Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2015 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко Н.В.,
судей Бородулиной И.И., Усаниной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Большаниной Е.Г.,
при участии:
от заявителя: Блохиной Е.А., Чулковой А.С., доверенность от 15.12.2014 года,
от заинтересованного лица: Зацепиной В.В., доверенность от 23.02.2015 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Блохиной Елены Александровны
на решение Арбитражного суда Томской области от 21 января 2014 года по делу N А67-5715/2013 (судья Сулимская Ю.М.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Блохиной Елены Александровны (636615, Томская область, г. Кедровый, ОГРН 304703035000044, ИНН 702300007151)
к Администрации муниципального образования "Город Кедровый" (ОГРН 1027003753457, ИНН 7023000560, 636615, Томская область, г. Кедровый, 1 мкр., 39/1)
о признании незаконным отказа, выраженного в письме N 2140 от 28.06.2013 года,
установил:
Индивидуальный предприниматель Блохина Елена Александровна (далее - ИП Блохина Е.А., предприниматель, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Администрации города Кедровый (далее - Администрация) о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 28.06.2013 года N 2140, в предоставлении в собственность Блохиной Е.А. земельного участка, расположенного по адресу: Томская область, г. Кедровый, 2 микрорайон, квартал 19, уч. 17, общей площадью 119 кв. м, кадастровый номер 7:18:0000005:0127, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения двух магазинов; об обязании Администрации г. Кедровый в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, подготовить и направить Блохиной Е.А. проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу Томская область, г. Кедровый, 2 микрорайон, квартал 19, уч. 17, общей площадью 119 кв. м, кадастровый номер 7:18:0000005:0127, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения двух магазинов.
Решением Арбитражного суда Томской области от 21 января 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, предприниматель в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указано, что суд неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; неправильно применены нормы материального права.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве Администрация просила решение суда первой инстанции оставить без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции заявитель и его представитель поддержали апелляционную жалобу по указанным в ней доводам; представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Блохина Е.А. является собственником нежилого здания (магазина) общей площадью 66,1 кв. м, расположенного по адресу: Томская область, г. Кедровый, 2 микрорайон, 23 (т. 1 л.д. 14).
Постановлением мэра Города Кедровый от 17.08.2009 N 497 ИП Блохиной Е.А. предоставлен в аренду сроком на 5 лет земельный участок площадью 119 кв. м, местоположение: Томская область, г. Кедровый, 2 микрорайон, квартал N 19, участок N 17, категория земель: земли населенных пунктов, для размещения двух магазинов, с кадастровым номером 70:18:0000005:0127 (т. 1 л.д. 20-23).
На основании указанного Постановления 17.08.2009 между муниципальным образованием "Город Кедровый" (арендодатель) и ИП Блохиной Е.А. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 112, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 70:18:0000005:0127, находящийся по адресу: Томская область, г. Кедровый, 2 микрорайон, квартал 19, участок N 17. Участок предназначен для размещения двух магазинов (пункты 1.1, 1.2 договора аренды (т. 1 л.д. 16-19).
07.06.2013 предприниматель обратился с заявление в администрацию муниципального образования "Город Кедровый" о заключении договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: Томская область, г. Кедровый, 2 микрорайон, квартал 19, участок N 17 с кадастровым номером 70:18:0000005:0127 (т. 1 л.д. 37).
Письмом Администрации г. Кедрового от 28.06.2013 N 2140 Блохиной Е.А. отказано в предоставлении земельного участка, местоположение которого: Томская область, г. Кедровый, 2 микрорайон, квартал 19, участок N 17 (кадастровый номер 70:18:0000005:0127) в собственность, с указанием на то, что согласно генеральному плану муниципального образования "Город Кедровый", принятому в первом чтении решением Думы г. Кедрового от 25.12.2012 N 85, на испрашиваемом участке и прилегающих к нему участках планируется размещение детской площадки (т. 1 л.д. 38).
