Судебные решения, арбитраж
Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2014 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 22 января 2014 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Строительное объединение "Восход-Исса" - Кавиев А.Г., доверенность от 28.08.2013 г.;
- от Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" - извещен, не явился;
- от Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 октября 2013 года по делу N А65-17583/2013 (судья Хасанов А.Р.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Строительное объединение "Восход-Исса", г. Казань,
к Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", г. Казань,
третье лицо:
Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, г. Казань,
о признании незаконным бездействия и об обязании устранить допущенные нарушения прав,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Строительное объединение "Восход-Исса", г. Казань (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", г. Казань, о признании незаконным бездействия Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", выраженного в неподготовке и незаключении договора купли-продажи земельного участка на основании постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 05.04.2011 N 1635, об обязании Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" устранить допущенные нарушения прав Общества с ограниченной ответственностью "Строительное объединение "Восход-Исса" путем подготовки и направления для согласования договора купли- продажи земельного участка на основании постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 05.04.2011 N 1635 с определением цены земельного участка на дату подачи заявления о его приобретении в собственность - 15.09.2011 в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.10.2013 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что решение является необоснованным, принятым при неполном выяснении обстоятельств дела, с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебное заседание представитель Комитета земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя Комитета.
Представитель Общества с ограниченной ответственностью "Строительное объединение "Восход-Исса" считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Общества с ограниченной ответственностью "Строительное объединение "Восход-Исса", оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Заявитель 30.12.2010 обратился в Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" с заявлением (вх. N 41326) о предоставлении земельного участка с кадастровым номером N 16:50:080520:5 площадью 5400 кв. м в собственность, за плату в размере 2,5% от его кадастровой стоимости.
19.01.2011 ответчик уведомил заявителя о подготовке проекта постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани "О предоставлении ООО "Строительное объединение "Восход-Исса" земельного участка по ул. Лебедева".
05.04.2011 Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани N 1635 "О предоставлении ООО "Строительное объединение "Восход-Исса" земельного участка по ул. Лебедева" обществу был предоставлен в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 16:50:080520:5, площадью 5400 кв. м, занимаемый административным зданием по ул. Лебедева, д. 1.
Согласно пункту 2.2. вышеуказанного Постановления обществу было предписано заключить с ответчиком договор купли-продажи данного земельного участка.
Согласно пункту 2.3. постановления от 05.04.2011 N 1635 обществу было предписано зарегистрировать в Управлении Росреестра право собственности на земельный участок.
12.08.2011 Общество обратилось к ответчику с заявлением N 20655 о подготовке акта установления цены продажи вышеуказанного земельного участка.
05.09.2011 ответчик, рассмотрев заявление общества N 20655, письмом N 18531 отказал в подготовке акта цены по причине расхождения данных в кадастровом паспорте земельного участка.
15.09.2011 заявитель в ответ на письмо ответчика от 05.09.2011 направил письмо-разъяснение с повторной просьбой подготовить и выдать акт установления цены продажи земельного участка и договор купли-продажи земельного участка.
29.09.2011 ответчик подготовил акт N 1530 установления цены продажи земельного участка.
Стоимость земельного участка была рассчитана исходя из размера двух с половиной процентов от кадастровой стоимости земельного участка согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.01.2008 N 18 "Об установлении цены земельных участков, отчуждаемых собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений", которая составила 1 332 327,15 руб., действий по подготовке и направлению проекта договора купли-продажи в адрес заявителя ответчик не произвел.
04.10.2011 заявитель повторно обратился к ответчику с заявлением на заключение договора купли-продажи земельного участка. Ответчик повторно не подготовил и не направил в адрес заявителя проект договора купли-продажи земельного участка.
02.07.2013 общество согласно постановлению Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани N 1635 от 05.04.2011 и акту установления цены продажи земельного участка N 1530 от 29.09.2011 перечислило платежным поручением N 2 на реквизиты ответчика выкупную стоимость земельного участка в размере 1332327,15 руб.
