Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Басаева Д.В., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куклиной Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Аляска плюс" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 марта 2014 года по делу N А19-17499/2013 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Аляска плюс" о признании незаконным действия Администрации муниципального образования Слюдянский район по разделению земельного участка (кадастровый номер 38:25:010116:186, общей площадью 5567 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, Слюдянский район, г. Слюдянка, ул. Парижской коммуны, 77), о признании недействительным постановления Администрации муниципального образования Слюдянский район от 21.08.2013 г. N 1233 "Об утверждении схемы расположения разделенного земельного участка под строительство группы многоквартирных жилых домов на землях населенных пунктов Слюдянского муниципального образования (городского поселения)",
третьи лица: Общество с ограниченной ответственностью "Домострой Профи" и Слюдянское муниципальное образование (городское поселение),
(суд первой инстанции - О.П. Сураева),
при участии в судебном заседании:
- от заявителей: не явился, извещен;
- от ответчика: не явился, извещен;
- от третьих лиц:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Домострой Профи": не явился, извещен;
- от Слюдянского муниципального образования (городское поселение): не явился, извещен;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Аляска плюс" (ОГРН 1103851000065, ИНН 3851000050, адрес: Иркутская область, Усольский район, п. Тельма, ул. Крупской, 60, далее - ООО "Аляска плюс", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Администрации муниципального образования Слюдянский район (ОГРН 1023802719082, ИНН 3837045154, адрес: Иркутская область, г. Слюдянка, ул. Ржанова, 2, далее - администрация) о признании незаконными действий по разделению земельного участка (кадастровый номер 38:25:010116:186, общей площадью 5567 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, Слюдянский район, г. Слюдянка, ул. Парижской коммуны, 77), о признании недействительным постановления Администрации муниципального образования Слюдянский район от 21.08.2013 г. N 1233 "Об утверждении схемы расположения разделенного земельного участка под строительство группы многоквартирных жилых домов на землях населенных пунктов Слюдянского муниципального образования (городского поселения)".
Определением от 13 января 2014 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Общество с ограниченной ответственностью "Домострой Профи" (ОГРН 1093850030196, ИНН 3849006713, далее - ООО "Домострой профи", третье лицо) и Слюдянское муниципальное образование (городское поселение) (ОГРН 1053848033678, ИНН 3837003651, далее - Слюдянское МО, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано. В обосновании суд первой инстанции указал, что из представленных суду документов следует, что в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 38:25:010116:186, общей площадью 5567 кв. м, все три принадлежащие Заявителю объекта недвижимости находятся на земельном участке 38:25:010116:186, площадью 3887, 00 кв. м, который предлагался Администрацией МО Слюдянский район Заявителю для передачи в аренду. При этом, граница раздела земельных участков не проходит через объекты недвижимости, не касается принадлежащих Заявителю объектов недвижимости.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит Решение Арбитражного суда Иркутской области от 05.03.2014 г. по делу N А19-17499/2013 - по исковому заявлению ООО "Аляска плюс" к Администрации муниципального образования Слюдянский район - о признании недействительным Постановления N 1233 от 21.08.2013 г. "Об утверждении схемы расположения разделенного земельного участка под строительство группы многоквартирных жилых домов на землях населенных пунктов Слюдянского муниципального (городского поселения) - третьи лица: ООО "Домострой Профи", Слюдянское муниципальное образование (городское поселение) - отменить полностью, принять по делу новый судебный акт. Полагает, что в данном случае, раздел земельного участка привел к невозможности использования заявителем по назначению расположенных на нем объектов недвижимости. Предоставления доказательств расположения объектов заявителя на обоих (разделенных) участках в контексте данного спора не требовалось, а документальные доказательства расположения объектов на земельном участке 1, были надлежащим образом заявителем представлены в материалы дела. Обязанность по доказыванию, в том числе по экспертизе) необоснованно возложена на заявителя.
