Судебные решения, арбитраж
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калинкиной К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 16 июля 2014 года
по делу N А06-3811/2014 (судья Блажнов Д.Н.)
по заявлению открытого акционерного общества "Газпром" (ИНН 7736050003, ОГРН 1027700070518, адрес местонахождения: 117997, г. Москва, ул. Наметкина, 16)
к Правительству Астраханской области (адрес местонахождения: 414008, г. Астрахань, ул. Советская, 15)
- о признании незаконным отказа в переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения, содержащегося в распоряжении от 31.01.2014 N 24-пр;
- обязании произвести перевод категории земель в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую",
при участии в судебном заседании представителей:
ОАО "Газпром" - Алферьев П.Н., действующий на основании доверенности от 02.12.2011 N 30АА0093967,
Правительства Астраханской области - не явился, извещено,
установил:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось открытого акционерного общества "Газпром" (далее - заявитель, ОАО "Газпром", Общество) с заявлением о признании незаконным отказа в переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения, содержащегося в распоряжении Правительства Астраханской области от 31.01.2014 N 24-пр; обязании Правительства Астраханской области произвести перевод категории земель в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Решением от 16 июля 2014 года Арбитражный суд Астраханской области признал незаконным распоряжение Правительства Астраханской области от 31.01.2014 N 24-Пр "Об отказе в переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения".
Суд также обязал Правительство Астраханской области принять акт о переводе земельных участков: кадастровый номер 30:08:06:0201:60; кадастровый номер 30:08:050201:40; кадастровый номер 30:08:020601:202; кадастровый номер 30:08:000000:65, расположенных в Наримановском районе Астраханской области, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Кроме того, суд взыскал с Правительства Астраханской области в пользу открытого акционерного общества "Газпром" судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 2 000 руб.
Правительство Астраханской области не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
ОАО "Газпром" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Правительство Астраханской области извещено о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ. Правительством заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя. Судом ходатайство удовлетворено.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 12 сентября 2014 года, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, выслушав пояснения представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество "Газпром" представило в Правительство Астраханской области ходатайство, с приложенными документами, от 26.11.2012 N 05/0104-11760 о переводе земельных участков: кадастровый номер 30:08:06:0201:60; кадастровый номер 30:08:050201:40; кадастровый номер 30:08:020601:202; кадастровый номер 30:08:000000:65, расположенных в Наримановском районе Астраханской области, из категории земель "Земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "Земли промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения" (т. 1, л.д. 10, 102).
В качестве оснований для удовлетворения данного ходатайства общество указало на пункт 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в целях оформления прав аренды земельных участков, используемых Обществом для размещения и эксплуатации линейного сооружения - магистрального газопровода "Ермолинское - Астрахань", зарегистрированного на праве собственности за Обществом.
Распоряжением Правительства Астраханской области от 31.01.2014 N 24-Пр "Об отказе в переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения" в удовлетворении ходатайства было отказано, со ссылкой на статью 8 Земельного кодекса РФ, пункт 1 статьи 4, пункт 6 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в связи с отсутствием утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации нарушенных земель сельскохозяйственного назначения (т. 2, л.д. 72).
Заявитель, не согласившись с указанным распоряжением, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что обжалуемое распоряжение подлежит признанию незаконным, в связи с чем, в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ на заинтересованное лицо подлежит возложению обязанность принять акт о переводе спорных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В силу статьи 7 названного Кодекса одной из категорий, на которые подразделяются земли по целевому назначению, являются земли сельскохозяйственного назначения; правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель из одной категорию в другую, осуществляется Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель из одной категории в другую).
Статьей 2 указанного Закона регламентирован состав и порядок подготовки документов для перевода земельных участков, которые подаются заинтересованным лицом вместе с ходатайством в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о переводе земель из одной категории в другую по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую. Акт о переводе или акт об отказе в переводе может быть обжалован в суд (пункт 8 данной статьи).
На территории Астраханской области перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется на основании распоряжения Правительства Астраханской области, которое в соответствии со статьей 17 Закона Астраханской области "О Правительстве Астраханской области" от 05.06.2009 года N 42/2009-ОЗ осуществляет перевод земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся федеральной собственности, в другие категории земель.
Как подтверждается кадастровыми паспортами спорных земельных участков, свидетельством о государственной регистрации права от 26.09.2005 года АА 004152, на спорных земельных участках размещен объект недвижимости, принадлежащий на праве собственности ОАО "Газпром", а именно линейное сооружения - магистральный газопровод "Ермолинское - Астрахань" (т. 1, л.д. 11-35, 79).
Согласно техническому паспорту указанного объекта, он введен в эксплуатацию в 1967 году (т. 1, л.д. 36-78). Кроме того, из кадастровых паспортов спорных земельных участков следует, что участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Как указано выше, Общество обратилось в Правительство Астраханской области с ходатайством о переводе спорных земельных участков: кадастровый номер 30:08:06:0201:60; кадастровый номер 30:08:050201:40; кадастровый номер 30:08:020601:202; кадастровый номер 30:08:000000:65, расположенных в Наримановском районе Астраханской области, из категории земель "Земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "Земли промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения".
