Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.06.2015 N 08АП-2747/2015 ПО ДЕЛУ N А46-10283/2014

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 2015 г. N 08АП-2747/2015

Дело N А46-10283/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Киричек Ю.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Рязановым И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2747/2015) открытого акционерного общества "Омский бекон" на решение Арбитражного суда Омской области от 28.01.2015 по делу N А46-10283/2014 (судья Ярковой С.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Омский бекон" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" филиал по Омской области о признании незаконным решения об отказе в исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости от 22.04.2014 N 3855-13-ищ,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Омского муниципального района Омской области,
при участии в судебном заседании представителей:
- от открытого акционерного общества "Омский бекон" - Богатов А.Я. (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, по доверенности N 4 от 29.07.2014 сроком действия на 3 года);
- от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" филиал по Омской области - Привалова Т.В. (предъявлено служебное удостоверение, по доверенности N 55/2013-73 от 22.07.2013 сроком действия 3 года);
- от Администрации Омского муниципального района Омской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом,

установил:

открытое акционерное общество "Омский бекон" (далее по тексту - заявитель, ОАО "Омский бекон", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области (далее по тексту - заинтересованное лицо, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области, кадастровая палата), о признании незаконным решения Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области, содержащегося в письме исх. N 3855-13-ищ от 22.04.2014, в части отказа в исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 55:20:060701:200, 55:20:060701:201, 55:20:060701:202, 55:20:060701:203, 55:20:060701:205, 55:20:060701:206, 55:20:060701:207, 55:20:060101:2975 на дату внесения ошибочных сведений, и об обязании исправить ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости, путем перерасчета кадастровой стоимости земельных участков с применением среднего удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2,71 руб. /кв. м.
Определением по делу Арбитражный суд Омской области привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрацию Омского муниципального района Омской области (далее по тексту - третье лицо, Администрация).
Решением по делу суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований общества в полном объеме.
При этом суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку земельные участки с кадастровыми номерами 55:20:060701:200, 55:20:060701:201, 55:20:060701:202, 55:20:060701:203, 55:20:060701:205, 55:20:060701:206, 55:20:060701:207, 55:20:060101:2975 отнесены к 9 группе видов разрешенного использования, соответственно, для перерасчета кадастровой стоимости данных земельных участков с использованием удельного показателя кадастровой стоимости 15 оценочной группы видов разрешенного использования основания у заинтересованного лица отсутствовали. Также суд первой инстанции отметил, что отнесение земельного участка к одной из 17 групп видов разрешенного использования должно осуществляться исключительно исходя из сведений о разрешенном использовании земельного участка, содержащихся в государственном кадастре недвижимости.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и дополнениями к ней, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что решение суда первой инстанции не содержит обоснованных выводов необходимости отнесения спорных земельных участков к 9 группе видов разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
По мнению заявителя, заинтересованным лицом в результате ошибочного применения показателя удельной кадастровой стоимости, не соответствующего виду разрешенного использования спорных земельных участков, кадастровая стоимость данных земельных участков возросла примерно в 200 раз.
При этом, как отмечает податель жалобы, в ответе кадастровой палаты от 22.04.2014 отмечалось, что по сведениям государственного кадастра недвижимости, изменений вида разрешенного использования спорных земельных участков, указанных в обращении, не происходило. Заинтересованным лицом также не представлено доказательств того, что уполномоченным органами принимались решения об изменении вида разрешенного использования вышеуказанных земельных участков. В то же время, как полагает общество, перенос границ населенного пункта и включение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов изменение вида разрешенного использования застроенных земельных участков не влечет, а, значит, в результате изменения категории земель вид разрешенного использования участков также не изменялся.
Кроме того, как указывает заявитель, в настоящее время, как и на момент постановки спорных земельных участков на государственный кадастровый учет, все вышеуказанные земельные участки заняты зданиями, строениями и сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, что в свою очередь определяет специфичный вид разрешенного использования, а именно использование в сельхозпроизводстве.
В представленных до начала судебного заседания отзывах кадастровая палата и Администрация просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечила, ходатайства об отложении судебного заседания не заявила, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя указанного лица.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ОАО "Омский бекон" поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, выступил с пояснениями.
