Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.08.2014 ПО ДЕЛУ N А41-10314/14

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 августа 2014 г. по делу N А41-10314/14


Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 августа 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Немчиновой М.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Кузьменко А.И.,
при участии в заседании:
от ООО "Кедр" - Аркадсков А.С., представитель по доверенности от 26.03.2014 N 27/К/03-2014,
от Комитета лесного хозяйства Московской области - Игумнов В.С., представитель по доверенности от 26.12.2013 N 30-249/Дов,
от Администрации Сергиево-Посадского района Московской области - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кедр" на решение Арбитражного суда Московской области от 06.06.2014 по делу N А41-10314/14, принятое судьей А.О. Уваровым, по иску ООО "Кедр" к Комитету лесного хозяйства Московской области, 3-е лицо: Администрация Сергиево-Посадского района Московской области о признании незаконным отказа в заключении договора аренды,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Кедр" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету лесного хозяйства Московской области (далее - комитет, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в заключении договора аренды без аукциона, обязании утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане и кадастровой карте соответствующей территории.
Определением Арбитражного суда Московской области от 10.04.2014 по делу N А41-10314/14 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Сергиево-Посадского района Московской области (далее - администрация) (л.д. 88).
До принятия судебного акта по существу общество в порядке статьи 49 АПК РФ уточнило требования, просило признать незаконным отказ комитета от 17.10.2013 N 30-14-15653/исх в заключении договора аренды без проведения аукциона; признать незаконным бездействие комитета в необращении в соответствующий орган местного самоуправления с заявлением об утверждении и выдаче обществу схемы расположения земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; обязать комитет в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу направить обращение в администрацию об утверждении и выдаче обществу схемы расположения земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (л.д. 102).
Решением Арбитражного суда Московской области от 06.06.2014 по делу N А41-10314/14 в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 114-116).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд, в которой просил решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Дело рассматривается в соответствии со статьями 121, 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей администрации надлежащим образом извещенной о дате, времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил заявленные требования удовлетворить.
Представитель комитета возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, общество является собственником 18 объектов недвижимости, расположенных по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, дер.Смена, пионерский лагерь "Смена": артскважина (насосная первого подъема) общей площадью 15 кв. м; спальный корпус N 38 общей площадью 752,6 кв. м; спальный корпус N 37 общей площадью 752,60 кв. м; спальный корпус N 35 общей площадью 752,6 кв. м; котельная общей площадью 280 кв. м; душевая-постирочная общей площадью 292,7 кв. м; клуб-столовая общей площадью 1441,3 кв. м; спальный корпус N 36 общей площадью 752,6 кв. м; хранилище мазутное общей площадью 6 кв. м; КНС (септик с хлораторной) общей площадью 6 кв. м; ледник овощехранилище общей площадью 31 кв. м; здание насосной второго подъема общей площадью 60 кв. м; сооружение дорожного хозяйства "Дороги и площадки. Благоустройство" площадь покрытия 9 262,5 кв. м; линейных объектов: теплосети и горячее водоснабжение протяженностью 1259,3 м; сети водопровода протяженностью 404,3 м; электроснабжение протяженностью 547,4 м; сооружение связи, радиовещения, телевидения протяженностью 428,7 м; канализационные сети протяженностью 3666,9 м.
Данное обстоятельство подтверждается имеющимися в материалах дела свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 25-42).
Вышеуказанные объекты недвижимости расположены на лесном участке ориентировочной площадью 62,8 га.
04.10.2013 общество обратилось в комитет с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, на котором расположены вышеуказанные объекты для его использования в культурно-оздоровительных целях (л.д. 20-23).
В письме от 17.10.2013 N 30-14-15653/исх комитет отказал обществу в заключении договора аренды, ссылаясь на статью 74 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которой заключение договора аренды участка лесного фонда производиться только по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора (л.д. 23-24).
