Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2015 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Орловой Н.В.
Тамашакина С.Н.
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Тюменской области на постановление от 03.10.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Лотов А.Н., Сидоренко О.А.) по делу N А70-3743/2014 по заявлению Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (625016, г. Тюмень, ул. 30 лет Победы, 52, ОГРН 1077203016956, ИНН 7203191674) к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (625004, г. Тюмень, ул. Сакко, 30, 1, ОГРН 1057200738792, ИНН 7202138460) о признании незаконным изложенного в письме от 13.01.2014 N 140113004/10-2 решения об отказе в предоставлении земельного участка в г. Тюмени, ул. 30 лет Победы.
В заседании приняли участие представители:
- от Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству - Коптелов А.Е. по доверенности от 23.01.2015 N 42;
- от Департамента имущественных отношений Тюменской области - Горностаев Д.А. по доверенности от 11.12.2014 N 254/08-3-Д.
Суд
установил:
Нижнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (далее - управление, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее - департамент, заинтересованное лицо) о признании незаконным изложенного в письме от 13.01.2014 N 140113004/10-2 решения об отказе в предоставлении земельного участка в г. Тюмени, ул. 30 лет Победы и об обязании предоставить данный земельный участок.
Решением от 23.06.2014 Арбитражного суда Тюменской области (судья Коряковцева О.В.) по делу N А70-3743/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 03.10.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение от 23.06.2014 Арбитражного суда Тюменской области отменено. По делу принят новый судебный акт. Заявление управления удовлетворено. Решение департамента об отказе в предоставлении земельного участка в г. Тюмени, ул. 30 лет Победы, изложенное в письме от 13.01.2014 N 140113004/10-2, признано незаконным. На департамент возложена обязанность предоставить управлению земельный участок в г. Тюмени, ул. 30 лет Победы (номер кадастрового квартала 72:23:04 30 002), прилегающий к земельному участку по адресу: г. Тюмень, ул. 30 лет Победы, д. 52 (кадастровый номер 72:23:04 30 002:98), в безвозмездное срочное пользование для организации парковочных мест автотранспорта.
Департамент обратился с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм права, просит обжалуемый судебный акт отменить.
По мнению подателя жалобы, управление как государственный орган в силу приказа Федерального агентства по рыболовству от 17.09.2013 N 705 "Об утверждении Положения о Нижнеобском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству" (далее - Положение N 705) предпринимательскую деятельность не осуществляет, исполнение возложенных на него функций не зависит от наличия либо отсутствия земельного участка, необходимого для организации парковочных мест, в связи с чем оспариваемое решение департамента не нарушает права и законные интересы управления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы и возражения.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, а также соответствие выводов в указанном акте установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции полагает, что обжалованное постановление подлежит оставлению без изменения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, управлению на праве оперативного управления принадлежит нежилое помещение в строении (литера А), общая площадь 589,3 кв. м, этаж 2 и 3, номера 1-16 на 2 этаже и номера 1-8 на 3 этаже, адрес объекта: г. Тюмень, ул. 30 лет Победы, д. 52, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N 72 НК 972662 от 04.07.2008.
Как следует из распоряжения ТУ Росимущества в Тюменской области от 30.09.2013 N 227/03, у управления в силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) возникло право ограниченного пользования долей земельного участка с кадастровым номером 72:23:0430002:98 в размере 51/100 (230,52 кв. м). Указанный земельный участок расположен по адресу: г. Тюмень, ул. 30 лет Победы, д. 52, с разрешенным использованием - под существующие нежилые помещения, категория земель - земли населенных пунктов.
Земельный участок с кадастровым номером 72:23:0430002:98 сформирован в границах почти по периметру здания.
У центрального входа в здание имеется прилегающая территория площадью 341 кв. м, которая огорожена декоративным кирпичным забором, въезд на нее перекрыт шлагбаумом.
Ранее данный участок площадью 341 кв. м предоставлялся в безвозмездное срочное пользование ФГУ "Нижнеобьрыбвод" для организации парковки автотранспорта, что подтверждается решением департамента от 23.08.2010 N 1285-з, схемой расположения земельного участка, договором безвозмездного срочного пользования земельным участком от 30.08.2010 N 23-24/186; актом приема-передачи от 30.08.2010.
Управление, занимающее в настоящее время помещения, в которых ранее располагалось ФГУ "Нижнеобьрыбвод", 28.11.2013 обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в безвозмездное срочное пользование того же земельного участка площадью 341 кв. м для тех же целей.
