Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Бархатова В.Ю., Игнахиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания Леоновой И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - Хомякова В.М. представитель по доверенности от 24 апреля 2015 года N 180/Д-07,
от заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Новиков С.В. представитель по доверенности от 19 марта 2015 года N 59-Д,
от заинтересованного лица Открытого акционерного общества "Газпром" - Теленченко О.В. представитель по доверенности от 10 июня 2015 года N 77 АБ 7793040, Фомина С.И. представитель по доверенности от 10 июня 2015 года N 77 АБ 7793039,
представители третьих лиц Министерства имущественных отношений Московской области, Администрации Ногинского муниципального района Московской области, Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, Администрации Щелковского муниципального района Московской области, Администрации Орехово-зуевского муниципального района Московской области, Администрации Пушкинского муниципального района Московской, Администрации Егорьевского муниципального района Московской области - в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 08 апреля 2015 года по делу N А41-1308/15, принятое судьей Уваровым А.О., по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области к Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Открытому акционерному обществу "Газпром" о признании незаконными отказов в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки и обязании произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельные участки, с участием третьих лиц - Министерства имущественных отношений Московской области, Администрации Ногинского муниципального района Московской области, Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, Администрации Щелковского муниципального района Московской области, Администрации Орехово-зуевского муниципального района Московской области, Администрации Пушкинского муниципального района Московской области, Администрации Егорьевского муниципального района Московской области,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ ФАУГИ в МО) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по МО), Открытому акционерному обществу "Газпром" (далее - ОАО "Газпром"), в котором просило:
- признать незаконными отказы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами: 50:05:0060426:1, 50:05:0060332:1, 50:14:0030131:338, 50:140010502:190, 50:16:0301011:277, 50:16:0501005:338, 50:16:0101040:4, 50:17:00101605:167, 50:24:0030705:2, 50:24:0080206:32, 50:240010305:28, 50:46:0040101:0010, 50:46:0000000:003, 50:46:0030303:0053, 50:13:010239:64, 50:13:060147:23, 50:30:0040112:41, 50:16:0000000:724, изложенные в письмах от 03 сентября 2014 года N 01/028/2014-210, 01/028/2014-211, 01/028/2014-206, 01/028/2014-207, 01/029/2014-398, 01/028/2014-208, 01/029/2014-397, 01/029/2014-396, 01/028/2014-209, 01/029/2014-395, 01/029/2014-394, 01/026/2014-303, 01/026/2014-305, 01/026/2014-304, 01/026/2014-306, 01/026/2014-307, 01/026/2014-308, 01/029/2014-393,
- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами: 50:05:0060426:1, 50:05:0060332:1, 50:14:0030131:338, 50:140010502:190, 50:16:0301011:277, 50:16:0501005:338, 50:16:0101040:4, 50:17:00101605:167, 50:24:0030705:2, 50:24:0080206:32, 50:240010305:28, 50:46:0040101:0010, 50:46:0000000:003, 50:46:0030303:0053, 50:13:010239:64, 50:13:060147:23, 50:30:0040112:41, 50:16:0000000:724.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора в деле участвуют - Министерство имущественных отношений Московской области (далее - МИОМО), Администрация Ногинского муниципального района Московской области, Администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, Администрация Щелковского муниципального района Московской области, Администрация Орехово-зуевского муниципального района Московской области, Администрация Пушкинского муниципального района Московской, Администрация Егорьевского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08 апреля 2015 года заявленные ТУ ФАУГИ в МО требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Росреестра по МО обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Министерства имущественных отношений Московской области, Администрации Ногинского муниципального района Московской области, Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, Администрации Щелковского муниципального района Московской области, Администрации Орехово-зуевского муниципального района Московской области, Администрации Пушкинского муниципального района Московской, Администрации Егорьевского муниципального района Московской области, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Управления Росреестра по МО в своем выступлении поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ТУ ФАУГИ в МО возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители ОАО "Газпром" возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в собственности ОАО "Газпром" находятся объекты, принадлежащие субъекту газоснабжения и используются им для эксплуатации объектов единой системы газоснабжения, которые входят в перечень имущества, относящегося к магистральным газопроводам, газопроводам-отводам, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической связью.
