Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 марта 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,
судей Коновалова С.А., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Оськиным П.П.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Аконит-М": Абдрашитов Т.Б., по доверенности N 17/11 от 07.11.13,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аконит-М" на решение Арбитражного суда Московской области от 03 июня 2013 года по делу N А41-27689/12, принятое судьей Нечаевой С.В., по иску общества с ограниченной ответственностью "Аконит-М" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, с участием в деле третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сергиево-Посаду Московской области, о признании несоответствующей рыночной стоимости кадастровой стоимости, о признании несоответствующим рыночной стоимости удельного показателя кадастровой стоимости, об обязании внести изменения в Государственный кадастр недвижимости,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Аконит-М" (ООО "Аконит-М") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала по Московской области со следующими требованиями:
- - признать несоответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость в размере 16427800 руб., внесенную в Государственный кадастр недвижимости 25.11.11, земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110214:65, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, г. Краснозаводск, в р-не ул. Лесная, центральная часть кадастрового квартала 50:05:0110214;
- - признать удельный показатель кадастровой стоимости по соответствующему виду разрешенного использования 1 кв. м в размере 821 рубль 39 копеек, внесенный в Государственный кадастр недвижимости, кадастрового квартала 50:05:0110214 несоответствующим рыночной стоимости;
- - обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости по соответствующему виду разрешенного использования в размере 821 рубль 39 копеек за 1 кв. м и рассчитанной по этому показателю кадастровой стоимости в размере 16427800 рублей земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110214:65, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, г. Краснозаводск, в р-не ул. Лесная, центральная часть кадастрового квартала 50:05:0110214;
- - обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве нового удельного показателя рыночную стоимость 1 квадратного метра в размере 391 рубля 40 копеек и в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110214:65 в размере 7828000 рублей, с момента их внесения в Государственный кадастр недвижимости (т. 1, л.д. 2-6).
До вынесения судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу спора, ООО "Аконит-М" в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило заявленные требования, просило:
- - признать несоответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость в размере 16427800 руб., внесенную в Государственный кадастр недвижимости 25.11.11, земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110214:65, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, г. Краснозаводск, в р-не ул. Лесная, центральная часть кадастрового квартала 50:05:0110214;
- - признать удельный показатель кадастровой стоимости по соответствующему виду разрешенного использования 1 кв. м в размере 821 рубль 39 копеек, внесенный в Государственный кадастр недвижимости, кадастрового квартала 50:05:0110214 несоответствующим рыночной стоимости;
- - обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости по соответствующему виду разрешенного использования в размере 821 рубль 39 копеек за 1 кв. м и рассчитанной по этому показателю кадастровой стоимости в размере 16 427 800 рублей земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110214:65, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, г. Краснозаводск, в р-не ул. Лесная, центральная часть кадастрового квартала 50:05:0110214;
- - обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве нового удельного показателя рыночную стоимость 1 квадратного метра в размере 454 рубля 27 копеек и в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110214:65 в размере 9 085 400 рублей, с момента их внесения в Государственный кадастр недвижимости (т. 2, л.д. 32-33).
Определением Арбитражного суда Московской области от 15 июня 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, было привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управление Росреестра) по Московской области (т. 1, л.д. 1).
Определением Арбитражного суда Московской области от 07 августа 2012 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, были привлечены администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области и Инспекция Федеральной налоговой службы России (ИФНС) по г. Сергиеву Посаду Московской области (т. 2, л.д. 39-40).
Решением Арбитражного суда Московской области от 03 июня 2013 года в удовлетворении заявленных требований было отказано в полном объеме (т. 4, л.д. 95-102).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Аконит-М" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой (с учетом уточнений от 04.03.14) просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании несоответствующей рыночной стоимости кадастровой стоимости в размере 16427800 руб., внесенной в Государственный кадастр недвижимости 25.11.11, земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110214:65, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, г. Краснозаводск, в р-не ул. Лесная, центральная часть кадастрового квартала 50:05:0110214, ссылаясь на выводы проведенной по делу судебной экспертизы (т. 4, л.д. 104-107).
В судебном заседании апелляционного суда представитель ООО "Аконит-М" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда в обжалуемой части отменить, заявленные требования в указанной части удовлетворить.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Управления Росреестра по Московской области, администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области и ИФНС по г. Сергиеву Посаду Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку лицами, участвующими в деле, не заявлены возражения в пересмотре судебного акта в обжалуемой части, апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения в части отказа в удовлетворении требования о признании несоответствующей рыночной стоимости кадастровой стоимости в размере 16427800 руб., внесенной в Государственный кадастр недвижимости 25.11.11, земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110214:65, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, г. Краснозаводск, в р-не ул. Лесная, центральная часть кадастрового квартала 50:05:0110214.
Законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ООО "Аконит-М", присутствующего в судебном заседании, апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Главы администрации г. Краснозаводска Сергиево-Посадского района Московской области N 114/2 от 10.04.97 ООО "Аконит-М" на праве постоянного (бессрочного) пользования был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 50:05:0110214:65, общей площадью 20 000 кв. м, категория земель земли населенных пунктов, разрешенное использование: для малоэтажной жилой застройки, адрес (местоположение) объекта - Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, г. Краснозаводск, в р-не ул. Лесная, центральная часть кадастрового квартала 50:05:0110214, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50-НД N 156115 от 20.10.09 (т. 1, л.д. 12).
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка N МО-11/ЗВ/1-626007 от 27.10.11 земельный участок с кадастровым номером 50:05:0110214:65 был поставлен на кадастровый учет 07.09.09, его кадастровая стоимость составляла 6094200 рублей, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости в размере 304 рубля 71 копейка (т. 1, л.д. 59-61).
25.11.11 Министерством экологии и природопользования Московской области было издано Распоряжение N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области", в соответствии с которым удельный показатель кадастровой стоимости для кадастрового квартала 50:05:0110214, в котором расположен спорный земельный участок, был установлен в размере 821 рубль 39 копеек.
На основании указанного распоряжения ФГБУ "ФКП Росреестра" внесло соответствующие изменения в сведения Государственного кадастра недвижимости, в результате чего кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110214:65 была установлена в размере 16427800 рублей, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка N МО-12/ЗВ-340061 от 23.05.12 (т. 1, л.д. 8-11).
Между тем, в соответствии с отчетом N 1806 от 03.08.12 независимого эксперта ООО "Коррект-оценка", составленного по заказу ООО "Аконит-М", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110214:65 по состоянию на 01.01.10 составила 9085400 рублей, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости в размере 454 рубля 27 копеек (т. 1, л.д. 93-162).
Полагая, что установленная ФГБУ "ФКП Росреестра" кадастровая стоимость спорного земельного участка значительно выше его рыночной стоимости, что нарушает прав и законные интересы заявителя, ООО "Аконит-М" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что истцом не представлено достоверных доказательств в подтверждение заявленных требований.
Апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требования об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.00 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
Согласно пунктам 1, 2, 4 названных Правил, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки земель.
Как установлено пунктом 11 Правил, для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Во исполнение пунктов 11 и 13 названных Правил Приказом Минэкономразвития России от 12.08.06 N 222 были утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний они применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях:
- - образования нового земельного участка;
- - изменения площади земельного участка;
- - изменения вида разрешенного использования земельного участка;
- - перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель;
- - включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке.
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" сведения об экономических характеристиках земельных участков подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.
Таким образом, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области N 236-РМ от 25.11.11 были утверждены:
- - результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию на 01.01.10;
- - средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Московской области по состоянию на 01.01.10;
- - средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам, городским округам и населенным пунктам Московской области по состоянию на 01.01.10.
На основании данных значений ФГБУ "ФКП Росреестра" была установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка, которая составила 16427800 рублей, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости в размере 821 рубль 39 копеек (т. 1, л.д. 8-11).
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
При этом в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с установлением кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Рассмотрение по общим правилам искового производства, предполагает применение правил о бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка и в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.11 N 913/11 по делу N А27-4849/2010 также разъяснено, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении, предметом оспаривания в этом случае не являются.
В рассматриваемом случае заявленные требования истца имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом заявленный иск основан на отчете N 1806 об оценке рыночной стоимости земельного участка от 03.08.12, подготовленном ООО "Коррект-оценка" (т. 1, л.д. 93-162), а также отчете N ПО-Н-3518/01-14 от 09.01.14 об оценке рыночной стоимости земельного участка, подготовленном ООО "Премьер-Оценка" в рамках проведенной по настоящему делу судебной экспертизы (т. 5, л.д. 61-116).