По результатам рассмотрения данного заявления департамент направил письмо от 13.01.2014 N 140113004/10-2, которым отказал управлению в предоставлении в безвозмездное срочное пользование испрашиваемого земельного участка, в связи с самовольным занятием земельного участка, а также по тому основанию, что испрашиваемый земельный участок входит в границы земель общего пользования.
Не согласившись с данным отказом, управление обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьей 24 ЗК РФ, разделом 10 постановления правительства Тюменской области от 02.07.2007 N 144-п "Об утверждении Положения о порядке принятия решения о предоставлении земельных участков" (далее - Постановление N 144-п), сложившейся судебной практикой (N А70-7751/2013), пришел к выводу о неправомерности такого основания для отказа в предоставлении земельного участка как самовольное его занятие.
Второе основание для отказа в предоставлении земельного участка суд не признал незаконным, так как им не нарушаются конкретные нормы действующего законодательства и в вышеуказанном здании располагается не только управление, но иные юридические лица.
Мотивируя отказ управлению в удовлетворении заявления, суд сослался на часть 1 статьи 198 АПК РФ, полагая, что оспариваемый отказ не нарушает права и законные интересы управления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагает на него какие-либо обязанности, не создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, руководствовался частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пунктом 1 статьи 28, статьей 29, подпунктом 1 пункта 1 статьи 24, пунктом 1 статьи 20, статьей 34 ЗК РФ, пунктом 9.12 Постановления N 144-п, и пришел к выводу, что данный отказ является необоснованным.
При этом в части отказа департамента в связи с нахождением испрашиваемого земельного участка в границах земель общего пользования отметил следующее.
В силу статьи 85 ЗК РФ, пунктов 11, 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 16 решения Тюменской городской Думы от 30.10.2008 N 154 "О Правилах землепользования и застройки города Тюмени" принадлежность испрашиваемого участка к зоне Ж-1 предусматривает возможность размещения на данном участке автомобильной парковки. Доказательств, свидетельствующих об обратном, департаментом в материалы дела не представлено.
Относительно самовольного занятия спорного земельного участка суд апелляционной инстанции указал.
В силу пункта 9.12 Постановления N 144-п и учитывая, что земельный участок свободен от прав третьих лиц, расположен в территориальной зоне Ж-1, которая допускает размещение автостоянки, то препятствий для его предоставления управлению не усматривается.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы кассационной жалобы, исходит из установленных по делу обстоятельств и следующих норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 24 ЗК РФ, в безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, юридическим лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на срок не более чем один год.
В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления (пункт 1 статьи 20 ЗК РФ).
Порядок предоставления заинтересованным лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 ЗК РФ.
В силу пункта 1 статьи 34 ЗК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Постановлением Правительства Тюменской области от 02.07.2007 N 144-п утверждено Положение о порядке принятия решения о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Тюменской области, а также расположенных на территории муниципального образования городской округ город Тюмень земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пункту 9.12 Постановления N 144-п, в случае отсутствия у заявителя права на предоставление земельного участка, департамент в течение тридцати календарных дней со дня поступления заявления направляет заявителю письменный отказ в предоставлении земельного участка, содержащий причины такого отказа.
В силу статьи 85 ЗК РФ к земельным участкам общего пользования относятся не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие.
Как следует из пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии с понятием, данным в пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, границы существующих, планируемых (изменяемых, вновь образуемых) территорий общего пользования обозначаются красными линиями.
Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, ими может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары и т.п.) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.
27.12.2011 приказом Министерства регионального развития Российской Федерации N 613 утверждены Методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, согласно которым пешеходные зоны - участки территории населенного пункта, на которых осуществляется движение населения в прогулочных и культурно-бытовых целях, в целях транзитного передвижения и которые обладают определенными характеристиками: наличие остановок скоростного внеуличного и наземного общественного транспорта, высокая концентрация объектов обслуживания, памятников истории и культуры, рекреаций и т.п., высокая суммарная плотность пешеходных потоков. Пешеходные зоны могут формироваться на эспланадах, пешеходных улицах, пешеходных частях площадей населенного пункта.
Доказательств того, что испрашиваемый управлением земельный участок расположен на территории, обозначенной красными линиями, департаментом не представлено, а из представленной карты следует, что земельный участок находится в зоне Ж-1 - зона застройки многоэтажными жилыми домами.