Представитель кадастровой палаты с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, выступил с пояснениями.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, дополнения к ней, отзывы на нее, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ОАО "Омский бекон" принадлежат на праве собственности производственные объекты недвижимости, расположенные на нижеуказанных земельных участках, находящихся в муниципальной собственности:
- - земельный участок с кадастровым номером 55:20:060701:200, площадью 5507 кв. м. Земельный участок предоставлен в аренду ОАО "Омский бекон" на основании Постановления Администрации Омского муниципального района Омской области от 29.12.2010 N 3484-п, договор аренды N АЗ-20-15/2011 от 13.01.2011. На момент заключения договора согласно прилагаемому кадастровому паспорту земельный участок относился к землям сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость земельного участка составляла 15828,7701 руб. На земельном участке расположено здание склада запчастей и оборудования (свидетельство о государственной регистрации права 55АА 097863 от 28.07.2010);
- - земельный участок с кадастровым номером 55:20:060701:201, площадью 2220 кв. м. Земельный участок предоставлен в аренду ОАО "Омский бекон" на основании Постановления Администрации Омского муниципального района Омской области от 29.12.2010 N 3388-п, договор аренды N АЗ-20-7/2011 от 13.01.2011. На момент заключения договора согласно прилагаемому кадастровому паспорту земельный участок относился к землям сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость земельного участка составляла 6380,946 руб. На земельном участке расположено здание (КНС 710) (свидетельство о государственной регистрации права 55АА 097848 от 27.07.2010);
- - земельный участок с кадастровым номером 55:20:060701:202, площадью 3942 кв. м. Земельный участок предоставлен в аренду ОАО "Омский бекон" на основании Постановления Администрации Омского муниципального района Омской области от 29.12.2010 N 3482-п, договор аренды N АЗ-20-5/2011 от 13.01.2011. На момент заключения договора согласно прилагаемому кадастровому паспорту земельный участок относился к землям сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость земельного участка составляла 11330,4906 руб. На земельном участке расположено здание - Теплая стоянка (свидетельство о государственной регистрации права 55АА 265086 от 30.11.2010);
- - земельный участок с кадастровым номером 55:20:060701:203, площадью 6332 кв. м. Земельный участок предоставлен в аренду ОАО "Омский бекон" на основании Постановления Администрации Омского муниципального района Омской области от 29.12.2010 N 3483-п, договор аренды N АЗ-20-9/2011 от 13.01.2011. На момент заключения договора согласно прилагаемому кадастровому паспорту земельный участок относился к землям сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость земельного участка составляла 18200,0676 руб. На земельном участке расположено здание МТМ (свидетельство о государственной регистрации права 55АА 265075 от 30.11.2010);
- - земельный участок с кадастровым номером 55:20:060701:205, площадью 19304 кв. м. Земельный участок предоставлен в аренду ОАО "Омский бекон" на основании Постановления Администрации Омского муниципального района Омской области от 29.12.2010 N 3486-п, договор аренды N АЗ-20-6/2011 от 13.01.2011. На момент заключения договора согласно прилагаемому кадастровому паспорту земельный участок относился к землям сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость земельного участка составляла 55485,4872 руб. На земельном участке расположено здание (склад на машинном дворе) (свидетельство о государственной регистрации права 55АА 097849 от 27.07.2010);
- - земельный участок с кадастровым номером 55:20:060701:206, площадью 4309 кв. м. Земельный участок предоставлен в аренду ОАО "Омский бекон" на основании Постановления Администрации Омского муниципального района Омской области от 29.12.2010 N 3490-п, договор аренды N АЗ-20-3/2011 от 13.01.2011. На момент заключения договора согласно прилагаемому кадастровому паспорту земельный участок относился к землям сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость земельного участка составляла 12385,3587 руб. На земельном участке расположено здание нефтебазы (свидетельство о государственной регистрации права 55АА 265083 от 30.11.2010);
- - земельный участок с кадастровым номером 55:20:060701:207, площадью 13249 кв. м. Земельный участок предоставлен в аренду ОАО "Омский бекон" на основании Постановления Администрации Омского муниципального района Омской области от 29.12.2010 N 3487-п, договор аренды N АЗ-20-8/2011 от 13.01.2011. На момент заключения договора согласно прилагаемому кадастровому паспорту земельный участок относился к землям сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость земельного участка составляла 38081,6007 руб. На земельном участке расположена котельная: пятиэтажное здание с одноэтажной кирпичной пристройкой (свидетельство о государственной регистрации права 55АА 093329 от 27.07.2010);
- - земельный участок с кадастровым номером 55:20:060101:2975, площадью 13490 кв. м. Земельный участок предоставлен в аренду ОАО "Омский бекон" на основании Постановления Администрации Омского муниципального района Омской области от 08.04.2011 N 1016-п, договор аренды N АЗ-20-285/2011 от 04.05.2011. На момент заключения договора согласно прилагаемому кадастровому паспорту земельный участок относился к землям сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость земельного участка составляла 38774,31 руб. На земельном участке расположено здание (насосная станция ВНС) (свидетельство о государственной регистрации права 55АА 093392 от 26.07.2010).