Полагая, что решение Администрации г. Кедрового, выраженное в письме от 28.06.2013 N 2140 об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, принято с нарушением норм действующего законодательства, нарушает права и интересы предпринимателя, Блохина Е.А. обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение является законным и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия действий закону возлагается на орган, должностное лицо, совершившие их; в свою очередь, обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом (действиями) законных прав лежит на лице, оспаривающем акт (действия).
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 4 статьи 17 Закона Томской области от 04.10.2002 N 74-ОЗ "О предоставлении и изъятии земельных участков в Томской области", если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Часть 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель, в том числе общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
В пункте 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации также определено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Как следует из статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, к земельным участкам общего пользования относятся не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие.
Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. При этом органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В силу статьи 7 Закона N 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Постановлением администрации города Кедрового от 23.09.2011 N 404 "О разработке проекта генерального плана и проекта правил землепользования и застройки" постановлено разработать проект генерального плана совместно с проектом правил землепользования и застройки территории муниципального образования "Город Кедровый".
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 18 Устава городского округа "Город Кедровый" на публичные слушания должны выноситься: проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.
Решением Думы города Кедрового от 25.12.2012 N 85 "О принятии Генерального плана и Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Кедровый" Томской области в первом чтении" проект принят в первом чтении.
По результатам проведенных 24.01.2013, 25.01.2013 публичных слушаний, решением Думы г. Кедрового от 03.10.2013 N 52 утвержден Генеральный план муниципального образования "Город Кедровый", согласно которому земельный участок расположенный: Томская область, г. Кедровый, 2 микрорайон, квартал N 19, участок N 17, категория земель: земли населенных пунктов, относится к землям общего пользования (парки, скверы, места отдыха), а именно, предназначен для размещения городской детской площадки (т. 1 л.д. 73-77).
Постановлением Администрации г. Кедрового от 14.10.2013 N 550 изменено целевое назначение указанного земельного участка на земли населенных пунктов, назначение: для размещения детской площадки (т. 1 л.д. 78).
Письмом Администрации г. Кедрового от 28.06.2013 N 2140 ИП Блохиной Е.А. отказано в предоставлении спорного земельного участка в собственность, с указанием на то, что согласно генеральному плану муниципального образования "Город Кедровый", принятому в первом чтении решением Думы г. Кедрового от 25.12.2012 N 85, на испрашиваемом участке и прилегающих к нему участках планируется размещение детской площадки.
Как было указано выше, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" определено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
При этом, в абзаце 4 пункта 4 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" содержится разъяснение, подлежащее применению при разрешении споров по искам собственников недвижимости о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка, о том, что суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
С учетом указанного, приватизация спорного земельного участка по воле землепользователя, исходя из смысла статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", повлечет нарушение прав и законных интересов муниципального образования "город Кедровый".
При изложенных обстоятельствах являются правильными выводы суда первой инстанции о том, что размещение магазинов на спорном земельном участке не соответствует требованиям действующего законодательства, что свидетельствует об обоснованности принятого заинтересованным лицом решения об отказе в предоставлении земельного участка.
Кроме того, предприниматель не представил доказательств, подтверждающих нарушение его прав и законных интересов оспариваемым решением.
