Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 09 октября 2014 года
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Дудкиной О.В., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от заявителя - ООО "Бэта-ВАРА" - Данч Л.В. - дов. от 14.01.2014
от заинтересованного лица - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - не явился (извещен надлежаще)
от третьего лица -1) ООО "Дойче Бевертунг Немецкая Оценка" не явился (извещен надлежаще)
2) ОАО "Городской кадастр" - не явился (извещен надлежаще)
3) правительства Москвы - Шестерикова А.В. дов. от 02.06.2014 N 4-47-509/4
4) Департамента городского имущества города Москвы - Шестерикова А.В. дов. от 27.12.2013 N 33-Д-957/13
рассмотрев 02 октября 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бэта-ВАРА"
на решение от 04 марта 2014 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Пуловой Л.В.,
на постановление от 07 июля 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Савенковым О.В., Сумароковой Т.Я., Тихоновым А.П.,
по иску ООО "Бэта-ВАРА" (ОГРН 1027722002637)
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости
третьи лица: ООО "Дойче Бевертунг Немецкая Оценка", ОАО "Городской кадастр", правительство Москвы, Департамент городского имущества города Москвы,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Бэта-ВАРА" (далее - ООО "Бэта-ВАРА") обратилось в Арбитражный суд города Москвы к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Кадастровая палата) в лице филиала по Москве со следующим требованиями:
- - установить рыночную стоимость земельного участка общей площадью 14 306 +/- 42 кв. м с кадастровым номером 77:03:0002007:1007, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования "объекты размещения складских предприятий", расположенного по адресу: Москва, 1-й Иртышский проезд, владение 4, в размере 48 086 442 руб. 56 коп.;
- - установить кадастровую стоимость указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости, равной 48 086 442 руб. 56 коп.;
- - обязать Кадастровую палату в лице филиала по Москве внести в государственный кадастр недвижимости изменения в записи о кадастровой стоимости названного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Дойче Бевертунг Немецкая Оценка", открытое акционерное общество "Городской кадастр", правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В процессе рассмотрения спора истец заявил ходатайство о замене ответчика - Кадастровой палаты в лице филиала по Москве на Кадастровую палату, отказался от требований в части установления рыночной стоимости спорного земельного участка в размере 48 086 442 руб. 56 коп. и обязания Кадастровой палаты в лице филиала по Москве внести в государственный кадастр недвижимости изменения в записи о кадастровой стоимости названного земельного участка, и попросил суд установить кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, равной 48 086 442 руб. 56 коп. и определенной по состоянию на 01.01.2012.
Арбитражный суд города Москвы решением от 04 марта 2014 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 июля 2014 года, произвел замену ответчика - Кадастровой палаты в лице филиала по Москве на Кадастровую палату, прекратил производство по делу в части установления рыночной стоимости спорного земельного участка в размере 48 086 442 руб. 56 коп. и обязания Кадастровой палаты в лице филиала по Москве внести в государственный кадастр недвижимости изменения в записи о кадастровой стоимости названного земельного участка, и отказал в удовлетворении иска.
В кассационной жалобе ООО "Бэта-ВАРА", ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение и постановление и удовлетворить иск.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы жалобы.
Кадастровая палата извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направила, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в ее отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Бэта-ВАРА" является собственником земельного участка общей площадью 14 306 +/-42 кв. м с кадастровым номером 77:03:0002007:1007, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования "объекты размещения складских предприятий", расположенного по адресу: Москва, 1-й Иртышский проезд, владение 4.
Право собственности ООО "Бэта-ВАРА" на указанный земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 23.08.2012, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23.08.2012 серии 77-АО N 287605.
Постановлением правительства Москвы от 27.11.2012 N 670-ПП (далее - Постановление N 670-ПП) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы, вступившие в силу с 01.01.2013.
Кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная Постановлением N 670-ПП, определена по состоянию на 01.01.2012.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002007:1007 установлена в размере 157 918 354 руб. 66 коп.
В соответствии с отчетом от 09.10.2013 N DB2013-10212 об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненным ООО "Дойче Бевертунг Немецкая Оценка", определенная по состоянию на 01.01.2012 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002007:1007 составляет 48 086 442 руб. 56 коп.
Истец обратился с настоящим иском в суд, ссылаясь на то, что поскольку кадастровая стоимость названного земельного участка, установленная в 2013 году, существенно превышает его рыночную стоимость, то должна быть установлена в соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в размере рыночной стоимости.