Все вышеуказанные земельные участки расположены в Калининском сельском поселении Омской области. На момент формирования и кадастрового учета вышеуказанные участки находились на землях сельскохозяйственного назначения и в соответствии с целевым назначением данной категории земель были предоставлены для нужд сельского хозяйства, а именно, размещения зданий, строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, что определяет вид разрешенного использования участков.
В настоящее время вышеуказанные земельные участки отнесены к категории земель населенных пунктов. В соответствии с полученными кадастровыми паспортами и исходя из удельного показателя кадастровой стоимости вышеуказанные земельные участки при определении кадастровой стоимости были отнесены к земельным участкам, предназначенным для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, классификационный код - 145003000000 - для прочих объектов лесного хозяйства.
Полагая, что при определении кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков была допущена ошибка, подлежащая исправлению, ОАО "Омский бекон" обратилось в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области с просьбой исправить ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельных участков на дату внесения ошибочных сведений (письмо исх. N 01-20/193 от 21.03.2014), а также с просьбой предоставить документы, послужившие основанием для: изменения установленного вида разрешенного использования земельных участков; отнесения вышеуказанных земельных участков к группам по видам разрешенного использования, сформированным при проведении последней государственной кадастровой оценки; определения действующей кадастровой стоимости земельных участков (письмо исх. N 01-20/192 от 21.03.2014).
В ответ на данные обращения Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области письмом исх. N 3855-13-ищ от 22.04.2014 сообщил, что 12.12.2012 в результате внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границе населенного пункта села Калинино Омского района Омской области, на основании поступившего в орган кадастрового учета Решения Совета Калининского сельского поселения от 05.10.2009 N 32 "Об утверждении генерального плана с.Калинино Калининского сельского поселения Омского района Омской области, разработанного проектным институтом "Омскагропромпроект" в 1989", проведен кадастровый учет изменений земельных участков с кадастровыми номерами: 55:20:060701:199, 55:20:060701:200, 55:20:060701:201, 55:20:060701:202, 55:20:060701:203, 55:20:060701:204, 55:20:060701:205, 55:20:060701:206, 55:20:060701:207, 55:20:060101:2975 в части категории земель с "Земли сельскохозяйственного назначения" на "Земли населенных пунктов".
Согласно данным Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области расчет кадастровой стоимости земельных участков производился в соответствии с пунктом 2.1.3. Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 (далее по тексту - Методические указания N 222). В результате кадастрового учета изменений земельных участков их кадастровая стоимость определена в следующем размере:
- - 55:20:060701:199 кадастровая стоимость составляет 4 036 832 руб. 65 коп.;
- - 55:20:060701:200 кадастровая стоимость составляет 3 102 698 руб. 87 коп.;
- - 55:20:060701:201 кадастровая стоимость составляет 1 250 770 руб. 20 коп.;
- - 55:20:060701:202 кадастровая стоимость составляет 2 220 962 руб. 22 коп.;
- - 55:20:060701:203 кадастровая стоимость составляет 3 567 512 руб. 12 коп.;
- - 55:20:060701:204 кадастровая стоимость составляет 21 695 228 руб. 87 коп.;
- - 55:20:060701:205 кадастровая стоимость составляет 10 876 066 руб. 64 коп.;
- - 55:20:060701:206 кадастровая стоимость составляет 2 427 733 руб. 69 коп.;
- - 55:20:060701:207 кадастровая стоимость составляет 7 464 619 руб. 09 коп.;
- - 55:20:060101:2975 кадастровая стоимость составляет 7 600 400 руб. 90 коп.