04.07.2013 заявитель в третий раз обратился к ответчику с заявлением на заключение договора купли-продажи земельного участка N 12494/КЗИО-ВХ.
Ответчик в адрес заявителя проект договора купли-продажи земельного участка не направил.
29.07.2013 заявителю был выдан новый акт установления цены продажи земельного участка N 1623, а именно: 5 526 493,02 руб. Выкупная стоимость рассчитана ответчиком по состоянию на 29.07.2013 с учетом положений решения Казанской городской Думы от 24.10.2011 N 12-8, постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.10.2012 N 827.
С учетом изложенного судом верно установлено, что по обращениям Заявителя от 15.09.2011, 04.10.2011, 04.07.2013 Ответчик проект договора купли-продажи земельного участка не подготовил и в адрес Заявителя не направил.
В силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Данное право осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Согласно пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Решением представительного органа муниципального образования города Казани от 17.12.2005 N 3-5 утвержден Устав муниципального образования города Казани.
Согласно ст. 40 Устава в сфере земельных отношений Исполнительный комитет муниципального образования города Казани обладает следующими полномочиями: осуществляет работы по формированию земельных участков; организует проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или продаже права на заключение договора аренды земельного участка в случаях, предусмотренных земельным законодательством; предоставляет в установленном порядке на основании генерального плана города Казани и проектов планировки и застройки в бессрочное (постоянное) и безвозмездное срочное пользование, аренду, собственность и изымает земельные участки в пределах города Казани, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Решением Казанской городской Думы N 20-3 от 29.12.2010 г утверждено Положение о МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", который является органом Исполнительного комитета муниципального образования города Казани и обладает статусом юридического лица (п. 1.2).
К компетенции и полномочиям МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", как органа Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, отнесены в том числе и полномочия по владению, пользованию, распоряжению и управлению от имени муниципального образования муниципальным имуществом города Казани и земельными участками, заключение договоров и иных сделок с юридическими и физическими лицами по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством (п. 3.1.1.).
Согласно п. п. 3.1.23., 3.1.24., 3.1.26. вышеуказанного Положения Ответчик, осуществляя полномочия собственника земельных участков, подготавливает проекты правовых актов Исполнительного комитета г. Казани о передачи земли в собственность, выступает в качестве продавца земельных участков, заключает договоры купли-продажи земельных участков, определяет существенные и иные условия договоров купли-продажи земельных участков, оформляет и выдает акты установления выкупной цены земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Казани.
Судом правильно указано на то, что ответчик обязан был в силу приведенных норм статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации провести всю вышеуказанную работу в установленные законодательством сроки (2 месяца).
В пункте 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что до 1 августа 2012 года продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения, производится по установленной субъектами Российской Федерации цене в пределах:
- - 20 процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллиона человек;
- - 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Из содержания названной нормы следует, что субъектами применения льготного порядка расчетов за приватизируемые земельные участки выступают собственники зданий, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.
Следовательно, при приобретении в собственность земельного участка по цене, установленной в пункте 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", достаточным критерием установления права собственника недвижимого имущества на льготу служит факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятия.
Постановлением Кабинета Министров РТ от 17 января 2008 N 18 "Об установлении цены земли участков, отчуждаемых собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" установлена цена земли, применяемая для определения стоимости находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, приобретаемых собственниками расположенных на них зданий.
Таким образом, любой собственник недвижимого имущества, выкупленного у государственного (муниципального) образования, имеет право на получение земельного участка на льготных условиях независимо от того, приобрел ли он недвижимость непосредственно при приватизации или на вторичном рынке.
В соответствии с п. 7 Перечня документов, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370, к заявлению о приобретении прав на земельный участок прилагаются, в том числе, копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в собственность на особых условиях; на условиях, установленных земельным законодательством.
