Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Ответчиком самовольно размещен временный объект - металлический гараж.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Председательствующий: Елисеев Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Чукреевой Н.В.
судей областного суда Моисеевой Л.А., Пшиготского А.И.
при секретаре Р.
рассмотрела в судебном заседании 24 июля 2013 года дело по апелляционной жалобе П. на решение Ленинского районного суда г. Омска от 07 мая 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Администрации Ленинского административного округа города Омска удовлетворить.
Обязать П. освободить самовольно занятый временным объектом (железобетонным гаражом) земельный участок по адресу:-.
Взыскать с П. в местный бюджет государственную пошлину в размере - рублей".
Заслушав доклад судьи областного суда Чукреевой Н.В., судебная коллегия
установила:
Администрация ЛАО г. Омска обратилась в суд с иском к П. об освобождении земельного участка, самовольно занятого металлическим гаражом. В обоснование требований указала, что по результатам обследования земельных участков установлено, что на земельном участке, расположенном по адресу: -, ответчиком самовольно размещен временный объект - металлический гараж при том, что договор о предоставлении земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, с ним не заключался. Администрацией ЛАО г. Омска 02.11.2012 в адрес ответчика направлено уведомление с предложением в срок до 15.11.2012 перенести металлический гараж на другую площадку, согласованную с Администрацией ЛАО г. Омска, однако ответчик его не исполнил.
В судебном заседании представитель истца Т. пояснила, что П. обращался с заявлением о размещении временного железобетонного гаража, но ему было отказано, так как размещение данного гаража нарушает требования СаНПиН.
Ответчик П. в судебном заседании иск не признал. Пояснил, что размещение гаража прав иных лиц не нарушает.
Представитель ответчика ГХПК "Мотор-98" в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, не возражал против удовлетворения иска.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе П. просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что размещая гараж в ГХПК "Мотор-98", он выполнил все требования Администрации ЛАО г. Омска, ему было дано разрешение на установку гаража. Полагает, что поскольку гараж расположен на расстоянии 18 метров от дома - при нормативе 15 метров, требования СаНПиН не нарушены.
Проверив материалы дела, выслушав П., обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Обратившись в суд с иском об освобождении земельного участка от гаража, принадлежащего П., Администрация ЛАО г. Омска сослалась на то, что он размещен на земельном участке без законных оснований, в заключении договора аренды земельного участка для целей, не связанных со строительством, ответчику было отказано.
В силу п. п. 2, 3 ст. 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В силу п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Решением Омского городского Совета от 24.12.2008 N 205 "О процедурах и критериях предоставления земельных участков или их частей для целей, не связанных со строительством" установлена процедура предоставления земельных участков, которая включает в себя:
1) принятие уполномоченными Мэром города Омска структурными подразделениями Администрации города Омска к рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством;
2) рассмотрение уполномоченными Мэром города Омска структурными подразделениями Администрации города Омска поступивших обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, в соответствии с критериями предоставления земельных участков;
3) принятие решения уполномоченными Мэром города Омска структурными подразделениями Администрации города Омска о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, либо об отказе в их предоставлении;
4) оформление договора аренды, купли-продажи или безвозмездного срочного пользования.
Порядок рассмотрения уполномоченными Мэром города Омска структурными подразделениями Администрации города Омска обращений (заявлений, заявок) и принятия решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, устанавливается правовым актом Администрации города Омска (ст. 3 Решения Омского городского Совета от 24.12.2008 N 205).
Указанным нормативным правовым актом органа местного самоуправления предусмотрены критерии предоставления земельных участков.
Согласно ст. 4 Решения Омского городского Совета от 24.12.2008 N 205 при принятии решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, в собственность или аренду применяются следующие критерии предоставления земельных участков:
1) удовлетворение потребностей жителей города Омска в приобретении товаров и услуг;
2) создание благоприятных условий для жизни населения города Омска, решение вопросов благоустройства территорий, озеленения;
3) создание рабочих мест;
4) соответствие целей использования земельного участка правилам землепользования и застройки территории города Омска, документации по планировке территории;
5) очередность подачи обращения (заявления, заявки);
6) соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки территории города Омска.
При принятии решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, критерии предоставления земельных участков оцениваются в совокупности.
При этом принимается во внимание, что помимо указанных критериев во всяком случае должны учитываться общие положения ЗК РФ в части реализации своих прав арендатором земельного участка по соблюдению при использовании земельного участка требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (ст. 42 ЗК РФ).
Материалами дела подтверждается, что 09.10.2012 П. обращался к председателю комиссии, первому заместителю главы администрации ЛАО г. Омска с заявлением о выделении земельного участка для размещения временного металлического гаража для личного автотранспорта по адресу: ул. Полторацкого, д. 50.
На заявлении имеется резолюция старшей по дому о том, что такое размещение ему разрешено, к заявлению приложен подписной лист собственников квартир многоквартирного дома, которые не возражают против установки гаража.