Спор между сторонами подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлена обязанность лиц, участвующих в деле, доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении Президиума от 25 июня 2013 года N 10761/11, рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Для установления рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110214:65 Десятым арбитражным апелляционным судом определением от 03 декабря 2013 года по настоящему делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено эксперту ООО "Премьер-оценка" Антипиной Евгении Михайловне. На разрешение эксперта был поставлен следующий вопрос: какова рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.10 (дата определения кадастровой стоимости согласно Распоряжению Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.11 N 236-РМ) (т. 5, л.д. 47-49).
В соответствии с отчетом N ПО-Н-3518/01-14 от 09.01.14 об оценке рыночной стоимости земельного участка, подготовленном ООО "Премьер-Оценка", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110214:65 по состоянию на 01.01.10 составляет 7621160 рублей (т. 5, л.д. 102).
Статьей 12 Федерального закона от 29.07.98 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что экспертное заключение, представленное в материалы дела, не оспорено сторонами, другие экспертные заключения на отчет или отчеты по определению рыночной стоимости земельных участков в суд не представлены, апелляционный суд не находит оснований не доверять выводам эксперта.
Поскольку утверждение кадастровой стоимости земельного участка в размере, значительно превышающим его рыночную стоимость, повлекло за собой существенное ухудшение экономического положения истца по причине значительного увеличения налоговых обязательств, связанных с исчислением и уплатой земельного налога с учетом пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, апелляционный суд приходит к выводу о том, что действия ответчика повлекли нарушение прав и законных интересов истца в сфере предпринимательской деятельности.
Учитывая изложенное, у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении требования о признании несоответствующей рыночной стоимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110214:65, внесенной в Государственный кадастр недвижимости 25.11.11, в связи с чем решение Арбитражного суда Московской области от 03 июня 2013 года по настоящему делу подлежит отмене в обжалуемой части.
Принимая во внимание заявление представителя ООО "Аконит-М" о несении обществом бремени расходов, связанных с рассмотрением настоящего дела (протокол судебного заседания от 04.03.14), суд апелляционной инстанции относит судебные расходы на истца.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 03 июня 2013 года по делу N А41-27689/12 отменить в обжалуемой части.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110214:65, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, г. Краснозаводск, в районе ул. Лесная, равной его рыночной стоимости в сумме 7621160 рублей, обязав ФГБУ "ФКП Росреестра" внести в Государственный кадастр недвижимости соответствующие сведения.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
Е.Н.КОРОТКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.03.2014 ПО ДЕЛУ N А41-27689/12
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 марта 2014 г. по делу N А41-27689/12
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 марта 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,
судей Коновалова С.А., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Оськиным П.П.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Аконит-М": Абдрашитов Т.Б., по доверенности N 17/11 от 07.11.13,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аконит-М" на решение Арбитражного суда Московской области от 03 июня 2013 года по делу N А41-27689/12, принятое судьей Нечаевой С.В., по иску общества с ограниченной ответственностью "Аконит-М" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, с участием в деле третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сергиево-Посаду Московской области, о признании несоответствующей рыночной стоимости кадастровой стоимости, о признании несоответствующим рыночной стоимости удельного показателя кадастровой стоимости, об обязании внести изменения в Государственный кадастр недвижимости,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Аконит-М" (ООО "Аконит-М") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала по Московской области со следующими требованиями:
- - признать несоответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость в размере 16427800 руб., внесенную в Государственный кадастр недвижимости 25.11.11, земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110214:65, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, г. Краснозаводск, в р-не ул. Лесная, центральная часть кадастрового квартала 50:05:0110214;
- - признать удельный показатель кадастровой стоимости по соответствующему виду разрешенного использования 1 кв. м в размере 821 рубль 39 копеек, внесенный в Государственный кадастр недвижимости, кадастрового квартала 50:05:0110214 несоответствующим рыночной стоимости;
- - обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости по соответствующему виду разрешенного использования в размере 821 рубль 39 копеек за 1 кв. м и рассчитанной по этому показателю кадастровой стоимости в размере 16427800 рублей земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110214:65, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, г. Краснозаводск, в р-не ул. Лесная, центральная часть кадастрового квартала 50:05:0110214;
- - обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве нового удельного показателя рыночную стоимость 1 квадратного метра в размере 391 рубля 40 копеек и в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110214:65 в размере 7828000 рублей, с момента их внесения в Государственный кадастр недвижимости (т. 1, л.д. 2-6).