Данные объекты расположены на следующих земельных участках:
- - с кадастровым номером 50:05:0060426:1, с категорией земель - земли населенных пунктов, площадью 1752 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Сергиев-Посад, ш. Московское, с разрешенным использованием - размещение газораспределительной станции;
- - с кадастровым номером 50:05:0060332:1, с категорией земель - земли населенных пунктов, площадью 1070 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, с.п. Лозовское, д. Рязанцы, замерный узел "Рязанцы", с разрешенным использованием - размещение замерного узла "Рязанцы";
- - с кадастровым номером 50:14:0030131:338, с категорией земель - земли населенных пунктов, площадью 2176 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, д. Мизиново, восточная окраина, с разрешенным использованием - размещение газораспределительной станции;
- - с кадастровым номером 50:14:0010502:190, с категорией земель - земли населенных пунктов, площадью 691 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, д. Дуброво, с разрешенным использованием - для газораспределительной станции;
- - с кадастровым номером 50:16:0301011:277, с категорией земель - земли населенных пунктов, площадью 4418 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Ногинск, 1-я Молзинская, участок N 19, с разрешенным использованием - для газораспределительной станции "Ногинск";
- - с кадастровым номером 50:16:0501005:338, с категорией земель - земли населенных пунктов, площадью 1090 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, г.п. Обухово, п. Обухово, ул. Яковлева, уч. 58, с разрешенным использованием - для газораспределительной станции "Обухово";
- - с кадастровым номером 50:16:0101040:4, с категорией земель - земли населенных пунктов, площадью 1576 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, г.о. Черноголовка, 29 км + 200 м автодороги А-107, 180 м на северо-восток, ГРС "Черноголовка", строение N 1, с разрешенным использованием - для газораспределительной станции "Химфизики";
- - с кадастровым номером 50:17:0011605:167, с категорией земель - земли населенных пунктов, площадью 1516 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Павлово-Посадский район, г. Электрогорск, ГРС "Электрогорск", с разрешенным использованием - для размещения газораспределительной станции "Электрогорск";
- - с кадастровым номером 50:24:0030705:2, с категорией земель - земли населенных пунктов, площадью 2794 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, г. Ликино-Дулево, с разрешенным использованием - для размещения газораспределительной станции "Ликино- Дулево";
- - с кадастровым номером 50:24:0080206:32, с категорией земель - земли населенных пунктов, площадью 1765 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, со. Ильинский, д. Пичурино, с разрешенным использованием - для размещения и эксплуатации газораспределительной станции "Ильинский Погост";
- - с кадастровым номером 50:24:0010305:28, с категорией земель - земли населенных пунктов, площадью 4056 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, с разрешенным использованием - для газораспределительной станции "Стрелки",
- - с кадастровым номером 50:46:0040101:0010, с категорией земель - земли населенных пунктов, площадью 4 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Электросталь, с разрешенным использованием - под сооружением ОАО "Газпром" (под КИП 192/3 на кольцевом газопроводе Московской области КГМО-1);
- - с кадастровым номером 50:46:0000000:0003, с категорией земель - земли населенных пунктов, площадью 12 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Электросталь, с разрешенным использованием - под объектами и сооружениями ОАО "Газпром" на кольцевом газопроводе Московской области КГМО-2 (КИП 192/1, КИП 191/3, свеча 191/2);
- - с кадастровым номером 50:46:0030303:0053, с категорией земель - земли населенных пунктов, площадью 2814 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Электросталь, с разрешенным использованием - под объектами и сооружениями ОАО "Газпром" на газовом отводе на ГРС "Южная";
- - с кадастровым номером 50:13:010239:64, с категорией земель - земли населенных пунктов, площадью 1334,0 кв. м, расположенного по адресу: Московская область. Пушкинский район, п. Ашукино, ГРС "Софрино", с разрешенным использованием - для размещения газораздаточной станции;
- - с кадастровым номером 50:13:060147:23, с категорией земель - земли населенных пунктов, площадью 1072 кв. м, расположенного по I адресу: Московская область, Пушкинский район, п. Лесной, с разрешенным использованием - под ГРС "Лесной";
- - с кадастровым номером 50:30:0040112:41, с категорией земель - земли населенных пунктов, площадью 5192 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Егорьевский район, ГРС "Егорьевск", с разрешенным использованием - размещение и эксплуатация ГРС "Егорьевск";
- - с кадастровым номером 50:16:0000000:724, с категорией земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, 1 телевидения, информатики, земли для обеспечения космического деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, площадью 105111 кв. м\} расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, сельское поселение Аксена-Бутырское, вблизи д. Аборино, с разрешенным использованием - для промплощадки (далее - спорные земельные участки).
