Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявитель указал, что, как индивидуальный предприниматель, обратился с заявлением, просил предоставить ему в аренду сроком на 49 лет спорный земельный участок, но получил отказ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Маргиев С.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Зубовой Л.М.,
судей Варламовой Е.А., Фоминой Н.И.,
при секретаре М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 апреля 2015 года апелляционную жалобу А.
на решение Звенигородского городского суда Московской области от 13 февраля 2015 года по делу по заявлению А. о признании незаконным решения администрации городского округа Звенигород об отказе предоставлении в аренду земельного участка, обязании провести торги (конкурс, аукцион) по предоставлению права на заключение договора аренды,
заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,
объяснения представителя администрации городского округа Звенигород Р.,
установила:
А. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным отказ администрации городского округа Звенигород от 24.12.2014 года в предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства и обязать администрацию провести торги (конкурс, аукцион) по предоставлению права на заключение договора аренды земельного участка общей площадью 400 кв. м, с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <данные изъяты>.
Решением Звенигородского городского суда Московской области от 13 февраля 2015 года заявление А. оставлено без удовлетворения.
А. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене обжалуемого решения суда не находит.
Как установлено статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Земельный кодекс Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства закрепляет принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества и принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункты 2 и 8 пункта 1 статьи 1).
Пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ предусмотрено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу положений пункта 1 статьи 33 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Минимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории г.о. Звенигород, для целей индивидуального жилищного строительства составляет 0,08 га (пункт 1.1 части 1 решения Совета депутатов г.о. Звенигород Московской области от 11 июня 2007 г. N 59/5 "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории городского округа Звенигород").
При этом указанная норма предоставления земельных участков не распространяется на предоставление земельных участков менее установленного предельного минимального размера, имеющих смежные границы с земельными участками, принадлежащими гражданам на любом вещном праве. Граждане, земельные участки которых имеют смежные границы с земельными участками, указанными в этом пункте, имеют преимущественное право на приобретение данных земельных участков на испрашиваемом заявителем праве (пункт 2.4 части 2 вышеназванного решения в редакции решения от 23 октября 2014 г. N 42/22).
Из материалов дела следует, что постановлением главы городского округа Звенигород от 17.05.2013 <данные изъяты> по заявлению П. утверждена схема расположения земельного участка площадью 400 кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты> на кадастровой карте территории. Данный земельный постановлено сформировать, отнести к категории земель "земли населенных пунктов", установить вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства"; организовать осуществление государственного кадастрового учета данного земельного участка, прилегающего к основному земельному участку площадью 1185 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенному по адресу: <данные изъяты>, в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (л.д. 45).
Информационное сообщение о подаче заявлений заинтересованными лицами о предоставлении вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> опубликовано в газете "Звенигородские ведомости" 22.11.2014 <данные изъяты>.
11.12.2014 года заявитель как индивидуальный предприниматель обратился в администрацию городского округа Звенигород Московской области с заявлением, просил предоставить ему в аренду сроком на 49 лет названный земельный участок.
24.12.2014 г. заместителем Главы администрации городского округа Звенигород на его заявление за <данные изъяты> был дан ответ, что данный земельный участок меньше минимального размера установленного решением Совета депутатов городского округа Звенигород от 11.06.2007 г. N <данные изъяты> "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории городского округа Звенигород".
Заявителю сообщено, что на основании решения Совета депутатов городского округа Звенигород от 23.10.2014 г. <данные изъяты> "О внесении изменений в решение Совета депутатов городского округа Звенигород "О предельных размерах земельного участка, предоставляемых гражданам в собственность на территории городского округа Звенигород" N <данные изъяты> от 11.06.2007 г. на предоставление земельных участков менее установленного предельного минимального размера могут претендовать граждане, земельные участки которых, имеют смежные границы с испрашиваемыми земельными участками, и предложено предоставить документы, свидетельствующие о наличии прав на земельный участок, являющийся смежным с испрашиваемым земельным участком.