В пункте 1 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 7 Закона о переводе земель из одной категории в другую перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных:
1) с консервацией земель;
2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;
3) с установлением или изменением черты населенных пунктов;
4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи;
5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;
6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее - линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;
7) с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;
8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;
9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.
Как верно указал суд первой инстанции, исходя из требований пункта 6 части 1 вышеприведенной нормы, проект рекультивации части сельскохозяйственных угодий является обязательным документом для перевода земель из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, только в случае строительства линейного сооружения.
В данном случае линейный объект, расположенный на спорных земельных участках, был возведен и легализован еще до обращения заявителя с соответствующим ходатайством в орган исполнительной власти Астраханской области.
В связи с чем, у заявителя не мог быть запрошен проект рекультивации земель, поскольку он не ходатайствовал об осуществлении перевода земельных участков из одной категории в другую по основанию начала строительства линейного объекта.
В статье 4 Закона о переводе земель из одной категории в другую указано, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:
1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Как верно указал суд, указанных оснований для отказа в переводе спорных земельных участков из земель из одной категории в другую не имеется: законодательством не установлен запрет на перевод земельных участков в другую категорию, также федеральным законом не предусмотрено проведение экологической экспертизы. Кроме того, представители ответчика в судебном заседании 16.07.2014 года пояснили суду первой инстанции, что испрашиваемое заявителем целевое назначение земельных участков не противоречит утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации, что зафиксировано судом путем аудиозаписи.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал незаконным распоряжение Правительства Астраханской области от 31.01.2014 года N 24-Пр "Об отказе в переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения".
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суду принадлежит право выбрать способ восстановления нарушенных интересов заявителя.
Суд первой инстанции так же правомерно признал необходимым устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем обязания Правительства Астраханской области принять акт о переводе земельных участков: кадастровый номер 30:08:06:0201:60; кадастровый номер 30:08:050201:40; кадастровый номер 30:08:020601:202; кадастровый номер 30:08:000000:65, расположенных в Наримановском районе Астраханской области, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене принятого решения.
Поскольку выводы суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционную жалобу Правительство Астраханской области следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 16 июля 2014 года по делу N А06-3811/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Ю.А.КОМНАТНАЯ
Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
А.В.СМИРНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.10.2014 ПО ДЕЛУ N А06-3811/2014
Разделы:Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2014 г. по делу N А06-3811/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калинкиной К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 16 июля 2014 года
по делу N А06-3811/2014 (судья Блажнов Д.Н.)
по заявлению открытого акционерного общества "Газпром" (ИНН 7736050003, ОГРН 1027700070518, адрес местонахождения: 117997, г. Москва, ул. Наметкина, 16)
к Правительству Астраханской области (адрес местонахождения: 414008, г. Астрахань, ул. Советская, 15)
- о признании незаконным отказа в переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения, содержащегося в распоряжении от 31.01.2014 N 24-пр;
- обязании произвести перевод категории земель в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую",
при участии в судебном заседании представителей:
ОАО "Газпром" - Алферьев П.Н., действующий на основании доверенности от 02.12.2011 N 30АА0093967,
Правительства Астраханской области - не явился, извещено,
установил:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось открытого акционерного общества "Газпром" (далее - заявитель, ОАО "Газпром", Общество) с заявлением о признании незаконным отказа в переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения, содержащегося в распоряжении Правительства Астраханской области от 31.01.2014 N 24-пр; обязании Правительства Астраханской области произвести перевод категории земель в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Решением от 16 июля 2014 года Арбитражный суд Астраханской области признал незаконным распоряжение Правительства Астраханской области от 31.01.2014 N 24-Пр "Об отказе в переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения".
Суд также обязал Правительство Астраханской области принять акт о переводе земельных участков: кадастровый номер 30:08:06:0201:60; кадастровый номер 30:08:050201:40; кадастровый номер 30:08:020601:202; кадастровый номер 30:08:000000:65, расположенных в Наримановском районе Астраханской области, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Кроме того, суд взыскал с Правительства Астраханской области в пользу открытого акционерного общества "Газпром" судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 2 000 руб.
Правительство Астраханской области не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
ОАО "Газпром" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Правительство Астраханской области извещено о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ. Правительством заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя. Судом ходатайство удовлетворено.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 12 сентября 2014 года, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, выслушав пояснения представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество "Газпром" представило в Правительство Астраханской области ходатайство, с приложенными документами, от 26.11.2012 N 05/0104-11760 о переводе земельных участков: кадастровый номер 30:08:06:0201:60; кадастровый номер 30:08:050201:40; кадастровый номер 30:08:020601:202; кадастровый номер 30:08:000000:65, расположенных в Наримановском районе Астраханской области, из категории земель "Земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "Земли промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения" (т. 1, л.д. 10, 102).