Как следует из пункта 1 статьи 16 решения Тюменской городской Думы от 30.10.2008 N 154 "О Правилах землепользования и застройки города Тюмени", зона застройки многоэтажными жилыми домами Ж-1 выделена для формирования кварталов с высокой плотностью застройки и включает участки территории города Тюмени, определенные Генеральным планом для размещения многоэтажных жилых домов, а также объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.
В указанной зоне возможно размещение объектов хранения легкового автотранспорта, допустимых к размещению в соответствии с требованиями санитарного законодательства Российской Федерации (подпункт 8 пункта 2 статьи 16 решения Тюменской городской Думы от 30.10.2008 N 154 "О Правилах землепользования и застройки города Тюмени").
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что принадлежность испрашиваемого участка к зоне Ж-1 предусматривает возможность размещения на данном участке автомобильной парковки, участок не относится к территории общего пользования.
В силу пункта 9.12 Постановление N 144-п в случае отсутствия у заявителя права на предоставление земельного участка департамент в течение тридцати календарных дней со дня поступления заявления направляет заявителю письменный отказ в предоставлении земельного участка, содержащий причины такого отказа.
Доказательств невозможности предоставления заявителю права на данный земельный участок, например, вследствие того, что участок не свободен от прав третьих лиц, в материалах дела не имеется.
Иных критериев для отказа в предоставлении земельного участка ни ЗК РФ, ни Постановление N 144-п не содержит.
Поскольку земельный участок свободен от прав третьих лиц, расположен в территориальной зоне Ж-1, которая допускает размещение автостоянки, то препятствий для его предоставления управлению не усматривается.
Кроме того, департамент не доказал, что интерес управления в использовании участка не основан на законе и у управления отсутствует.
Таким образом, суд апелляционный инстанции пришел к правомерному выводу, что оспариваемое решение департамента (изложенное в письме от 13.01.2014 N 140113004/10-2) об отказе в предоставлении земельного участка является необоснованным, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, основанные на фактических обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ могут быть основанием для отмены или изменения судебного акта. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 03.10.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-3743/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.В.СИРИНА
Судьи
Н.В.ОРЛОВА
С.Н.ТАМАШАКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 29.01.2015 N Ф04-14013/2014 ПО ДЕЛУ N А70-3743/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2015 г. по делу N А70-3743/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2015 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Орловой Н.В.
Тамашакина С.Н.
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Тюменской области на постановление от 03.10.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Лотов А.Н., Сидоренко О.А.) по делу N А70-3743/2014 по заявлению Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (625016, г. Тюмень, ул. 30 лет Победы, 52, ОГРН 1077203016956, ИНН 7203191674) к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (625004, г. Тюмень, ул. Сакко, 30, 1, ОГРН 1057200738792, ИНН 7202138460) о признании незаконным изложенного в письме от 13.01.2014 N 140113004/10-2 решения об отказе в предоставлении земельного участка в г. Тюмени, ул. 30 лет Победы.
В заседании приняли участие представители:
- от Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству - Коптелов А.Е. по доверенности от 23.01.2015 N 42;
- от Департамента имущественных отношений Тюменской области - Горностаев Д.А. по доверенности от 11.12.2014 N 254/08-3-Д.
Суд
установил:
Нижнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (далее - управление, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее - департамент, заинтересованное лицо) о признании незаконным изложенного в письме от 13.01.2014 N 140113004/10-2 решения об отказе в предоставлении земельного участка в г. Тюмени, ул. 30 лет Победы и об обязании предоставить данный земельный участок.
Решением от 23.06.2014 Арбитражного суда Тюменской области (судья Коряковцева О.В.) по делу N А70-3743/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 03.10.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение от 23.06.2014 Арбитражного суда Тюменской области отменено. По делу принят новый судебный акт. Заявление управления удовлетворено. Решение департамента об отказе в предоставлении земельного участка в г. Тюмени, ул. 30 лет Победы, изложенное в письме от 13.01.2014 N 140113004/10-2, признано незаконным. На департамент возложена обязанность предоставить управлению земельный участок в г. Тюмени, ул. 30 лет Победы (номер кадастрового квартала 72:23:04 30 002), прилегающий к земельному участку по адресу: г. Тюмень, ул. 30 лет Победы, д. 52 (кадастровый номер 72:23:04 30 002:98), в безвозмездное срочное пользование для организации парковочных мест автотранспорта.
Департамент обратился с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм права, просит обжалуемый судебный акт отменить.
