Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 21 июля 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Кузнецова В.В., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Стражниковой Е.В.,
с участием:
от Министерства строительства Самарской области - Романова В.Ю. (доверенность от 30.01.2015 г. N 3-49/11),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Устинов О.В. (доверенность от 29.12.2014 г. N 12-9291),
от Общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-Строительное Управление - Самара" - Тодорец Н.А. (доверенность от 24.03.2015 г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании 08-15 июля 2015 года, в заседании объявлялся перерыв, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 18.05.2015 года по делу N А55-3715/2015 (судья Лихачев А.А.)
по заявлению Министерства строительства Самарской области
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
с участием в деле в качестве третьего лица:
Общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-Строительное Управление - Самара"
о признании незаконным решения и обязании
Министерство строительства Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании незаконным решения Управления Росреестра по Самарской области, оформленного сообщением об отказе в государственной регистрации от 12.12.2014 N 01/586/2014-145 и обязании Управления Росреестра по Самарской области устранить допущенные нарушения путем проведения государственной регистрации договора от 07.10.2014 N 924 аренды земельного участка с кадастровым номером 63:01:0420004:681, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, улица Кольчугинская (рядом с домом N 5).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18 марта 2015 года заявленные требования были удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований истца.
В материалы дела поступил отзыв ООО "РСУ - Самара" на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель подателя жалобы, доводы в ней изложенные поддержал.
Представители заявителя и третьего лица просили в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, между Министерством строительства Самарской области и ООО "Ремонтно-Строительное Управление - Самара" на основании приказа Министерства строительства по Самарской области от 18.08.2014 г. N 334-п "О предоставлении ООО "Ремонтно-Строительное Управление - Самара" в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, город Самара, Куйбышевский район, улица Кольчугинская (рядом с домом N 5), для строительства объекта производства строительной промышленности (л.д. 33-34) был заключен договор аренды N 924 от 07.10.2014 г. в отношении указанного земельного участка (л.д. 14-18).
30.10.2014 г. Министерство строительства Самарской области и ООО "Ремонтно-Строительное Управление - Самара" обратились в Управление Росреестра по Самарской области с заявлениями о регистрации вышеуказанного договора аренды земельного участка (л.д. 83-84).
Сообщением от 12.12.2014 г. N 01/586/2014-145 регистрационный орган отказал в регистрации договора, сославшись на абзацы 4, 10 и 13 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) в связи с тем, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Заявитель, полагая, что оспариваемый отказ в государственной регистрации является незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции исходил из следующих обстоятельств.
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона установлено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
При этом, в соответствии с пунктом 2 указанной статьи не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Выбор земельного участка для предоставления в аренду ООО "Ремонтно-Строительное Управление - Самара" осуществлялся в соответствии с нормами земельного законодательства и оформлен Актом о выборе земельного участка, который утвержден приказом Министерства строительства Самарской области от 23.06.2014 N 260-п "Об утверждении акта о выборе земельного участка для строительства, предварительном согласовании места размещения объекта производства строительной промышленности ООО "Ремонтно-Строительное Управление - Самара" на земельном участке, расположенном по адресу: Самарская область, город Самара, Куйбышевский район, улица Кольчугинская (рядом с домом N 5) (л.д. л.д. 27-28).
В материалы дела были представлены документы свидетельствующие о том, что ООО "Ремонтно-Строительное Управление - Самара" обратилось в Министерство строительства Самарской области с заявлением о выборе земельного участка 21.11.2011 г. (л.д. 36-38).
Министерство строительства Самарской области 21.11.2011 г. направило копию данного заявления в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара для проведения работ по выбору земельного участка и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В качестве основания для отказа в государственной регистрации Управление Росреестра по Самарской области указывает на непредставление документов, подтверждающих основания для предоставления земельного участка для строительства без проведения торгов, соответствующих требованиям статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации с учетом ограничений, установленных постановлением N 639.
Пунктом 1 постановления N 639 установлены случаи, когда предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара осуществляется для целей строительства исключительно на торгах. При этом, принимая во внимание, что его положениям не придана обратная сила, постановление N 639 подлежит применению к отношениям, возникающим со дня его вступления в силу.