Таким образом, совокупность условий, необходимых для признания незаконным решения Администрации города Кедрового, выраженного в письме от 28.06.2013 N 2140 об отказе в предоставлении земельного участка, отсутствует.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных предпринимателем требований.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию апеллянта по делу, были предметом полного и всестороннего рассмотрения и оценки судом первой инстанции, не опровергают выводы суда, положенных в основу принятого решения, выражают лишь несогласие с ними, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены судебного акта и признаются несостоятельными, подлежат отклонению.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Томской области от 21 января 2015 по делу N А67-5715/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Блохиной Елене Александровне из федерального бюджета 2850 рублей, государственной пошлины, излишне уплаченной по чеку-ордеру 20.02.2015 года.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Н.В.МАРЧЕНКО
Судьи
И.И.БОРОДУЛИНА
Н.А.УСАНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.04.2015 N 07АП-1856/2015 ПО ДЕЛУ N А67-5715/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 апреля 2015 г. по делу N А67-5715/2013
резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2015 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко Н.В.,
судей Бородулиной И.И., Усаниной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Большаниной Е.Г.,
при участии:
от заявителя: Блохиной Е.А., Чулковой А.С., доверенность от 15.12.2014 года,
от заинтересованного лица: Зацепиной В.В., доверенность от 23.02.2015 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Блохиной Елены Александровны
на решение Арбитражного суда Томской области от 21 января 2014 года по делу N А67-5715/2013 (судья Сулимская Ю.М.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Блохиной Елены Александровны (636615, Томская область, г. Кедровый, ОГРН 304703035000044, ИНН 702300007151)
к Администрации муниципального образования "Город Кедровый" (ОГРН 1027003753457, ИНН 7023000560, 636615, Томская область, г. Кедровый, 1 мкр., 39/1)
о признании незаконным отказа, выраженного в письме N 2140 от 28.06.2013 года,
установил:
Индивидуальный предприниматель Блохина Елена Александровна (далее - ИП Блохина Е.А., предприниматель, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Администрации города Кедровый (далее - Администрация) о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 28.06.2013 года N 2140, в предоставлении в собственность Блохиной Е.А. земельного участка, расположенного по адресу: Томская область, г. Кедровый, 2 микрорайон, квартал 19, уч. 17, общей площадью 119 кв. м, кадастровый номер 7:18:0000005:0127, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения двух магазинов; об обязании Администрации г. Кедровый в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, подготовить и направить Блохиной Е.А. проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу Томская область, г. Кедровый, 2 микрорайон, квартал 19, уч. 17, общей площадью 119 кв. м, кадастровый номер 7:18:0000005:0127, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения двух магазинов.
Решением Арбитражного суда Томской области от 21 января 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, предприниматель в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указано, что суд неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; неправильно применены нормы материального права.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве Администрация просила решение суда первой инстанции оставить без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции заявитель и его представитель поддержали апелляционную жалобу по указанным в ней доводам; представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Блохина Е.А. является собственником нежилого здания (магазина) общей площадью 66,1 кв. м, расположенного по адресу: Томская область, г. Кедровый, 2 микрорайон, 23 (т. 1 л.д. 14).
Постановлением мэра Города Кедровый от 17.08.2009 N 497 ИП Блохиной Е.А. предоставлен в аренду сроком на 5 лет земельный участок площадью 119 кв. м, местоположение: Томская область, г. Кедровый, 2 микрорайон, квартал N 19, участок N 17, категория земель: земли населенных пунктов, для размещения двух магазинов, с кадастровым номером 70:18:0000005:0127 (т. 1 л.д. 20-23).
На основании указанного Постановления 17.08.2009 между муниципальным образованием "Город Кедровый" (арендодатель) и ИП Блохиной Е.А. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 112, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 70:18:0000005:0127, находящийся по адресу: Томская область, г. Кедровый, 2 микрорайон, квартал 19, участок N 17. Участок предназначен для размещения двух магазинов (пункты 1.1, 1.2 договора аренды (т. 1 л.д. 16-19).
07.06.2013 предприниматель обратился с заявление в администрацию муниципального образования "Город Кедровый" о заключении договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: Томская область, г. Кедровый, 2 микрорайон, квартал 19, участок N 17 с кадастровым номером 70:18:0000005:0127 (т. 1 л.д. 37).
Письмом Администрации г. Кедрового от 28.06.2013 N 2140 Блохиной Е.А. отказано в предоставлении земельного участка, местоположение которого: Томская область, г. Кедровый, 2 микрорайон, квартал 19, участок N 17 (кадастровый номер 70:18:0000005:0127) в собственность, с указанием на то, что согласно генеральному плану муниципального образования "Город Кедровый", принятому в первом чтении решением Думы г. Кедрового от 25.12.2012 N 85, на испрашиваемом участке и прилегающих к нему участках планируется размещение детской площадки (т. 1 л.д. 38).