По мнению подателя жалобы, управление как государственный орган в силу приказа Федерального агентства по рыболовству от 17.09.2013 N 705 "Об утверждении Положения о Нижнеобском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству" (далее - Положение N 705) предпринимательскую деятельность не осуществляет, исполнение возложенных на него функций не зависит от наличия либо отсутствия земельного участка, необходимого для организации парковочных мест, в связи с чем оспариваемое решение департамента не нарушает права и законные интересы управления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы и возражения.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, а также соответствие выводов в указанном акте установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции полагает, что обжалованное постановление подлежит оставлению без изменения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, управлению на праве оперативного управления принадлежит нежилое помещение в строении (литера А), общая площадь 589,3 кв. м, этаж 2 и 3, номера 1-16 на 2 этаже и номера 1-8 на 3 этаже, адрес объекта: г. Тюмень, ул. 30 лет Победы, д. 52, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N 72 НК 972662 от 04.07.2008.
Как следует из распоряжения ТУ Росимущества в Тюменской области от 30.09.2013 N 227/03, у управления в силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) возникло право ограниченного пользования долей земельного участка с кадастровым номером 72:23:0430002:98 в размере 51/100 (230,52 кв. м). Указанный земельный участок расположен по адресу: г. Тюмень, ул. 30 лет Победы, д. 52, с разрешенным использованием - под существующие нежилые помещения, категория земель - земли населенных пунктов.
Земельный участок с кадастровым номером 72:23:0430002:98 сформирован в границах почти по периметру здания.
У центрального входа в здание имеется прилегающая территория площадью 341 кв. м, которая огорожена декоративным кирпичным забором, въезд на нее перекрыт шлагбаумом.
Ранее данный участок площадью 341 кв. м предоставлялся в безвозмездное срочное пользование ФГУ "Нижнеобьрыбвод" для организации парковки автотранспорта, что подтверждается решением департамента от 23.08.2010 N 1285-з, схемой расположения земельного участка, договором безвозмездного срочного пользования земельным участком от 30.08.2010 N 23-24/186; актом приема-передачи от 30.08.2010.
Управление, занимающее в настоящее время помещения, в которых ранее располагалось ФГУ "Нижнеобьрыбвод", 28.11.2013 обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в безвозмездное срочное пользование того же земельного участка площадью 341 кв. м для тех же целей.
По результатам рассмотрения данного заявления департамент направил письмо от 13.01.2014 N 140113004/10-2, которым отказал управлению в предоставлении в безвозмездное срочное пользование испрашиваемого земельного участка, в связи с самовольным занятием земельного участка, а также по тому основанию, что испрашиваемый земельный участок входит в границы земель общего пользования.
Не согласившись с данным отказом, управление обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьей 24 ЗК РФ, разделом 10 постановления правительства Тюменской области от 02.07.2007 N 144-п "Об утверждении Положения о порядке принятия решения о предоставлении земельных участков" (далее - Постановление N 144-п), сложившейся судебной практикой (N А70-7751/2013), пришел к выводу о неправомерности такого основания для отказа в предоставлении земельного участка как самовольное его занятие.
Второе основание для отказа в предоставлении земельного участка суд не признал незаконным, так как им не нарушаются конкретные нормы действующего законодательства и в вышеуказанном здании располагается не только управление, но иные юридические лица.
Мотивируя отказ управлению в удовлетворении заявления, суд сослался на часть 1 статьи 198 АПК РФ, полагая, что оспариваемый отказ не нарушает права и законные интересы управления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагает на него какие-либо обязанности, не создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, руководствовался частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пунктом 1 статьи 28, статьей 29, подпунктом 1 пункта 1 статьи 24, пунктом 1 статьи 20, статьей 34 ЗК РФ, пунктом 9.12 Постановления N 144-п, и пришел к выводу, что данный отказ является необоснованным.
При этом в части отказа департамента в связи с нахождением испрашиваемого земельного участка в границах земель общего пользования отметил следующее.
В силу статьи 85 ЗК РФ, пунктов 11, 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 16 решения Тюменской городской Думы от 30.10.2008 N 154 "О Правилах землепользования и застройки города Тюмени" принадлежность испрашиваемого участка к зоне Ж-1 предусматривает возможность размещения на данном участке автомобильной парковки. Доказательств, свидетельствующих об обратном, департаментом в материалы дела не представлено.
Относительно самовольного занятия спорного земельного участка суд апелляционной инстанции указал.