В свою очередь правоотношения по предоставлению земельных участков, начавшиеся ранее и не завершенные до вступления в силу постановления N 639, реализуются в порядке, существовавшем на момент возникновения таких правоотношений с соблюдением всех требуемых законодательством процедур.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 5 указанной правовой нормы Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Взаимодействие органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства осуществляется в соответствии с Регламентом, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.
Процедура предоставления земельного участка для целей строительства с предварительным согласованием места размещения объекта начинается с подачи в установленном порядке заявления о выборе земельного участка. О начале административной процедуры предоставления участка также указано заинтересованным лицом в оспариваемом отказе.
Перечень земельных участков, предоставление которых осуществляется исключительно на торгах, установлен постановлением Правительства Самарской области от 09.11.2012 N 639, который вступил в силу с 23.11.2012, то есть значительно позже обращения ООО "Ремонтно-Строительное Управление - Самара" в Министерство строительства Самарской области о выборе земельного участка.
Суд первой инстанции посчитал установленным, что ООО "Ремонтно-Строительное Управление - Самара", обращаясь с заявлением о предоставлении земельного участка, должно было руководствоваться действующим на момент его обращениями законодательством. Поскольку процедура получения земельного участка начата в соответствии с требованиями земельного законодательства до вступления в силу указанного постановления, ссылка на него, как на основание отказа, судом признана не соответствующей закону.
Суд первой инстанции указал, что истребование документов, подтверждающих предоставление земельного участка с проведением торгов, является необоснованным. С учетом вышеуказанного, судом первой инстанции, сделан вывод, что оспариваемое решение не соответствует требованиям статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", так как на государственную регистрацию представлены необходимые и достаточные документы, соответствующие требованиям ст. ст. 17, 18 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, создавая препятствия в реализации правомочий собственника, что является согласно статье 201 АПК РФ основанием для признания его незаконным.
Указанные выводы судом апелляционной инстанции признаются неправильными, не соответствующими обстоятельствам дела.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.03.2015 г.).
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов. В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом, первоначальным этапом предоставления участка является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктами 2, 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Кодекса). В силу пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Таким образом, юридическим фактом, который необходим для последующего предоставления участка для строительства, является решение о предварительном согласовании места размещения объекта. В соответствии с пунктом 1.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, введенным Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ и вступившим в силу с 01.01.2010, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Перечень случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара исключительно на торгах установлен постановлением N 639. В соответствии с пунктом 5 настоящего постановления оно вступило в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования в газете "Волжская коммуна", от 13.11.2012 N 418 (28346), то есть 23.11.2012 г.
Таким образом, с указанного момента вступил в силу нормативный акт, предусматривающий иной порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства объектов производства, исключительно путем проведения торгов.
Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
По смыслу принципа правовой определенности, для признания нарушенными прав заявителя, в результате применения законодательных норм с обратной силой, он должен привести доказательства того, что если бы такие нормы не были применены, его заявление было бы удовлетворено с абсолютной вероятностью (Европейская Конвенция "О защите прав человека и основных свобод" от 04.11.1950). Принцип правовой определенности, не допускающий применение законодательных положений с обратной силой, имеет своей целью обеспечение стабильности защиты приобретенных гражданами прав.
Пунктом 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 N 20-П установлено, что законодатель не вправе придавать обратную силу правовому регулированию, если оно ограничивает субъективные права лица, уже существующие в конкретных правоотношениях.
В данном случае ООО "РСУ - Самара" до 23.11.2012 г. не приобрело каких-либо прав в отношении испрашиваемого земельного участка и не представило бесспорных доказательств того, что приобрело бы эти права, если бы положения постановления N 639 не были применены.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание то обстоятельство, что на момент вступления в силу постановления N 639 акт о выборе земельного участка не утвержден, решение о предварительном согласовании места размещения объекта не принято.
При таких обстоятельствах, отказ в регистрации договора аренды спорного участка закону не противоречит, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене, как содержащее выводы, не соответствующие установленным по делу обстоятельствам.
Аналогичные выводы содержатся в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа по делу А55-26907/2014.