Льготные условия приобретения земельного участка в собственность предусмотрены пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которому до 1 июля 2012 года осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участков зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах 2,5 процентов кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 09.04.2009 N 14649/08, для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
Заявитель в обоснование своих требований ссылается на то, что объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности, были отчуждены из государственной собственности, что подтверждается постановлением Главы администрации г. Казани N 86 от 25.01.1994 "Об отводе Строительному объединению "Восход-Исса" земельного участка для строительства базы по ул. Лебедева Приволжского района" и государственным актом N РТ-50-000010 от 29.03.1994.
Реализуя указанное право, Заявитель обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером N 16:50:080520:5 площадью 5400 кв. м в собственность за плату в размере 2,5% от его кадастровой стоимости.
Ответчиком был подготовлен Акт установления цены продажи земельного участка N 1530, в котором цена продажи испрашиваемого участка была рассчитана исходя из ставки 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Тем самым Ответчик признал, что объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности, были отчуждены из государственной собственности и Заявитель обладает правом на получение земельного участка на льготных условиях. Доказательств обратного в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Ответчиком суду не представлены.
Заявитель обратился к ответчику с заявлением о предоставлении находящегося в муниципальной собственности земельного участка, на котором расположены принадлежащие ему объекты недвижимости, находившиеся до отчуждения в муниципальной собственности 30 декабря 2010 года.
Таким образом, проект договора должен быть направлен Ответчиком Заявителю до 01.03.2010.
Постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани о принятии решения о предоставлении Заявителю в собственность земельного участка общей площадью 5400,0 кв. м с кадастровым номером N 16:50:080520:5, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Лебедева, 1, было вынесено только 05 апреля 2011 года N 1635.
После вынесения указанного постановления Ответчик вплоть до обращения Заявителя в суд проект договора купли-продажи земельного участка не подготовил и Заявителю не направил.
Обратного Ответчик в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Ответчиком суду не доказал, допустимые доказательства не представлены.
С учетом изложенного судом правильно указано на то, что заявление Общества было рассмотрено с нарушением пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Материалами дела доказано, что объекты недвижимого имущества, принадлежащие Заявителю и расположенные на спорном земельном участке, ранее приобретены в процессе приватизации государственного предприятия. Данный факт является основанием для отнесения Заявителя к категории собственников, для которых действует льготная цена выкупа земельного участка из расчета два с половиной процента от его кадастровой стоимости в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", подпунктом 7 пункта 8 раздела II Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости" сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости вносятся в государственный кадастр недвижимости и образуют на ряду с другими состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости.
Таким образом, обязанность подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка возникает у уполномоченного органа с момента подачи заинтересованным лицом заявления о выкупе земельного участка, соответствующего требованиям закона (п. 6 ст. 36 ЗК РФ).
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа до делу N А55-20477/2012 от 27.05.2013.
Из содержания частей 5, 6, 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что правоотношение по предоставлению земельного участка в собственность собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникает в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления с приложением необходимых для принятия компетентным органом решения документов. Наличие заявления и документов позволяет индивидуализировать земельный участок как объект гражданских прав, дает основание и обязывает компетентный орган направить заинтересованному лицу проект договора купли-продажи земельного участка с определением в нем цены.
Следовательно, выкупная цена земельного участка подлежала определению на момент подачи заинтересованным лицом заявления в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Заявитель обратился к ответчику с заявлением о предоставлении находящегося в муниципальной собственности земельного участка, на котором расположены принадлежащие ему объекты недвижимости, находившиеся до отчуждения в муниципальной собственности 30.12.2010.
На момент подачи Заявителем заявления о подготовке договора купли-продажи (15.09.2011) цена устанавливалась субъектами Российской Федерации. В Республике Татарстан при продаже земельных участков, отчуждаемых собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.01.2008 года N 18 (в редакции от 26.01.2012) была установлена цена земли в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, цена выкупаемого земельного участка в данном случае является нормативно регулируемой и стороны договора обязаны руководствоваться установленной ценой выкупа земельного участка, поскольку порядок определения цены установлен законодательством Российской федерации (п. 1 ст. 2 ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 года N 137-ФЗ).
В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать закону.
