Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Обществу отказано в предоставлении земельного участка для строительства подземной стоянки, так как предоставление испрашиваемого участка возможно с торгов после определения технических условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 1 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 8 июля 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Юшкарева И.Ю.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелеминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Оргоевым П.Н.,
при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия, выполняющего судебное поручение по организации видеоконференц-связи (судья Борхонова Л.В., помощник судьи Стопичева Н.А.),
при участии в судебном заседании представителей: от муниципального учреждения "Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ", комитета по архитектуре градостроительству и землеустройству города Улан-Удэ - Старковой Юлии Александровны (доверенности от 16.02.2015 и от 18.02.2015 соответственно), от общества с ограниченной ответственностью "Амеко" - Дабалаева Александра Александровича (доверенность от 01.10.2014),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу муниципального учреждения "Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 29 января 2015 года по делу N А10-4957/2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 апреля 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции: Кушнарева Н.П.; суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Амеко" (ОГРН 1080326001634; место нахождения: город Улан-Удэ; далее - ООО "Амеко", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к муниципальному учреждению "Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ" (ОГРН 1020300983340; место нахождения: город Улан-Удэ; далее - комитет) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 03:24:033404:1642, изложенного в письме от 17.07.2014 N 28810 и возложении обязанности предоставить указанный земельный участок в аренду в течение 10 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением суда первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены гражданин Будаев Баир Николаевич и комитет по архитектуре градостроительству и землеустройству города Улан-Удэ (ОГРН 1080326002778; место нахождения: город Улан-Удэ; далее - комитет по архитектуре).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 29 января 2015 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 апреля 2015 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, комитет обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами при принятии обжалуемых судебных актов неправильно применены нормы материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу общество указывает на несостоятельность доводов, изложенных в кассационной жалобе, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель комитета поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель общества подтвердил правовую позицию, изложенную в отзыве на кассационную жалобу.
Гражданин Будаев Баир Николаевич о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом (уведомление о вручении почтового отправления N 05469; информация, размещенная на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа (http://fasvso.arbitr.ru), а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет" 22.05.2015), однако в судебное заседание своего представителя не направил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Как установлено судами и следует из материалов дела, для строительства подземной парковки с выносом инженерных сетей решением комитета от 25.02.2012 N СР-619 утверждена схема расположения земельного участка площадью 1150 кв. м, расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, Октябрьский район, ул. Бабушкина.
22.06.2012 данный земельный участок поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 03:24:033404:1642.
29.01.2013 ООО "Амеко" обратилось в комитет с заявлением о предоставлении ему вышеуказанного земельного участка для строительства подземной стоянки.
08.02.2013 комитет в газете "Муниципальный вестник г. Улан-Удэ" разместил информацию о возможном и предстоящем предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 03:24:033404:1642 для строительства подземной парковки с выносом инженерных сетей, расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Бабушкина.
01.04.2013 ООО "Амеко" вновь обратилось с заявлением в Комитет о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
В связи с тем, что 18.06.2013 в комитет поступила заявка гражданина Будаева Б.Н. о предоставлении спорного земельного участка, комитет письмом от 17.06.2013 N 25926 сообщил ООО "Амеко" о том, что принято решение о предоставлении названного земельного участка с торгов.
07.05.2014 в комитет поступило обращение Будаева Б.Н. об отзыве заявления о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 03:24:033404:1642.
16.05.2014 ООО "Амеко" обратилось с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в аренду.
Письмом от 17.07.2014 N 28810 комитет сообщил заявителю, что предоставление испрашиваемого земельного участка возможно с торгов после определения технических условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за него.
Общество, полагая, что указанное решение об отказе в предоставлении земельного участка, изложенное в письме от 17.06.2014 N 28810 незаконно, нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании названного решения незаконным, возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции исходил из противоречия оспариваемого решения требованиям статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, а также нарушения им прав и законных интересов общества в сфере экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Республики Бурятия и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Кроме этого, частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (здесь и далее приведены нормы Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
- - без предварительного согласования мест размещения объектов;
- - с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - проведение работ по формированию земельного участка;
- - выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
- - определение разрешенного использования земельного участка;
- - определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;
- - принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
- - публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
- - проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
- - подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
В случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом (пункт 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что требования о публикации информации о возможном и предстоящем предоставлении земельного участка с кадастровым номером 03:24:033404:1642, установленные пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, соблюдены.
