Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.02.2015 N 10АП-16902/2014 ПО ДЕЛУ N А41-52519/14

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 февраля 2015 г. по делу N А41-52519/14


Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2015 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Катькиной Н.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Савановой В.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 27 ноября 2014 года, принятое судьей Богатиной Ю.Г., по делу N А41-52519/14 по исковому заявлению ООО "Респект-СП" к Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области об оспаривании действий (бездействия) по предоставлению в аренду земельного участка,
при участии в заседании:
- от истца - Трофимчук Р.В. по доверенности от 01.08.2014;
- от ответчика - Ермоленко С.В. по доверенности N 14-д от 02.02.2015,

установил:

ООО "Респект-СП" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области с требованиями:
- - признать незаконным бездействие Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении в аренду земельного участка;
- - обязать Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района Московской области принять решение о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110215:917 для размещения склада и открытой гравийной стоянки, площадью 10 000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, г.п. Краснозаводск, в районе СНТ "Химик 13", на срок 4 года 11 месяцев;
- - обязать Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района Московской области заключить с ООО "Респект-СП" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110215:917 для размещения склада и открытой гравийной стоянки, площадью 10 000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, г.п. Краснозаводск, в районе СНТ "Химик 13".
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 ноября 2014 года по делу N А41-52519/14 требование ООО "Респект-СП" удовлетворено.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, в которой администрация просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об изменении решения суда.
Как следует из материалов дела, ООО "Респект-СП" обратилось в Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района Московской области с заявлением от 11.03.2013 о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью около 1 га по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, г.п. Краснозаводск, в районе СНТ "Химик 13", из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения, для размещения склада и открытой гравийной стоянки.
Данное заявление было положительно рассмотрено на заседании Комиссии по градостроительству и земельным отношениям на территории Сергиево-Посадского муниципального района, что подтверждается выпиской из протокола от 12.03.2013 N 235.
В выпуске газеты "Вперед" от 31.07.2013 N 28с (14910с) опубликовано сообщение о предстоящем предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 10 000 кв. м из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения, для размещения склада и открытой гравийной стоянки.
Постановлением Главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 03.10.2013 N 2185-ПГ ООО "Респект-СП" предварительно согласован выбор земельного участка площадью 10 000 кв. м и место для размещения склада и открытой гравийной стоянки, а также утвержден акт выбора земельного участка от 11.09.2013.
Данным постановлением также ООО "Респект-СП" поручено произвести оформление землеустроительного дела в части межевания земель в установленном законом порядке.
Как подтверждается кадастровым паспортом от 11.12.2013 N МО-13/ЗВ-155527, в отношении испрашиваемого земельного участка ООО "Респект-СП" были проведены кадастровые работы, в результате чего 11.12.2013 данный участок поставлен на кадастровый учет с присвоение кадастрового номера 50:05:0110215:917.
Как указывает заявитель, ООО "Респект-СП" обратилось в Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района Московской области с заявлением от 17.01.2014 о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110215:917 площадью 10 000 кв. м, из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения, для размещения склада и открытой гравийной стоянки, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, г.п. Краснозаводск, в районе СНТ "Химик 13".
Заявление ООО "Респект-СП" 27.05.2014 было рассмотрено на заседании Комиссии по градостроительству и земельным отношениям на территории Сергиево-Посадского муниципального района, на котором было принято решение согласовать предоставление в аренду испрашиваемого земельного участка сроком на 4 года 11 месяцев.
При этом, как указывает заявитель, решение о предоставлении земельного участка Администрацией Сергиево-Посадского муниципального района Московской области принято не было, проект соответствующего договора заявителю не направлен.
Полагая, что со стороны Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области имеет место бездействие, которое нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "Респект-СП" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта производится в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
Пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно статье 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета. Орган местного самоуправления в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
Согласно пункту 7 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием: государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование; заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность; заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд (пункт 9 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, обществом представлены в администрацию все необходимые документы, предусмотренные законом, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности оспариваемого отказа.
Как установлено материалами дела, на основании заявления ООО "Респект-СП" о предоставлении в аренду земельного участка площадью 10 000 кв. м, из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения, для размещения склада и открытой гравийной стоянки, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, г.п. Краснозаводск, в районе СНТ "Химик 13", для размещения склада и открытой гравийной стоянки, Администрацией Сергиево-Посадского муниципального района Московской области и заявителем в соответствии со статьями 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации была соблюдена процедура по предоставлению испрашиваемого земельного участка.