При этом в ходе рассмотрения обращения Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области было принято решение N 55/14-36515 от 17.04.2014 об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях, в результате чего кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: 55:20:060701:199 и 55:20:060701:204 с 06.03.2013 по настоящее время составляет 19 417 руб. 15 коп. и 104 353 руб. 97 коп., соответственно. Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:20:060701:199 изменилась с 4 036 832 руб. 65 коп. на 19 417 руб. 15 коп., а кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:20:060701:204 - с 21 695 228 руб. 87 коп. на 104 353 руб. 97 коп.
Полагая, что действия Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области, выразившиеся в отказе в исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 55:20:060701:200, 55:20:060701:201, 55:20:060701:202, 55:20:060701:203, 55:20:060701:205, 55:20:060701:206, 55:20:060701:207, 55:20:060101:2975 не законны и нарушают права и законные интересы ОАО "Омский бекон" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также незаконно возлагают обязанности и создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
28.01.2015 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое обществом в апелляционном порядке решение.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит его подлежащим отмене, исходя из следующего.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами, и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок определения и изменения сведений относительно разрешенного использования земельных участков предусмотрен действующим законодательством (Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон N 221-ФЗ)).
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В силу положений статей 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне.
Согласно части 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и других целей, установленных законом, определяется Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила N 316).
В силу пунктов 4, 8 Правил N 316 государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
При проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель (пункт 13 Правил N 316).
В соответствии с пунктами 11 и 13 Правил N 316 разработаны методические указания N 222 по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
Согласно пункту 2.3.2 Методических указаний N 222 в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель поселений его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной оценке земель населенных пунктов (далее по тексту - Методические указания N 39).
Пункт 1.2 Методических указаний N 39 позволяет определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе 17 видов разрешенного использования.
Согласно пункту 1.4 Методических указаний N 39 определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, указанных в пункте 1.2 указанных Методических указаний, осуществляется в следующем порядке: формирование Перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов; расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Состав факторов стоимости определяется для каждого вида разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов на основе примерного перечня факторов стоимости и анализа информации о рынке недвижимости субъекта Российской Федерации (подпункт 2.2.2 Методических указаний N 39).
Из вышеизложенного следует, что размер кадастровой стоимости земельного участка напрямую зависит от того, к какому из 17 видов разрешенного использования отнесен земельный участок. Таким образом, правильное установление вида разрешенного использования (одного из семнадцати возможных) является необходимым условием для правильного определения кадастровой стоимости земельного участка. При этом перечень состава видов разрешенного использования земельного участка является закрытым.
Методическими указаниями N 39 установлено, что к 9 виду разрешенного использования относятся земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок; к 15 виду разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования.
Как усматривается из материалов дела, спорные земельные участки относятся к вновь образованным, поэтому первоначально их кадастровая стоимость была определена посредством умножения площади участка на средние для муниципального района (городского округа) значение удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения соответствующей группы, установленное постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 175-п "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Омской области".
Указанным нормативно-правовым актом были утверждены удельные показатели кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения по муниципальным районам Омской области для следующих групп земель (в соответствии с п. 1.7 Методических рекомендаций N 222, действовавшим в 2007 году):
- I - сельскохозяйственные угодья;
- II - земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, проездами, прогонами для скота, коммуникациями, полезащитными лесополосами, зданиями, строениями и сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, а также нарушенные земли, находящиеся под промышленной разработкой общераспространенных полезных ископаемых: глины, песка, щебня и т.д.;
- III - земли под замкнутыми водоемами;
- IV - земли под древесно-кустарниковой растительностью (за исключением полезащитных лесополос), болотами, нарушенные земли;
- V - земли под лесами, не переведенные в установленном законодательством порядке в состав земель лесного фонда и находящиеся у землевладельцев (землепользователей) на праве постоянного (бессрочного) или безвозмездного пользования.
Как указывает заинтересованное лицо, при постановке на государственный кадастровый учет спорных земельных участков кадастровая стоимость подлежала расчету на основании пункта 2.1.1 Методических указаний N 222 путем умножения площади земельного участка на среднее для муниципального района значение удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения II группы, утвержденной Постановлением Правительства Омской области N 175-п, в размере 2,8743 руб.