Помимо этого, судами установлено, что спорный земельный участок был сформирован, поставлен на государственный кадастровый учет, вид разрешенного использования земельного участка определен, а на момент подачи повторного обращения общества о предоставлении названного земельного участка заявление гражданина Будаева Баира Николаевича о предоставлении земельного участка им отозвано.
С учетом указанных обстоятельств, судами сделаны обоснованные выводы о том, что заявление общества о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 03:24:033404:1642 для строительства подземной парковки должно было быть удовлетворено, а у комитета отсутствовали основания для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Следовательно, решение комитета об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 03:24:033404:1642, изложенное в письме от 17.07.2014 N 28810, обоснованно признано судами незаконным.
Довод заявителя кассационной жалобы относительно применения арбитражным судом апелляционной инстанции норм Земельного кодекса Российской Федерации в устаревшей редакции подлежит отклонению, поскольку к соответствующим правоотношениям между комитетом и обществом подлежит применению Земельный кодекс Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент возникновения этих правоотношений.
Довод о необходимости применения норм Положения о порядке предоставления земельных участков на территории города Улан-Удэ, утвержденного решением Улан-Удэнского городского совета депутатов от 20.03.2008 N 807-82, признан судом кассационной инстанции необоснованным.
Возможность предоставления земельного участка без проведения торгов, применительно к рассматриваемой ситуации, предусмотрена подпунктом 3 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации на основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Согласно части 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку; указанные доводы по существу сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 283, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 29 января 2015 года по делу N А10-4957/2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 апреля 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отменить меры по приостановлению исполнения решения Арбитражного суда Республики Бурятия от 29 января 2015 года по делу N А10-4957/2014 и постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 апреля 2015 года по тому же делу, принятые определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 мая 2015 года.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
И.Ю.ЮШКАРЕВ
Судьи
Л.А.КАДНИКОВА
М.М.ШЕЛЕМИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 08.07.2015 N Ф02-2936/2015 ПО ДЕЛУ N А10-4957/2014
Требование: О признании незаконным решения органа местного самоуправления и обязании предоставить земельный участок.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Обществу отказано в предоставлении земельного участка для строительства подземной стоянки, так как предоставление испрашиваемого участка возможно с торгов после определения технических условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июля 2015 г. по делу N А10-4957/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 1 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 8 июля 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Юшкарева И.Ю.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелеминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Оргоевым П.Н.,
при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия, выполняющего судебное поручение по организации видеоконференц-связи (судья Борхонова Л.В., помощник судьи Стопичева Н.А.),
при участии в судебном заседании представителей: от муниципального учреждения "Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ", комитета по архитектуре градостроительству и землеустройству города Улан-Удэ - Старковой Юлии Александровны (доверенности от 16.02.2015 и от 18.02.2015 соответственно), от общества с ограниченной ответственностью "Амеко" - Дабалаева Александра Александровича (доверенность от 01.10.2014),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу муниципального учреждения "Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 29 января 2015 года по делу N А10-4957/2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 апреля 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции: Кушнарева Н.П.; суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Амеко" (ОГРН 1080326001634; место нахождения: город Улан-Удэ; далее - ООО "Амеко", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к муниципальному учреждению "Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ" (ОГРН 1020300983340; место нахождения: город Улан-Удэ; далее - комитет) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 03:24:033404:1642, изложенного в письме от 17.07.2014 N 28810 и возложении обязанности предоставить указанный земельный участок в аренду в течение 10 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением суда первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены гражданин Будаев Баир Николаевич и комитет по архитектуре градостроительству и землеустройству города Улан-Удэ (ОГРН 1080326002778; место нахождения: город Улан-Удэ; далее - комитет по архитектуре).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 29 января 2015 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 апреля 2015 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, комитет обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами при принятии обжалуемых судебных актов неправильно применены нормы материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу общество указывает на несостоятельность доводов, изложенных в кассационной жалобе, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель комитета поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель общества подтвердил правовую позицию, изложенную в отзыве на кассационную жалобу.