На апелляционную жалобу общества поступил отзыв администрации, в котором оно соглашается с выводами суда первой инстанции и просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На апелляционную жалобу общества поступил отзыв ООО "Домострой Профи", в котором оно соглашается с выводами суда первой инстанции и просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 09.04.2014.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями "672002 72 97294 3, 672002 72 97298 1, 672002 72 97297 4, 672002 72 97296 7, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Общество с ограниченной ответственностью "Аляска плюс" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером ОГРН 1103851000065, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 02.11.2013 (т. 1 л.д. 22-25).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Администрацией муниципального образования Слюдянский район вынесено Постановление от 21.08.2013 г. N 1233 "Об утверждении схемы расположения разделенного земельного участка под строительство группы многоквартирных жилых домов на землях населенных пунктов Слюдянского муниципального образования (городского поселения)" (т. 1 л.д. 30, далее - постановление).
В соответствии с указанным постановлением утверждена схема расположения земельного участка площадью 1680 м 2, образованного путем раздела земельного участка (кадастровый номер 38:25:010116:186) из земель населенных пунктов Слюдянского муниципального образования (городского поселения), расположенного: Иркутская область, Слюдянский район, город Слюдянка, улица Парижской Коммуны, землепользование 77 (т. 1 л.д. 31).
В результате раздела установлены земельные участки:
38:25:010116:186 - площадью 3887, 00 кв. м - под строительство группы многоквартирных домов, ЗУ 1 - площадью 1680 кв. м - под строительство группы многоквартирных жилых домов.
Полагает, что действия Администрации МО Слюдянский район по разделу земельного участка с кадастровым номером 38:25:010116:186 и вышеуказанное Постановление незаконны, поскольку Заявитель является пользователем соответствующего земельного участка под объектами недвижимости, в связи с чем, при разделе земельного участка необходимо было получить письменное согласие Заявителя на раздел земельного участка, общество оспорило их в Арбитражный суд Иркутской области.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.
Право распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, закреплено в п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2011 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
Пунктом 1 статьи 11.3, пунктом 4 статьи 11.2 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по общему правилу осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 названного Кодекса, и допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Согласно пунктам 1 и 6 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
В соответствии с ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2) пожизненного наследуемого владения;
3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Заявитель полагает, что является пользователем соответствующего земельного участка, так как является собственником объектов недвижимости, находящихся на данном участке.
Согласно ч. 3 ст. 5 Земельного кодекса РФ для целей настоящего Кодекса используются следующие понятия и определения:
- собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;
- землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;
- землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
- арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;
- обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).
Как правильно указывает суд первой инстанции, заявитель не являлся ни собственником, ни землепользователем, ни землевладельцем, ни арендатором земельного участка с кадастровым номером кадастровый номер 38:25:010116:186., таким образом, согласование с заявителем при разделе земельного участка не требовалось. Соответствующие доводы апелляционной жалобы отклоняются.
Относительно доводов общества о том, что принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости находятся на обоих земельных участках, образовавшихся в результате раздела, приведенных и в апелляционной жалобе, апелляционный суд поддерживает позицию суда первой инстанции.
Как указывает суд первой инстанции, заявителем никаких доказательств, подтверждающих заявленный довод, суду не представлено. Представитель Заявителя указал, что ходатайств о проведении экспертизы заявлено не будет.
Администрацией МО Слюдянский район в материалы дела представлена часть Публичной кадастровой карты, на которой образовавшиеся в результате раздела земельные участки обозначены номерами 186 и 1162 (т. 1 л.д. 163), и пояснено, что объекты недвижимости, принадлежащие Заявителю, находятся на одном земельном участке, обозначенном номером 186: одноэтажный жилой дом расположен вдоль улицы, далее, почти соприкасаясь углами, расположены объекты незавершенного строительства. Также в материалы дела Администрацией МО Слюдянский район представлен Акт обследования испрашиваемого земельного участка от 21.01.2014 г. N 5 (т. 2 л.д. 137).
Из представленных документов следует, что в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 38:25:010116:186, общей площадью 5567 кв. м, все три принадлежащие Заявителю объекты недвижимости находятся на земельном участке 38:25:010116:186, площадью 3887, 00 кв. м, который предлагался Администрацией МО Слюдянский район Заявителю для передачи в аренду. При этом, граница раздела земельных участков не проходит через объекты недвижимости, не касается принадлежащих Заявителю объектов недвижимости.