26.11.2012 П. обратился к председателю комиссии, первому заместителю главы администрации ЛАО г. Омска с заявлением оформить соглашение на земельный участок, фактически занимаемый временным железобетонным гаражом для личного автотранспорта по адресу:-.
На заявлении имеется резолюция - "председателю "Мотор - 98" К. для принятия в состав кооператива".
П. является членом ГХПК "Мотор-98" с 2012 года согласно членской книжке.
Согласно протоколу N 30 заседания Комиссии администрации ЛАО г. Омска по рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности г. Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством от 23.10.2012 в отношении П. было принято решение об отказе в выделении земельного участка для размещения временного гаража в связи с нарушением СаНПиН.
В возражение заявленных требований П. ссылался на то, что о выше указанном решении об отказе в выделении ему земельного участка он не был уведомлен.
Однако в настоящее время отказ в выделении ему земельного участка им не оспаривается.
В силу ч. 3 ст. 198 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Установив, что гараж расположен на земельном участке, который в установленном законом порядке ни ГХПК "Мотор-98", ни П. не предоставлялся, соответствующие землеотводные документы суду не были представлены, договор аренды с ответчиком не заключался, руководствуясь положениями п. 2 ст. 76 ЗК РФ суд верно сделал вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Довод апелляционной жалобы о том, что П. выполнил все требования Администрации ЛАО г. Омска, ему было дано разрешение на установку гаража, опровергается имеющимися в деле документами и пояснениями представителя Администрации ЛАО г. Омска.
Ссылка в жалобе на то, что поскольку гараж расположен на расстоянии 18 метров от дома - при нормативе 15 метров, требования СаНПиН не нарушены, не может быть учтена. Отказ в выделении земельного участка для размещения временного гаража в установленном законом порядке П. не был оспорен, в суде первой инстанции подобные доводы в возражение заявленных требований ответчиком не приводились. Давая оценку законности вынесения обжалуемого решения, с учетом формулировки заявленных требований и установленных судом первой инстанции обстоятельств, суд апелляционной инстанции лишен полномочий дать оценку законности отказа в выделении земельного участка ответчику.
Согласно ч. ч. 1, 4 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.
Постановленное судом решение соответствует требованиям материального и процессуального права. Оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Омска от 07 мая 2013 года оставить без изменения. Апелляционную жалобу П. оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-4850/13
Требование: Об освобождении земельного участка.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Ответчиком самовольно размещен временный объект - металлический гараж.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 июля 2013 г. по делу N 33-4850/13
Председательствующий: Елисеев Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Чукреевой Н.В.
судей областного суда Моисеевой Л.А., Пшиготского А.И.
при секретаре Р.
рассмотрела в судебном заседании 24 июля 2013 года дело по апелляционной жалобе П. на решение Ленинского районного суда г. Омска от 07 мая 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Администрации Ленинского административного округа города Омска удовлетворить.
Обязать П. освободить самовольно занятый временным объектом (железобетонным гаражом) земельный участок по адресу:-.
Взыскать с П. в местный бюджет государственную пошлину в размере - рублей".
Заслушав доклад судьи областного суда Чукреевой Н.В., судебная коллегия
установила:
Администрация ЛАО г. Омска обратилась в суд с иском к П. об освобождении земельного участка, самовольно занятого металлическим гаражом. В обоснование требований указала, что по результатам обследования земельных участков установлено, что на земельном участке, расположенном по адресу: -, ответчиком самовольно размещен временный объект - металлический гараж при том, что договор о предоставлении земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, с ним не заключался. Администрацией ЛАО г. Омска 02.11.2012 в адрес ответчика направлено уведомление с предложением в срок до 15.11.2012 перенести металлический гараж на другую площадку, согласованную с Администрацией ЛАО г. Омска, однако ответчик его не исполнил.
В судебном заседании представитель истца Т. пояснила, что П. обращался с заявлением о размещении временного железобетонного гаража, но ему было отказано, так как размещение данного гаража нарушает требования СаНПиН.
Ответчик П. в судебном заседании иск не признал. Пояснил, что размещение гаража прав иных лиц не нарушает.
Представитель ответчика ГХПК "Мотор-98" в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, не возражал против удовлетворения иска.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе П. просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что размещая гараж в ГХПК "Мотор-98", он выполнил все требования Администрации ЛАО г. Омска, ему было дано разрешение на установку гаража. Полагает, что поскольку гараж расположен на расстоянии 18 метров от дома - при нормативе 15 метров, требования СаНПиН не нарушены.
Проверив материалы дела, выслушав П., обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Обратившись в суд с иском об освобождении земельного участка от гаража, принадлежащего П., Администрация ЛАО г. Омска сослалась на то, что он размещен на земельном участке без законных оснований, в заключении договора аренды земельного участка для целей, не связанных со строительством, ответчику было отказано.
