Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮгСтрой"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 17.10.2014 по делу N А32-17991/2014
принятое в составе судьи Тарасенко А.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЮгСтрой"
к Администрации муниципального образования город Краснодар; Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар
о признании незаконным решения
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЮгСтрой" (далее - ООО "ЮгСтрой", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация), Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент) о признании незаконным решения от 24.04.2014 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.10.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что предоставление в аренду земельных участков для целей благоустройства не предусмотрено действующим законодательством. Заявитель испрашивает земельный участок с целью эксплуатации многоквартирного жилого дома, строительство которого осуществляется на смежном земельном участке. Доказательств завершения строительства многоквартирного дома не представлено. Опубликованное администрацией сообщение о передаваемом в аренду земельном участке не соответствует требованиям статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, и не может быть воспринято как ориентированное на неопределенный круг лиц в целях выявления потенциального арендатора.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "ЮгСтрой" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 17.10.2014 отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что решением Городской Думы г. Краснодара от 30.07.2007 N 1 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар" благоустройство территории отнесено к основным видам разрешенного использования земельных участков. Общество планирует использовать испрашиваемый земельный участок исключительно в интересах многоквартирного дома в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка. Обществом при обращении за утверждением схемы земельного участка представлены необходимые документы. Административным регламентом предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или на кадастровой карте соответствующей территории" предусмотрен исчерпывающий перечень для отказа в утверждении схемы. В оспариваемом решении администрации ни одно из оснований, предусмотренных Административным регламентом, не приведено.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "ЮгСтрой" является собственником земельного участка с кадастровым номером 23:43:0108047:15, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Высотная, 6, на котором ведется строительство многоквартирного дома.
В связи с необходимостью проведения работ по проведению благоустройства прилегающей территории общество 13.10.2011 обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 999 кв. м для целей, не связанных со строительством - организации территории благоустройства.
Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар в письме от 27.05.2013 сообщил заявителю о том, что после публикации информации о наличии свободного земельного участка ориентировочной площадью 999 кв. м иных заявлений кроме заявления ООО "ЮгСтрой" не поступало, в связи с чем заявителю предложено получить градостроительный регламент на испрашиваемый земельный участок.
После получения градостроительного регламента с целью постановки земельного участка на кадастровый учет общество изготовило схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и направило указанную схему в администрацию для утверждения.
Решением Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, изложенном в письме от 24.04.2014, обществу отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Отказ мотивирован пропуском месячного срока на подачу заявления о предоставлении земельного участка со дня публикации сообщения в газете "Краснодарские известия" 16.02.2012.
Полагая, что указанное решение является незаконным, ООО "ЮгСтрой" обратилось в суд с настоящими требованиями.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ненормативный правовой акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными нормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла названных норм, необходимым условием для признания ненормативного правового акта недействительным является одновременно несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Согласно пункту 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Решением городской Думы Краснодара от 25.02.2010 N 71 п. 21 утвержден Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования город Краснодар (далее - Порядок).
Пунктом 17 Порядка предусмотрено, что предоставление земельного участка для целей, не связанных со строительством, без проведения торгов на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельных участков, в порядке, предусмотренном настоящим разделом, осуществляется в случаях, если земельный участок испрашивается, в том числе, для благоустройства территории.
Согласно пункту 18 Порядка в случае, если в отношении земельного участка не осуществлялся государственный кадастровый учет в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", заявителем за свой счет изготавливается схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
При предоставлении заявителем схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории уполномоченный орган готовит проект постановления администрации муниципального образования город Краснодар об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (пункт 19 Порядка).
Постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 06.07.2012 N 5634 утвержден Административный регламент предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги "Утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане или на кадастровой карте соответствующей территории" (далее - Административный регламент).
Пунктом 10 Административного регламента предусмотрено, что органом администрации муниципального образования город Краснодар, предоставляющим муниципальную услугу по утверждению схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или на кадастровой карте соответствующей территории в случае утверждения схем земельных участков различного целевого назначении является департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар.
В силу пункта 12 Административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является постановление администрации муниципального образования город Краснодар об утверждении схемы расположения земельного участка или отказ в предоставлении муниципальной услуги.