Полагая, что решение Администрации г. Кедрового, выраженное в письме от 28.06.2013 N 2140 об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, принято с нарушением норм действующего законодательства, нарушает права и интересы предпринимателя, Блохина Е.А. обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение является законным и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия действий закону возлагается на орган, должностное лицо, совершившие их; в свою очередь, обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом (действиями) законных прав лежит на лице, оспаривающем акт (действия).
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 4 статьи 17 Закона Томской области от 04.10.2002 N 74-ОЗ "О предоставлении и изъятии земельных участков в Томской области", если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Часть 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель, в том числе общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
В пункте 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации также определено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Как следует из статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, к земельным участкам общего пользования относятся не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие.
Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. При этом органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В силу статьи 7 Закона N 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Постановлением администрации города Кедрового от 23.09.2011 N 404 "О разработке проекта генерального плана и проекта правил землепользования и застройки" постановлено разработать проект генерального плана совместно с проектом правил землепользования и застройки территории муниципального образования "Город Кедровый".
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 18 Устава городского округа "Город Кедровый" на публичные слушания должны выноситься: проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.
Решением Думы города Кедрового от 25.12.2012 N 85 "О принятии Генерального плана и Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Кедровый" Томской области в первом чтении" проект принят в первом чтении.
По результатам проведенных 24.01.2013, 25.01.2013 публичных слушаний, решением Думы г. Кедрового от 03.10.2013 N 52 утвержден Генеральный план муниципального образования "Город Кедровый", согласно которому земельный участок расположенный: Томская область, г. Кедровый, 2 микрорайон, квартал N 19, участок N 17, категория земель: земли населенных пунктов, относится к землям общего пользования (парки, скверы, места отдыха), а именно, предназначен для размещения городской детской площадки (т. 1 л.д. 73-77).
Постановлением Администрации г. Кедрового от 14.10.2013 N 550 изменено целевое назначение указанного земельного участка на земли населенных пунктов, назначение: для размещения детской площадки (т. 1 л.д. 78).
Письмом Администрации г. Кедрового от 28.06.2013 N 2140 ИП Блохиной Е.А. отказано в предоставлении спорного земельного участка в собственность, с указанием на то, что согласно генеральному плану муниципального образования "Город Кедровый", принятому в первом чтении решением Думы г. Кедрового от 25.12.2012 N 85, на испрашиваемом участке и прилегающих к нему участках планируется размещение детской площадки.
Как было указано выше, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" определено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
При этом, в абзаце 4 пункта 4 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" содержится разъяснение, подлежащее применению при разрешении споров по искам собственников недвижимости о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка, о том, что суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
С учетом указанного, приватизация спорного земельного участка по воле землепользователя, исходя из смысла статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", повлечет нарушение прав и законных интересов муниципального образования "город Кедровый".
При изложенных обстоятельствах являются правильными выводы суда первой инстанции о том, что размещение магазинов на спорном земельном участке не соответствует требованиям действующего законодательства, что свидетельствует об обоснованности принятого заинтересованным лицом решения об отказе в предоставлении земельного участка.
Кроме того, предприниматель не представил доказательств, подтверждающих нарушение его прав и законных интересов оспариваемым решением.
Таким образом, совокупность условий, необходимых для признания незаконным решения Администрации города Кедрового, выраженного в письме от 28.06.2013 N 2140 об отказе в предоставлении земельного участка, отсутствует.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных предпринимателем требований.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию апеллянта по делу, были предметом полного и всестороннего рассмотрения и оценки судом первой инстанции, не опровергают выводы суда, положенных в основу принятого решения, выражают лишь несогласие с ними, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены судебного акта и признаются несостоятельными, подлежат отклонению.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Томской области от 21 января 2015 по делу N А67-5715/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Блохиной Елене Александровне из федерального бюджета 2850 рублей, государственной пошлины, излишне уплаченной по чеку-ордеру 20.02.2015 года.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Н.В.МАРЧЕНКО
Судьи
И.И.БОРОДУЛИНА
Н.А.УСАНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)