Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
при участии:
- от ООО "Ски Комплект": представитель Соколов А.В. по доверенности N 33 от 19.12.2013, паспорт;
- от ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии " в лице филиала по Краснодарскому краю: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
- от Администрации г. Сочи: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
- от Администрации Краснодарского края: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Сочи
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 07.03.2014 по делу N А32-39756/2012, принятое судьей Данько М.М.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ски Комплект"
- к ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии " в лице филиала по Краснодарскому краю;
- к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
третьи лица: Администрация г. Сочи; Администрация Краснодарского края; Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
о признании незаконным бездействия по исправлению ошибки и отказе актуализации в отношении земельных участков в размере их рыночной стоимости
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ски Комплект"(далее по тексту Общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к к ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии " в лице филиала по Краснодарскому краю (далее по тексту кадастровая палата), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее по тексту Росреестр) о признании незаконными бездействие кадастровой палаты и Росреестра по исправлению ошибки и отказе актуализировать сведения кадастрового учета при наличии документов, подтверждающих неправомерность применения при расчетах кадастровой стоимости вида разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для многоэтажной жилой застройки в отношении следующих земельных участков: земельный участок кадастровый номер -23:49:0420022:22 (бездействие в отношении внесения изменений), земельный участок кадастровый номер - 23:49:0420022:19; земельный участок кадастровый номер - 23:49:0420022:20; земельный участок кадастровый номер 23:49:0420022:1139 (предыдущий 23:49:0420022:21) -бездействие по проведению актуализации сведений; об обязании Росреестр и кадастровую палату признать по суду факт нахождения на дату до введения кадастровой оценки и на дату утверждения результатов кадастровой оценки земельных участков (земельный участок: кадастровый номер - 23:49:0420022:20, земельный участок: кадастровый номер 23:49:0420022:22; земельный участок: кадастровый номер - 23:49:0420022:19; земельный участок: кадастровый номер -23:49:0420022:1139 (предыдущий 23:49:0420022:21) в зоне Ж-2 с разрешенным использованием - под малоэтажное жилое строительство, как это предусмотрено правилами землепользования и застройки, утвержденными в 2009 году; об обязании Росреестр и кадастровую палату исправить ошибку в кадастровых сведениях на основании данных градостроительной базы и внести изменения в сведения ГКН в отношении земельного участка под номером - 23:49:0420022:22; актуализировать сведения в отношении земельного участка кадастровый номер - 23:49:0420022:20; земельного участка кадастровый номер -23:49:0420022:19; земельного участка кадастровый номер 23:49:0420022:1139 (предыдущий 23:49:0420022:21)) об изменении кадастровой стоимости, а именно внести изменении в сведения о кадастровой стоимости, рассчитанной на основе удельного показателя в размере 12 418, 76 руб. (ВРИ - ИЖС) с даты утверждения Приказом результатов кадастровой стоимости, то есть с 01 января 2012 года, об обязании Росреестр и кадастровую палату внести в государственный кадастр недвижимости сведения о действительной рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0420022:22, 23:49:0420022:20, 23:49:0420022:19, 23:49:0420022:1139 (предыдущий кадастровый номер 23:49:0420022:21), полученной на основании отчета об оценке N 426/2012 от 09.11.2012 в качестве новой кадастровой с момента вступления в силу решения суда, в следующем размере: земельный участок: кадастровый номер 23:49:0420022:22-18 045 000 руб.; земельный участок: кадастровый номер - 23:49:0420022:20-18 045 000 руб.; земельный участок: кадастровый номер - 23:49:0420022:19-18 045 000 руб.; земельный участок: кадастровый номер - 23:49:0420022: 1139 предыдущий кадастровый номер23:49:0420022:21-17 503 650 руб.
Кроме того истец просит установить кадастровую стоимость земельных участков, равной их рыночной стоимости.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.03.2014 заявленные требования частично удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Администрация г. Сочи обжаловала его в порядке, предусмотренном гл.34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, полагая, что решение суда первой инстанции, основанное на отчете об оценке спорных земельных участков, выполненных "ЦЭП-АУДИТ" незаконно и необоснованно.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ООО "Ски Комплект" не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание представителей не направили, месте его и времени извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Пунктом 2 статьи 201 АПК РФ установлено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно п. 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется в соответствии с Законом N 221-ФЗ.
