Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 сентября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Макарова Т.В.,
судей Дюкина В.Ю., Гладких Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пестовой О.В.,
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "ПРОЕКТИНЖИНИРИНГ"): Лялин Е.В., паспорт, доверенность,
от заинтересованного лица (Департамента земельных отношений Администрации г. Перми): Чернышева М.И., удостоверение, доверенность от 05.06.2014 N 55,
от заинтересованного лица, не заявляющего самостоятельных требований (Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми): не явился,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, общества с ограниченной ответственностью "ПРОЕКТИНЖИНИРИНГ",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 06 мая 2014 года
по делу N А50-2125/2014,
принятое судьей Ремянниковой Е.И.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПРОЕКТИНЖИНИРИНГ" (ОГРН 1125904019823, ИНН 5904280311)
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми,
заинтересованное лицо, не заявляющее самостоятельных требований: Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми,
о признании незаконным решения об отказе в оформлении акта выбора земельного участка,
установил:
ООО "ПроектИнжиниринг" (далее - заявитель, общество) 06.02.2014 обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации г. Перми (далее - заинтересованное лицо, департамент) об отказе в оформлении акта выбора земельного участка, примерной площадью 9 437,127 кв. м, расположенного в Ленинском районе г. Перми, южнее здания по ул. Спешилова, 114, выраженное в письме от 23.12.2013 N И-21-01-09-24931, и возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем выдачи акта выбора обозначенного земельного участка.
Заявитель полагал, что отказ основан на дополнительных ограничениях на предоставление земельных участков, которые установлены органом местного самоуправления с превышением полномочий, установленных ч. 4 ст. 2 Земельного кодекса.
Возражая против требований, Департамент земельных отношений администрации г. Перми указал (л.д. 15-18), что истребуемый земельный участок расположен в границах части территории г. Перми, в отношении которой территориальные зоны и градостроительные регламенты не установлены, в соответствии с ПЗЗ не могут предоставляться земельные участки для строительства до установления территориальных зон и градостроительных регламентов.
В качестве заинтересованного лица, не заявляющего самостоятельных требований, к участию в деле привлечен Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, который в суде первой инстанции придерживался аналогичной позиции.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 06 мая 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, заявитель обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить. Считает, что суд нарушил нормы материального права, неправильно истолковав закон, а именно: п. 2 статьи 7, статьи 42, статьи 85 Земельного кодекса, ч. 8, 9 ст. 1 п. 4 ст. 2, статьи 30, статей 36, 37 Градостроительного кодекса. Заявитель оспаривает выводы суда первой инстанции о том, что статья 3 решения Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Перми" не противоречит федеральному законодательству, поскольку устанавливает дополнительные ограничения в обороте земельных участков.
Департамент земельных отношений представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, придерживаясь доводов, изложенных судом в решении суда первой инстанции.
Департамент градостроительства и архитектуры в отзыве придерживается аналогичной позиции.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя Лялин Е.В. поддержал требования в полном объеме, просил апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Департамента земельных отношений Чернышева М.И. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просит жалобу оставить без удовлетворения, решение - без изменения.
Департамент градостроительства и архитектуры, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, представителей в судебное заседание не направил, что в силу ст. 156 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
По смыслу ст. 198 АПК РФ требование о признании недействительным ненормативного правового акта может быть удовлетворено при наличии одновременно двух условий: если ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права лица, подавшего заявление о признании этого ненормативного правового акта недействительным.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказать соответствие закону оспариваемого решения, действия (бездействия) лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со ст. 65 АПК РФ, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
Как следует из обстоятельств дела, общество "ПроектИнжиниринг" 18.11.2013 обратилось в Департамент земельных отношений с заявлением (л.д. 22) о выборе земельного участка площадью 9437,127 кв. м и предварительном согласовании места размещения объекта здравоохранения для оказания медицинских услуг, расположенного южнее здания по ул. Спешилова, 114 в г. Перми.