18 июля 2014 года представитель Территориального управления ФАИГУ в Московской области, действующей на основании доверенности от 02 июня 2014 года N 06/Д и N 07/Д Бобровская М.В., обратился в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на спорные земельные участки с приложением необходимых документов.
Сообщениями от 03 сентября 2014 года N 01/028/2014-207; N 01/028/2014-206; N 01/029/2014-398; N 01/028/2014-209; N 01/029/2014-396; N 01/028/2014-208; N 01/028/2014-210; N 01/028/2014-211; N 01/029/2014-397; N 01/029/2014-395; N 01/029/2014-394; N 01/029/2014-393; N 01/026/2014-308; N 01/026/2014-307; N 01/026/2014-306; N 01/026/2014-304; N 01/026/2014-305; N 01/026/2014-303 ТУ ФАУГИ в Московской области отказано в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, поскольку земельные участки не относятся в силу закона к землям федеральной собственности, а документы, подтверждающие возникновение данного права у Российской Федерации, не представлены.
Полагая, что данные отказы нарушают права и законные интересы заявителя, последний обратился с настоящими требованиями в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В качестве возражений относительно предъявленных требований Управление Росреестра по Московской области сослалось на пропуск ТУ ФАУГИ в Московской области срока, установленного статьей 198 АПК РФ на обжалование оспариваемых сообщений об отказе в государственной регистрации права.
Между тем данные доводы являются необоснованными ввиду следующего.
Согласно пункту 7 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), порядок и способы направления сообщения об отказе в государственной регистрации прав, подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом выдаче после проведения государственной регистрации прав экземпляров - подлинников представленных заявителем документов, а также уведомления о поступлении указанного в пункте 6 настоящей статьи решения суда и сроке окончания осуществления государственной регистрации прав устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктами 2, 3 Приложения N 5 к приказу Минэкономразвития России от 31 декабря 2013 года N 802, если необходимые для проведения государственной регистрации прав документы были представлены в форме бумажных документов, сообщение об отказе в регистрации, а также подлежащие в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ выдаче после проведения государственной регистрации прав подлинные экземпляры представленных заявителем документов выдаются (направляются) заявителю одним из способов, указанных в заявлении о государственной регистрации прав:
1) лично;
2) почтовым отправлением по адресу, указанному в заявлении о государственной регистрации прав.
При наличии соответствующего указания в заявлении о государственной регистрации прав заявителю также направляется сообщение об отказе в регистрации в форме электронного документа посредством направления ссылки на электронный документ, размещенный на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в сети Интернет по указанному в заявлении о государственной регистрации прав адресу электронной почты.
В ходе судебного разбирательства, представитель ТУ ФАУГИ в МО пояснил, что сообщения управления Росреестра об отказе в государственной регистрации права собственности на газопроводы от 03 сентября 2014 года Росимущество не получало, а узнало об их существовании только 24 ноября 2014 года из письма ООО "Газпром трансгаз Москва" от 21 ноября 2014 года N 65-01/2415.