В силу п. п. 2, 3 ст. 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В силу п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Решением Омского городского Совета от 24.12.2008 N 205 "О процедурах и критериях предоставления земельных участков или их частей для целей, не связанных со строительством" установлена процедура предоставления земельных участков, которая включает в себя:
1) принятие уполномоченными Мэром города Омска структурными подразделениями Администрации города Омска к рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством;
2) рассмотрение уполномоченными Мэром города Омска структурными подразделениями Администрации города Омска поступивших обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, в соответствии с критериями предоставления земельных участков;
3) принятие решения уполномоченными Мэром города Омска структурными подразделениями Администрации города Омска о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, либо об отказе в их предоставлении;
4) оформление договора аренды, купли-продажи или безвозмездного срочного пользования.
Порядок рассмотрения уполномоченными Мэром города Омска структурными подразделениями Администрации города Омска обращений (заявлений, заявок) и принятия решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, устанавливается правовым актом Администрации города Омска (ст. 3 Решения Омского городского Совета от 24.12.2008 N 205).
Указанным нормативным правовым актом органа местного самоуправления предусмотрены критерии предоставления земельных участков.
Согласно ст. 4 Решения Омского городского Совета от 24.12.2008 N 205 при принятии решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, в собственность или аренду применяются следующие критерии предоставления земельных участков:
1) удовлетворение потребностей жителей города Омска в приобретении товаров и услуг;
2) создание благоприятных условий для жизни населения города Омска, решение вопросов благоустройства территорий, озеленения;
3) создание рабочих мест;
4) соответствие целей использования земельного участка правилам землепользования и застройки территории города Омска, документации по планировке территории;
5) очередность подачи обращения (заявления, заявки);
6) соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки территории города Омска.
При принятии решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, критерии предоставления земельных участков оцениваются в совокупности.
При этом принимается во внимание, что помимо указанных критериев во всяком случае должны учитываться общие положения ЗК РФ в части реализации своих прав арендатором земельного участка по соблюдению при использовании земельного участка требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (ст. 42 ЗК РФ).
Материалами дела подтверждается, что 09.10.2012 П. обращался к председателю комиссии, первому заместителю главы администрации ЛАО г. Омска с заявлением о выделении земельного участка для размещения временного металлического гаража для личного автотранспорта по адресу: ул. Полторацкого, д. 50.
На заявлении имеется резолюция старшей по дому о том, что такое размещение ему разрешено, к заявлению приложен подписной лист собственников квартир многоквартирного дома, которые не возражают против установки гаража.
26.11.2012 П. обратился к председателю комиссии, первому заместителю главы администрации ЛАО г. Омска с заявлением оформить соглашение на земельный участок, фактически занимаемый временным железобетонным гаражом для личного автотранспорта по адресу:-.
На заявлении имеется резолюция - "председателю "Мотор - 98" К. для принятия в состав кооператива".
П. является членом ГХПК "Мотор-98" с 2012 года согласно членской книжке.
Согласно протоколу N 30 заседания Комиссии администрации ЛАО г. Омска по рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности г. Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством от 23.10.2012 в отношении П. было принято решение об отказе в выделении земельного участка для размещения временного гаража в связи с нарушением СаНПиН.
В возражение заявленных требований П. ссылался на то, что о выше указанном решении об отказе в выделении ему земельного участка он не был уведомлен.
Однако в настоящее время отказ в выделении ему земельного участка им не оспаривается.
В силу ч. 3 ст. 198 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Установив, что гараж расположен на земельном участке, который в установленном законом порядке ни ГХПК "Мотор-98", ни П. не предоставлялся, соответствующие землеотводные документы суду не были представлены, договор аренды с ответчиком не заключался, руководствуясь положениями п. 2 ст. 76 ЗК РФ суд верно сделал вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Довод апелляционной жалобы о том, что П. выполнил все требования Администрации ЛАО г. Омска, ему было дано разрешение на установку гаража, опровергается имеющимися в деле документами и пояснениями представителя Администрации ЛАО г. Омска.
Ссылка в жалобе на то, что поскольку гараж расположен на расстоянии 18 метров от дома - при нормативе 15 метров, требования СаНПиН не нарушены, не может быть учтена. Отказ в выделении земельного участка для размещения временного гаража в установленном законом порядке П. не был оспорен, в суде первой инстанции подобные доводы в возражение заявленных требований ответчиком не приводились. Давая оценку законности вынесения обжалуемого решения, с учетом формулировки заявленных требований и установленных судом первой инстанции обстоятельств, суд апелляционной инстанции лишен полномочий дать оценку законности отказа в выделении земельного участка ответчику.
Согласно ч. ч. 1, 4 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.
Постановленное судом решение соответствует требованиям материального и процессуального права. Оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Омска от 07 мая 2013 года оставить без изменения. Апелляционную жалобу П. оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)