Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 20.10.2015 N Ф06-558/2015 ПО ДЕЛУ N А55-21017/2014

Требование: О признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, обязании провести регистрацию права собственности.

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обстоятельства: Отказ мотивирован непредставлением надлежащих документов на земельный участок, на котором расположен спорный объект.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 октября 2015 г. N Ф06-558/2015

Дело N А55-21017/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрова А.Л.,
судей Муравьева С.Ю., Петрушкина В.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Самарская региональная энергетическая корпорация"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17.04.2015 (судья Филатов М.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2015 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судьи Кузнецов В.В., Липкинд Е.Я.)
по делу N А55-21017/2014
по заявлению акционерного общества "Самарская региональная энергетическая корпорация" о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в государственной регистрации права собственности, обязании совершить определенные действия, с участием третьих лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, крестьянского фермерского хозяйства Ежова И.Э., Ежова И.Э., федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, муниципальный район Шигонский Самарской области в лице администрации муниципального района Шигонский Самарской области, Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области,

установил:

акционерное общество "Самарская региональная энергетическая корпорация" (прежнее название открытое акционерное общество "Самарская региональная энергетическая корпорация") (далее - АО "СамРЭК", заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области, регистрирующий орган) в государственной регистрации права собственности общества на объект недвижимого имущества: "Газопроводы высокого, среднего и низкого давления для газоснабжения с. Актуши муниципального района Шигонский Самарской области" протяженностью 9847 м, расположенный по адресу: с. Актуши, муниципальный район Шигонский, с кадастровым номером 63:37:0000000:9739 и об обязании Управления Росреестра по Самарской области провести государственную регистрацию права собственности открытого акционерного общества "Самарская региональная энергетическая корпорация" на указанный объект недвижимого имущества.
Решением Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-21017/2014 от 17.04.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2015 решение от 17.04.2015 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе АО "СамРЭК" просит отменить решение первой инстанции и постановление апелляционного суда и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить. Считает, что из текста договоров аренды земельных участков видно, какой именно, в границах каких кадастровых кварталов и какой площадью передан земельный участок. Считает также необоснованным вывод суда первой инстанции о необходимости представления приказа, подтверждающего полномочия генерального директора.
Участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со статьями 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, участия в судебном заседании не приняли.
Проверив законность обжалованных решения и постановления, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела, между администрацией муниципального района Шигонский Самарской области и АО "СамРЭК" заключены договоры аренды земельного участка от 07.04.2011 N 5/02-77х/11, по условиям которого обществу в аренду сроком с 07.04.2011 по 06.04.2012 предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов общей площадью 21 347 кв. м (местоположение: Самарская область, Шигонский район, с. Актуши), из них: 9730 кв. м в кадастровом квартале 63:37:2002001 и 11 617 кв. м в кадастровом квартале 63:37:2002002, и от 30.05.2011 N 18/02-124х/11, по условиям которого обществу в аренду сроком на 11 месяцев предоставлен земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 36 853 кв. м (местоположение: Самарская область, Шигонский район, с. Актуши), в том числе: земельный участок с кадастровым номером 63:37:2001004:8302 и земельный участок с кадастровым номером 63:37:2001004:8303, входящие в состав единого землепользования 63:37:2001004:8320, расположенный в Шигонском районе, вблизи с. Усолье.
Данные земельные участки переданы ОАО "СамРЭК" по актам приема-передачи от 07.04.2011 и от 30.05.2011.
На основании разрешения на строительство от 30.05.2011 N RU 63027311-25 АО "СамРЭК" построен объект недвижимого имущества - "Газопроводы высокого, среднего и низкого давления для газоснабжения с. Актуши муниципального района Шигонский Самарской области" протяженностью 9375,5 п. м, который был введен в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 14.11.2011 N RU 63027312-30.
Произведен государственный кадастровый учет объекта с присвоением ему кадастрового номера 63:37:0000000:9739, что подтверждается кадастровым паспортом сооружения от 01.03.2012.
ОАО "СамРЭК" 09.06.2014 обратилось в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости: "Газопроводы высокого, среднего и низкого давления для газоснабжения с. Актуши муниципального района Шигонский Самарской области" протяженностью 9847 м, расположенный по адресу: с. Актуши, муниципальный район Шигонский, с кадастровым номером: 63:37:0000000:9739.
Управление Росреестра по Самарской области уведомлением от 22.07.2014 N 37/501/2014-984 отказало в государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости на основании абзацев 4, 6, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" по причине непредставления надлежащих правоустанавливающих документов на земельный участок.
АО "СамРЭК", полагая, что данный отказ противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив факт отсутствия у соответствующего земельного участка (подлежащего формированию) кадастрового номера, пришли к выводу, что данное обстоятельство не позволяет определенно установить имущество, которое является предметом договора аренды земельного участка от 07.04.2011 N 5/02-77х/11, а также невозможно установить, что объект недвижимости был построен в границах предоставленного земельного участка.