В процессе судебного разбирательства по настоящему делу Постановление N 670-ПП утратило силу в связи с изданием постановления правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" (далее - Постановление N 751-ПП).
Данным нормативным актом, вступившим в силу со дня официального опубликования 01.01.2014 на официальном сайте правительства Москвы, утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы.
Кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная Постановлением N 751-ПП, определена по состоянию на 01.01.2013.
Суды обеих инстанций, исследовав материалы дела и оценив представленные в дело доказательства, пришли к выводу о невозможности установить кадастровую стоимость спорного земельного участка, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012, при наличии новой кадастровой стоимости этого земельного участка, утвержденной Постановлением N 751-ПП по состоянию на 01.01.2013, и отказали в иске.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно статье 65 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Истец, не оспаривая достоверность сведений о кадастровой стоимости спорного участка, внесенных в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) органом кадастрового учета ни на основании Постановления N 670-ПП в 2013 году, ни на основании Постановления N 751-ПП в 2014 году, просит установить кадастровую стоимость в размере рыночной по состоянию на 01.01.2012 с целью откорректировать свои налоговые обязательства.
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения. В силу пункта 1 статьи 391 того же Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе в целях налогообложения, с момента их внесения в ГКН.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в ГКН с момента вступления в силу судебного акта. Данная правовая позиция приведена в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
С учетом приведенных обстоятельств и норм права суды пришли к правильному выводу о том, что поскольку установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, то в связи с утверждением уполномоченным органом результатов новой кадастровой оценки земель кадастровая стоимость в размере рыночной по состоянию на дату предыдущей оценки не может быть внесена в кадастр, а следовательно, не могут быть восстановлены права истца в сфере налогообложения, которые оно считает нарушенными неправильной кадастровой оценкой, внесенной в ГКН в 2013 году.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04 марта 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 июля 2014 года по делу N А40-164845/13-10-1446 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.А.ДОЛГАШЕВА
Судьи
О.В.ДУДКИНА
Р.Р.ЛАТЫПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 09.10.2014 N Ф05-10877/14 ПО ДЕЛУ N А40-164845/13-10-1446
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 октября 2014 г. по делу N А40-164845/13-10-1446
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 09 октября 2014 года
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Дудкиной О.В., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от заявителя - ООО "Бэта-ВАРА" - Данч Л.В. - дов. от 14.01.2014
от заинтересованного лица - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - не явился (извещен надлежаще)
от третьего лица -1) ООО "Дойче Бевертунг Немецкая Оценка" не явился (извещен надлежаще)
2) ОАО "Городской кадастр" - не явился (извещен надлежаще)
3) правительства Москвы - Шестерикова А.В. дов. от 02.06.2014 N 4-47-509/4
4) Департамента городского имущества города Москвы - Шестерикова А.В. дов. от 27.12.2013 N 33-Д-957/13
рассмотрев 02 октября 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бэта-ВАРА"
на решение от 04 марта 2014 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Пуловой Л.В.,
на постановление от 07 июля 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Савенковым О.В., Сумароковой Т.Я., Тихоновым А.П.,
по иску ООО "Бэта-ВАРА" (ОГРН 1027722002637)
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости
третьи лица: ООО "Дойче Бевертунг Немецкая Оценка", ОАО "Городской кадастр", правительство Москвы, Департамент городского имущества города Москвы,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Бэта-ВАРА" (далее - ООО "Бэта-ВАРА") обратилось в Арбитражный суд города Москвы к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Кадастровая палата) в лице филиала по Москве со следующим требованиями:
- - установить рыночную стоимость земельного участка общей площадью 14 306 +/- 42 кв. м с кадастровым номером 77:03:0002007:1007, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования "объекты размещения складских предприятий", расположенного по адресу: Москва, 1-й Иртышский проезд, владение 4, в размере 48 086 442 руб. 56 коп.;
- - установить кадастровую стоимость указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости, равной 48 086 442 руб. 56 коп.;
- - обязать Кадастровую палату в лице филиала по Москве внести в государственный кадастр недвижимости изменения в записи о кадастровой стоимости названного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Дойче Бевертунг Немецкая Оценка", открытое акционерное общество "Городской кадастр", правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В процессе рассмотрения спора истец заявил ходатайство о замене ответчика - Кадастровой палаты в лице филиала по Москве на Кадастровую палату, отказался от требований в части установления рыночной стоимости спорного земельного участка в размере 48 086 442 руб. 56 коп. и обязания Кадастровой палаты в лице филиала по Москве внести в государственный кадастр недвижимости изменения в записи о кадастровой стоимости названного земельного участка, и попросил суд установить кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, равной 48 086 442 руб. 56 коп. и определенной по состоянию на 01.01.2012.