Поскольку и заявитель жалобы, и заявитель по делу освобождены от уплаты госпошлины, при вынесении настоящего постановления она не распределяется.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Самарской области от 18.05.2015 года по делу N А55-3715/2015 отменить. Принять новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.07.2015 N 11АП-8091/2015 ПО ДЕЛУ N А55-3715/2015
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июля 2015 г. по делу N А55-3715/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 21 июля 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Кузнецова В.В., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Стражниковой Е.В.,
с участием:
от Министерства строительства Самарской области - Романова В.Ю. (доверенность от 30.01.2015 г. N 3-49/11),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Устинов О.В. (доверенность от 29.12.2014 г. N 12-9291),
от Общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-Строительное Управление - Самара" - Тодорец Н.А. (доверенность от 24.03.2015 г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании 08-15 июля 2015 года, в заседании объявлялся перерыв, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 18.05.2015 года по делу N А55-3715/2015 (судья Лихачев А.А.)
по заявлению Министерства строительства Самарской области
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
с участием в деле в качестве третьего лица:
Общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-Строительное Управление - Самара"
о признании незаконным решения и обязании
установил:
Министерство строительства Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании незаконным решения Управления Росреестра по Самарской области, оформленного сообщением об отказе в государственной регистрации от 12.12.2014 N 01/586/2014-145 и обязании Управления Росреестра по Самарской области устранить допущенные нарушения путем проведения государственной регистрации договора от 07.10.2014 N 924 аренды земельного участка с кадастровым номером 63:01:0420004:681, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, улица Кольчугинская (рядом с домом N 5).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18 марта 2015 года заявленные требования были удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований истца.
В материалы дела поступил отзыв ООО "РСУ - Самара" на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель подателя жалобы, доводы в ней изложенные поддержал.
Представители заявителя и третьего лица просили в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, между Министерством строительства Самарской области и ООО "Ремонтно-Строительное Управление - Самара" на основании приказа Министерства строительства по Самарской области от 18.08.2014 г. N 334-п "О предоставлении ООО "Ремонтно-Строительное Управление - Самара" в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, город Самара, Куйбышевский район, улица Кольчугинская (рядом с домом N 5), для строительства объекта производства строительной промышленности (л.д. 33-34) был заключен договор аренды N 924 от 07.10.2014 г. в отношении указанного земельного участка (л.д. 14-18).
30.10.2014 г. Министерство строительства Самарской области и ООО "Ремонтно-Строительное Управление - Самара" обратились в Управление Росреестра по Самарской области с заявлениями о регистрации вышеуказанного договора аренды земельного участка (л.д. 83-84).
Сообщением от 12.12.2014 г. N 01/586/2014-145 регистрационный орган отказал в регистрации договора, сославшись на абзацы 4, 10 и 13 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) в связи с тем, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Заявитель, полагая, что оспариваемый отказ в государственной регистрации является незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции исходил из следующих обстоятельств.
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона установлено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
При этом, в соответствии с пунктом 2 указанной статьи не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Выбор земельного участка для предоставления в аренду ООО "Ремонтно-Строительное Управление - Самара" осуществлялся в соответствии с нормами земельного законодательства и оформлен Актом о выборе земельного участка, который утвержден приказом Министерства строительства Самарской области от 23.06.2014 N 260-п "Об утверждении акта о выборе земельного участка для строительства, предварительном согласовании места размещения объекта производства строительной промышленности ООО "Ремонтно-Строительное Управление - Самара" на земельном участке, расположенном по адресу: Самарская область, город Самара, Куйбышевский район, улица Кольчугинская (рядом с домом N 5) (л.д. л.д. 27-28).
В материалы дела были представлены документы свидетельствующие о том, что ООО "Ремонтно-Строительное Управление - Самара" обратилось в Министерство строительства Самарской области с заявлением о выборе земельного участка 21.11.2011 г. (л.д. 36-38).
Министерство строительства Самарской области 21.11.2011 г. направило копию данного заявления в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара для проведения работ по выбору земельного участка и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В качестве основания для отказа в государственной регистрации Управление Росреестра по Самарской области указывает на непредставление документов, подтверждающих основания для предоставления земельного участка для строительства без проведения торгов, соответствующих требованиям статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации с учетом ограничений, установленных постановлением N 639.
Пунктом 1 постановления N 639 установлены случаи, когда предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара осуществляется для целей строительства исключительно на торгах. При этом, принимая во внимание, что его положениям не придана обратная сила, постановление N 639 подлежит применению к отношениям, возникающим со дня его вступления в силу.