Полагая, что данный отказ комитета нарушает права и интересы при осуществлении предпринимательской деятельности, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что границы испрашиваемого земельного участка не определены, государственный кадастровый учет земельного участка не осуществлен, следовательно, не подтверждено в установленном порядке существование испрашиваемого земельного участка как объекта гражданских прав.
Между тем суд первой инстанции не учел следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами (статья 4 Лесного кодекса РФ).
Согласно части 1 статьи 72 ЛК РФ, по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет (часть 2 статьи 72 ЛК РФ).
Статьей 74 ЛК РФ предусмотрено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях: предусмотренных статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса; реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов; заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса.
Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Апелляционный суд находит неправомерной ссылку заинтересованного лица на часть 1 статьи 74 ЛК РФ в силу следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Как следует из части 1 статьи 6 ЛК РФ, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Кодекса).
Исходя из статьи 8 ЛК РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Согласно материалам дела общество является собственником объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке.
Право собственности общества на эти объекты зарегистрировано в установленном порядке и никем не оспаривается.
В соответствии с абзацами первым и вторым статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
На основании изложенного апелляционный суд установил принцип приоритета правил статьи 36 ЗК РФ перед нормой части 1 статьи 74 ЛК РФ и пришел к выводу, что в тех случаях, когда на лесных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам или юридическим лицам, эти лица не могут быть ограничены в праве на заключение договора аренды таких участков или вообще лишены данного права со ссылкой на обязательность заключения договора аренды лесного участка по результатам аукциона, предусмотренную частью 1 статьи 74 ЛК РФ.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2009 N 10520/09, согласно которой в тех случаях, когда на лесных участках, расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам и юридическим лицам, эти лица не могут быть ограничены в праве на заключение договора аренды таких участков или вообще лишены такого права со ссылкой на обязательность заключения такого договора по результатам аукциона, необходимость проведения которого обусловлена частью 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, в силу приоритета положений статьи 36 ЗК РФ.
Принимая во внимание во взаимосвязи положения статей 25, 72 и 74 ЛК РФ, суд апелляционной инстанции считает, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должен заключаться по результатам аукциона лишь в случаях и для целей, определенных нормами того же Кодекса.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При изложенных обстоятельствах, учитывая наличие у общества на праве собственности 18 объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке, апелляционный суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае применению подлежат положения земельном законодательства, в связи с чем признает незаконным, нарушающим права и интересы общества в сфере предпринимательской деятельности отказ комитета, выраженный в письме от 17.10.2013 N 30-14-15653/исх и мотивированный исключительно отсутствием оснований для заключения договора без проведения аукциона.
При этом апелляционный суд считает необходимым указать, что иных оснований для отказа в заключении договора аренды, таких как несоразмерность площади испрашиваемого земельного участка, отсутствие его государственного кадастрового учета, в письме комитета не изложено.
Федеральным законом от 12.12.2011 N 427-ФЗ внесены изменения в часть 1 статьи 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", вступившие в силу с 01.01.2012, согласно которым предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда для осуществления рекреационной деятельности возможно в отношении лесных участков, прошедших государственный кадастровый учет.
С 01.01.2012 указанная правовая норма применяется в следующей редакции: до 1 января 2015 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.
Материалами дела подтверждается, что земельный участок испрашивается обществом в аренду именно в целях осуществления на нем рекреационной деятельности (культурно-оздоровительные цели), что непосредственно следует из заявления общества в адрес комитета и из заявления в суд.
Таким образом, предоставление земельного участка для рекреационной деятельности осуществляется после постановки лесного участка на кадастровый учет.
Апелляционным судом установлено, что границы испрашиваемого заявителем земельного участка не определены, государственный кадастровый учет этого участка не осуществлен, кадастровый паспорт земельного участка в материалах дела отсутствует.
В силу пункта 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
С 15.10.2011 на территории Российской Федерации действует Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденный Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475. Согласно пункту 6 данного Перечня к заявлению о предоставлении земельного участка должен быть приложен, среди прочего, кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.