Нарушение Ответчиком срока предоставления земельного участка имело для Заявителя существенное значение, поскольку пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 12 декабря 2011 г. N 427-ФЗ в пункт 1 статьи 2) предусмотрен срок приобретения земельных участков, приобретаемых из муниципальной собственности по льготной цене (2,5%), до 01.07.2012, на указанную выкупную стоимость претендовал Заявитель, приобретая объекты недвижимости.
В результате непринятия должных и своевременных действий со стороны Ответчика по предоставлению земельного участка было нарушено право Заявителя о предоставлении земельного участка до 01.07.2012.
Нарушение Ответчиком срока принятия решения в установленный срок с момента подачи соответствующего заявления привело к изменениям в законодательстве, а именно, размера стоимости испрашиваемого земельного участка и лишения Заявителя на льготную покупку испрашиваемого земельного участка, заявление на которое подано в рамках срока, предусмотренного Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.07.2012, то есть до истечения срока на льготную покупку земельного участка.
С учетом этого суд правомерно признал обоснованными доводы Заявителя, что выкупная цена испрашиваемого земельного участка должна рассчитывается на момент подачи заявления о его приобретении в собственность - 15.09.2011.
Судом правильно указано на то, что довод ответчика о необходимости определения цены продажи земельного участка на момент заключения договора купли-продажи противоречит пунктам 5, 6, 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, из содержания которых следует, что правоотношения по предоставлению земельного участка в собственность собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникают в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что требование заявителя о признании незаконным бездействия Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", выраженного в неподготовке и незаключении договора купли-продажи земельного участка на основании постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 05.04.2011 N 1635, подлежит удовлетворению, в соответствии с положениями ст. 201 АПК РФ, удовлетворил заявленные требования, оснований для отмены решения суда не имеется.
Другие доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут послужить основанием для отмены решения суда.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 октября 2013 года по делу N А65-17583/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
П.В.БАЖАН
Н.Ю.МАРЧИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.01.2014 N 11АП-22229/2013 ПО ДЕЛУ N А65-17583/2013
Разделы:Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2014 г. по делу N А65-17583/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2014 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 22 января 2014 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Строительное объединение "Восход-Исса" - Кавиев А.Г., доверенность от 28.08.2013 г.;
- от Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" - извещен, не явился;
- от Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 октября 2013 года по делу N А65-17583/2013 (судья Хасанов А.Р.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Строительное объединение "Восход-Исса", г. Казань,
к Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", г. Казань,
третье лицо:
Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, г. Казань,
о признании незаконным бездействия и об обязании устранить допущенные нарушения прав,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Строительное объединение "Восход-Исса", г. Казань (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", г. Казань, о признании незаконным бездействия Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", выраженного в неподготовке и незаключении договора купли-продажи земельного участка на основании постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 05.04.2011 N 1635, об обязании Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" устранить допущенные нарушения прав Общества с ограниченной ответственностью "Строительное объединение "Восход-Исса" путем подготовки и направления для согласования договора купли- продажи земельного участка на основании постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 05.04.2011 N 1635 с определением цены земельного участка на дату подачи заявления о его приобретении в собственность - 15.09.2011 в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.10.2013 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что решение является необоснованным, принятым при неполном выяснении обстоятельств дела, с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебное заседание представитель Комитета земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя Комитета.
Представитель Общества с ограниченной ответственностью "Строительное объединение "Восход-Исса" считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Общества с ограниченной ответственностью "Строительное объединение "Восход-Исса", оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Заявитель 30.12.2010 обратился в Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" с заявлением (вх. N 41326) о предоставлении земельного участка с кадастровым номером N 16:50:080520:5 площадью 5400 кв. м в собственность, за плату в размере 2,5% от его кадастровой стоимости.
19.01.2011 ответчик уведомил заявителя о подготовке проекта постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани "О предоставлении ООО "Строительное объединение "Восход-Исса" земельного участка по ул. Лебедева".
