Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 29.05.2014 ПО ДЕЛУ N А79-7210/2013

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 2014 г. по делу N А79-7210/2013



Резолютивная часть постановления объявлена 22.05.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Радченковой Н.Ш., Александровой О.В.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации города Чебоксары
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 02.12.2013,
принятое судьей Афанасьевым А.А., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2014,
принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Урлековым В.Н.,
по делу N А79-7210/2013
по заявлению администрации города Чебоксары

о признании незаконным решения филиала Федерального государственного
бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы
государственной регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республике
от 22.08.2013 N Ф/13-50699,
третьи лица - Территориальное управление Федерального агентства по управлению
государственным имуществом в Чувашской Республике,
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии по Чувашской Республике,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования "Чувашский государственный университет
имени И.Н. Ульянова",
и
установил:

администрация города Чебоксары (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконным решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике - Чувашии" (далее - Кадастровая палата) от 22.08.2013 N Ф/13-50699 о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:01:010315:27 и об обязании поставить на кадастровый учет обозначенный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике (далее - ТУ Росимущества), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (далее - Управление Росреестра), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова" (далее - Университет).
Решением суда от 02.12.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2014 решение оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель считает, что суды неправильно применили пункт 1 части 2 статьи 26, пункт 3 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ), статью 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Администрация указывает, что решение органа кадастрового учета об исправлении технической ошибки в ее адрес не направлялось; у Кадастровой палаты не имелось оснований для присвоения спорному земельному участку статуса "архивный" и приостановления осуществления кадастрового учета; суды в нарушение норм процессуального права не приостановили производство по делу; не привлекли к участию в деле Гусарова А.С., законные права и интересы которого могли быть нарушены данными решениями.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Кадастровая палата и ТУ Росимущества в отзывах отклонили доводы жалобы.
ТУ Росимущества и Университет просили рассмотреть жалобу без участия представителей.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу не представили, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей не направили.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 26.07.2013 на основании кадастрового плана территории от 11.10.2011 N 21/301/11-90020, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане от 19.07.2013, постановления Администрации от 25.07.2013 N 2362, инженерно-топографической съемки в масштабе М 1:500, в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием одного земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 21:01:010315:27 и земли, находящейся в ведении Администрации, расположенной по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, мкр. "Университетский-2", по заказу МБУ "Управление территориального планирования" был изготовлен межевой план.
Согласно протоколу образования земельных участков от 26.07.2013 (входит в состав межевого плана) в результате перераспределения земельных участков (кадастровый номер 21:01:010315:27, площадь 856 квадратных метров, расположен на землях населенных пунктов, для строительства индивидуального жилого дома; кадастровый номер 21:01:010315:п1, площадь 54 666 квадратных метров, расположен на землях населенных пунктов, землях общего пользования) образовались земельный участок, расположенный на землях населенных пунктов и земельный участок 1 - земли, свободные от прав третьих лиц.
Земельный участок 1 был сформирован в результате объединения земельного участка с кадастровым номером 21:01:010315:27 и земли, находящейся в ведении органа местного самоуправления (:ЗУ1 =:27 +:п1 = 55522 кв. м).
Межевой план содержит информацию о том, что площадь земельного участка, указанная в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, является ориентировочной. Расхождение данных о площади образуемого земельного участка 1 допустимо и не препятствует проведению кадастрового учета.
Администрация 26.07.2013 обратилась в Кадастровую палату с заявлением N 21-0-1-98/3002/2013-27 о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: Чувашская Республика - Чувашия, г. Чебоксары, мкр. Университетский-2, представив одновременно межевой план от 26.07.2013, подготовленный в ходе кадастровых работ, выполненных в связи с образованием земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 21:01:010315:27 и земли, находящейся в ведении Администрации.
Площадь формируемого земельного участка составила 55 523 квадратных метра с учетом площади земельного участка с кадастровым номером 21:01:010315:27, - 856 квадратных метров.
По результатам рассмотрения заявления Кадастровая палата приняла решение от 22.08.2013 N Ф/13-50699 о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, поскольку имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в документах, представленных для осуществления кадастрового учета, и кадастровыми сведениями.
В решении Кадастровая палата указала, что при подготовке межевого плана в качестве кадастровой основы были использованы неактуальные сведения Государственного кадастра недвижимости (далее - Кадастр). Земельный участок с кадастровым номером 21:01:010315:27, для преобразования которого подготовлен межевой план, имеет статус "архивный", а осуществление государственного кадастрового учета земельного участка из земельного участка со статусом "архивный" не предусмотрено.
Администрация не согласилась с указанным решением и обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьей 22, пунктом 1 части 2 статьи 26, статьей 38 Федерального закона N 221-ФЗ, Порядком ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 (далее - Порядок), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение соответствует действующему законодательству, не нарушает прав Администрации, и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Кадастровая палата является органом, уполномоченным вести кадастровый учет государственный кадастр недвижимости (статья 3 Федерального закона N 221-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона N 221-ФЗ с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
На основании статьи 22 Федерального закона N 221-ФЗ необходимым для кадастрового учета документом является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка).
Осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (за исключением случаев, если при осуществлении такого кадастрового учета вносятся изменения в указанные кадастровые сведения) (пункт 1 части 2 статьи 26 Федерального закона N 221-ФЗ).