В силу пункта 9.12 Постановления N 144-п и учитывая, что земельный участок свободен от прав третьих лиц, расположен в территориальной зоне Ж-1, которая допускает размещение автостоянки, то препятствий для его предоставления управлению не усматривается.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы кассационной жалобы, исходит из установленных по делу обстоятельств и следующих норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 24 ЗК РФ, в безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, юридическим лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на срок не более чем один год.
В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления (пункт 1 статьи 20 ЗК РФ).
Порядок предоставления заинтересованным лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 ЗК РФ.
В силу пункта 1 статьи 34 ЗК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Постановлением Правительства Тюменской области от 02.07.2007 N 144-п утверждено Положение о порядке принятия решения о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Тюменской области, а также расположенных на территории муниципального образования городской округ город Тюмень земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пункту 9.12 Постановления N 144-п, в случае отсутствия у заявителя права на предоставление земельного участка, департамент в течение тридцати календарных дней со дня поступления заявления направляет заявителю письменный отказ в предоставлении земельного участка, содержащий причины такого отказа.
В силу статьи 85 ЗК РФ к земельным участкам общего пользования относятся не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие.
Как следует из пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии с понятием, данным в пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, границы существующих, планируемых (изменяемых, вновь образуемых) территорий общего пользования обозначаются красными линиями.
Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, ими может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары и т.п.) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.
27.12.2011 приказом Министерства регионального развития Российской Федерации N 613 утверждены Методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, согласно которым пешеходные зоны - участки территории населенного пункта, на которых осуществляется движение населения в прогулочных и культурно-бытовых целях, в целях транзитного передвижения и которые обладают определенными характеристиками: наличие остановок скоростного внеуличного и наземного общественного транспорта, высокая концентрация объектов обслуживания, памятников истории и культуры, рекреаций и т.п., высокая суммарная плотность пешеходных потоков. Пешеходные зоны могут формироваться на эспланадах, пешеходных улицах, пешеходных частях площадей населенного пункта.
Доказательств того, что испрашиваемый управлением земельный участок расположен на территории, обозначенной красными линиями, департаментом не представлено, а из представленной карты следует, что земельный участок находится в зоне Ж-1 - зона застройки многоэтажными жилыми домами.
Как следует из пункта 1 статьи 16 решения Тюменской городской Думы от 30.10.2008 N 154 "О Правилах землепользования и застройки города Тюмени", зона застройки многоэтажными жилыми домами Ж-1 выделена для формирования кварталов с высокой плотностью застройки и включает участки территории города Тюмени, определенные Генеральным планом для размещения многоэтажных жилых домов, а также объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.
В указанной зоне возможно размещение объектов хранения легкового автотранспорта, допустимых к размещению в соответствии с требованиями санитарного законодательства Российской Федерации (подпункт 8 пункта 2 статьи 16 решения Тюменской городской Думы от 30.10.2008 N 154 "О Правилах землепользования и застройки города Тюмени").
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что принадлежность испрашиваемого участка к зоне Ж-1 предусматривает возможность размещения на данном участке автомобильной парковки, участок не относится к территории общего пользования.
В силу пункта 9.12 Постановление N 144-п в случае отсутствия у заявителя права на предоставление земельного участка департамент в течение тридцати календарных дней со дня поступления заявления направляет заявителю письменный отказ в предоставлении земельного участка, содержащий причины такого отказа.
Доказательств невозможности предоставления заявителю права на данный земельный участок, например, вследствие того, что участок не свободен от прав третьих лиц, в материалах дела не имеется.
Иных критериев для отказа в предоставлении земельного участка ни ЗК РФ, ни Постановление N 144-п не содержит.
Поскольку земельный участок свободен от прав третьих лиц, расположен в территориальной зоне Ж-1, которая допускает размещение автостоянки, то препятствий для его предоставления управлению не усматривается.
Кроме того, департамент не доказал, что интерес управления в использовании участка не основан на законе и у управления отсутствует.
Таким образом, суд апелляционный инстанции пришел к правомерному выводу, что оспариваемое решение департамента (изложенное в письме от 13.01.2014 N 140113004/10-2) об отказе в предоставлении земельного участка является необоснованным, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, основанные на фактических обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ могут быть основанием для отмены или изменения судебного акта. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 03.10.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-3743/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.В.СИРИНА
Судьи
Н.В.ОРЛОВА
С.Н.ТАМАШАКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)