Из содержания указанного письма ООО "Газпром трансгаз Москва" от 21 ноября 2014 года N 65-01/2415, адресованного И.О. руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, следует, что сотрудниками филиала ООО "Газпром трансгаз Москва" Московское ЛПУМГ были поручены доверенности от 02 июня 2014 года N 06/Д и 07/Д от ТУ Росимущества в Московской области для подачи заявлений в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на государственную регистрацию права собственности РФ под объектами недвижимости ОАО "Газпром". Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области направило в адрес ООО "Газпром трансгаз Москва" отказы в государственной регистрации права собственности Российской Федерации. В связи с этим, общество просило в кратчайшие сроки направить исковые заявления для признания права собственности Российской Федерации.
Сообщения об отказе в государственной регистрации права были приложены к письму от 21 ноября 2014 года N 65-01/2415 на 54 листах.
Из текста оспариваемых сообщений от 03 сентября 2014 года следует, что они адресованы представителю Бобровской М.В., действующей по доверенности от Территориального управления Росимущества в Московской области и направлены по адресу представителя: 142400, Московская область, г. Ногинск, ул. Декабристов, д. 1-Г, кв. 101.
Между тем, реестр почтовых отправлений, из которого бы следовало, когда конкретно были направлены сообщения об отказе от 03 сентября 2014 года в адрес заявителя, Управлением Росреестра по Московской области в материалы дела не представлен.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Управления Росреестра по Московской области пояснил, что данные документы представить не может ввиду большого количества почтовой корреспонденции.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют документы, которые могли бы свидетельствовать о том, что ТУ ФАУГИ в МО стало известно, либо с очевидностью должно было быть известно об оспариваемых сообщениях об отказе в государственной регистрации права собственности на земельные участки до 24 ноября 2014 года.
Согласно оттиску штампа Арбитражного суда Московской области заявление было подано через канцелярию суда 19 января 2015 года, то есть до истечения установленного законом срока.
Таким образом, срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ, ТУ ФАУГИ в Московской области не пропущен.
В силу с абзацем первым части 1 статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона N 122-ФЗ установлена обязательность государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено лишь в судебном порядке.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона N 122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ установлено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в федеральной собственности находятся земельные участки:
- - которые признаны таковыми федеральными законами;
- - право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- - которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в т.ч.: земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с кадастровыми паспортами, указанные земельные участки отнесены к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием для размещения объектов энергетический системы газоснабжения (за исключением земельных участков с кадастровыми номерами: 50:14:0010502:190 и 50:16:0000000:724, которые в соответствии с кадастровым паспортом отнесены к категории земель - земли промышленности и земли иного специального назначения с разрешенным использованием - для промплощадки и газораспределительной станции (ГРС), то есть для размещения объектов энергетический системы газоснабжения, а также земельного участка с кадастровым номером 50:2460010305:28, отнесенный к землям лесного фонда).
В соответствии со статьей 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
3) производственным;
4) инженерных и транспортных инфраструктур;
7) специального назначения;
9) иным территориальным зонам.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Федеральным законом от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) установлены правовые основы газоснабжения в РФ.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 69-ФЗ газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа; система газоснабжения - имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа.
Согласно статье 5 Федерального закона N 69-ФЗ федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации. Для входящих в федеральную систему газоснабжения организаций - собственников Единой системы газоснабжения, организаций - собственников региональных систем газоснабжения, организаций - собственников газораспределительных систем и независимых организаций независимо от форм их собственности и организационно-правовых форм действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, единые требования энергетической, промышленной и экологической безопасности, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 6 Федерального закона N 69-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 87 ЗК РФ землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).
Согласно части 4 статьи 87 ЗК РФ земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
Таким образом, в силу прямого указания закона (Земельного кодекса РФ, Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации") земли, занятые объектами газоснабжения, входящие в единую систему газоснабжения Российской Федерации, являются собственностью Российской Федерации.
Учитывая, что на спорных земельных участках расположены объекты недвижимости, которые принадлежат субъекту газоснабжения и используются им для эксплуатации объектов единой системы газоснабжения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорные земельные участки относятся к землям, занятым федеральными энергетическими системами и в силу прямого указания закона являются федеральной собственностью.