Как усматривается из материалов дела общество, обращаясь в комитет с письмом от 04.10.2013, представило необходимый перечень документов за исключением кадастровой выписки или кадастрового паспорта земельного участка, указав при этом, что все расходы с проведением землеустроительных работ и формированием землеустроительного дела готово нести за счет собственных средств (л.д. 20).
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 ЗК РФ).
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 7 статьи 36 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 1, статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения об указанном земельном участке подтверждают его существование с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи.
Из уточненных в суде первой инстанции требований следует (л.д. 102), что общество оспорило бездействие комитета, выразившееся в не обращении в соответствующий орган местного самоуправления с заявлением об утверждении и выдаче обществу схемы расположения земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Норма пункта 7 статьи 36 ЗК РФ регламентирует, что соответствующими полномочиями: по разработке и утверждению схем расположения земель на кадастровом плане (карте) соответствующей территории - наделен лишь орган местного самоуправления, компетенция которого распространяется на территорию муниципального образования, в свою очередь, в границах которого расположены принадлежащие заявителю на праве собственности объекты недвижимого имущества (здания, строения, сооружения).
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, апелляционный суд приходит к выводу о том, что комитет должен был обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче испрашиваемых заявителем схем.
По смыслу пункта 7 статьи 36 ЗК РФ процедура утверждения органом местного самоуправления границ земельного участка может быть инициирована как по заявлению собственника объектов недвижимого имущества, так и по заявлению органа государственной власти, поименованного в статье 29 ЗК РФ, в случае, если соответствующие земли находятся в федеральной собственности, либо в собственности субъекта Российской Федерации.
Системное толкование статьи 36 ЗК РФ, позволяет установить, что разработка указанной схемы может быть произведена лишь в рамках начатой процедуры предоставления в аренду земельного участка, началом которой является обращение в уполномоченный на распоряжение конкретным земельным участком орган государственной власти или местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
Поскольку процедура предоставления земельного участка в аренду обществом была инициирована, а органом, уполномоченным на распоряжение земельным участком, является комитет, последний обязан совершить соответствующие действия, необходимые для реализации заявителем его прав, в том числе обратиться в орган местного самоуправления в порядке пункта 7 статьи 36 ЗК РФ за выдачей схемы расположения земельного участка. В противном случае, в отсутствие у органа местного самоуправления сведений о начале процедуры заключения договора аренды не сформированного и не поставленного на кадастровый учет земельного участка, последний не облечен обязательством по выдаче такой схемы.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности заявленных обществом требований о признании незаконным бездействия комитета, выразившееся в необращении в соответствующий орган местного самоуправления с заявлением об утверждении и выдаче обществу схемы расположения земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и обязании комитет совершить указанные действия.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по оплате обществом государственной пошлины за рассмотрение заявления в суде первой инстанции (2000 рублей), апелляционной жалобы (1000 рублей) подлежат отнесению на комитет.
Излишне уплаченная обществом государственная пошлина при подаче апелляционной жалобы в размере 1000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 6 июня 2014 года по делу N А41-10314/14 отменить. Требование удовлетворить.
Признать незаконным отказ Комитета лесного хозяйства Московской области от 17.10.2013 N 30-14-15653/исх. в заключении договора аренды без проведения аукциона. Признать незаконным бездействие Комитета лесного хозяйства Московской области, выразившееся в необращении в соответствующий орган местного самоуправления с заявлением об утверждении и выдаче ООО "Кедр" схемы расположения земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Обязать Комитет лесного хозяйства Московской области в течение месяца с момента вступления в законную силу постановления апелляционного направить обращение в Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района Московской области об утверждении и выдаче ООО "Кедр" схемы расположения земельного участка, необходимого для эксплуатации, принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Взыскать с Комитета лесного хозяйства Московской области в пользу ООО "Кедр" 3 000 рублей государственной пошлины.
Возвратить ООО "Кедр" из федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины излишне уплаченной по платежному поручению от 25.06.2014 N 1018.

Председательствующий
М.В.ИГНАХИНА

Судьи
М.А.НЕМЧИНОВА
Е.Е.ШЕВЧЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)