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено Законом N 221-ФЗ (пункт 5 статьи 4 Закона).
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости (часть 1 статьи 16 Закона N 221-ФЗ). Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости, вносятся в государственный кадастр недвижимости (пункт 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ).
Орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов (пункт 4 статьи 15 Закона N 221-ФЗ).
Согласно пункту 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Таким образом, правовой акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель является конечным правовым актом, устанавливающим кадастровую стоимость земельного участка, используемую при расчете.
Распоряжением главы администрации Краснодарского края N 1202-р, изданным во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N-945 "О государственной кадастровой оценке земель" в соответствии с Правилами, утверждены результаты государственной оценки земель населенных пунктов и средний уровень кадастровой стоимости на территории Краснодарского края по состоянию на 01.01.2007 согласно приложениям N 1 и N 2.
Распоряжение главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" признано утратившим силу распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.02.2010 N 57-р "О признании утратившим силу распоряжения главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 года N 1202-р Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края ".
На территории Краснодарского края с 01.01.2012 г. действуют результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, утвержденных приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 г. N 1756 "Об утверждении результатов определения стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края".
Как следует из материалов дела, ООО "Ски Комплект" на праве собственности принадлежат земельные участки категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - разработка проектной документации для строительства жилых домов многофункционального комплекса "Катерина-Резиденс", имеющие адрес Российская Федерация, Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, с.Эсто-Садок, ул. Защитников Кавказа площадью по 1 500 кв. м каждый, имеющие кадастровые номера 23:49:0420022:19; 23:49:0420022:20; 23:49:0420022:22; 23:49:0420022:1139 (предыдущий кадастровый номер 23:49:0420022:21).
Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарскою края от 22.11.2011 N 1756 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края" земельному участку с кадастровым номером 23:49:0420022:22 установлена кадастровая стоимость в размере 156 780120, 00 руб., что подтверждается кадастровой справкой от 21.08.2012 и кадастровой выпиской о земельном участке N 3343/12/12-541059 от 21.08.2012.
Кадастровая стоимость рассчитана на основании удельного показателя кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов в составе видов разрешенного использования земель населенных пунктов Краснодарского края, установленного в размере 104 520, 08 руб.
При расчете удельного показателя использовался вид разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки, что подтверждается приложением N 2 к приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 года N 1756.
В отношении остальных трех участков кадастровая стоимость установлена по итогам ее определения в 2008 году.
Для земельных участков 23:49:0420022:19; 23:49:0420022:20; 23:49:0420022:22 удельный показатель установлен в размере 49 740, 85 руб., отсутствующий в приложении N 2 к приказу N 1756.
Для земельного участка с кадастровым номером 23:49:0420022:1139 применен удельный показатель в размере 14 516, 88 руб., как для земельных участков, предназначенных для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
Согласно сведениям, полученным из информационного ресурса - Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, спорные земельные участки расположены в зоне Ж-2 - малоэтажная жилая застройка до 15 метров.
К основным видам разрешенного использования земельных участков в этой зоне относятся: постоянное проживание (ИЖС, многоблочные жилые дома); временное проживание; курортно-рекреационное обслуживание; торговля, общественное питание в здании; воспитание, образование, подготовка кадров; культура, искусство, информатика, физическая культура, спорт в здании; спорт, отдых; здравоохранение, соцобеспечение; бытовое обслуживание населения.
Судом первой инстанции установлено, что ответчики не определяли удельные показатели кадастровой стоимости спорных земельных участков.
Кадастровая палата Росреестра внесла соответствующие сведения на основании представленных ей документов.
Лицом, определившим удельный показатель кадастровой стоимости участков, явилось ФГУП "Госкадастрсъемка" - ВИСХАГИ.