05.04.2011 Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани N 1635 "О предоставлении ООО "Строительное объединение "Восход-Исса" земельного участка по ул. Лебедева" обществу был предоставлен в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 16:50:080520:5, площадью 5400 кв. м, занимаемый административным зданием по ул. Лебедева, д. 1.
Согласно пункту 2.2. вышеуказанного Постановления обществу было предписано заключить с ответчиком договор купли-продажи данного земельного участка.
Согласно пункту 2.3. постановления от 05.04.2011 N 1635 обществу было предписано зарегистрировать в Управлении Росреестра право собственности на земельный участок.
12.08.2011 Общество обратилось к ответчику с заявлением N 20655 о подготовке акта установления цены продажи вышеуказанного земельного участка.
05.09.2011 ответчик, рассмотрев заявление общества N 20655, письмом N 18531 отказал в подготовке акта цены по причине расхождения данных в кадастровом паспорте земельного участка.
15.09.2011 заявитель в ответ на письмо ответчика от 05.09.2011 направил письмо-разъяснение с повторной просьбой подготовить и выдать акт установления цены продажи земельного участка и договор купли-продажи земельного участка.
29.09.2011 ответчик подготовил акт N 1530 установления цены продажи земельного участка.
Стоимость земельного участка была рассчитана исходя из размера двух с половиной процентов от кадастровой стоимости земельного участка согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.01.2008 N 18 "Об установлении цены земельных участков, отчуждаемых собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений", которая составила 1 332 327,15 руб., действий по подготовке и направлению проекта договора купли-продажи в адрес заявителя ответчик не произвел.
04.10.2011 заявитель повторно обратился к ответчику с заявлением на заключение договора купли-продажи земельного участка. Ответчик повторно не подготовил и не направил в адрес заявителя проект договора купли-продажи земельного участка.
02.07.2013 общество согласно постановлению Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани N 1635 от 05.04.2011 и акту установления цены продажи земельного участка N 1530 от 29.09.2011 перечислило платежным поручением N 2 на реквизиты ответчика выкупную стоимость земельного участка в размере 1332327,15 руб.
04.07.2013 заявитель в третий раз обратился к ответчику с заявлением на заключение договора купли-продажи земельного участка N 12494/КЗИО-ВХ.
Ответчик в адрес заявителя проект договора купли-продажи земельного участка не направил.
29.07.2013 заявителю был выдан новый акт установления цены продажи земельного участка N 1623, а именно: 5 526 493,02 руб. Выкупная стоимость рассчитана ответчиком по состоянию на 29.07.2013 с учетом положений решения Казанской городской Думы от 24.10.2011 N 12-8, постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.10.2012 N 827.
С учетом изложенного судом верно установлено, что по обращениям Заявителя от 15.09.2011, 04.10.2011, 04.07.2013 Ответчик проект договора купли-продажи земельного участка не подготовил и в адрес Заявителя не направил.
В силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Данное право осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Согласно пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Решением представительного органа муниципального образования города Казани от 17.12.2005 N 3-5 утвержден Устав муниципального образования города Казани.
Согласно ст. 40 Устава в сфере земельных отношений Исполнительный комитет муниципального образования города Казани обладает следующими полномочиями: осуществляет работы по формированию земельных участков; организует проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или продаже права на заключение договора аренды земельного участка в случаях, предусмотренных земельным законодательством; предоставляет в установленном порядке на основании генерального плана города Казани и проектов планировки и застройки в бессрочное (постоянное) и безвозмездное срочное пользование, аренду, собственность и изымает земельные участки в пределах города Казани, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Решением Казанской городской Думы N 20-3 от 29.12.2010 г утверждено Положение о МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", который является органом Исполнительного комитета муниципального образования города Казани и обладает статусом юридического лица (п. 1.2).
К компетенции и полномочиям МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", как органа Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, отнесены в том числе и полномочия по владению, пользованию, распоряжению и управлению от имени муниципального образования муниципальным имуществом города Казани и земельными участками, заключение договоров и иных сделок с юридическими и физическими лицами по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством (п. 3.1.1.).