В пункте 16.2 Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для утверждения схемы расположения земельного участка для целей, не связанных со строительством:
1) заявление об утверждении схемы расположения земельного участка;
2) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица (подлинник для ознакомления);
3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей) (подлинник для ознакомления);
4) выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей) или выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц);
5) выписка из ЕГРП о правах на ранее учтенный земельный участок, границы которого не установлены в соответствии с законодательством, или:
- уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и копия документа, удостоверяющего (устанавливающего) право на земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП (подлинник для ознакомления);
6) схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
7) материалы аналитических (инструментальных) измерений, представленных в форме отчета, для вычисления фактической площади земельного участка;
8) заключение управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края (в случае утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для сельскохозяйственного использования, в том числе для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства);
9) сообщение о предстоящем предоставлении земельного участка, опубликованное в средствах массовой информации (в соответствии с решением городской Думы Краснодара от 25.02.2010 N 71 п. 21 "Об утверждении Порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования город Краснодар") (обеспечивается органом, предоставляющим муниципальную услугу).
Пунктом 20 Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги:
- обращение (в письменном виде) заявителя с просьбой о прекращении подготовки постановления об утверждении схемы расположения земельного участка;
- отсутствие права у заявителя на получение муниципальной услуги;
- представление заявителем неполной, недостоверной или искаженной информации;
- наступление форс-мажорных обстоятельств;
- отсутствие документов, наличие которых предусмотрено пунктом 16 настоящего Административного регламента (за исключением документов, указанных в пункте 17 настоящего Административного регламента);
- наличие прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок;
- несоответствие вновь образуемых земельных участков требованиям гражданского, земельного, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам.
Из материалов дела следует, что 16.02.2012 в газете "Краснодарские известия" администрацией опубликовано сообщение о наличии свободного земельного участка площадью 999 кв. м для целей, не связанных со строительством, для организации территории благоустройства по ул. Высотная, 7 в Прикубанском внутригородском округе.
Согласно письму департамента от 27.05.2013 после публикации информации о наличии свободного земельного участка ориентировочной площадью 999 кв. м иных заявлений кроме заявления ООО "ЮгСтрой" не поступало.
После получения градостроительного регламента с целью постановки земельного участка на кадастровый учет общество изготовило схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в порядке ч. 4 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации обратилось в администрацию с заявлением об ее утверждении.
Из материалов дела усматривается, что при обращении в администрацию за утверждением схемы расположения земельного участка обществом представлены все необходимые документы в соответствии с вышеназванным перечнем (т. 1 л.д. 63).
Таким образом, заявителем соблюдены все предусмотренные вышеназванными нормами условия приобретения прав на земельный участок для целей, не связанных со строительством.
В качестве основания для отказа ООО "ЮгСтрой" в предоставлении вышеназванной муниципальной услуги в оспариваемом решении указано на пропуск заявителем месячного срока на обращение с заявлением о предоставлении земельного участка. Департамент указывает, что публикация произведена 16.02.2012, а с соответствующим заявлением общество обратилось только 19.08.2014.
Между тем, такого основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги Административным регламентом не предусмотрено.
Кроме того, в письме от 27.05.2013 департамент сообщил заявителю о том, что по истечении тридцати дней с даты публикации сообщения о наличии земельного участка подана единственная заявка (ООО "ЮгСтрой"), в связи с чем заявителю выдан градостроительный регламент.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявитель испрашивает земельный участок с целью эксплуатации многоквартирного жилого дома, строительство которого осуществляется на смежном земельном участке и не завершено.
Между тем, из материалов дела следует, что ООО "ЮгСтрой" обратилось в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством - благоустройство территории (т. 1 л.д. 70).
Виды территориальных зон на территории муниципального образования город Краснодар предусмотрены Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденными решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19 п. 6.
Статьей 31 названных Правил предусмотрен такой вид территориальной зоны на территории муниципального образования город Краснодар как зоны рекреации (РЗ).
Согласно подпункту 3 пункта 7.1.1 названной статьи Правил в зоне рекреации основным видом разрешенного использования является благоустройство территории.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о том, что предоставление в аренду земельных участков для целей благоустройства не предусмотрено действующим законодательством, суд апелляционной инстанции считает ошибочным.