В качестве оснований для удовлетворения данного ходатайства общество указало на пункт 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в целях оформления прав аренды земельных участков, используемых Обществом для размещения и эксплуатации линейного сооружения - магистрального газопровода "Ермолинское - Астрахань", зарегистрированного на праве собственности за Обществом.
Распоряжением Правительства Астраханской области от 31.01.2014 N 24-Пр "Об отказе в переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения" в удовлетворении ходатайства было отказано, со ссылкой на статью 8 Земельного кодекса РФ, пункт 1 статьи 4, пункт 6 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в связи с отсутствием утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации нарушенных земель сельскохозяйственного назначения (т. 2, л.д. 72).
Заявитель, не согласившись с указанным распоряжением, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что обжалуемое распоряжение подлежит признанию незаконным, в связи с чем, в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ на заинтересованное лицо подлежит возложению обязанность принять акт о переводе спорных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В силу статьи 7 названного Кодекса одной из категорий, на которые подразделяются земли по целевому назначению, являются земли сельскохозяйственного назначения; правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель из одной категорию в другую, осуществляется Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель из одной категории в другую).
Статьей 2 указанного Закона регламентирован состав и порядок подготовки документов для перевода земельных участков, которые подаются заинтересованным лицом вместе с ходатайством в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о переводе земель из одной категории в другую по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую. Акт о переводе или акт об отказе в переводе может быть обжалован в суд (пункт 8 данной статьи).
На территории Астраханской области перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется на основании распоряжения Правительства Астраханской области, которое в соответствии со статьей 17 Закона Астраханской области "О Правительстве Астраханской области" от 05.06.2009 года N 42/2009-ОЗ осуществляет перевод земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся федеральной собственности, в другие категории земель.
Как подтверждается кадастровыми паспортами спорных земельных участков, свидетельством о государственной регистрации права от 26.09.2005 года АА 004152, на спорных земельных участках размещен объект недвижимости, принадлежащий на праве собственности ОАО "Газпром", а именно линейное сооружения - магистральный газопровод "Ермолинское - Астрахань" (т. 1, л.д. 11-35, 79).
Согласно техническому паспорту указанного объекта, он введен в эксплуатацию в 1967 году (т. 1, л.д. 36-78). Кроме того, из кадастровых паспортов спорных земельных участков следует, что участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Как указано выше, Общество обратилось в Правительство Астраханской области с ходатайством о переводе спорных земельных участков: кадастровый номер 30:08:06:0201:60; кадастровый номер 30:08:050201:40; кадастровый номер 30:08:020601:202; кадастровый номер 30:08:000000:65, расположенных в Наримановском районе Астраханской области, из категории земель "Земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "Земли промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения".
В пункте 1 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 7 Закона о переводе земель из одной категории в другую перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных:
1) с консервацией земель;
2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;
3) с установлением или изменением черты населенных пунктов;
4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи;
5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;
6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее - линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;
7) с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;
8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;
9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.
Как верно указал суд первой инстанции, исходя из требований пункта 6 части 1 вышеприведенной нормы, проект рекультивации части сельскохозяйственных угодий является обязательным документом для перевода земель из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, только в случае строительства линейного сооружения.
В данном случае линейный объект, расположенный на спорных земельных участках, был возведен и легализован еще до обращения заявителя с соответствующим ходатайством в орган исполнительной власти Астраханской области.
В связи с чем, у заявителя не мог быть запрошен проект рекультивации земель, поскольку он не ходатайствовал об осуществлении перевода земельных участков из одной категории в другую по основанию начала строительства линейного объекта.
В статье 4 Закона о переводе земель из одной категории в другую указано, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:
1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Как верно указал суд, указанных оснований для отказа в переводе спорных земельных участков из земель из одной категории в другую не имеется: законодательством не установлен запрет на перевод земельных участков в другую категорию, также федеральным законом не предусмотрено проведение экологической экспертизы. Кроме того, представители ответчика в судебном заседании 16.07.2014 года пояснили суду первой инстанции, что испрашиваемое заявителем целевое назначение земельных участков не противоречит утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации, что зафиксировано судом путем аудиозаписи.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал незаконным распоряжение Правительства Астраханской области от 31.01.2014 года N 24-Пр "Об отказе в переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения".
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суду принадлежит право выбрать способ восстановления нарушенных интересов заявителя.
Суд первой инстанции так же правомерно признал необходимым устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем обязания Правительства Астраханской области принять акт о переводе земельных участков: кадастровый номер 30:08:06:0201:60; кадастровый номер 30:08:050201:40; кадастровый номер 30:08:020601:202; кадастровый номер 30:08:000000:65, расположенных в Наримановском районе Астраханской области, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене принятого решения.
Поскольку выводы суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционную жалобу Правительство Астраханской области следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 16 июля 2014 года по делу N А06-3811/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Ю.А.КОМНАТНАЯ
Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
А.В.СМИРНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)