До вынесения судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу спора, ООО "Аконит-М" в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило заявленные требования, просило:
- - признать несоответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость в размере 16427800 руб., внесенную в Государственный кадастр недвижимости 25.11.11, земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110214:65, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, г. Краснозаводск, в р-не ул. Лесная, центральная часть кадастрового квартала 50:05:0110214;
- - признать удельный показатель кадастровой стоимости по соответствующему виду разрешенного использования 1 кв. м в размере 821 рубль 39 копеек, внесенный в Государственный кадастр недвижимости, кадастрового квартала 50:05:0110214 несоответствующим рыночной стоимости;
- - обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости по соответствующему виду разрешенного использования в размере 821 рубль 39 копеек за 1 кв. м и рассчитанной по этому показателю кадастровой стоимости в размере 16 427 800 рублей земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110214:65, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, г. Краснозаводск, в р-не ул. Лесная, центральная часть кадастрового квартала 50:05:0110214;
- - обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве нового удельного показателя рыночную стоимость 1 квадратного метра в размере 454 рубля 27 копеек и в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110214:65 в размере 9 085 400 рублей, с момента их внесения в Государственный кадастр недвижимости (т. 2, л.д. 32-33).
Определением Арбитражного суда Московской области от 15 июня 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, было привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управление Росреестра) по Московской области (т. 1, л.д. 1).
Определением Арбитражного суда Московской области от 07 августа 2012 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, были привлечены администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области и Инспекция Федеральной налоговой службы России (ИФНС) по г. Сергиеву Посаду Московской области (т. 2, л.д. 39-40).
Решением Арбитражного суда Московской области от 03 июня 2013 года в удовлетворении заявленных требований было отказано в полном объеме (т. 4, л.д. 95-102).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Аконит-М" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой (с учетом уточнений от 04.03.14) просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании несоответствующей рыночной стоимости кадастровой стоимости в размере 16427800 руб., внесенной в Государственный кадастр недвижимости 25.11.11, земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110214:65, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, г. Краснозаводск, в р-не ул. Лесная, центральная часть кадастрового квартала 50:05:0110214, ссылаясь на выводы проведенной по делу судебной экспертизы (т. 4, л.д. 104-107).
В судебном заседании апелляционного суда представитель ООО "Аконит-М" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда в обжалуемой части отменить, заявленные требования в указанной части удовлетворить.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Управления Росреестра по Московской области, администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области и ИФНС по г. Сергиеву Посаду Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку лицами, участвующими в деле, не заявлены возражения в пересмотре судебного акта в обжалуемой части, апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения в части отказа в удовлетворении требования о признании несоответствующей рыночной стоимости кадастровой стоимости в размере 16427800 руб., внесенной в Государственный кадастр недвижимости 25.11.11, земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110214:65, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, г. Краснозаводск, в р-не ул. Лесная, центральная часть кадастрового квартала 50:05:0110214.
Законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ООО "Аконит-М", присутствующего в судебном заседании, апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Главы администрации г. Краснозаводска Сергиево-Посадского района Московской области N 114/2 от 10.04.97 ООО "Аконит-М" на праве постоянного (бессрочного) пользования был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 50:05:0110214:65, общей площадью 20 000 кв. м, категория земель земли населенных пунктов, разрешенное использование: для малоэтажной жилой застройки, адрес (местоположение) объекта - Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, г. Краснозаводск, в р-не ул. Лесная, центральная часть кадастрового квартала 50:05:0110214, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50-НД N 156115 от 20.10.09 (т. 1, л.д. 12).
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка N МО-11/ЗВ/1-626007 от 27.10.11 земельный участок с кадастровым номером 50:05:0110214:65 был поставлен на кадастровый учет 07.09.09, его кадастровая стоимость составляла 6094200 рублей, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости в размере 304 рубля 71 копейка (т. 1, л.д. 59-61).
25.11.11 Министерством экологии и природопользования Московской области было издано Распоряжение N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области", в соответствии с которым удельный показатель кадастровой стоимости для кадастрового квартала 50:05:0110214, в котором расположен спорный земельный участок, был установлен в размере 821 рубль 39 копеек.
На основании указанного распоряжения ФГБУ "ФКП Росреестра" внесло соответствующие изменения в сведения Государственного кадастра недвижимости, в результате чего кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110214:65 была установлена в размере 16427800 рублей, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка N МО-12/ЗВ-340061 от 23.05.12 (т. 1, л.д. 8-11).
Между тем, в соответствии с отчетом N 1806 от 03.08.12 независимого эксперта ООО "Коррект-оценка", составленного по заказу ООО "Аконит-М", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110214:65 по состоянию на 01.01.10 составила 9085400 рублей, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости в размере 454 рубля 27 копеек (т. 1, л.д. 93-162).