Апелляционным судом установлено, что в регистрирующий орган были представлены все необходимые документы для проведения государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок, содержавшие полную и необходимую информацию о данном объекте недвижимого имущества в соответствии с требованиями Федерального закона N 122-ФЗ, в связи с чем у управления отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки.
При этом, апелляционный суд принимает во внимание требования к единообразию в применении судами норм права (судебные акты по делам N А41-57036/13, в том числе Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13 августа 2014 года и определение Верховного Суда Российской Федерации от 04 марта 2015 года N 305-КГ14-6485 об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемые отказы управления от 03 сентября 2014 года N 01/028/2014-210, 01/028/2014-211, 01/028/2014-206, 01/028/2014-207, 01/029/2014-398, 01/028/2014-208, 01/029/2014-397, 01/029/2014-396, 01/028/2014-209, 01/029/2014-395, 01/029/2014-394, 01/026/2014-303, 01/026/2014-305, 01/026/2014-304, 01/026/2014-306, 01/026/2014-307, 01/026/2014-308, 01/029/2014-393 являются незаконными и подлежат отмене.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 08 апреля 2015 года по делу N А41-1308/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
М.А.НЕМЧИНОВА
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
М.В.ИГНАХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.08.2015 N 10АП-4628/2015 ПО ДЕЛУ N А41-1308/15
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 августа 2015 г. по делу N А41-1308/15
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Бархатова В.Ю., Игнахиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания Леоновой И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - Хомякова В.М. представитель по доверенности от 24 апреля 2015 года N 180/Д-07,
от заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Новиков С.В. представитель по доверенности от 19 марта 2015 года N 59-Д,
от заинтересованного лица Открытого акционерного общества "Газпром" - Теленченко О.В. представитель по доверенности от 10 июня 2015 года N 77 АБ 7793040, Фомина С.И. представитель по доверенности от 10 июня 2015 года N 77 АБ 7793039,
представители третьих лиц Министерства имущественных отношений Московской области, Администрации Ногинского муниципального района Московской области, Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, Администрации Щелковского муниципального района Московской области, Администрации Орехово-зуевского муниципального района Московской области, Администрации Пушкинского муниципального района Московской, Администрации Егорьевского муниципального района Московской области - в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 08 апреля 2015 года по делу N А41-1308/15, принятое судьей Уваровым А.О., по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области к Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Открытому акционерному обществу "Газпром" о признании незаконными отказов в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки и обязании произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельные участки, с участием третьих лиц - Министерства имущественных отношений Московской области, Администрации Ногинского муниципального района Московской области, Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, Администрации Щелковского муниципального района Московской области, Администрации Орехово-зуевского муниципального района Московской области, Администрации Пушкинского муниципального района Московской области, Администрации Егорьевского муниципального района Московской области,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ ФАУГИ в МО) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по МО), Открытому акционерному обществу "Газпром" (далее - ОАО "Газпром"), в котором просило:
- признать незаконными отказы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами: 50:05:0060426:1, 50:05:0060332:1, 50:14:0030131:338, 50:140010502:190, 50:16:0301011:277, 50:16:0501005:338, 50:16:0101040:4, 50:17:00101605:167, 50:24:0030705:2, 50:24:0080206:32, 50:240010305:28, 50:46:0040101:0010, 50:46:0000000:003, 50:46:0030303:0053, 50:13:010239:64, 50:13:060147:23, 50:30:0040112:41, 50:16:0000000:724, изложенные в письмах от 03 сентября 2014 года N 01/028/2014-210, 01/028/2014-211, 01/028/2014-206, 01/028/2014-207, 01/029/2014-398, 01/028/2014-208, 01/029/2014-397, 01/029/2014-396, 01/028/2014-209, 01/029/2014-395, 01/029/2014-394, 01/026/2014-303, 01/026/2014-305, 01/026/2014-304, 01/026/2014-306, 01/026/2014-307, 01/026/2014-308, 01/029/2014-393,
- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами: 50:05:0060426:1, 50:05:0060332:1, 50:14:0030131:338, 50:140010502:190, 50:16:0301011:277, 50:16:0501005:338, 50:16:0101040:4, 50:17:00101605:167, 50:24:0030705:2, 50:24:0080206:32, 50:240010305:28, 50:46:0040101:0010, 50:46:0000000:003, 50:46:0030303:0053, 50:13:010239:64, 50:13:060147:23, 50:30:0040112:41, 50:16:0000000:724.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора в деле участвуют - Министерство имущественных отношений Московской области (далее - МИОМО), Администрация Ногинского муниципального района Московской области, Администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, Администрация Щелковского муниципального района Московской области, Администрация Орехово-зуевского муниципального района Московской области, Администрация Пушкинского муниципального района Московской, Администрация Егорьевского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08 апреля 2015 года заявленные ТУ ФАУГИ в МО требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Росреестра по МО обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Министерства имущественных отношений Московской области, Администрации Ногинского муниципального района Московской области, Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, Администрации Щелковского муниципального района Московской области, Администрации Орехово-зуевского муниципального района Московской области, Администрации Пушкинского муниципального района Московской, Администрации Егорьевского муниципального района Московской области, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Управления Росреестра по МО в своем выступлении поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ТУ ФАУГИ в МО возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители ОАО "Газпром" возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в собственности ОАО "Газпром" находятся объекты, принадлежащие субъекту газоснабжения и используются им для эксплуатации объектов единой системы газоснабжения, которые входят в перечень имущества, относящегося к магистральным газопроводам, газопроводам-отводам, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической связью.
Данные объекты расположены на следующих земельных участках:
- - с кадастровым номером 50:05:0060426:1, с категорией земель - земли населенных пунктов, площадью 1752 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Сергиев-Посад, ш. Московское, с разрешенным использованием - размещение газораспределительной станции;
- - с кадастровым номером 50:05:0060332:1, с категорией земель - земли населенных пунктов, площадью 1070 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, с.п. Лозовское, д. Рязанцы, замерный узел "Рязанцы", с разрешенным использованием - размещение замерного узла "Рязанцы";
- - с кадастровым номером 50:14:0030131:338, с категорией земель - земли населенных пунктов, площадью 2176 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, д. Мизиново, восточная окраина, с разрешенным использованием - размещение газораспределительной станции;
- - с кадастровым номером 50:14:0010502:190, с категорией земель - земли населенных пунктов, площадью 691 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, д. Дуброво, с разрешенным использованием - для газораспределительной станции;
- - с кадастровым номером 50:16:0301011:277, с категорией земель - земли населенных пунктов, площадью 4418 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Ногинск, 1-я Молзинская, участок N 19, с разрешенным использованием - для газораспределительной станции "Ногинск";
- - с кадастровым номером 50:16:0501005:338, с категорией земель - земли населенных пунктов, площадью 1090 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, г.п. Обухово, п. Обухово, ул. Яковлева, уч. 58, с разрешенным использованием - для газораспределительной станции "Обухово";
- - с кадастровым номером 50:16:0101040:4, с категорией земель - земли населенных пунктов, площадью 1576 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, г.о. Черноголовка, 29 км + 200 м автодороги А-107, 180 м на северо-восток, ГРС "Черноголовка", строение N 1, с разрешенным использованием - для газораспределительной станции "Химфизики";
- - с кадастровым номером 50:17:0011605:167, с категорией земель - земли населенных пунктов, площадью 1516 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Павлово-Посадский район, г. Электрогорск, ГРС "Электрогорск", с разрешенным использованием - для размещения газораспределительной станции "Электрогорск";
- - с кадастровым номером 50:24:0030705:2, с категорией земель - земли населенных пунктов, площадью 2794 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, г. Ликино-Дулево, с разрешенным использованием - для размещения газораспределительной станции "Ликино- Дулево";
- - с кадастровым номером 50:24:0080206:32, с категорией земель - земли населенных пунктов, площадью 1765 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, со. Ильинский, д. Пичурино, с разрешенным использованием - для размещения и эксплуатации газораспределительной станции "Ильинский Погост";
- - с кадастровым номером 50:24:0010305:28, с категорией земель - земли населенных пунктов, площадью 4056 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, с разрешенным использованием - для газораспределительной станции "Стрелки",