Судом первой инстанции правильно установлено, что действия ответчиков по внесению сведений об удельных показателях в соответствующий реестр не противоречат Закону N 221-ФЗ, следовательно, требования истца в соответствующей части обоснованно не удовлетворены.
Из материалов дела следует, что спорные земельные участки расположены в зоне Ж-2 - малоэтажная жилая застройка до 15 метров.
Участки поставлены на кадастровый учет с видом разрешенного использования -разработка проектной документации для строительства жилых домов многофункционального комплекса "Катерина-Резиденс".
Согласно Приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 N 1756 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края" приложению N 2 вид разрешенного использования установлен: земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки.
Истцу участки предоставлены исключительно для проектирования жилых домов.
Приложение N 2 к приказу департамента N 1756 не предусматривает строительство многоэтажных жилых домов.
Из указанных в этом приложении видов разрешенного использования с учетом разрешенного использования спорных земельных участков, применению подлежал удельный показатель кадастровой стоимости 12 418,76 - земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки.
Этот удельный показатель должен был быть применен к спорным земельным участкам с даты вступления в законную силу приказа департамента N 1756 от 22.11.2011, поскольку земельные участки истца на эту дату были поставлены на кадастровый учет.
Ошибочное невключение участков в состав оцениваемых объектов не должно ложиться бременем на титульного владельца.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование истца об обязании ФГБУ ФКП Росреестра по Краснодарскому краю по исправлению ошибки в кадастровых сведениях в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0420022:22 и о внесении в кадастр недвижимости актуальных сведений в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0420022:20, 23:49:0420022:19, 23:49:0420022:1139 (предыдущий 23:49:0420022:21) о кадастровой стоимости земельных участков, рассчитанной на основе удельного показателя в размере 12 418, 76 руб. с 01.01.2012 г.
В части требований к Управлению Росреестра по Краснодарскому краю истцу в иске судом первой инстанции правомерно отказано, поскольку указанный государственный орган не изменяет сведения в соответствующем реестре в силу своих полномочий.
Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о необоснованном применении отчета об оценки при определении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости по следующим основаниям.
Земельные участки истца имеют категорию земли населенных пунктов.
Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края" от 22.11.2011 N 1756 утверждены результаты кадастровой оценки земельных участков, проведенной методом массовой оценки, в том числе и спорного земельного участка.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
Кадастровая оценка земельных участков, утверждаемая нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, проводится методом массовой оценки без учета особенностей и характеристик конкретного земельного участка и не может отражать его реальную рыночную стоимость.
Поэтому пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 28.06.2011 N 913/11 указал, что положения гл."Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются. Законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости без оспаривания достоверности кадастровой стоимости, определенной способом массовой оценки и законности нормативного акта о ее утверждении.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В дело представлен отчет N 426/2012 от 09.11.2012 г. об оценке спорных земельных участков, выполненный ООО "ЦЭП-АУДИТ", в котором указана кадастровая стоимость земельных участков истца равная рыночной стоимости, определенная, как было указано ВАС РФ в постановлении Президиума по делу А11-5098/2010, на дату массовой оценки, в настоящем случае на 01.01.2011.
Согласно статье 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу.
Судом первой инстанции правомерно принят этот отчет в качестве допустимого доказательства, поскольку он по форме и содержанию не оспорен лицами, участвующими в деле, доказательства его несоответствия установленным нормативам не представлены, вывод, к которому пришел эксперт, не опровергнут.