Департаментом земельных отношений по результатам рассмотрения обращения принято решение об отказе в выборе земельного участка площадью 9437,127 кв. м и предварительном согласовании места размещения объекта здравоохранения (л.д. 8-9).
Решение об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта принято департаментом, согласно письму от 23.12.2013 N И-21-01-09-24931, в связи с поступлением заключения Департамента градостроительства и архитектуры с выводом о невозможности размещения объекта на испрашиваемом земельном участке.
Суд первой инстанции, принимая решение, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления общества, поскольку Департамент земельных отношений при принятии решения, изложенного в письме от 23.12.2013 N И-21-01-09-24931, руководствовался нормами действующего законодательства
Согласно п. 1 ст. 30 Земельного кодекса предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
- - без предварительного согласования мест размещения объектов;
- - с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов установлен ст. 31 ЗК РФ.
В соответствии с положениями ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 ЗК РФ).
Решением Пермской городской Думы N 315 от 28.10.2008 "Об утверждении положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми" утверждено Положение, которое определяет единые на территории города Перми условия предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на определенном виде права для целей, связанных со строительством, а также под существующие объекты капитального строительства и объекты, связанные с их обслуживанием.
Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту регламентируются градостроительным законодательством.
В силу п. 4 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является осуществление строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки.
Согласно ч. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно ст. 30 Градостроительного кодекса правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:
1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;
2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;
3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Правила землепользования и застройки включают в себя:
- - порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
- - карту градостроительного зонирования;
- - градостроительные регламенты.
Согласно ч. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса градостроительный регламент - это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно ст. 85 Земельного кодекса РФ градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
В ч. 3 ст. 85 ЗК РФ указано, что собственники земельных участков могут их использовать в соответствии с предусмотренными градостроительным регламентом видами разрешенного использования. Согласно ч. 4 указанной статьи строительство новых объектов недвижимости может осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ в обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Из анализа приведенных норм следует вывод, что строительство нового объекта должно соответствовать требованиям градостроительного регламента, который определяет правовой режим земельного участка (п. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса) и включает в себя виды разрешенного использования земельного участка.
Согласно ст. 37 Градостроительного кодекса применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143 были утверждены Правила землепользования и застройки города Перми (далее - ПЗЗ).
Согласно статье 3 решения Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Перми" земельные участки в границах частей территорий города Перми, в отношении которых не установлены территориальные зоны и градостроительные регламенты, не могут предоставляться гражданам и юридическим лицам для целей строительства вплоть до установления указанных территориальных зон и градостроительных регламентов, за исключением предоставления в постоянное бессрочное пользование, безвозмездное срочное пользование земельных участков для строительства объектов капитального строительства федерального, регионального и местного значения для государственных и муниципальных нужд.
Испрашиваемый земельный участок расположен в границах части территории города Перми, в отношении которой территориальные зоны и градостроительные регламенты не установлены.
Бездействие функциональных органов местного самоуправления, в результате которого до настоящего момента в отношении испрашиваемой территории не установлены территориальные зоны и не разработаны градостроительные регламенты, заявителем в установленном законом порядке не обжаловано.
Отсутствие градостроительных регламентов, своевременно не утвержденных соответствующими функциональными органами, не может являться основанием для признания незаконным решения об отказе заявителю в оформлении акта выбора земельного участка.
С учетом изложенного следует признать правильными выводы суда первой инстанции о том, что Департамент земельных отношений при принятии решения, изложенного в письме от 23.12.2013 N И-21-01-09-24931, руководствовался нормами действующего законодательства, и отклонить соответствующие доводы подателя апелляционной жалобы.
При таких обстоятельствах, нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Правовых оснований для отмены либо изменения решения апелляционная жалоба не содержит.
