Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.04.2014 N 05АП-2229/2014 ПО ДЕЛУ N А51-31090/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 апреля 2014 г. N 05АП-2229/2014

Дело N А51-31090/2013

Резолютивная часть постановления оглашена 07 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 апреля 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РИМ",
апелляционное производство N 05АП-2229/2014
на решение от 24.12.2013
судьи Ю.С. Турсуновой
по делу N А51-31090/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РИМ" (ИНН 2543031911, ОГРН 1132543016066, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 22.08.2013)
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
третьи лица: администрация г. Владивостока, департамент земельных и имущественных отношений Приморского края
о признании незаконным решения,
при участии в заседании:
- от заявителя: генеральный директор А.А. Талько (паспорт); представитель В.В. Пак (паспорт, доверенность от 18.10.2013);
- от УГА г. Владивостока: представитель О.А. Агапова (удостоверение N 4341, доверенность от 17.12.2013 N 27/1-1-4176);
- от администрации: представитель О.А. Агапова (удостоверение N 4341, доверенность от 23.12.2013 N 1-3/4601);
- от департамента: не явились, уведомлены надлежаще;

- установил:

Общество с ограниченной ответственностью "РИМ" (далее по тексту - "заявитель", "общество") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее по тексту - "УГА г. Владивостока"), выраженного в письме от 26.09.2013 N 26196/20у, об отказе в обеспечении выбора земельного участка для строительства и об обязании УГА г. Владивостока в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации обеспечить выбор земельного участка площадью 600 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Суханова, 13, для строительства административного здания в течение двух недель с момента вступления решения в законную силу.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 17.12.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены администрация г. Владивостока и департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - "департамент").
Решением Арбитражного суда Приморского края от 24.12.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя в апелляционном порядке указанное решение, заявитель считает, что суд первой инстанции вышел за рамки заявленных требований и неправомерно принял во внимание обстоятельства, не указанные в оспариваемом решении в качестве оснований для отказа в выборе земельного участка. Настаивает на том, что заявление о выборе земельного участка, поданное им в департамент, соответствовало требованиям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, при этом размер и местоположение земельного участка указывались примерно. Полагает, что, получив заявление общества и проект схемы расположения земельного участка, УГА г. Владивостока обязано было скорректировать параметры земельного участка с учетом зонирования территории, градостроительных, экологических и иных норм.
УГА г. Владивостока и администрация г. Владивостока в письменном отзыве, поддержанном представителем в судебном заседании, по доводам апелляционной жалобы возразили. Считают, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем обжалуемое решение суда отмене или изменению не подлежит.
Департамент в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлен надлежаще.
На основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - "АПК РФ") судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителя департамента.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.
04.09.2013 заявитель обратился в департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на пять лет земельного участка ориентировочной площадью 600 кв. м в районе ул. Суханова, д. 13 в г. Владивостоке для строительства административного здания с предварительным согласованием места размещения объекта.
Указанное заявление с приложенными к нему документами направлено департаментом в администрацию г. Владивостока.
Письмом от 26.09.2013 N 26196/20у УГА г. Владивостока отказало заявителю в выборе земельного участка, сославшись на наличие прав третьих лиц и наложение на земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:01004:61 и 25:28:01004:19. Кроме того, заявителю было указано на отсутствие в представленном пакете документов, необходимых для работы с обращением.
Не согласившись с решением УГА г. Владивостока, посчитав его нарушающим права и законные интересы, общество оспорило указанное решение в судебном порядке.
Оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - "ЗК РФ") осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 данной статьи и включает в себя:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Кодекса).
Как следует из материалов дела, общество обратилось в департамент с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта - административного здания на земельном участке примерной площадью 600 кв. м, расположенном в районе ул. Суханова, д. 13 в г. Владивостоке. К указанному заявлению были приложены регистрационные документы общества и обзорная схема района предполагаемого строительства с нанесенным на нее земельным участком.
Рассмотрев представленные документы, коллегия находит их не соответствующими требованиям статьи 31 ЗК РФ.
Так, пункт 1 статьи 31 Кодекса содержит обязательное требование об указании в заявлении предполагаемого места размещения планируемого строительством объекта и обоснования примерного размера земельного участка.
Аналогичные требования предусмотрены пунктом 2.6 Регламента предоставления администрацией города Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" (далее по тексту - "Регламент"), утвержденного приложением к постановлению администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608.
Из заявления общества следует, что оно просит предоставить земельный участок в районе ул. Суханова, д. 13 (кадастровый квартал 25:28:010008), в то время как на обзорной схеме обозначен земельный участок, расположенный в районе ул. Светланская, д. 54 (кадастровый квартал 25:28:010004).
Таким образом возможность определить при рассмотрении заявления общества конкретное место, где заявитель планирует строительство объекта, у УГА г. Владивостока отсутствовала.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы заявитель пояснил, что ошибочно приложил к заявлению обзорную схему другого земельного участка, который также испрашивается им для строительства. Полагает, что несоответствие адресной привязки фактически испрашиваемому земельному участку не препятствует выбору земельного участка, поскольку законодательством не установлены требования к адресу ориентира.