Судами также установлено, что договор аренды земельного участка от 30.05.2011 N 18/02-124х/11 подписан неуполномоченным лицом, поскольку согласно данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним собственником землепользования 63:37:2001004:8320, расположенного в Шигонском районе, вблизи с. Усолье, является субъект Российской Федерации - Самарская область. В ЕГРП также имеется запись о регистрации права собственности Ежовой И.Э. на спорный земельный участок. Вместе с тем, надлежащих доказательств строительства газопровода на земельном участке Ежовой И.Э. суду представлено не было. Договор аренды земельного участка от 07.04.2011 N 5/02-77х/11 подписан со стороны общества генеральным директором - Барышкиным В.А., при отсутствии доказательств наличия его полномочий на заключение договора аренды.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что регистрирующий орган правомерно признал названные договоры незаключенными, и, следовательно, непредставленными АО "СамРЭК" для выполнения заявленного регистрационного действия, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказали.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, был установлен статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент заключения вышеуказанного договора аренды, которым предусматривалось, что решение о предоставлении земельного участка в аренду принимается только после формирования земельного участка и постановки его на государственный кадастровый учет.
В нарушение предусмотренного порядка решение о предоставлении участка для строительства было принято без кадастрового учета земельного участка.
Правила статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривают, что государственный кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости.
Согласно пункту 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации для принятия решения об образовании земельных участков необходим кадастровый паспорт.
В силу пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах постановка земельного участка на кадастровый учет свидетельствует о его индивидуализации.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в абзаце 2 пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", которая применима к землям, находящимся в государственной или муниципальной собственности, необходимо учитывать, что глава V Земельного кодекса Российской Федерации содержит специальные правила, устанавливающие условия и порядок заключения договоров аренды земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. В связи с изложенным заключение договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, предусматривающего, что арендатору будет предоставлена в пользование только часть земельного участка, без предварительного проведения кадастрового учета названной части участка не допускается.
Поскольку земельный участок, который был предоставлен в аренду обществу по договору от 07.04.2011 N 5/02-77х/11, не был поставлен на государственный кадастровый учет в установленном законом порядке, то, следовательно, данный земельный участок не мог являться объектом гражданско-правовых отношений и не мог быть предметом сделок, в связи с чем указанный договор аренды земельного участка в силу статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации является незаключенным, поскольку в нем не согласован предмет договора.
На основании абзаца 3 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в ходе проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество органом, осуществляющим государственную регистрацию производится правовая экспертиза документов, представленных на государственную регистрацию, и проверка законности сделки, повлекшей возникновение, изменение или прекращение права собственности.
В пункте 1 статьи 18 указанного Закона определено, что правоустанавливающие документы, представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Несоответствие сделки действующему законодательству свидетельствует об отсутствии юридической силы представленных на регистрацию правоустанавливающих документов, что может быть расценено как представление документов, не соответствующих по форме или содержанию требованиям действующего законодательства.
В пункте 40 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01.07.2002 N 184, при проведении правовой экспертизы рекомендуется проверять соблюдение публично-правовых интересов.
Таким образом, регистрирующий орган при проведении правовой экспертизы документов действовал в пределах полномочий, предоставленных ему Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В рамках юрисдикционной формы защиты прав арбитражный суд, оценивая правомерность действий регистрационных органов относительно отказа в государственной регистрации перехода права собственности на объекты недвижимости, вправе оценивать сделку на соответствие императивным требованиям закона вне зависимости от основания отказа, отраженных в решении регистрирующего органа.
В данном случае правовые основания для признания незаконным отказа Управления Росреестра по Самарской области в государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости отсутствуют, поскольку ОАО "СамРЭК" на государственную регистрацию не были приложены документы, предусмотренные статьями 17, 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", так как земельный участок был предоставлен обществу с нарушением требований действующего законодательства и у заявителя отсутствовали права на земельный участок, на котором осуществлялось строительство, в связи с чем Управление Росреестра по Самарской области правильно отказало ОАО "СамРЭК" в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества на основании статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалованных судебных актов суд кассационной инстанции не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 17.04.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2015 по делу N А55-21017/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Председательствующий судья
А.Л.ПЕТРОВ

Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
В.А.ПЕТРУШКИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)