В материалы дела представлено экспертное заключение N 318/2013 на отчет N 426/2012 от 09.11.2012 г. об оценке спорных земельных участков, которым отчет соответствует Федеральному закону "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции заявленные истцом требования об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости обоснованно удовлетворены.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы не принимаются апелляционной инстанцией как не соответствующие фактическим обстоятельствам, установленным судом первой инстанции.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.03.2014 по делу N А32-39756/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
М.В.СОЛОВЬЕВА
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
Г.А.СУРМАЛЯН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.05.2014 N 15АП-6712/2014 ПО ДЕЛУ N А32-39756/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 мая 2014 г. N 15АП-6712/2014
Дело N А32-39756/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
при участии:
- от ООО "Ски Комплект": представитель Соколов А.В. по доверенности N 33 от 19.12.2013, паспорт;
- от ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии " в лице филиала по Краснодарскому краю: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
- от Администрации г. Сочи: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
- от Администрации Краснодарского края: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Сочи
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 07.03.2014 по делу N А32-39756/2012, принятое судьей Данько М.М.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ски Комплект"
- к ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии " в лице филиала по Краснодарскому краю;
- к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
третьи лица: Администрация г. Сочи; Администрация Краснодарского края; Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
о признании незаконным бездействия по исправлению ошибки и отказе актуализации в отношении земельных участков в размере их рыночной стоимости
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ски Комплект"(далее по тексту Общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к к ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии " в лице филиала по Краснодарскому краю (далее по тексту кадастровая палата), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее по тексту Росреестр) о признании незаконными бездействие кадастровой палаты и Росреестра по исправлению ошибки и отказе актуализировать сведения кадастрового учета при наличии документов, подтверждающих неправомерность применения при расчетах кадастровой стоимости вида разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для многоэтажной жилой застройки в отношении следующих земельных участков: земельный участок кадастровый номер -23:49:0420022:22 (бездействие в отношении внесения изменений), земельный участок кадастровый номер - 23:49:0420022:19; земельный участок кадастровый номер - 23:49:0420022:20; земельный участок кадастровый номер 23:49:0420022:1139 (предыдущий 23:49:0420022:21) -бездействие по проведению актуализации сведений; об обязании Росреестр и кадастровую палату признать по суду факт нахождения на дату до введения кадастровой оценки и на дату утверждения результатов кадастровой оценки земельных участков (земельный участок: кадастровый номер - 23:49:0420022:20, земельный участок: кадастровый номер 23:49:0420022:22; земельный участок: кадастровый номер - 23:49:0420022:19; земельный участок: кадастровый номер -23:49:0420022:1139 (предыдущий 23:49:0420022:21) в зоне Ж-2 с разрешенным использованием - под малоэтажное жилое строительство, как это предусмотрено правилами землепользования и застройки, утвержденными в 2009 году; об обязании Росреестр и кадастровую палату исправить ошибку в кадастровых сведениях на основании данных градостроительной базы и внести изменения в сведения ГКН в отношении земельного участка под номером - 23:49:0420022:22; актуализировать сведения в отношении земельного участка кадастровый номер - 23:49:0420022:20; земельного участка кадастровый номер -23:49:0420022:19; земельного участка кадастровый номер 23:49:0420022:1139 (предыдущий 23:49:0420022:21)) об изменении кадастровой стоимости, а именно внести изменении в сведения о кадастровой стоимости, рассчитанной на основе удельного показателя в размере 12 418, 76 руб. (ВРИ - ИЖС) с даты утверждения Приказом результатов кадастровой стоимости, то есть с 01 января 2012 года, об обязании Росреестр и кадастровую палату внести в государственный кадастр недвижимости сведения о действительной рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0420022:22, 23:49:0420022:20, 23:49:0420022:19, 23:49:0420022:1139 (предыдущий кадастровый номер 23:49:0420022:21), полученной на основании отчета об оценке N 426/2012 от 09.11.2012 в качестве новой кадастровой с момента вступления в силу решения суда, в следующем размере: земельный участок: кадастровый номер 23:49:0420022:22-18 045 000 руб.; земельный участок: кадастровый номер - 23:49:0420022:20-18 045 000 руб.; земельный участок: кадастровый номер - 23:49:0420022:19-18 045 000 руб.; земельный участок: кадастровый номер - 23:49:0420022: 1139 предыдущий кадастровый номер23:49:0420022:21-17 503 650 руб.