Доказательств иного Заявителем суду не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно возложил обязанности по доказыванию на общество, в том числе в части назначения экспертизы, отклоняются апелляционным судом, так как общее правило доказывания, закрепленное ч. 1 ст. 65 АПК РФ, распространяется и на общество. Именно общество заявило о том, что в результате раздела его объекты оказались на разных земельных участках, при этом данные обстоятельства не были основанием для принятия оспариваемого постановления и совершения оспариваемых действий. Администрация представила доступные ей доказательства, оснований сомневаться в которых у суда не имеется, а общество их не опровергло Суду первой инстанции представители Администрации МО Слюдянский район пояснили, и это же отражено в отзыве, что администрация считает возможным предоставить ООО "Аляска плюс" земельный участок площадью 3887 кв. м, необходимый для использования находящихся на нем объектов недвижимости Заявителя. Площадь застройки на земельном участке составляет 1023, 6 кв. м, площадь предлагаемого земельного участка 3887 кв. м, то есть, более чем в три раза превышает площадь застройки, следовательно, данный земельный участок является достаточным для эксплуатации находящихся на нем объектов недвижимости, в том числе для завершения строительства объектов.
Апелляционный суд отмечает, что Обществом никак не обосновано, что ему требовался для завершения строительства и эксплуатации весь разделенный земельный участок. Никаких конкретных доводов с расчетами и ссылками на конкретные градостроительные нормы и правила обществом не приведено.
На основании изложенного апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что не усматривается нарушений Закона в действиях Администрации по разделу земельного участка с кадастровым номером 38:25:010116:186, общей площадью 5567 кв. м, и, соответственно, при принятии оспариваемого Постановления, а также не установлено, что оспариваемые действия и ненормативный правовой акт нарушают права и законные интересы Заявителя. Доводы о незаконности предоставления (отказа в предоставлении) земельных участков в аренду не могут быть рассмотрены, поскольку не относятся с существу рассматриваемого дела.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 марта 2014 года по делу N А19-17499/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Е.О.НИКИФОРЮК
Судьи
Д.В.БАСАЕВ
Э.В.ТКАЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.05.2014 N 04АП-6601/2013 ПО ДЕЛУ N А19-17499/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 мая 2014 г. по делу N А19-17499/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Басаева Д.В., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куклиной Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Аляска плюс" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 марта 2014 года по делу N А19-17499/2013 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Аляска плюс" о признании незаконным действия Администрации муниципального образования Слюдянский район по разделению земельного участка (кадастровый номер 38:25:010116:186, общей площадью 5567 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, Слюдянский район, г. Слюдянка, ул. Парижской коммуны, 77), о признании недействительным постановления Администрации муниципального образования Слюдянский район от 21.08.2013 г. N 1233 "Об утверждении схемы расположения разделенного земельного участка под строительство группы многоквартирных жилых домов на землях населенных пунктов Слюдянского муниципального образования (городского поселения)",
третьи лица: Общество с ограниченной ответственностью "Домострой Профи" и Слюдянское муниципальное образование (городское поселение),
(суд первой инстанции - О.П. Сураева),
при участии в судебном заседании:
- от заявителей: не явился, извещен;
- от ответчика: не явился, извещен;
- от третьих лиц:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Домострой Профи": не явился, извещен;
- от Слюдянского муниципального образования (городское поселение): не явился, извещен;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Аляска плюс" (ОГРН 1103851000065, ИНН 3851000050, адрес: Иркутская область, Усольский район, п. Тельма, ул. Крупской, 60, далее - ООО "Аляска плюс", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Администрации муниципального образования Слюдянский район (ОГРН 1023802719082, ИНН 3837045154, адрес: Иркутская область, г. Слюдянка, ул. Ржанова, 2, далее - администрация) о признании незаконными действий по разделению земельного участка (кадастровый номер 38:25:010116:186, общей площадью 5567 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, Слюдянский район, г. Слюдянка, ул. Парижской коммуны, 77), о признании недействительным постановления Администрации муниципального образования Слюдянский район от 21.08.2013 г. N 1233 "Об утверждении схемы расположения разделенного земельного участка под строительство группы многоквартирных жилых домов на землях населенных пунктов Слюдянского муниципального образования (городского поселения)".