В заключении департамента от 20.08.2013 указано, что по функциональному зонированию в соответствии с утвержденным решением Городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19, п. 6, указанный земельный участок расположен в рекреационной зоне (РЗ), где в основном виде разрешенного использования земельного участка допускается размещение объектов благоустройства (т. 1 л.д. 46).
Таким образом, предполагаемая цель использования испрашиваемого ООО "ЮгСтрой" земельного участка - благоустройство территории, прилегающей к многоквартирному дому, не противоречит Правилам землепользования и застройки муниципального образования город Краснодар.
Кроме того, пунктом 9 Порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования город Краснодар предусмотрено, что условием предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, является запрет на изменение разрешенного использования земельного участка для строительства объектов капитального строительства.
Таким образом, заявитель в силу положений земельного законодательства вправе пользоваться испрашиваемым земельным участком только в соответствии с его разрешенным использованием, установленным в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Краснодар.
Предположение о возможном использовании заявителем испрашиваемого земельного участка для целей, не соответствующих разрешенному использованию не может быть положено в основу отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
В качестве самостоятельного основания для отказа заявителю в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции указал на то обстоятельство, что опубликованное администрацией сообщение о передаваемом в аренду земельном участке не соответствует требованиям статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, и не может быть воспринято как ориентированное на неопределенный круг лиц в целях выявления потенциального арендатора.
Между тем, соответствующая публикация содержит необходимые сведения о характеристиках предлагаемого земельного участка, его местоположении, целях использования, не связанных со строительством. Сообщение адресовано неопределенному кругу лиц и соответствует требованиям статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Какие-либо иные основания для отказа в утверждении схемы расположения испрашиваемого заявителем земельного участка на кадастровом плане территории органом местного самоуправления не приводится.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.10.2014 по делу N А32-17991/2014 отменить.
Признать незаконным решение Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 24.04.2014 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, как не соответствующее пункту 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Обязать администрацию муниципального образования город Краснодар издать постановление "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории по ул. Высотной, 7 в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара" в течение 30 дней с даты вступления постановления в законную силу.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.Ю.ЕФИМОВА
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.А.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.12.2014 N 15АП-19820/2014 ПО ДЕЛУ N А32-17991/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 2014 г. N 15АП-19820/2014
Дело N А32-17991/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮгСтрой"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 17.10.2014 по делу N А32-17991/2014
принятое в составе судьи Тарасенко А.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЮгСтрой"
к Администрации муниципального образования город Краснодар; Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар
о признании незаконным решения
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЮгСтрой" (далее - ООО "ЮгСтрой", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация), Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент) о признании незаконным решения от 24.04.2014 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.10.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что предоставление в аренду земельных участков для целей благоустройства не предусмотрено действующим законодательством. Заявитель испрашивает земельный участок с целью эксплуатации многоквартирного жилого дома, строительство которого осуществляется на смежном земельном участке. Доказательств завершения строительства многоквартирного дома не представлено. Опубликованное администрацией сообщение о передаваемом в аренду земельном участке не соответствует требованиям статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, и не может быть воспринято как ориентированное на неопределенный круг лиц в целях выявления потенциального арендатора.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "ЮгСтрой" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 17.10.2014 отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что решением Городской Думы г. Краснодара от 30.07.2007 N 1 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар" благоустройство территории отнесено к основным видам разрешенного использования земельных участков. Общество планирует использовать испрашиваемый земельный участок исключительно в интересах многоквартирного дома в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка. Обществом при обращении за утверждением схемы земельного участка представлены необходимые документы. Административным регламентом предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или на кадастровой карте соответствующей территории" предусмотрен исчерпывающий перечень для отказа в утверждении схемы. В оспариваемом решении администрации ни одно из оснований, предусмотренных Административным регламентом, не приведено.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "ЮгСтрой" является собственником земельного участка с кадастровым номером 23:43:0108047:15, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Высотная, 6, на котором ведется строительство многоквартирного дома.
В связи с необходимостью проведения работ по проведению благоустройства прилегающей территории общество 13.10.2011 обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 999 кв. м для целей, не связанных со строительством - организации территории благоустройства.
Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар в письме от 27.05.2013 сообщил заявителю о том, что после публикации информации о наличии свободного земельного участка ориентировочной площадью 999 кв. м иных заявлений кроме заявления ООО "ЮгСтрой" не поступало, в связи с чем заявителю предложено получить градостроительный регламент на испрашиваемый земельный участок.