- - с кадастровым номером 50:46:0040101:0010, с категорией земель - земли населенных пунктов, площадью 4 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Электросталь, с разрешенным использованием - под сооружением ОАО "Газпром" (под КИП 192/3 на кольцевом газопроводе Московской области КГМО-1);
- - с кадастровым номером 50:46:0000000:0003, с категорией земель - земли населенных пунктов, площадью 12 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Электросталь, с разрешенным использованием - под объектами и сооружениями ОАО "Газпром" на кольцевом газопроводе Московской области КГМО-2 (КИП 192/1, КИП 191/3, свеча 191/2);
- - с кадастровым номером 50:46:0030303:0053, с категорией земель - земли населенных пунктов, площадью 2814 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Электросталь, с разрешенным использованием - под объектами и сооружениями ОАО "Газпром" на газовом отводе на ГРС "Южная";
- - с кадастровым номером 50:13:010239:64, с категорией земель - земли населенных пунктов, площадью 1334,0 кв. м, расположенного по адресу: Московская область. Пушкинский район, п. Ашукино, ГРС "Софрино", с разрешенным использованием - для размещения газораздаточной станции;
- - с кадастровым номером 50:13:060147:23, с категорией земель - земли населенных пунктов, площадью 1072 кв. м, расположенного по I адресу: Московская область, Пушкинский район, п. Лесной, с разрешенным использованием - под ГРС "Лесной";
- - с кадастровым номером 50:30:0040112:41, с категорией земель - земли населенных пунктов, площадью 5192 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Егорьевский район, ГРС "Егорьевск", с разрешенным использованием - размещение и эксплуатация ГРС "Егорьевск";
- - с кадастровым номером 50:16:0000000:724, с категорией земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, 1 телевидения, информатики, земли для обеспечения космического деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, площадью 105111 кв. м\} расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, сельское поселение Аксена-Бутырское, вблизи д. Аборино, с разрешенным использованием - для промплощадки (далее - спорные земельные участки).
18 июля 2014 года представитель Территориального управления ФАИГУ в Московской области, действующей на основании доверенности от 02 июня 2014 года N 06/Д и N 07/Д Бобровская М.В., обратился в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на спорные земельные участки с приложением необходимых документов.
Сообщениями от 03 сентября 2014 года N 01/028/2014-207; N 01/028/2014-206; N 01/029/2014-398; N 01/028/2014-209; N 01/029/2014-396; N 01/028/2014-208; N 01/028/2014-210; N 01/028/2014-211; N 01/029/2014-397; N 01/029/2014-395; N 01/029/2014-394; N 01/029/2014-393; N 01/026/2014-308; N 01/026/2014-307; N 01/026/2014-306; N 01/026/2014-304; N 01/026/2014-305; N 01/026/2014-303 ТУ ФАУГИ в Московской области отказано в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, поскольку земельные участки не относятся в силу закона к землям федеральной собственности, а документы, подтверждающие возникновение данного права у Российской Федерации, не представлены.
Полагая, что данные отказы нарушают права и законные интересы заявителя, последний обратился с настоящими требованиями в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В качестве возражений относительно предъявленных требований Управление Росреестра по Московской области сослалось на пропуск ТУ ФАУГИ в Московской области срока, установленного статьей 198 АПК РФ на обжалование оспариваемых сообщений об отказе в государственной регистрации права.
Между тем данные доводы являются необоснованными ввиду следующего.
Согласно пункту 7 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), порядок и способы направления сообщения об отказе в государственной регистрации прав, подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом выдаче после проведения государственной регистрации прав экземпляров - подлинников представленных заявителем документов, а также уведомления о поступлении указанного в пункте 6 настоящей статьи решения суда и сроке окончания осуществления государственной регистрации прав устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктами 2, 3 Приложения N 5 к приказу Минэкономразвития России от 31 декабря 2013 года N 802, если необходимые для проведения государственной регистрации прав документы были представлены в форме бумажных документов, сообщение об отказе в регистрации, а также подлежащие в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ выдаче после проведения государственной регистрации прав подлинные экземпляры представленных заявителем документов выдаются (направляются) заявителю одним из способов, указанных в заявлении о государственной регистрации прав:
1) лично;
2) почтовым отправлением по адресу, указанному в заявлении о государственной регистрации прав.
