Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.12.2008 ПО ДЕЛУ N А14-7537-2008131/22

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2008 г. по делу N А14-7537-2008131/22


Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 декабря 2008 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шеина А.Е.,
судей Протасова А.И.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Анохиной К.Г.,
при участии:
- от УФРС по Воронежской области: Секирин А.И., ведущий специалист-эксперт, доверенность N 14-д от 09.01.2008, паспорт серии <...>;
- от Администрации Ольховатского муниципального района Воронежской области: Федорова Т.И., главный специалист, доверенность N 51 от 29.04.2008, паспорт серии <...>,
от МУЗ "Ольховатская ЦРБ": представитель не явился, надлежаще извещено.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.09.2008 года по делу N А14-7537-2008/131/22 (судья Ловчикова Н.В.),

установил:

Муниципальное образование Ольховатский муниципальный район Воронежской области (далее - муниципальное образование, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Воронежской области (далее - УФРС по Воронежской области) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на отдельно стоящее нежилое здание, литер А, 1А, общей площадью 62,1 кв. м, расположенного на земельном участке из земель населенных пунктов, площадью 148 кв. м, по адресу: Воронежская область, Ольховатский район, сл. Неровновка, ул. Центральная, 9 и обязании УФРС по Воронежской области произвести государственную регистрацию права собственности на указанный объект недвижимости.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 29.09.2008 года по делу N А14-7537-2008/131/22 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, УФРС по Воронежской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить. По мнению заявителя жалобы, решение суда первой инстанции незаконно и необоснованно по основаниям, изложенным в жалобе.
Представитель УФРС по Воронежской области поддержал доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции незаконным, просил апелляционный суд его отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав муниципальному образованию в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель муниципального образования возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, считая решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене, просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание не явилось МУЗ "Ольховатская ЦРБ", которое извещено о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке.
На основании ст. ст. 123, 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривалось в отсутствие третьего лица.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва не нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением Ольховатского районного совета N 12 от 27.10.1998 г. утвержден уточненный перечень предприятий, учреждений, объектов, находящихся в муниципальной собственности района, в который входит медпункт с. Неровновка.
Решением совета народных депутатов Ольховатского муниципального района Воронежской области от 28.02.2008 утвержден реестр объектов недвижимого имущества муниципальной собственности Ольховатского муниципального района.
Согласно выписке N 33-001 от 06.08.2008 г. в реестр недвижимого имущества муниципальной собственности Ольховатского района Воронежской области (п. 114) входит нежилое одноэтажное здание ФАП, площадью 62,1 кв. м, медицинского назначения, 1971 года, расположенное по адресу Воронежская область, Ольховатский район, сл. Неровновка, ул. Центральная, д. 9. Балансодержателем данного здания является МУЗ "Ольховатская ЦРБ". 16.06.2008 г. МО - Ольховатский муниципальный район Воронежской области, в лице администрации Ольховатского района, в целях подтверждения права собственности на вышеуказанное здание ФАП обратился в УФРС по Воронежской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на данный объект недвижимости.
Сообщением УФРС по Воронежской области N 19/006/2008-172 от 18.07.2008 г. заявителю отказано в государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости со ссылкой на абзацы 4 и 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ. В своем отказе регистрирующий орган указал на то обстоятельство, что на государственную регистрацию не представлен распорядительный документ соответствующего органа государственной власти об утверждении перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность.
Не согласившись с данным решением, считая, что оно нарушило права и законные интересы муниципального образования Ольховатский муниципальный район Воронежской области, как собственника спорного объекта недвижимости, муниципальное образование обратилось в суд.
По мнению суда апелляционной инстанции, рассматривая заявленные требования по существу и удовлетворяя их, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 6 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон), права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии государственной регистрации. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В соответствии со статьей 16 данного Федерального закона государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее осуществления (правоустанавливающих документов), которые должны пройти правовую экспертизу с целью установления отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
При отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав осуществляется внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество, совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 г. документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним установленный статьей 17 Федерального закона, является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит и включает в себя в частности акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который был установлен законодательством, действующим в месте издания таких актов, а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно пункту 2 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 г. не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьями 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами; от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В качестве документа - основания для государственной регистрации права собственности муниципального образования на вышеуказанный объект недвижимости была представлена выписка из реестра муниципальной собственности Ольховатского муниципального района Воронежской области от 06.08.2008 г. N 33-001, где основанием для включения в реестр имущества указано Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 г. N 8 субъектами права федеральной, государственной и муниципальной собственности являются Российская Федерация, соответствующие субъекты Российской Федерации, муниципальные образования на переданное в их собственность имущество в порядке, установленном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1. Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