После получения градостроительного регламента с целью постановки земельного участка на кадастровый учет общество изготовило схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и направило указанную схему в администрацию для утверждения.
Решением Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, изложенном в письме от 24.04.2014, обществу отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Отказ мотивирован пропуском месячного срока на подачу заявления о предоставлении земельного участка со дня публикации сообщения в газете "Краснодарские известия" 16.02.2012.
Полагая, что указанное решение является незаконным, ООО "ЮгСтрой" обратилось в суд с настоящими требованиями.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ненормативный правовой акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными нормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла названных норм, необходимым условием для признания ненормативного правового акта недействительным является одновременно несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Согласно пункту 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Решением городской Думы Краснодара от 25.02.2010 N 71 п. 21 утвержден Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования город Краснодар (далее - Порядок).
Пунктом 17 Порядка предусмотрено, что предоставление земельного участка для целей, не связанных со строительством, без проведения торгов на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельных участков, в порядке, предусмотренном настоящим разделом, осуществляется в случаях, если земельный участок испрашивается, в том числе, для благоустройства территории.
Согласно пункту 18 Порядка в случае, если в отношении земельного участка не осуществлялся государственный кадастровый учет в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", заявителем за свой счет изготавливается схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
При предоставлении заявителем схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории уполномоченный орган готовит проект постановления администрации муниципального образования город Краснодар об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (пункт 19 Порядка).
Постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 06.07.2012 N 5634 утвержден Административный регламент предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги "Утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане или на кадастровой карте соответствующей территории" (далее - Административный регламент).
Пунктом 10 Административного регламента предусмотрено, что органом администрации муниципального образования город Краснодар, предоставляющим муниципальную услугу по утверждению схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или на кадастровой карте соответствующей территории в случае утверждения схем земельных участков различного целевого назначении является департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар.
В силу пункта 12 Административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является постановление администрации муниципального образования город Краснодар об утверждении схемы расположения земельного участка или отказ в предоставлении муниципальной услуги.
В пункте 16.2 Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для утверждения схемы расположения земельного участка для целей, не связанных со строительством:
1) заявление об утверждении схемы расположения земельного участка;
2) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица (подлинник для ознакомления);
3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей) (подлинник для ознакомления);
4) выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей) или выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц);
5) выписка из ЕГРП о правах на ранее учтенный земельный участок, границы которого не установлены в соответствии с законодательством, или:
- уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и копия документа, удостоверяющего (устанавливающего) право на земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП (подлинник для ознакомления);
6) схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
7) материалы аналитических (инструментальных) измерений, представленных в форме отчета, для вычисления фактической площади земельного участка;
8) заключение управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края (в случае утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для сельскохозяйственного использования, в том числе для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства);
9) сообщение о предстоящем предоставлении земельного участка, опубликованное в средствах массовой информации (в соответствии с решением городской Думы Краснодара от 25.02.2010 N 71 п. 21 "Об утверждении Порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования город Краснодар") (обеспечивается органом, предоставляющим муниципальную услугу).
Пунктом 20 Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги:
- обращение (в письменном виде) заявителя с просьбой о прекращении подготовки постановления об утверждении схемы расположения земельного участка;
- отсутствие права у заявителя на получение муниципальной услуги;
- представление заявителем неполной, недостоверной или искаженной информации;
- наступление форс-мажорных обстоятельств;
- отсутствие документов, наличие которых предусмотрено пунктом 16 настоящего Административного регламента (за исключением документов, указанных в пункте 17 настоящего Административного регламента);
- наличие прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок;
- несоответствие вновь образуемых земельных участков требованиям гражданского, земельного, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам.
Из материалов дела следует, что 16.02.2012 в газете "Краснодарские известия" администрацией опубликовано сообщение о наличии свободного земельного участка площадью 999 кв. м для целей, не связанных со строительством, для организации территории благоустройства по ул. Высотная, 7 в Прикубанском внутригородском округе.
Согласно письму департамента от 27.05.2013 после публикации информации о наличии свободного земельного участка ориентировочной площадью 999 кв. м иных заявлений кроме заявления ООО "ЮгСтрой" не поступало.