Заявление ООО "Респект-СП" было рассмотрено на заседании 27.05.2014 Комиссии по градостроительству и земельным отношениям на территории Сергиево-Посадского муниципального района, на котором было принято решение согласовать предоставление в аренду испрашиваемого земельного участка сроком на 4 года 11 месяцев.
Вместе с тем, решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка Администрацией Сергиево-Посадского муниципального района Московской области принято не было, соответствующий договор не заключен.
Решение Комиссии по градостроительству и земельным отношениям на территории Сергиево-Посадского муниципального района не является надлежащим распорядительным актом о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка по смыслу статей 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Рекомендательный характер указанного решения не может в нарушение действующего законодательства являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка в аренду с соблюдением обществом порядка, установленного статьями 29, 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, в отсутствие других заявок от юридических и физических лиц.
Апелляционный суд также принимает во внимание следующие обстоятельства.
В силу пункта 2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.
В отношении предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта Земельным кодекса Российской Федерации не предусмотрено обязательного условия по предоставлению таких земельных участков исключительно на торгах.
При этом согласно пункту 1.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
ООО "Респект-СП" обратилось в Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта.
В ходе процедуры по предоставлению ООО "Респект-СП" испрашиваемого земельного участка Главой Сергиево-Посадского муниципального района Московской области принято Постановление от 03.10.2013 N 2185-ПГ о предварительном согласовании выбора земельного участка и места размещения объекта.
При этом в материалы дела представлено Постановление Главы Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 03.04.2008 N 290, в соответствии с которым предоставление в собственности или аренду вновь выделяемых земельных участков на территории Сергиево-Посадского муниципального района Московской области осуществлялось только путем проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Постановление от 09.09.2014 N 1530-ПГ, которым отменено Постановление от 03.10.2013 N 2185-ПГ о предварительном согласовании выбора земельного участка и места размещения, мотивированы тем, что при предоставлении ООО "Респект-СП" земельного участка не была соблюдена процедура проведения торгов.
Как следует из преамбулы Постановления от 09.09.2014 N 1530-ПГ, оно принято на основании Постановления от 03.04.2008 N 290.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что Постановление Главы Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 03.04.2008 N 290 утратило силу в связи с принятием Постановления от 16.04.2014 N 642-ПГ, о чем администрацией сделана соответствующая отметка.
Следовательно, Постановление Главы Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 03.04.2008 N 290 утратило силу до принятия органом местного самоуправления ненормативного правового акта об отмене Постановления от 03.10.2013 N 2185-ПГ о предварительном согласовании ООО "Респект-СП" выбора земельного участка и места размещения объекта.
При данных обстоятельствах Постановление Главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 09.09.2014 N 1530-ПГ не подлежит применению к спорным правоотношениям, и Постановление Главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 03.10.2013 N 2185-ПГ о предварительном согласовании ООО "Респект-СП" выбора земельного участка и места размещения объекта является действующим.
В этой связи несостоятелен довод Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о том, что правовых оснований для предоставления ООО "Респект-СП" испрашиваемого земельного участка не имелось, поскольку Постановление Главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 03.10.2013 N 2185-ПГ о предварительном согласовании выбора земельного участка и места размещения объекта отменено Постановлением Главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 09.09.2014 N 1530-ПГ, и предоставление такого земельного участка возможно только на торгах.
При данных обстоятельствах Администрацией Сергиево-Посадского муниципального района Московской области допущено бездействие по рассмотрению заявления ООО "Респект-СП" о предоставлении в аренду земельного участка и принятию решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении в аренду такого участка.
Обжалуемое бездействие администрации является незаконным и необоснованным, нарушающим права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований в части признания бездействия незаконным.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
По смыслу главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения об оспаривании действий (бездействия) государственных органов должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
В соответствии с пунктом 10 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации в случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления.
Принимая во внимание обстоятельства рассматриваемого спора, апелляционный суд приходит к выводу о необходимости восстановления нарушенных прав заявителя в виде обязания администрации принять решение о предоставлении ООО "Респект-СП" в аренду спорного земельного участка, направить заявителю подписанный договор аренды земельного участка.
Указанный способ соразмерен допущенному нарушению, отвечает целям восстановления нарушенного права заявителя и не выходит за пределы, необходимые для его применения.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 27.11.2014 по делу N А41-52519/14 изменить.
Признать незаконным бездействие Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении в аренду земельного участка ООО "Респект-СП".
Обязать Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района Московской области принять решение о предоставлении ООО "Респект-СП" в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110215:917 для размещения склада и открытой гравийной стоянки, площадью 10 000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, г.п. Краснозаводск, в районе СНТ "Химик 13", направить ООО "Респект-СП" подписанный договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110215:917.

Председательствующий
Е.Н.КОРОТКОВА

Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
Н.Н.КАТЬКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)