Как установлено судом, А. не были представлены соответствующие документы, свидетельствующие о наличии у него прав на земельный участок, являющимся смежным с испрашиваемым земельным участком.
Как видно из кадастрового дела на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, представленного филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, заявитель не имеет прав на земельные участки, являющиеся смежными с испрашиваемым земельным участком.
Судом первой инстанции правильно приняты во внимание предоставленные администрацией городского округа Звенигород сведения, согласно которым имеются лица, обладающие правом на предоставление испрашиваемого земельного участка, обратившиеся в орган местного самоуправления с соответствующими заявлениями.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к обоснованному выводу о том, что предоставление заявителю спорного земельного участка в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства может привести к нарушению прав иных граждан, которые имеют законное право на приобретение в аренду испрашиваемого земельного участка.
Суд также верно учел, что заявитель, обращающийся в суд как физическое лицо, обладает статусом индивидуального предпринимателя, согласно представленным материалам А. как индивидуальный предприниматель 11.12.2014 года подал в администрацию городского округа Звенигород заявления о предоставлении ему в аренду девяти земельных участков на территории городского округа Звенигород.
Таким образом, вывод суда о том, что заявитель не вправе претендовать на предоставление ему спорного земельного участка, соответствует установленным по делу обстоятельствам.
В связи с чем судом обоснованно указано на отсутствие оснований для удовлетворения требований о признании отказа незаконным отказа администрации городского округа Звенигород от 24.12.2014 года.
Суд также верно отказал в удовлетворении производных требований о возложении на администрацию городского округа Звенигород обязанности провести торги (конкурс, аукцион), по предоставлению права на заключение договора аренды земельного права.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда, не находит оснований для отмены законного и обоснованного решения суда об отказе в удовлетворении заявления А.
Доводы апелляционной жалобы направлены на несогласие с выводами суда, однако их не опровергают, оснований к отмене обжалуемого решения суда не содержат.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Звенигородского городского суда Московской области от 13 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-8965/2015
Требование: О признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, обязании провести торги (конкурс, аукцион) по предоставлению права на заключение договора аренды.Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявитель указал, что, как индивидуальный предприниматель, обратился с заявлением, просил предоставить ему в аренду сроком на 49 лет спорный земельный участок, но получил отказ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 апреля 2015 г. по делу N 33-8965/2015
Судья Маргиев С.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Зубовой Л.М.,
судей Варламовой Е.А., Фоминой Н.И.,
при секретаре М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 апреля 2015 года апелляционную жалобу А.
на решение Звенигородского городского суда Московской области от 13 февраля 2015 года по делу по заявлению А. о признании незаконным решения администрации городского округа Звенигород об отказе предоставлении в аренду земельного участка, обязании провести торги (конкурс, аукцион) по предоставлению права на заключение договора аренды,
заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,
объяснения представителя администрации городского округа Звенигород Р.,
установила:
А. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным отказ администрации городского округа Звенигород от 24.12.2014 года в предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства и обязать администрацию провести торги (конкурс, аукцион) по предоставлению права на заключение договора аренды земельного участка общей площадью 400 кв. м, с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <данные изъяты>.
Решением Звенигородского городского суда Московской области от 13 февраля 2015 года заявление А. оставлено без удовлетворения.
А. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене обжалуемого решения суда не находит.
Как установлено статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Земельный кодекс Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства закрепляет принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества и принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункты 2 и 8 пункта 1 статьи 1).
Пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ предусмотрено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу положений пункта 1 статьи 33 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Минимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории г.о. Звенигород, для целей индивидуального жилищного строительства составляет 0,08 га (пункт 1.1 части 1 решения Совета депутатов г.о. Звенигород Московской области от 11 июня 2007 г. N 59/5 "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории городского округа Звенигород").
При этом указанная норма предоставления земельных участков не распространяется на предоставление земельных участков менее установленного предельного минимального размера, имеющих смежные границы с земельными участками, принадлежащими гражданам на любом вещном праве. Граждане, земельные участки которых имеют смежные границы с земельными участками, указанными в этом пункте, имеют преимущественное право на приобретение данных земельных участков на испрашиваемом заявителем праве (пункт 2.4 части 2 вышеназванного решения в редакции решения от 23 октября 2014 г. N 42/22).