Как следует из материалов дела, Решением Совета Калининского сельского поселения от 05.10.2009 N 32 "Об утверждении генерального плана с.Калинино Калининского сельского поселения Омского района Омской области, разработанного проектным институтом "Омскагропромпроект" в 1989" был утвержден генеральный план с. Калинино Калининского сельского поселения Омского района Омской области, в результате чего спорные земельные участки вошли в состав названного населенного пункта, в связи с чем категория земельных участков должна была быть изменена с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов".
В соответствии с пунктом 2.1.3 Методических указаний N 222 в случае перевода земельного участка в состав земель населенных пунктов из состава иной категории его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, граничащего с кадастровым кварталом, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
В связи с выявлением органом кадастрового учета технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении спорных земельных участков, заключающаяся в том, что указанным земельным участкам не исправлены сведения о категории земель и, соответственно, о кадастровой стоимости, заинтересованным лицом были внесены изменения в сведения о категории земель "земли населенных пунктов" и удельном показателе кадастровой стоимости.
После внесения в государственный кадастр недвижимости в отношении спорных земельных участков сведений о смене категории земель, для расчета кадастровой стоимости земельных участков заинтересованным лицом должен был быть определен вид разрешенного использования спорных земельных участков в соответствии с Методическими указаниями N 39.
Как следует из материалов дела, заинтересованным лицом кадастровая стоимость спорных земельных участков была определена по 9 виду разрешенного использования против предлагаемой обществом к внесению кадастровой стоимостью этих участков по 15 виду разрешенного использования.
Обосновывая правомерность отнесения спорных земельных участков к 9 виду разрешенного использования, кадастровая палата ссылается на то, что ранее установленное для спорных земельных участков разрешенное использование определялось как:
- - 55:20:060701:200 - для размещения нежилого строения (одноэтажное здание склада запчастей и оборудования с одноэтажной кирпичной пристройкой);
- - 55:20:060701:201 - для размещения здания (КНС 710);
- - 55:20:060701:202 - для размещения нежилого строения (теплой стоянки);
- - 55:20:060701:203 - для размещения нежилого строения (двухэтажное здание МТМ);
- - 55:20:060701:205 - для размещения здания (склад на машинном дворе);
- - 55:20:060701:206 - для размещения нефтебазы - одноэтажного кирпичного здания;
- - 55:20:060701:207 - для размещения котельной: пятиэтажное здание с одноэтажной кирпичной пристройкой;
- - 55:20:060701:2975 - для размещения здания (насосная станция ВНС), что, по мнению заинтересованного лица, соответствует именно 9 виду разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Между тем, заинтересованным лицом не было учтено, что, как обоснованно указывает общество в апелляционной жалобе, в настоящее время, как и на момент внесения изменений в сведения кадастрового учета, все спорные земельные участки заняты зданиями, строениями и сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, что, в свою очередь, определяет специфичный вид разрешенного использования, а именно - использование в сельхозпроизводстве.
При этом включение спорных земельных участков в состав земель населенного пункта не влечет автоматической потери у означенных земельных участков сельскохозяйственного значения, учитывая, что, как указывалось выше, ранее они относились к землям сельскохозяйственного назначения II группы: земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, проездами, прогонами для скота, коммуникациями, полезащитными лесополосами, зданиями, строениями и сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к территориальной зоне сельскохозяйственного использования, могут входить в состав земель населенных пунктов.
В пункте 11 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что под земельными участками в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях следует понимать земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения. В данном пункте также предусмотрено, что земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами поселений и правилами землепользования и застройки.
Согласно пункту 9 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли под многолетними насаждениями (садами, виноградниками и т.п.), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, при определении номера вида разрешенного использования спорных земельных участков, выбывающих из состава земель сельскохозяйственного назначения, заинтересованное лицо согласно требованиям земельного и градостроительного законодательства обязано было установить, в состав какой территориальной зоны эти участки входят, какие в ней предусмотрены виды разрешенного использования и для чего предназначены расположенные на участке объекты недвижимости.
Вместе с тем кадастровая палата в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предоставила в ходе настоящего судебного разбирательства документов, свидетельствующих о существовании ограничений в выборе того вида разрешенного использования спорных земельных участков, на котором настаивает общество, равно как и документов, подтверждающих невозможность отнесения спорных земельных участков к 15 виду разрешенного использования и правомерность отнесения такового к 9 виду.