В силу ст. 110 АПК РФ госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 06 мая 2014 года по делу N А50-2125/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "ПроектИнжиниринг" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Т.В.МАКАРОВ
Судьи
В.Ю.ДЮКИН
Е.О.ГЛАДКИХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.09.2014 N 17АП-8357/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А50-2125/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 сентября 2014 г. N 17АП-8357/2014-ГК
Дело N А50-2125/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 сентября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Макарова Т.В.,
судей Дюкина В.Ю., Гладких Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пестовой О.В.,
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "ПРОЕКТИНЖИНИРИНГ"): Лялин Е.В., паспорт, доверенность,
от заинтересованного лица (Департамента земельных отношений Администрации г. Перми): Чернышева М.И., удостоверение, доверенность от 05.06.2014 N 55,
от заинтересованного лица, не заявляющего самостоятельных требований (Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми): не явился,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, общества с ограниченной ответственностью "ПРОЕКТИНЖИНИРИНГ",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 06 мая 2014 года
по делу N А50-2125/2014,
принятое судьей Ремянниковой Е.И.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПРОЕКТИНЖИНИРИНГ" (ОГРН 1125904019823, ИНН 5904280311)
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми,
заинтересованное лицо, не заявляющее самостоятельных требований: Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми,
о признании незаконным решения об отказе в оформлении акта выбора земельного участка,
установил:
ООО "ПроектИнжиниринг" (далее - заявитель, общество) 06.02.2014 обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации г. Перми (далее - заинтересованное лицо, департамент) об отказе в оформлении акта выбора земельного участка, примерной площадью 9 437,127 кв. м, расположенного в Ленинском районе г. Перми, южнее здания по ул. Спешилова, 114, выраженное в письме от 23.12.2013 N И-21-01-09-24931, и возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем выдачи акта выбора обозначенного земельного участка.
Заявитель полагал, что отказ основан на дополнительных ограничениях на предоставление земельных участков, которые установлены органом местного самоуправления с превышением полномочий, установленных ч. 4 ст. 2 Земельного кодекса.
Возражая против требований, Департамент земельных отношений администрации г. Перми указал (л.д. 15-18), что истребуемый земельный участок расположен в границах части территории г. Перми, в отношении которой территориальные зоны и градостроительные регламенты не установлены, в соответствии с ПЗЗ не могут предоставляться земельные участки для строительства до установления территориальных зон и градостроительных регламентов.
В качестве заинтересованного лица, не заявляющего самостоятельных требований, к участию в деле привлечен Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, который в суде первой инстанции придерживался аналогичной позиции.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 06 мая 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, заявитель обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить. Считает, что суд нарушил нормы материального права, неправильно истолковав закон, а именно: п. 2 статьи 7, статьи 42, статьи 85 Земельного кодекса, ч. 8, 9 ст. 1 п. 4 ст. 2, статьи 30, статей 36, 37 Градостроительного кодекса. Заявитель оспаривает выводы суда первой инстанции о том, что статья 3 решения Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Перми" не противоречит федеральному законодательству, поскольку устанавливает дополнительные ограничения в обороте земельных участков.
Департамент земельных отношений представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, придерживаясь доводов, изложенных судом в решении суда первой инстанции.
Департамент градостроительства и архитектуры в отзыве придерживается аналогичной позиции.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя Лялин Е.В. поддержал требования в полном объеме, просил апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Департамента земельных отношений Чернышева М.И. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просит жалобу оставить без удовлетворения, решение - без изменения.
Департамент градостроительства и архитектуры, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, представителей в судебное заседание не направил, что в силу ст. 156 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
По смыслу ст. 198 АПК РФ требование о признании недействительным ненормативного правового акта может быть удовлетворено при наличии одновременно двух условий: если ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права лица, подавшего заявление о признании этого ненормативного правового акта недействительным.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказать соответствие закону оспариваемого решения, действия (бездействия) лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со ст. 65 АПК РФ, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
Как следует из обстоятельств дела, общество "ПроектИнжиниринг" 18.11.2013 обратилось в Департамент земельных отношений с заявлением (л.д. 22) о выборе земельного участка площадью 9437,127 кв. м и предварительном согласовании места размещения объекта здравоохранения для оказания медицинских услуг, расположенного южнее здания по ул. Спешилова, 114 в г. Перми.