Кроме того истец просит установить кадастровую стоимость земельных участков, равной их рыночной стоимости.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.03.2014 заявленные требования частично удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Администрация г. Сочи обжаловала его в порядке, предусмотренном гл.34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, полагая, что решение суда первой инстанции, основанное на отчете об оценке спорных земельных участков, выполненных "ЦЭП-АУДИТ" незаконно и необоснованно.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ООО "Ски Комплект" не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание представителей не направили, месте его и времени извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Пунктом 2 статьи 201 АПК РФ установлено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно п. 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется в соответствии с Законом N 221-ФЗ.
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено Законом N 221-ФЗ (пункт 5 статьи 4 Закона).
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости (часть 1 статьи 16 Закона N 221-ФЗ). Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости, вносятся в государственный кадастр недвижимости (пункт 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ).
Орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов (пункт 4 статьи 15 Закона N 221-ФЗ).
Согласно пункту 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Таким образом, правовой акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель является конечным правовым актом, устанавливающим кадастровую стоимость земельного участка, используемую при расчете.
Распоряжением главы администрации Краснодарского края N 1202-р, изданным во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N-945 "О государственной кадастровой оценке земель" в соответствии с Правилами, утверждены результаты государственной оценки земель населенных пунктов и средний уровень кадастровой стоимости на территории Краснодарского края по состоянию на 01.01.2007 согласно приложениям N 1 и N 2.
Распоряжение главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" признано утратившим силу распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.02.2010 N 57-р "О признании утратившим силу распоряжения главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 года N 1202-р Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края ".
На территории Краснодарского края с 01.01.2012 г. действуют результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, утвержденных приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 г. N 1756 "Об утверждении результатов определения стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края".
Как следует из материалов дела, ООО "Ски Комплект" на праве собственности принадлежат земельные участки категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - разработка проектной документации для строительства жилых домов многофункционального комплекса "Катерина-Резиденс", имеющие адрес Российская Федерация, Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, с.Эсто-Садок, ул. Защитников Кавказа площадью по 1 500 кв. м каждый, имеющие кадастровые номера 23:49:0420022:19; 23:49:0420022:20; 23:49:0420022:22; 23:49:0420022:1139 (предыдущий кадастровый номер 23:49:0420022:21).
Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарскою края от 22.11.2011 N 1756 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края" земельному участку с кадастровым номером 23:49:0420022:22 установлена кадастровая стоимость в размере 156 780120, 00 руб., что подтверждается кадастровой справкой от 21.08.2012 и кадастровой выпиской о земельном участке N 3343/12/12-541059 от 21.08.2012.
Кадастровая стоимость рассчитана на основании удельного показателя кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов в составе видов разрешенного использования земель населенных пунктов Краснодарского края, установленного в размере 104 520, 08 руб.
При расчете удельного показателя использовался вид разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки, что подтверждается приложением N 2 к приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 года N 1756.
В отношении остальных трех участков кадастровая стоимость установлена по итогам ее определения в 2008 году.
Для земельных участков 23:49:0420022:19; 23:49:0420022:20; 23:49:0420022:22 удельный показатель установлен в размере 49 740, 85 руб., отсутствующий в приложении N 2 к приказу N 1756.
Для земельного участка с кадастровым номером 23:49:0420022:1139 применен удельный показатель в размере 14 516, 88 руб., как для земельных участков, предназначенных для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
Согласно сведениям, полученным из информационного ресурса - Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, спорные земельные участки расположены в зоне Ж-2 - малоэтажная жилая застройка до 15 метров.
К основным видам разрешенного использования земельных участков в этой зоне относятся: постоянное проживание (ИЖС, многоблочные жилые дома); временное проживание; курортно-рекреационное обслуживание; торговля, общественное питание в здании; воспитание, образование, подготовка кадров; культура, искусство, информатика, физическая культура, спорт в здании; спорт, отдых; здравоохранение, соцобеспечение; бытовое обслуживание населения.
Судом первой инстанции установлено, что ответчики не определяли удельные показатели кадастровой стоимости спорных земельных участков.
Кадастровая палата Росреестра внесла соответствующие сведения на основании представленных ей документов.