Из материалов дела следует, что постановлением главы городского округа Звенигород от 17.05.2013 <данные изъяты> по заявлению П. утверждена схема расположения земельного участка площадью 400 кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты> на кадастровой карте территории. Данный земельный постановлено сформировать, отнести к категории земель "земли населенных пунктов", установить вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства"; организовать осуществление государственного кадастрового учета данного земельного участка, прилегающего к основному земельному участку площадью 1185 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенному по адресу: <данные изъяты>, в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (л.д. 45).
Информационное сообщение о подаче заявлений заинтересованными лицами о предоставлении вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> опубликовано в газете "Звенигородские ведомости" 22.11.2014 <данные изъяты>.
11.12.2014 года заявитель как индивидуальный предприниматель обратился в администрацию городского округа Звенигород Московской области с заявлением, просил предоставить ему в аренду сроком на 49 лет названный земельный участок.
24.12.2014 г. заместителем Главы администрации городского округа Звенигород на его заявление за <данные изъяты> был дан ответ, что данный земельный участок меньше минимального размера установленного решением Совета депутатов городского округа Звенигород от 11.06.2007 г. N <данные изъяты> "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории городского округа Звенигород".
Заявителю сообщено, что на основании решения Совета депутатов городского округа Звенигород от 23.10.2014 г. <данные изъяты> "О внесении изменений в решение Совета депутатов городского округа Звенигород "О предельных размерах земельного участка, предоставляемых гражданам в собственность на территории городского округа Звенигород" N <данные изъяты> от 11.06.2007 г. на предоставление земельных участков менее установленного предельного минимального размера могут претендовать граждане, земельные участки которых, имеют смежные границы с испрашиваемыми земельными участками, и предложено предоставить документы, свидетельствующие о наличии прав на земельный участок, являющийся смежным с испрашиваемым земельным участком.
Как установлено судом, А. не были представлены соответствующие документы, свидетельствующие о наличии у него прав на земельный участок, являющимся смежным с испрашиваемым земельным участком.
Как видно из кадастрового дела на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, представленного филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, заявитель не имеет прав на земельные участки, являющиеся смежными с испрашиваемым земельным участком.
Судом первой инстанции правильно приняты во внимание предоставленные администрацией городского округа Звенигород сведения, согласно которым имеются лица, обладающие правом на предоставление испрашиваемого земельного участка, обратившиеся в орган местного самоуправления с соответствующими заявлениями.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к обоснованному выводу о том, что предоставление заявителю спорного земельного участка в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства может привести к нарушению прав иных граждан, которые имеют законное право на приобретение в аренду испрашиваемого земельного участка.
Суд также верно учел, что заявитель, обращающийся в суд как физическое лицо, обладает статусом индивидуального предпринимателя, согласно представленным материалам А. как индивидуальный предприниматель 11.12.2014 года подал в администрацию городского округа Звенигород заявления о предоставлении ему в аренду девяти земельных участков на территории городского округа Звенигород.
Таким образом, вывод суда о том, что заявитель не вправе претендовать на предоставление ему спорного земельного участка, соответствует установленным по делу обстоятельствам.
В связи с чем судом обоснованно указано на отсутствие оснований для удовлетворения требований о признании отказа незаконным отказа администрации городского округа Звенигород от 24.12.2014 года.
Суд также верно отказал в удовлетворении производных требований о возложении на администрацию городского округа Звенигород обязанности провести торги (конкурс, аукцион), по предоставлению права на заключение договора аренды земельного права.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда, не находит оснований для отмены законного и обоснованного решения суда об отказе в удовлетворении заявления А.
Доводы апелляционной жалобы направлены на несогласие с выводами суда, однако их не опровергают, оснований к отмене обжалуемого решения суда не содержат.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Звенигородского городского суда Московской области от 13 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)