Гражданин Будаев Баир Николаевич о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом (уведомление о вручении почтового отправления N 05469; информация, размещенная на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа (http://fasvso.arbitr.ru), а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет" 22.05.2015), однако в судебное заседание своего представителя не направил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Как установлено судами и следует из материалов дела, для строительства подземной парковки с выносом инженерных сетей решением комитета от 25.02.2012 N СР-619 утверждена схема расположения земельного участка площадью 1150 кв. м, расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, Октябрьский район, ул. Бабушкина.
22.06.2012 данный земельный участок поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 03:24:033404:1642.
29.01.2013 ООО "Амеко" обратилось в комитет с заявлением о предоставлении ему вышеуказанного земельного участка для строительства подземной стоянки.
08.02.2013 комитет в газете "Муниципальный вестник г. Улан-Удэ" разместил информацию о возможном и предстоящем предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 03:24:033404:1642 для строительства подземной парковки с выносом инженерных сетей, расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Бабушкина.
01.04.2013 ООО "Амеко" вновь обратилось с заявлением в Комитет о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
В связи с тем, что 18.06.2013 в комитет поступила заявка гражданина Будаева Б.Н. о предоставлении спорного земельного участка, комитет письмом от 17.06.2013 N 25926 сообщил ООО "Амеко" о том, что принято решение о предоставлении названного земельного участка с торгов.
07.05.2014 в комитет поступило обращение Будаева Б.Н. об отзыве заявления о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 03:24:033404:1642.
16.05.2014 ООО "Амеко" обратилось с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в аренду.
Письмом от 17.07.2014 N 28810 комитет сообщил заявителю, что предоставление испрашиваемого земельного участка возможно с торгов после определения технических условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за него.
Общество, полагая, что указанное решение об отказе в предоставлении земельного участка, изложенное в письме от 17.06.2014 N 28810 незаконно, нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании названного решения незаконным, возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции исходил из противоречия оспариваемого решения требованиям статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, а также нарушения им прав и законных интересов общества в сфере экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Республики Бурятия и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Кроме этого, частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (здесь и далее приведены нормы Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
- - без предварительного согласования мест размещения объектов;
- - с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - проведение работ по формированию земельного участка;
- - выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
- - определение разрешенного использования земельного участка;
- - определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;
- - принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
- - публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
- - проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
- - подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
В случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом (пункт 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что требования о публикации информации о возможном и предстоящем предоставлении земельного участка с кадастровым номером 03:24:033404:1642, установленные пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, соблюдены.
Помимо этого, судами установлено, что спорный земельный участок был сформирован, поставлен на государственный кадастровый учет, вид разрешенного использования земельного участка определен, а на момент подачи повторного обращения общества о предоставлении названного земельного участка заявление гражданина Будаева Баира Николаевича о предоставлении земельного участка им отозвано.
С учетом указанных обстоятельств, судами сделаны обоснованные выводы о том, что заявление общества о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 03:24:033404:1642 для строительства подземной парковки должно было быть удовлетворено, а у комитета отсутствовали основания для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Следовательно, решение комитета об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 03:24:033404:1642, изложенное в письме от 17.07.2014 N 28810, обоснованно признано судами незаконным.
Довод заявителя кассационной жалобы относительно применения арбитражным судом апелляционной инстанции норм Земельного кодекса Российской Федерации в устаревшей редакции подлежит отклонению, поскольку к соответствующим правоотношениям между комитетом и обществом подлежит применению Земельный кодекс Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент возникновения этих правоотношений.
Довод о необходимости применения норм Положения о порядке предоставления земельных участков на территории города Улан-Удэ, утвержденного решением Улан-Удэнского городского совета депутатов от 20.03.2008 N 807-82, признан судом кассационной инстанции необоснованным.
Возможность предоставления земельного участка без проведения торгов, применительно к рассматриваемой ситуации, предусмотрена подпунктом 3 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации на основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Согласно части 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку; указанные доводы по существу сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 283, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 29 января 2015 года по делу N А10-4957/2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 апреля 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отменить меры по приостановлению исполнения решения Арбитражного суда Республики Бурятия от 29 января 2015 года по делу N А10-4957/2014 и постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 апреля 2015 года по тому же делу, принятые определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 мая 2015 года.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
И.Ю.ЮШКАРЕВ
Судьи
Л.А.КАДНИКОВА
М.М.ШЕЛЕМИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)