Определением от 13 января 2014 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Общество с ограниченной ответственностью "Домострой Профи" (ОГРН 1093850030196, ИНН 3849006713, далее - ООО "Домострой профи", третье лицо) и Слюдянское муниципальное образование (городское поселение) (ОГРН 1053848033678, ИНН 3837003651, далее - Слюдянское МО, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано. В обосновании суд первой инстанции указал, что из представленных суду документов следует, что в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 38:25:010116:186, общей площадью 5567 кв. м, все три принадлежащие Заявителю объекта недвижимости находятся на земельном участке 38:25:010116:186, площадью 3887, 00 кв. м, который предлагался Администрацией МО Слюдянский район Заявителю для передачи в аренду. При этом, граница раздела земельных участков не проходит через объекты недвижимости, не касается принадлежащих Заявителю объектов недвижимости.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит Решение Арбитражного суда Иркутской области от 05.03.2014 г. по делу N А19-17499/2013 - по исковому заявлению ООО "Аляска плюс" к Администрации муниципального образования Слюдянский район - о признании недействительным Постановления N 1233 от 21.08.2013 г. "Об утверждении схемы расположения разделенного земельного участка под строительство группы многоквартирных жилых домов на землях населенных пунктов Слюдянского муниципального (городского поселения) - третьи лица: ООО "Домострой Профи", Слюдянское муниципальное образование (городское поселение) - отменить полностью, принять по делу новый судебный акт. Полагает, что в данном случае, раздел земельного участка привел к невозможности использования заявителем по назначению расположенных на нем объектов недвижимости. Предоставления доказательств расположения объектов заявителя на обоих (разделенных) участках в контексте данного спора не требовалось, а документальные доказательства расположения объектов на земельном участке 1, были надлежащим образом заявителем представлены в материалы дела. Обязанность по доказыванию, в том числе по экспертизе) необоснованно возложена на заявителя.
На апелляционную жалобу общества поступил отзыв администрации, в котором оно соглашается с выводами суда первой инстанции и просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На апелляционную жалобу общества поступил отзыв ООО "Домострой Профи", в котором оно соглашается с выводами суда первой инстанции и просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 09.04.2014.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями "672002 72 97294 3, 672002 72 97298 1, 672002 72 97297 4, 672002 72 97296 7, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Общество с ограниченной ответственностью "Аляска плюс" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером ОГРН 1103851000065, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 02.11.2013 (т. 1 л.д. 22-25).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Администрацией муниципального образования Слюдянский район вынесено Постановление от 21.08.2013 г. N 1233 "Об утверждении схемы расположения разделенного земельного участка под строительство группы многоквартирных жилых домов на землях населенных пунктов Слюдянского муниципального образования (городского поселения)" (т. 1 л.д. 30, далее - постановление).
В соответствии с указанным постановлением утверждена схема расположения земельного участка площадью 1680 м 2, образованного путем раздела земельного участка (кадастровый номер 38:25:010116:186) из земель населенных пунктов Слюдянского муниципального образования (городского поселения), расположенного: Иркутская область, Слюдянский район, город Слюдянка, улица Парижской Коммуны, землепользование 77 (т. 1 л.д. 31).
В результате раздела установлены земельные участки:
38:25:010116:186 - площадью 3887, 00 кв. м - под строительство группы многоквартирных домов, ЗУ 1 - площадью 1680 кв. м - под строительство группы многоквартирных жилых домов.
Полагает, что действия Администрации МО Слюдянский район по разделу земельного участка с кадастровым номером 38:25:010116:186 и вышеуказанное Постановление незаконны, поскольку Заявитель является пользователем соответствующего земельного участка под объектами недвижимости, в связи с чем, при разделе земельного участка необходимо было получить письменное согласие Заявителя на раздел земельного участка, общество оспорило их в Арбитражный суд Иркутской области.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.
Право распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, закреплено в п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2011 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
Пунктом 1 статьи 11.3, пунктом 4 статьи 11.2 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по общему правилу осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 названного Кодекса, и допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Согласно пунктам 1 и 6 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
В соответствии с ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2) пожизненного наследуемого владения;
3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Заявитель полагает, что является пользователем соответствующего земельного участка, так как является собственником объектов недвижимости, находящихся на данном участке.