Согласно п. п. 3.1.23., 3.1.24., 3.1.26. вышеуказанного Положения Ответчик, осуществляя полномочия собственника земельных участков, подготавливает проекты правовых актов Исполнительного комитета г. Казани о передачи земли в собственность, выступает в качестве продавца земельных участков, заключает договоры купли-продажи земельных участков, определяет существенные и иные условия договоров купли-продажи земельных участков, оформляет и выдает акты установления выкупной цены земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Казани.
Судом правильно указано на то, что ответчик обязан был в силу приведенных норм статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации провести всю вышеуказанную работу в установленные законодательством сроки (2 месяца).
В пункте 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что до 1 августа 2012 года продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения, производится по установленной субъектами Российской Федерации цене в пределах:
- - 20 процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллиона человек;
- - 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Из содержания названной нормы следует, что субъектами применения льготного порядка расчетов за приватизируемые земельные участки выступают собственники зданий, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.
Следовательно, при приобретении в собственность земельного участка по цене, установленной в пункте 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", достаточным критерием установления права собственника недвижимого имущества на льготу служит факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятия.
Постановлением Кабинета Министров РТ от 17 января 2008 N 18 "Об установлении цены земли участков, отчуждаемых собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" установлена цена земли, применяемая для определения стоимости находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, приобретаемых собственниками расположенных на них зданий.
Таким образом, любой собственник недвижимого имущества, выкупленного у государственного (муниципального) образования, имеет право на получение земельного участка на льготных условиях независимо от того, приобрел ли он недвижимость непосредственно при приватизации или на вторичном рынке.
В соответствии с п. 7 Перечня документов, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370, к заявлению о приобретении прав на земельный участок прилагаются, в том числе, копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в собственность на особых условиях; на условиях, установленных земельным законодательством.
Льготные условия приобретения земельного участка в собственность предусмотрены пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которому до 1 июля 2012 года осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участков зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах 2,5 процентов кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 09.04.2009 N 14649/08, для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
Заявитель в обоснование своих требований ссылается на то, что объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности, были отчуждены из государственной собственности, что подтверждается постановлением Главы администрации г. Казани N 86 от 25.01.1994 "Об отводе Строительному объединению "Восход-Исса" земельного участка для строительства базы по ул. Лебедева Приволжского района" и государственным актом N РТ-50-000010 от 29.03.1994.
Реализуя указанное право, Заявитель обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером N 16:50:080520:5 площадью 5400 кв. м в собственность за плату в размере 2,5% от его кадастровой стоимости.
Ответчиком был подготовлен Акт установления цены продажи земельного участка N 1530, в котором цена продажи испрашиваемого участка была рассчитана исходя из ставки 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Тем самым Ответчик признал, что объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности, были отчуждены из государственной собственности и Заявитель обладает правом на получение земельного участка на льготных условиях. Доказательств обратного в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Ответчиком суду не представлены.
Заявитель обратился к ответчику с заявлением о предоставлении находящегося в муниципальной собственности земельного участка, на котором расположены принадлежащие ему объекты недвижимости, находившиеся до отчуждения в муниципальной собственности 30 декабря 2010 года.
Таким образом, проект договора должен быть направлен Ответчиком Заявителю до 01.03.2010.
Постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани о принятии решения о предоставлении Заявителю в собственность земельного участка общей площадью 5400,0 кв. м с кадастровым номером N 16:50:080520:5, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Лебедева, 1, было вынесено только 05 апреля 2011 года N 1635.
После вынесения указанного постановления Ответчик вплоть до обращения Заявителя в суд проект договора купли-продажи земельного участка не подготовил и Заявителю не направил.
Обратного Ответчик в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Ответчиком суду не доказал, допустимые доказательства не представлены.