В свою очередь правоотношения по предоставлению земельных участков, начавшиеся ранее и не завершенные до вступления в силу постановления N 639, реализуются в порядке, существовавшем на момент возникновения таких правоотношений с соблюдением всех требуемых законодательством процедур.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 5 указанной правовой нормы Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Взаимодействие органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства осуществляется в соответствии с Регламентом, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.
Процедура предоставления земельного участка для целей строительства с предварительным согласованием места размещения объекта начинается с подачи в установленном порядке заявления о выборе земельного участка. О начале административной процедуры предоставления участка также указано заинтересованным лицом в оспариваемом отказе.
Перечень земельных участков, предоставление которых осуществляется исключительно на торгах, установлен постановлением Правительства Самарской области от 09.11.2012 N 639, который вступил в силу с 23.11.2012, то есть значительно позже обращения ООО "Ремонтно-Строительное Управление - Самара" в Министерство строительства Самарской области о выборе земельного участка.
Суд первой инстанции посчитал установленным, что ООО "Ремонтно-Строительное Управление - Самара", обращаясь с заявлением о предоставлении земельного участка, должно было руководствоваться действующим на момент его обращениями законодательством. Поскольку процедура получения земельного участка начата в соответствии с требованиями земельного законодательства до вступления в силу указанного постановления, ссылка на него, как на основание отказа, судом признана не соответствующей закону.
Суд первой инстанции указал, что истребование документов, подтверждающих предоставление земельного участка с проведением торгов, является необоснованным. С учетом вышеуказанного, судом первой инстанции, сделан вывод, что оспариваемое решение не соответствует требованиям статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", так как на государственную регистрацию представлены необходимые и достаточные документы, соответствующие требованиям ст. ст. 17, 18 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, создавая препятствия в реализации правомочий собственника, что является согласно статье 201 АПК РФ основанием для признания его незаконным.
Указанные выводы судом апелляционной инстанции признаются неправильными, не соответствующими обстоятельствам дела.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.03.2015 г.).
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов. В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом, первоначальным этапом предоставления участка является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктами 2, 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Кодекса). В силу пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Таким образом, юридическим фактом, который необходим для последующего предоставления участка для строительства, является решение о предварительном согласовании места размещения объекта. В соответствии с пунктом 1.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, введенным Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ и вступившим в силу с 01.01.2010, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Перечень случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара исключительно на торгах установлен постановлением N 639. В соответствии с пунктом 5 настоящего постановления оно вступило в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования в газете "Волжская коммуна", от 13.11.2012 N 418 (28346), то есть 23.11.2012 г.
Таким образом, с указанного момента вступил в силу нормативный акт, предусматривающий иной порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства объектов производства, исключительно путем проведения торгов.
Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
По смыслу принципа правовой определенности, для признания нарушенными прав заявителя, в результате применения законодательных норм с обратной силой, он должен привести доказательства того, что если бы такие нормы не были применены, его заявление было бы удовлетворено с абсолютной вероятностью (Европейская Конвенция "О защите прав человека и основных свобод" от 04.11.1950). Принцип правовой определенности, не допускающий применение законодательных положений с обратной силой, имеет своей целью обеспечение стабильности защиты приобретенных гражданами прав.
Пунктом 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 N 20-П установлено, что законодатель не вправе придавать обратную силу правовому регулированию, если оно ограничивает субъективные права лица, уже существующие в конкретных правоотношениях.
В данном случае ООО "РСУ - Самара" до 23.11.2012 г. не приобрело каких-либо прав в отношении испрашиваемого земельного участка и не представило бесспорных доказательств того, что приобрело бы эти права, если бы положения постановления N 639 не были применены.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание то обстоятельство, что на момент вступления в силу постановления N 639 акт о выборе земельного участка не утвержден, решение о предварительном согласовании места размещения объекта не принято.
При таких обстоятельствах, отказ в регистрации договора аренды спорного участка закону не противоречит, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене, как содержащее выводы, не соответствующие установленным по делу обстоятельствам.
Аналогичные выводы содержатся в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа по делу А55-26907/2014.
Поскольку и заявитель жалобы, и заявитель по делу освобождены от уплаты госпошлины, при вынесении настоящего постановления она не распределяется.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 18.05.2015 года по делу N А55-3715/2015 отменить. Принять новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
А.Б.КОРНИЛОВ
А.Б.КОРНИЛОВ
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
В.Е.КУВШИНОВ
В.В.КУЗНЕЦОВ
В.Е.КУВШИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)