Согласно ч. 3 ст. 5 Земельного кодекса РФ для целей настоящего Кодекса используются следующие понятия и определения:
- собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;
- землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;
- землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
- арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;
- обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).
Как правильно указывает суд первой инстанции, заявитель не являлся ни собственником, ни землепользователем, ни землевладельцем, ни арендатором земельного участка с кадастровым номером кадастровый номер 38:25:010116:186., таким образом, согласование с заявителем при разделе земельного участка не требовалось. Соответствующие доводы апелляционной жалобы отклоняются.
Относительно доводов общества о том, что принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости находятся на обоих земельных участках, образовавшихся в результате раздела, приведенных и в апелляционной жалобе, апелляционный суд поддерживает позицию суда первой инстанции.
Как указывает суд первой инстанции, заявителем никаких доказательств, подтверждающих заявленный довод, суду не представлено. Представитель Заявителя указал, что ходатайств о проведении экспертизы заявлено не будет.
Администрацией МО Слюдянский район в материалы дела представлена часть Публичной кадастровой карты, на которой образовавшиеся в результате раздела земельные участки обозначены номерами 186 и 1162 (т. 1 л.д. 163), и пояснено, что объекты недвижимости, принадлежащие Заявителю, находятся на одном земельном участке, обозначенном номером 186: одноэтажный жилой дом расположен вдоль улицы, далее, почти соприкасаясь углами, расположены объекты незавершенного строительства. Также в материалы дела Администрацией МО Слюдянский район представлен Акт обследования испрашиваемого земельного участка от 21.01.2014 г. N 5 (т. 2 л.д. 137).
Из представленных документов следует, что в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 38:25:010116:186, общей площадью 5567 кв. м, все три принадлежащие Заявителю объекты недвижимости находятся на земельном участке 38:25:010116:186, площадью 3887, 00 кв. м, который предлагался Администрацией МО Слюдянский район Заявителю для передачи в аренду. При этом, граница раздела земельных участков не проходит через объекты недвижимости, не касается принадлежащих Заявителю объектов недвижимости.
Доказательств иного Заявителем суду не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно возложил обязанности по доказыванию на общество, в том числе в части назначения экспертизы, отклоняются апелляционным судом, так как общее правило доказывания, закрепленное ч. 1 ст. 65 АПК РФ, распространяется и на общество. Именно общество заявило о том, что в результате раздела его объекты оказались на разных земельных участках, при этом данные обстоятельства не были основанием для принятия оспариваемого постановления и совершения оспариваемых действий. Администрация представила доступные ей доказательства, оснований сомневаться в которых у суда не имеется, а общество их не опровергло Суду первой инстанции представители Администрации МО Слюдянский район пояснили, и это же отражено в отзыве, что администрация считает возможным предоставить ООО "Аляска плюс" земельный участок площадью 3887 кв. м, необходимый для использования находящихся на нем объектов недвижимости Заявителя. Площадь застройки на земельном участке составляет 1023, 6 кв. м, площадь предлагаемого земельного участка 3887 кв. м, то есть, более чем в три раза превышает площадь застройки, следовательно, данный земельный участок является достаточным для эксплуатации находящихся на нем объектов недвижимости, в том числе для завершения строительства объектов.
Апелляционный суд отмечает, что Обществом никак не обосновано, что ему требовался для завершения строительства и эксплуатации весь разделенный земельный участок. Никаких конкретных доводов с расчетами и ссылками на конкретные градостроительные нормы и правила обществом не приведено.
На основании изложенного апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что не усматривается нарушений Закона в действиях Администрации по разделу земельного участка с кадастровым номером 38:25:010116:186, общей площадью 5567 кв. м, и, соответственно, при принятии оспариваемого Постановления, а также не установлено, что оспариваемые действия и ненормативный правовой акт нарушают права и законные интересы Заявителя. Доводы о незаконности предоставления (отказа в предоставлении) земельных участков в аренду не могут быть рассмотрены, поскольку не относятся с существу рассматриваемого дела.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 марта 2014 года по делу N А19-17499/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Е.О.НИКИФОРЮК
Судьи
Д.В.БАСАЕВ
Э.В.ТКАЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)