Арбитражный суд города Москвы решением от 04 марта 2014 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 июля 2014 года, произвел замену ответчика - Кадастровой палаты в лице филиала по Москве на Кадастровую палату, прекратил производство по делу в части установления рыночной стоимости спорного земельного участка в размере 48 086 442 руб. 56 коп. и обязания Кадастровой палаты в лице филиала по Москве внести в государственный кадастр недвижимости изменения в записи о кадастровой стоимости названного земельного участка, и отказал в удовлетворении иска.
В кассационной жалобе ООО "Бэта-ВАРА", ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение и постановление и удовлетворить иск.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы жалобы.
Кадастровая палата извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направила, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в ее отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Бэта-ВАРА" является собственником земельного участка общей площадью 14 306 +/-42 кв. м с кадастровым номером 77:03:0002007:1007, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования "объекты размещения складских предприятий", расположенного по адресу: Москва, 1-й Иртышский проезд, владение 4.
Право собственности ООО "Бэта-ВАРА" на указанный земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 23.08.2012, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23.08.2012 серии 77-АО N 287605.
Постановлением правительства Москвы от 27.11.2012 N 670-ПП (далее - Постановление N 670-ПП) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы, вступившие в силу с 01.01.2013.
Кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная Постановлением N 670-ПП, определена по состоянию на 01.01.2012.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002007:1007 установлена в размере 157 918 354 руб. 66 коп.
В соответствии с отчетом от 09.10.2013 N DB2013-10212 об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненным ООО "Дойче Бевертунг Немецкая Оценка", определенная по состоянию на 01.01.2012 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002007:1007 составляет 48 086 442 руб. 56 коп.
Истец обратился с настоящим иском в суд, ссылаясь на то, что поскольку кадастровая стоимость названного земельного участка, установленная в 2013 году, существенно превышает его рыночную стоимость, то должна быть установлена в соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в размере рыночной стоимости.
В процессе судебного разбирательства по настоящему делу Постановление N 670-ПП утратило силу в связи с изданием постановления правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" (далее - Постановление N 751-ПП).
Данным нормативным актом, вступившим в силу со дня официального опубликования 01.01.2014 на официальном сайте правительства Москвы, утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы.
Кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная Постановлением N 751-ПП, определена по состоянию на 01.01.2013.
Суды обеих инстанций, исследовав материалы дела и оценив представленные в дело доказательства, пришли к выводу о невозможности установить кадастровую стоимость спорного земельного участка, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012, при наличии новой кадастровой стоимости этого земельного участка, утвержденной Постановлением N 751-ПП по состоянию на 01.01.2013, и отказали в иске.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно статье 65 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Истец, не оспаривая достоверность сведений о кадастровой стоимости спорного участка, внесенных в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) органом кадастрового учета ни на основании Постановления N 670-ПП в 2013 году, ни на основании Постановления N 751-ПП в 2014 году, просит установить кадастровую стоимость в размере рыночной по состоянию на 01.01.2012 с целью откорректировать свои налоговые обязательства.
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения. В силу пункта 1 статьи 391 того же Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе в целях налогообложения, с момента их внесения в ГКН.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в ГКН с момента вступления в силу судебного акта. Данная правовая позиция приведена в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
С учетом приведенных обстоятельств и норм права суды пришли к правильному выводу о том, что поскольку установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, то в связи с утверждением уполномоченным органом результатов новой кадастровой оценки земель кадастровая стоимость в размере рыночной по состоянию на дату предыдущей оценки не может быть внесена в кадастр, а следовательно, не могут быть восстановлены права истца в сфере налогообложения, которые оно считает нарушенными неправильной кадастровой оценкой, внесенной в ГКН в 2013 году.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04 марта 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 июля 2014 года по делу N А40-164845/13-10-1446 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.А.ДОЛГАШЕВА
Судьи
О.В.ДУДКИНА
Р.Р.ЛАТЫПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)