В соответствии со статьей 38 данного закона межевой план - документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, в котором воспроизведены определенные внесенные в Кадастр сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Кадастр сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане должны быть указаны сведения об образуемом земельном участке или земельных участках, образуемых в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете.
Межевой план состоит из графической и текстовой частей.
В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.
В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в Кадастр сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также в установленном частью 1 статьи 39 Федерального закона N 221-ФЗ сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ (далее - акт согласования местоположения границ).
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Площадью земельного участка, определенной с учетом, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
В силу пункта 53 Порядка внесение в Кадастр сведений об объектах недвижимости и их частях сопровождается присвоением статуса "внесенные", который изменяется на "временные", "учтенные", "ранее учтенные", "архивные" или "аннулированные" в случае принятия уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета соответствующего решения.
В отношении образованных объектов недвижимости "временный" статус кадастровых сведений изменяется на "учтенный", а в отношении преобразуемых объектов недвижимости - на "архивный" в случае поступления в порядке информационного взаимодействия от органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, документов о зарегистрированных вещных правах на все образованные объекты недвижимости.
Исключением из данного правила является образование земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности до ее разграничения.
В таком случае основанием для изменения статуса кадастровых сведений является поступление документов о зарегистрированных вещных правах хотя бы на один из образованных земельных участков.
В отношении частей объектов недвижимости "временный" статус кадастровых сведений изменяется на "учтенный", а "учтенный" - на "архивный" при поступлении в порядке информационного взаимодействия от органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, документов, соответственно, о зарегистрированных ограничениях (обременениях) вещных прав либо документов о регистрации прекращения ограничений (обременении) прав и отсутствии сведений о том, что на данную часть не зарегистрировано другое ограничение (обременение) права.
Таким образом, орган кадастрового учета обладает правом принять соответствующее решение об изменении статуса кадастровых сведений на статус "архивный".
Материалы дела свидетельствуют и суды установили, что земельный участок с кадастровым номером 21:01:010315:27 состоит на кадастровом учете с 17.12.1996.
На основании распоряжения Администрации от 14.06.2011 N 1476-р "О внесении изменений в постановление администрации г. Чебоксары от 17.12.1996 N 2020 и продлении Гусарову А.С. срока аренды земельного участка в мкр. "Университетский-2", поз. 26к", 24.04.2012 орган кадастрового учета произвел учет сведений о земельном участке с кадастровым номером 21:01:010315:27, изменив вид разрешенного использования и местоположение (адрес) объекта недвижимости.
В связи с внесенными изменениями в Кадастре стал числиться земельный участок с кадастровым номером 21:010315:27, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства индивидуального жилого дома, расположенный по адресу: Чувашская Республика - Чувашия, г. Чебоксары, мкр. Университетский-2, поз. 26 к.
Суды установили, что 18.05.2010 Кадастровая палата внесла в Кадастр сведения о земельном участке с кадастровым номером 21:01:010315:73, общая площадь 825 квадратных метров, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для завершения строительства индивидуального жилого дома, расположенный по адресу: мкр. "Университетский-2", поз. 26к (на основании заявления органа местного самоуправления от 05.05.2012 N 2101/101/10-1494 и межевого плана от 22.04.2010, в состав которого в том числе входило постановление Администрации от 17.12.1996 N 2020).
В последующем с целью учета изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером 21:01:010315:73 в Кадастровую палату поступило распоряжение Администрации от 14.06.2011 N 1476-р "О внесении изменений в постановление администрации г. Чебоксары от 17.12.1996 N 2020 и продлении Гусарову А.С. срока аренды земельного участка в мкр. "Университетский-2", поз. 26к", в связи с чем 04.08.2011 орган кадастрового учета внес изменения в сведения об участке.
Управление Росреестра 22.08.2012 зарегистрировало за Гусаровым А.С. право аренды на земельный участок с кадастровым номером 21:01:010315:73.
В связи с тем, что в Кадастре содержались сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 21:01:010315:27 и 21:01:010315:73, имеющих схожие характеристики, Кадастровая палата в пределах своих полномочий 20.08.2013 исправила техническую ошибку. Земельному участку с кадастровым номером 21:01:010315:27 присвоен статус "архивный", о чем внесены изменения в Кадастр (сведения о снятии земельного участка с кадастрового учета и прекращении существования).
При этом характеристики земельного участка с кадастровым номером 21:01:010315:73 остались прежними в связи с имеющимися в Кадастре сведениями о регистрации обременений (ограничений) прав на данный земельный участок.
С учетом изложенного вывод судов о том, что в рассматриваемом случае Кадастровая палата правомерно, на основании пункта 1 части 2 статьи 26 Федерального закона N 221-ФЗ, приостановила осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.
Ссылка заявителя на то, что Кадастровая палата не направляла ему решение об исправлении технической ошибки, не может быть принята во внимание.
В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ решение органа кадастрового учета об исправлении технической ошибки в сведениях направляется по почтовому адресу правообладателя объекта недвижимости. Доказательств того, что Администрация является таким лицом, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов Администрации, поэтому суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов основаны на имеющихся в деле документах и им не противоречат.
Довод заявителя о неприменении судами пункта 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с тем, что имеется судебный спор о праве собственности на спорный земельный участок, отклоняется, поскольку осуществление кадастрового учета было приостановлено по иным основаниям.
Ссылка Администрации на то, что оспариваемые судебные акты нарушают права и законные интересы Гусарова А.С., не привлеченного к участию в деле, несостоятельна, поскольку в рамках настоящего дела решение о правах и обязанностях указанного лица не принималось.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии и Первым арбитражным апелляционным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 02.12.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2014 по делу N А79-7210/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Чебоксары - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Ю.БАШЕВА
Судьи
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
О.В.АЛЕКСАНДРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)