Полагая, что установленная ФГБУ "ФКП Росреестра" кадастровая стоимость спорного земельного участка значительно выше его рыночной стоимости, что нарушает прав и законные интересы заявителя, ООО "Аконит-М" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что истцом не представлено достоверных доказательств в подтверждение заявленных требований.
Апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требования об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.00 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
Согласно пунктам 1, 2, 4 названных Правил, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки земель.
Как установлено пунктом 11 Правил, для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Во исполнение пунктов 11 и 13 названных Правил Приказом Минэкономразвития России от 12.08.06 N 222 были утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний они применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях:
- - образования нового земельного участка;
- - изменения площади земельного участка;
- - изменения вида разрешенного использования земельного участка;
- - перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель;
- - включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке.
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" сведения об экономических характеристиках земельных участков подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.
Таким образом, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области N 236-РМ от 25.11.11 были утверждены:
- - результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию на 01.01.10;
- - средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Московской области по состоянию на 01.01.10;
- - средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам, городским округам и населенным пунктам Московской области по состоянию на 01.01.10.
На основании данных значений ФГБУ "ФКП Росреестра" была установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка, которая составила 16427800 рублей, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости в размере 821 рубль 39 копеек (т. 1, л.д. 8-11).
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
При этом в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с установлением кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Рассмотрение по общим правилам искового производства, предполагает применение правил о бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка и в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.11 N 913/11 по делу N А27-4849/2010 также разъяснено, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении, предметом оспаривания в этом случае не являются.
В рассматриваемом случае заявленные требования истца имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом заявленный иск основан на отчете N 1806 об оценке рыночной стоимости земельного участка от 03.08.12, подготовленном ООО "Коррект-оценка" (т. 1, л.д. 93-162), а также отчете N ПО-Н-3518/01-14 от 09.01.14 об оценке рыночной стоимости земельного участка, подготовленном ООО "Премьер-Оценка" в рамках проведенной по настоящему делу судебной экспертизы (т. 5, л.д. 61-116).
Спор между сторонами подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлена обязанность лиц, участвующих в деле, доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении Президиума от 25 июня 2013 года N 10761/11, рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Для установления рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110214:65 Десятым арбитражным апелляционным судом определением от 03 декабря 2013 года по настоящему делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено эксперту ООО "Премьер-оценка" Антипиной Евгении Михайловне. На разрешение эксперта был поставлен следующий вопрос: какова рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.10 (дата определения кадастровой стоимости согласно Распоряжению Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.11 N 236-РМ) (т. 5, л.д. 47-49).
В соответствии с отчетом N ПО-Н-3518/01-14 от 09.01.14 об оценке рыночной стоимости земельного участка, подготовленном ООО "Премьер-Оценка", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110214:65 по состоянию на 01.01.10 составляет 7621160 рублей (т. 5, л.д. 102).
Статьей 12 Федерального закона от 29.07.98 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что экспертное заключение, представленное в материалы дела, не оспорено сторонами, другие экспертные заключения на отчет или отчеты по определению рыночной стоимости земельных участков в суд не представлены, апелляционный суд не находит оснований не доверять выводам эксперта.
Поскольку утверждение кадастровой стоимости земельного участка в размере, значительно превышающим его рыночную стоимость, повлекло за собой существенное ухудшение экономического положения истца по причине значительного увеличения налоговых обязательств, связанных с исчислением и уплатой земельного налога с учетом пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, апелляционный суд приходит к выводу о том, что действия ответчика повлекли нарушение прав и законных интересов истца в сфере предпринимательской деятельности.
Учитывая изложенное, у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении требования о признании несоответствующей рыночной стоимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110214:65, внесенной в Государственный кадастр недвижимости 25.11.11, в связи с чем решение Арбитражного суда Московской области от 03 июня 2013 года по настоящему делу подлежит отмене в обжалуемой части.
Принимая во внимание заявление представителя ООО "Аконит-М" о несении обществом бремени расходов, связанных с рассмотрением настоящего дела (протокол судебного заседания от 04.03.14), суд апелляционной инстанции относит судебные расходы на истца.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 03 июня 2013 года по делу N А41-27689/12 отменить в обжалуемой части.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110214:65, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, г. Краснозаводск, в районе ул. Лесная, равной его рыночной стоимости в сумме 7621160 рублей, обязав ФГБУ "ФКП Росреестра" внести в Государственный кадастр недвижимости соответствующие сведения.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
Е.Н.КОРОТКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)