Отклоняя указанные доводы, коллегия исходит из того, что по смыслу статьи 31 ЗК РФ волеизъявление на приобретение земельного участка формируется заинтересованным лицом, которое должно определить примерные параметры данного земельного участка, в том числе и примерное местоположение земельного участка по отношению к тому или иному ориентиру (в рассматриваемом случае - к зданию).
Указание заявителем в качестве ориентира места размещения планируемого строительством объекта объект, расположенный в ином кадастровом квартале и на значительном удалении от испрашиваемого земельного участка, не соответствует пункту 1 статьи 31 ЗК РФ, так как не позволяет установить волеизъявление лица, обратившегося за выбором земельного участка.
Кроме того, коллегией установлено, что ни заявление общества, ни приложенные к нему документы не содержат обоснования размера испрашиваемого земельного участка.
Следовательно, выводы УГА г. Владивостока об отсутствии в представленном пакете документов, необходимых для работы с заявлением общества, являются обоснованными.
Согласно пункту 2.8 Регламента несоответствие заявления требованиям действующего законодательства является основанием для отказа в предоставлении услуги по выбору земельного участка.
Поскольку заявление общества не соответствовало требованиям статьи 31 ЗК РФ и пункту 2.6 Регламента, у УГА г. Владивостока имелись основания для отказа в выборе земельного участка.
Материалами дела подтверждается, что установив несоответствие в указании места предполагаемого размещения объекта, УГА г. Владивостока тем не менее рассмотрело возможность строительства исходя из местоположения земельного участка в районе ул. Светланская, 54, приведенного на обзорной схеме. Отказывая в выборе данного земельного участка, УГА г. Владивостока исходило из его наложения на земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:01004:61 и 25:28:01004:19, на которые имеются права третьих лиц.
Коллегией установлено, что земельный участок, приведенный заявителем на обзорной схеме, действительно налагается на земельные участки с кадастровым номером 25:28:01004:61 с разрешенным использованием "для дальнейшей эксплуатации административного здания" и с кадастровым номером 25:28:01004:19 с разрешенным использованием "для размещения музея народного творчества".
Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 3 данной статьи предусмотрено, что целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Как следует из материалов дела, заявитель планирует использовать земельный участок под строительство административного здания, что не соответствует разрешенному использованию земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:01004:61 и 25:28:01004:19.
Кроме того, в силу пункта 4 статьи 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Из материалов дела не следует, что землепользователи земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:01004:61 и 25:28:01004:19 дали свое согласие на образование заявителю земельного участка за счет земельных участков, находящихся у них в пользовании.
Оценивая возможность строительства на земельном участке в районе ул. Светланская, 54, коллегия не может не принять во внимание наличие в его границах электрических сетей МУПВ ВПЭС 2 КЛ 6 кВ ТП 21-ТП 22, 6 КЛ 0,4 кВ ТП 21А, а также тепловых сетей гостиничного комплекса "Hyat".
По смыслу статей 27, 28 ЗК РФ установление ограничений на приобретение в собственность или аренду земельных участков допускается в целях защиты публичных интересов.
Согласно пункту 2 статьи 89 Кодекса для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее по тексту - "Правила").
Согласно пункту 2 Правил в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
В пределах охранных зон линий электропередачи и связи запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе: осуществлять строительные, монтажные, взрывные и поливные работы, производить посадку и вырубку деревьев, устраивать спортивные площадки и площадки для игр, складировать корма, удобрения, топливо и другие материалы (пункт 8 Правил).
Поскольку земельный участок расположен в границах технических зон инженерных коммуникаций КЛ - 6кВ и КЛ - 0,4 кВ, использование земельного участка для осуществления строительства невозможно.
Правовой режим технических (охранных) зон тепловых сетей установлен приказом Минстроя России от 17.08.1992 N 197 "О типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей".
Согласно пункту 4 Типовых правил охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.
Пунктом 5 Типовых правил установлен запрет на производство в пределах охранных зон действий, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту, в том числе возведение временных сооружений.
Аналогичное правило закреплено в пункте 5 Правил охраны коммунальных тепловых сетей в Приморском крае, утвержденных постановлением Губернатора Приморского края от 28.04.2000 N 375.
Пунктом 7.5.1 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территории муниципальных образований, утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 613, муниципальным образованиям рекомендовано предусматривать на территории населенного пункта технические (охранно-эксплуатационные) зоны, выделяемые линиями градостроительного регулирования: магистральных коллекторов и трубопроводов, кабелей высокого и низкого напряжения, слабых токов, линий высоковольтных передач, метрополитена, в том числе мелкого заложения.
При этом в силу пункта 7.5.2 указанных рекомендаций на территории выделенных технических (охранных) зон запрещено возведение любых видов сооружений, в том числе некапитальных нестационарных, кроме технических, имеющих отношение к обслуживанию и эксплуатации проходящих в технической зоне коммуникаций.
С учетом изложенного строительство на земельном участке объекта заявителя повлечет нарушение правового режима технической (охранной) зоны тепловых сетей.
Указанные обстоятельства оцениваются судом в силу того, что нарушение прав и законных интересов заявителя может иметь место только при наличии объективной возможности выбора земельного участка.
Коллегия считает, что в рассматриваемом случае отказ УГА г. Владивостока не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку он не лишен возможности обратиться в департамент с новым заявлением о предоставлении земельного участка, уточнив его конкретное местонахождение и обосновав испрашиваемый размер земельного участка.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая, что в ходе рассмотрения дела установлено отсутствие оснований для признания решения УГА г. Владивостока незаконным, заявленные обществом требования удовлетворению не подлежали.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального и материального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 24.12.2013 по делу N А51-31090/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА

Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
Е.Н.НОМОКОНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)