По убеждению апелляционной коллегии, установление вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов только исходя из названия разрешенного использования земельного участка, без учета его бывшей сельскохозяйственной категории, является необоснованным, поскольку категория земель должна быть рассмотрена в совокупности с ранее указанным разрешенным использованием, при условии отсутствия доказательств того, что спорные земельные участки прекратили использоваться или не использовались в сельскохозяйственной деятельности общества.
В силу изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что кадастровая палата в рассматриваемом случае при расчете кадастровой стоимости спорных земельных участков исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земель 9 вида разрешенного использования допустила ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28 Закона N 221-ФЗ технической ошибкой признается допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка) и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с частью 2 статьи 28 Закона N 221-ФЗ техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или представления в орган кадастрового учета, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, от любого лица заявления о такой ошибке в форме, в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Процедура исправления технической ошибки установлена в Порядке ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденном Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 (далее - Порядок).
Из пунктов 4, 18, 45 Порядка следует, что исправление технических ошибок в кадастровых сведениях относится к одной из кадастровых процедур, выполняемых уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, и сопровождается принятием соответствующего решения.
На основании изложенного, в связи с установлением выше наличия технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении спорных земельных участков, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии у кадастровой палаты в рассматриваемом случае оснований для отказа в принятии решения об исправлении технической ошибки по заявлению ОАО "Омский бекон" от 21.03.2014 исх. N 01-20/193 об исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости спорных земельных участков, а, значит, требования общества подлежат удовлетворению в полном объеме.
Ссылка заинтересованного лица в обоснование своей позиции на постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.07.2013, принятого по делу N А46-26327/2012, судом апелляционной инстанции не принимается во внимание, поскольку выводы суда кассационной инстанции в рамках приведенного арбитражного дела базируются на материалах и конкретных фактических обстоятельствах, существенно отличающихся от рассматриваемого дела, в частности, в рамках названного дела судом было установлено, что кадастровая стоимость земельного участка, определенная исходя из седьмой группы видов разрешенного использования, внесена в государственный земельный кадастр в установленном порядке, в то время как в рамках настоящего дела сведения в части вида разрешенного использования и кадастровой стоимости в отношении спорных земельных участков самостоятельно внесены кадастровой палатой.
При данных обстоятельствах решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления ОАО "Омский бекон" подлежит отмене на основании пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела) с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В связи с удовлетворением требований общества судебные расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заинтересованное лицо.
Излишне уплаченная ОАО "Омский бекон" государственная пошлина в размере 1000 руб. по платежному поручению от 20.01.2015 N 27817, а также излишне зачтенная определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2015 по делу N А46-10283/2014 государственная пошлина, а именно: 1000 руб. по платежному поручению от 15.07.2014 N 22414, 500 руб. по платежному поручению от 04.03.2014 N 18008, подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Омской области от 28.01.2015 по делу N А46-10283/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Требования, заявленные открытым акционерным обществом "Омский бекон", удовлетворить.
Признать незаконным отказ филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области, содержащийся в письме от 22.04.2014 исх. N 3855-13-ищ, в части отказа в исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 55:20:060701:200, 55:20:060701:201, 55:20:060701:202, 55:20:060701:203, 55:20:060701:205, 55:20:060701:206, 55:20:060701:207, 55:20:060101:2975 на дату внесения ошибочных сведений.
Обязать филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области исправить ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости, путем перерасчета кадастровой стоимости указанных земельных участков с применением среднего удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2,71 руб. /кв. м.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу открытого акционерного общества "Омский бекон" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3500 руб.
Возвратить открытому акционерному обществу "Омский бекон" из федерального бюджета 1000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины на основании платежного поручения от 20.01.2015 N 27817.
Возвратить открытому акционерному обществу "Омский бекон" из федерального бюджета 1500 руб. излишне зачтенной определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2015 по делу N А46-10283/2014 государственной пошлины, а именно: 1000 руб. по платежному поручению от 15.07.2014 N 22414, 500 руб. по платежному поручению от 04.03.2014 N 18008.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Н.Е.ИВАНОВА

Судьи
Ю.Н.КИРИЧЕК
О.Ю.РЫЖИКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)