Лицом, определившим удельный показатель кадастровой стоимости участков, явилось ФГУП "Госкадастрсъемка" - ВИСХАГИ.
Судом первой инстанции правильно установлено, что действия ответчиков по внесению сведений об удельных показателях в соответствующий реестр не противоречат Закону N 221-ФЗ, следовательно, требования истца в соответствующей части обоснованно не удовлетворены.
Из материалов дела следует, что спорные земельные участки расположены в зоне Ж-2 - малоэтажная жилая застройка до 15 метров.
Участки поставлены на кадастровый учет с видом разрешенного использования -разработка проектной документации для строительства жилых домов многофункционального комплекса "Катерина-Резиденс".
Согласно Приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 N 1756 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края" приложению N 2 вид разрешенного использования установлен: земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки.
Истцу участки предоставлены исключительно для проектирования жилых домов.
Приложение N 2 к приказу департамента N 1756 не предусматривает строительство многоэтажных жилых домов.
Из указанных в этом приложении видов разрешенного использования с учетом разрешенного использования спорных земельных участков, применению подлежал удельный показатель кадастровой стоимости 12 418,76 - земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки.
Этот удельный показатель должен был быть применен к спорным земельным участкам с даты вступления в законную силу приказа департамента N 1756 от 22.11.2011, поскольку земельные участки истца на эту дату были поставлены на кадастровый учет.
Ошибочное невключение участков в состав оцениваемых объектов не должно ложиться бременем на титульного владельца.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование истца об обязании ФГБУ ФКП Росреестра по Краснодарскому краю по исправлению ошибки в кадастровых сведениях в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0420022:22 и о внесении в кадастр недвижимости актуальных сведений в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0420022:20, 23:49:0420022:19, 23:49:0420022:1139 (предыдущий 23:49:0420022:21) о кадастровой стоимости земельных участков, рассчитанной на основе удельного показателя в размере 12 418, 76 руб. с 01.01.2012 г.
В части требований к Управлению Росреестра по Краснодарскому краю истцу в иске судом первой инстанции правомерно отказано, поскольку указанный государственный орган не изменяет сведения в соответствующем реестре в силу своих полномочий.
Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о необоснованном применении отчета об оценки при определении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости по следующим основаниям.
Земельные участки истца имеют категорию земли населенных пунктов.
Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края" от 22.11.2011 N 1756 утверждены результаты кадастровой оценки земельных участков, проведенной методом массовой оценки, в том числе и спорного земельного участка.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
Кадастровая оценка земельных участков, утверждаемая нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, проводится методом массовой оценки без учета особенностей и характеристик конкретного земельного участка и не может отражать его реальную рыночную стоимость.
Поэтому пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 28.06.2011 N 913/11 указал, что положения гл."Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются. Законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости без оспаривания достоверности кадастровой стоимости, определенной способом массовой оценки и законности нормативного акта о ее утверждении.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В дело представлен отчет N 426/2012 от 09.11.2012 г. об оценке спорных земельных участков, выполненный ООО "ЦЭП-АУДИТ", в котором указана кадастровая стоимость земельных участков истца равная рыночной стоимости, определенная, как было указано ВАС РФ в постановлении Президиума по делу А11-5098/2010, на дату массовой оценки, в настоящем случае на 01.01.2011.
Согласно статье 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу.
Судом первой инстанции правомерно принят этот отчет в качестве допустимого доказательства, поскольку он по форме и содержанию не оспорен лицами, участвующими в деле, доказательства его несоответствия установленным нормативам не представлены, вывод, к которому пришел эксперт, не опровергнут.
В материалы дела представлено экспертное заключение N 318/2013 на отчет N 426/2012 от 09.11.2012 г. об оценке спорных земельных участков, которым отчет соответствует Федеральному закону "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции заявленные истцом требования об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости обоснованно удовлетворены.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы не принимаются апелляционной инстанцией как не соответствующие фактическим обстоятельствам, установленным судом первой инстанции.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.03.2014 по делу N А32-39756/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
М.В.СОЛОВЬЕВА
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
Г.А.СУРМАЛЯН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)