С учетом изложенного судом правильно указано на то, что заявление Общества было рассмотрено с нарушением пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Материалами дела доказано, что объекты недвижимого имущества, принадлежащие Заявителю и расположенные на спорном земельном участке, ранее приобретены в процессе приватизации государственного предприятия. Данный факт является основанием для отнесения Заявителя к категории собственников, для которых действует льготная цена выкупа земельного участка из расчета два с половиной процента от его кадастровой стоимости в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", подпунктом 7 пункта 8 раздела II Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости" сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости вносятся в государственный кадастр недвижимости и образуют на ряду с другими состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости.
Таким образом, обязанность подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка возникает у уполномоченного органа с момента подачи заинтересованным лицом заявления о выкупе земельного участка, соответствующего требованиям закона (п. 6 ст. 36 ЗК РФ).
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа до делу N А55-20477/2012 от 27.05.2013.
Из содержания частей 5, 6, 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что правоотношение по предоставлению земельного участка в собственность собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникает в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления с приложением необходимых для принятия компетентным органом решения документов. Наличие заявления и документов позволяет индивидуализировать земельный участок как объект гражданских прав, дает основание и обязывает компетентный орган направить заинтересованному лицу проект договора купли-продажи земельного участка с определением в нем цены.
Следовательно, выкупная цена земельного участка подлежала определению на момент подачи заинтересованным лицом заявления в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Заявитель обратился к ответчику с заявлением о предоставлении находящегося в муниципальной собственности земельного участка, на котором расположены принадлежащие ему объекты недвижимости, находившиеся до отчуждения в муниципальной собственности 30.12.2010.
На момент подачи Заявителем заявления о подготовке договора купли-продажи (15.09.2011) цена устанавливалась субъектами Российской Федерации. В Республике Татарстан при продаже земельных участков, отчуждаемых собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.01.2008 года N 18 (в редакции от 26.01.2012) была установлена цена земли в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, цена выкупаемого земельного участка в данном случае является нормативно регулируемой и стороны договора обязаны руководствоваться установленной ценой выкупа земельного участка, поскольку порядок определения цены установлен законодательством Российской федерации (п. 1 ст. 2 ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 года N 137-ФЗ).
В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать закону.
Нарушение Ответчиком срока предоставления земельного участка имело для Заявителя существенное значение, поскольку пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 12 декабря 2011 г. N 427-ФЗ в пункт 1 статьи 2) предусмотрен срок приобретения земельных участков, приобретаемых из муниципальной собственности по льготной цене (2,5%), до 01.07.2012, на указанную выкупную стоимость претендовал Заявитель, приобретая объекты недвижимости.
В результате непринятия должных и своевременных действий со стороны Ответчика по предоставлению земельного участка было нарушено право Заявителя о предоставлении земельного участка до 01.07.2012.
Нарушение Ответчиком срока принятия решения в установленный срок с момента подачи соответствующего заявления привело к изменениям в законодательстве, а именно, размера стоимости испрашиваемого земельного участка и лишения Заявителя на льготную покупку испрашиваемого земельного участка, заявление на которое подано в рамках срока, предусмотренного Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.07.2012, то есть до истечения срока на льготную покупку земельного участка.
С учетом этого суд правомерно признал обоснованными доводы Заявителя, что выкупная цена испрашиваемого земельного участка должна рассчитывается на момент подачи заявления о его приобретении в собственность - 15.09.2011.
Судом правильно указано на то, что довод ответчика о необходимости определения цены продажи земельного участка на момент заключения договора купли-продажи противоречит пунктам 5, 6, 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, из содержания которых следует, что правоотношения по предоставлению земельного участка в собственность собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникают в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что требование заявителя о признании незаконным бездействия Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", выраженного в неподготовке и незаключении договора купли-продажи земельного участка на основании постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 05.04.2011 N 1635, подлежит удовлетворению, в соответствии с положениями ст. 201 АПК РФ, удовлетворил заявленные требования, оснований для отмены решения суда не имеется.
Другие доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут послужить основанием для отмены решения суда.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 октября 2013 года по делу N А65-17583/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
П.В.БАЖАН
Н.Ю.МАРЧИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)