Таким образом, выписка из реестра объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности Ольховатского муниципального района Воронежской области от 06.08.2008 г. N 33-001 является правоподтверждающим документом в отношении права собственности муниципального образования на спорное нежилое здание.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 г. N 8, перечень объектов, составленный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 г. N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 г. N 114-рп, является документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, до момента внесения объектов в соответствующий реестр.
Изложенное в указанном Постановлении Пленума ВАС РФ толкование должно учитываться судами в целях обеспечения единства правоприменительной практики.
С учетом изложенного, по мнению апелляционной инстанции, довод УФРС о необходимости представления для государственной регистрации спорного объекта недвижимости зарегистрированного Комитетом по управлению имуществом района утвержденный Советом народных депутатов района Перечень объектов недвижимости, передаваемых в муниципальную собственность, не принят судом первой инстанции правомерно.
Порядок передачи имущества в муниципальную собственность был установлен Распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 г. N 114-рп.
Согласно пункту 1 Указа Президента РФ от 22.12.1993 г. N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
В соответствии с приложением N 3 к указанному Постановлению, к муниципальной собственности относятся объекты, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты, перечисленные в данном приложении, а также объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.
Согласно исторической справке территориально-медицинского объединения Ольховатский район, спорное здание, расположенное на территории сельского поселения с. Неровновка по своему функционально-производственному назначению с 1971 года относилось к объектам здравоохранения и в настоящее время состоит на балансе МУЗ "Ольховатская ЦРБ".
Согласно пункту 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 г. N 8, при разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанные реестр или перечень, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями NN 1, 2 и 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1.
Из материалов дела следует, что спор о праве собственности на указанный объект недвижимости отсутствует.
Поскольку соответствующие объекты являются объектами муниципальной собственности на основании положений вышеназванного Постановления Верховного Совета Российской Федерации, спорный объект недвижимости должен рассматриваться как объект муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли право муниципальной собственности в установленном порядке.
Отсутствие надлежаще утвержденного перечня объектов муниципальной собственности не свидетельствует о том, что данный объект недвижимости не является объектом муниципальной собственности. Данная позиция отражена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 07.07.1998 г. N 80/98.
Нарушение установленного порядка передачи объектов недвижимости в муниципальную собственность не может служить основанием для отказа в государственной регистрации права муниципального образования на спорный объект недвижимости, поскольку имущество фактически передано в муниципальную собственность, Перечень передаваемых объектов недвижимости утвержден соответствующим Советом народных депутатов, отдельного решения об исключении спорного объекта недвижимости из указанного Перечня не принималось.
Согласно Положению об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденного распоряжением Президента РФ от 18.03.1992 г. N 114-рп, не исключенные из перечня объекты считаются переданными в муниципальную собственность района, города с момента принятия решения о его передаче Верховным Советом республики в составе Российской Федерации, Советом народных депутатов края, области, автономной области, автономного округа или по истечении 2-месячного срока с момента регистрации перечня, если соответствующее решение не было принято. Срок исчисляется в соответствии с действующим гражданским законодательством Российской Федерации.
Кроме того, согласно данному распоряжению, отказ Комитета по управлению имуществом в регистрации Перечня возможен только в случае несоблюдения установленной формы представленных перечней объектов.
Таким образом, представленные заявителем на регистрацию документы не противоречат предъявлявшимся к ним в момент их оформления требованиям, подтверждают фактическую передачу спорного объекта недвижимости в муниципальную собственность, никем не оспорены, а их совокупность позволяет достоверно идентифицировать спорный объект недвижимости, что в силу статей 6 и 17 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ, является основанием для государственной регистрации соответствующего права.
Необходимое для осуществления государственной регистрации права собственности описание спорного объекта недвижимости содержится в выписке из технического паспорта БТИ.
Противоречий между заявленными и зарегистрированными правами на спорный объект недвижимости УФРС по Воронежской области не установлено, споры о праве отсутствуют. Доказательств обратного, участвующими в деле лицами не представлено.
Кроме того, в материалах дела имеется письмо Главного управления государственного имущества Воронежской области от 11.09.2008 г. N 13-6267 об отсутствии спорного объекта недвижимости в реестре государственного имущества области и письмо Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Воронежской области от 26.08.2008 г. N 7-5532, которое также сообщает об отсутствии спорного объекта недвижимости в реестре федерального имущества.
При указанных обстоятельствах, у УФРС по Воронежской области отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности на нежилое здание ФАП, литер А, 1А, общей площадью 62,1 кв. м, расположенного на земельном участке площадью 148 кв. м, по адресу: Воронежская область, Ольховатский район, сл. Неровновка, ул. Центральная, 9 за муниципальным образованием Ольховатский муниципальный район Воронежской области.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
УФРС по Воронежской области не представлены доказательства правомерности совершения оспариваемого отказа.
С учетом установленных обстоятельств, суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии у УФРС по Воронежской области законных оснований для отказа муниципальному образованию в государственной регистрации права собственности на нежилое здание.
При вынесении обжалуемого судебного акта суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные доказательства, дал им надлежащую правовую оценку и правильно применил нормы материального права. В связи с этим апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушение норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина относится на УФРС по Воронежской области. При подаче апелляционной жалобы Управлением Федеральной регистрационной службы по Воронежской области платежным поручением N 3245 от 31.10.2008 г. уплачена государственная пошлина в сумме 1000 (одна тысяча) рублей. В связи с чем, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 АПК РФ, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.09.2008 года по делу N А14-7537-2008/131/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья
А.Е.ШЕИН

Судьи
А.И.ПРОТАСОВ
Е.А.СЕМЕНЮТА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)