил встречные исковые требования в указанной части.
Руководствуясь статьями 321 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 13 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Д. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)