Департаментом земельных отношений по результатам рассмотрения обращения принято решение об отказе в выборе земельного участка площадью 9437,127 кв. м и предварительном согласовании места размещения объекта здравоохранения (л.д. 8-9).
Решение об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта принято департаментом, согласно письму от 23.12.2013 N И-21-01-09-24931, в связи с поступлением заключения Департамента градостроительства и архитектуры с выводом о невозможности размещения объекта на испрашиваемом земельном участке.
Суд первой инстанции, принимая решение, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления общества, поскольку Департамент земельных отношений при принятии решения, изложенного в письме от 23.12.2013 N И-21-01-09-24931, руководствовался нормами действующего законодательства
Согласно п. 1 ст. 30 Земельного кодекса предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
- - без предварительного согласования мест размещения объектов;
- - с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов установлен ст. 31 ЗК РФ.
В соответствии с положениями ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 ЗК РФ).
Решением Пермской городской Думы N 315 от 28.10.2008 "Об утверждении положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми" утверждено Положение, которое определяет единые на территории города Перми условия предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на определенном виде права для целей, связанных со строительством, а также под существующие объекты капитального строительства и объекты, связанные с их обслуживанием.
Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту регламентируются градостроительным законодательством.
В силу п. 4 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является осуществление строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки.
Согласно ч. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно ст. 30 Градостроительного кодекса правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:
1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;
2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;
3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Правила землепользования и застройки включают в себя:
- - порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
- - карту градостроительного зонирования;
- - градостроительные регламенты.
Согласно ч. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса градостроительный регламент - это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно ст. 85 Земельного кодекса РФ градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
В ч. 3 ст. 85 ЗК РФ указано, что собственники земельных участков могут их использовать в соответствии с предусмотренными градостроительным регламентом видами разрешенного использования. Согласно ч. 4 указанной статьи строительство новых объектов недвижимости может осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ в обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Из анализа приведенных норм следует вывод, что строительство нового объекта должно соответствовать требованиям градостроительного регламента, который определяет правовой режим земельного участка (п. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса) и включает в себя виды разрешенного использования земельного участка.
Согласно ст. 37 Градостроительного кодекса применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143 были утверждены Правила землепользования и застройки города Перми (далее - ПЗЗ).
Согласно статье 3 решения Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Перми" земельные участки в границах частей территорий города Перми, в отношении которых не установлены территориальные зоны и градостроительные регламенты, не могут предоставляться гражданам и юридическим лицам для целей строительства вплоть до установления указанных территориальных зон и градостроительных регламентов, за исключением предоставления в постоянное бессрочное пользование, безвозмездное срочное пользование земельных участков для строительства объектов капитального строительства федерального, регионального и местного значения для государственных и муниципальных нужд.
Испрашиваемый земельный участок расположен в границах части территории города Перми, в отношении которой территориальные зоны и градостроительные регламенты не установлены.
Бездействие функциональных органов местного самоуправления, в результате которого до настоящего момента в отношении испрашиваемой территории не установлены территориальные зоны и не разработаны градостроительные регламенты, заявителем в установленном законом порядке не обжаловано.
Отсутствие градостроительных регламентов, своевременно не утвержденных соответствующими функциональными органами, не может являться основанием для признания незаконным решения об отказе заявителю в оформлении акта выбора земельного участка.
С учетом изложенного следует признать правильными выводы суда первой инстанции о том, что Департамент земельных отношений при принятии решения, изложенного в письме от 23.12.2013 N И-21-01-09-24931, руководствовался нормами действующего законодательства, и отклонить соответствующие доводы подателя апелляционной жалобы.
При таких обстоятельствах, нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Правовых оснований для отмены либо изменения решения апелляционная жалоба не содержит.
В силу ст. 110 АПК РФ госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 06 мая 2014 года по делу N А50-2125/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "ПроектИнжиниринг" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Т.В.МАКАРОВ
Судьи
В.Ю.ДЮКИН
Е.О.ГЛАДКИХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)