После получения градостроительного регламента с целью постановки земельного участка на кадастровый учет общество изготовило схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в порядке ч. 4 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации обратилось в администрацию с заявлением об ее утверждении.
Из материалов дела усматривается, что при обращении в администрацию за утверждением схемы расположения земельного участка обществом представлены все необходимые документы в соответствии с вышеназванным перечнем (т. 1 л.д. 63).
Таким образом, заявителем соблюдены все предусмотренные вышеназванными нормами условия приобретения прав на земельный участок для целей, не связанных со строительством.
В качестве основания для отказа ООО "ЮгСтрой" в предоставлении вышеназванной муниципальной услуги в оспариваемом решении указано на пропуск заявителем месячного срока на обращение с заявлением о предоставлении земельного участка. Департамент указывает, что публикация произведена 16.02.2012, а с соответствующим заявлением общество обратилось только 19.08.2014.
Между тем, такого основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги Административным регламентом не предусмотрено.
Кроме того, в письме от 27.05.2013 департамент сообщил заявителю о том, что по истечении тридцати дней с даты публикации сообщения о наличии земельного участка подана единственная заявка (ООО "ЮгСтрой"), в связи с чем заявителю выдан градостроительный регламент.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявитель испрашивает земельный участок с целью эксплуатации многоквартирного жилого дома, строительство которого осуществляется на смежном земельном участке и не завершено.
Между тем, из материалов дела следует, что ООО "ЮгСтрой" обратилось в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством - благоустройство территории (т. 1 л.д. 70).
Виды территориальных зон на территории муниципального образования город Краснодар предусмотрены Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденными решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19 п. 6.
Статьей 31 названных Правил предусмотрен такой вид территориальной зоны на территории муниципального образования город Краснодар как зоны рекреации (РЗ).
Согласно подпункту 3 пункта 7.1.1 названной статьи Правил в зоне рекреации основным видом разрешенного использования является благоустройство территории.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о том, что предоставление в аренду земельных участков для целей благоустройства не предусмотрено действующим законодательством, суд апелляционной инстанции считает ошибочным.
В заключении департамента от 20.08.2013 указано, что по функциональному зонированию в соответствии с утвержденным решением Городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19, п. 6, указанный земельный участок расположен в рекреационной зоне (РЗ), где в основном виде разрешенного использования земельного участка допускается размещение объектов благоустройства (т. 1 л.д. 46).
Таким образом, предполагаемая цель использования испрашиваемого ООО "ЮгСтрой" земельного участка - благоустройство территории, прилегающей к многоквартирному дому, не противоречит Правилам землепользования и застройки муниципального образования город Краснодар.
Кроме того, пунктом 9 Порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования город Краснодар предусмотрено, что условием предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, является запрет на изменение разрешенного использования земельного участка для строительства объектов капитального строительства.
Таким образом, заявитель в силу положений земельного законодательства вправе пользоваться испрашиваемым земельным участком только в соответствии с его разрешенным использованием, установленным в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Краснодар.
Предположение о возможном использовании заявителем испрашиваемого земельного участка для целей, не соответствующих разрешенному использованию не может быть положено в основу отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
В качестве самостоятельного основания для отказа заявителю в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции указал на то обстоятельство, что опубликованное администрацией сообщение о передаваемом в аренду земельном участке не соответствует требованиям статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, и не может быть воспринято как ориентированное на неопределенный круг лиц в целях выявления потенциального арендатора.
Между тем, соответствующая публикация содержит необходимые сведения о характеристиках предлагаемого земельного участка, его местоположении, целях использования, не связанных со строительством. Сообщение адресовано неопределенному кругу лиц и соответствует требованиям статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Какие-либо иные основания для отказа в утверждении схемы расположения испрашиваемого заявителем земельного участка на кадастровом плане территории органом местного самоуправления не приводится.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.10.2014 по делу N А32-17991/2014 отменить.
Признать незаконным решение Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 24.04.2014 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, как не соответствующее пункту 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Обязать администрацию муниципального образования город Краснодар издать постановление "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории по ул. Высотной, 7 в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара" в течение 30 дней с даты вступления постановления в законную силу.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.Ю.ЕФИМОВА
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.А.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)