При наличии соответствующего указания в заявлении о государственной регистрации прав заявителю также направляется сообщение об отказе в регистрации в форме электронного документа посредством направления ссылки на электронный документ, размещенный на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в сети Интернет по указанному в заявлении о государственной регистрации прав адресу электронной почты.
В ходе судебного разбирательства, представитель ТУ ФАУГИ в МО пояснил, что сообщения управления Росреестра об отказе в государственной регистрации права собственности на газопроводы от 03 сентября 2014 года Росимущество не получало, а узнало об их существовании только 24 ноября 2014 года из письма ООО "Газпром трансгаз Москва" от 21 ноября 2014 года N 65-01/2415.
Из содержания указанного письма ООО "Газпром трансгаз Москва" от 21 ноября 2014 года N 65-01/2415, адресованного И.О. руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, следует, что сотрудниками филиала ООО "Газпром трансгаз Москва" Московское ЛПУМГ были поручены доверенности от 02 июня 2014 года N 06/Д и 07/Д от ТУ Росимущества в Московской области для подачи заявлений в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на государственную регистрацию права собственности РФ под объектами недвижимости ОАО "Газпром". Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области направило в адрес ООО "Газпром трансгаз Москва" отказы в государственной регистрации права собственности Российской Федерации. В связи с этим, общество просило в кратчайшие сроки направить исковые заявления для признания права собственности Российской Федерации.
Сообщения об отказе в государственной регистрации права были приложены к письму от 21 ноября 2014 года N 65-01/2415 на 54 листах.
Из текста оспариваемых сообщений от 03 сентября 2014 года следует, что они адресованы представителю Бобровской М.В., действующей по доверенности от Территориального управления Росимущества в Московской области и направлены по адресу представителя: 142400, Московская область, г. Ногинск, ул. Декабристов, д. 1-Г, кв. 101.
Между тем, реестр почтовых отправлений, из которого бы следовало, когда конкретно были направлены сообщения об отказе от 03 сентября 2014 года в адрес заявителя, Управлением Росреестра по Московской области в материалы дела не представлен.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Управления Росреестра по Московской области пояснил, что данные документы представить не может ввиду большого количества почтовой корреспонденции.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют документы, которые могли бы свидетельствовать о том, что ТУ ФАУГИ в МО стало известно, либо с очевидностью должно было быть известно об оспариваемых сообщениях об отказе в государственной регистрации права собственности на земельные участки до 24 ноября 2014 года.
Согласно оттиску штампа Арбитражного суда Московской области заявление было подано через канцелярию суда 19 января 2015 года, то есть до истечения установленного законом срока.
Таким образом, срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ, ТУ ФАУГИ в Московской области не пропущен.
В силу с абзацем первым части 1 статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона N 122-ФЗ установлена обязательность государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено лишь в судебном порядке.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона N 122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ установлено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в федеральной собственности находятся земельные участки:
- - которые признаны таковыми федеральными законами;
- - право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- - которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в т.ч.: земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с кадастровыми паспортами, указанные земельные участки отнесены к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием для размещения объектов энергетический системы газоснабжения (за исключением земельных участков с кадастровыми номерами: 50:14:0010502:190 и 50:16:0000000:724, которые в соответствии с кадастровым паспортом отнесены к категории земель - земли промышленности и земли иного специального назначения с разрешенным использованием - для промплощадки и газораспределительной станции (ГРС), то есть для размещения объектов энергетический системы газоснабжения, а также земельного участка с кадастровым номером 50:2460010305:28, отнесенный к землям лесного фонда).
В соответствии со статьей 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
3) производственным;
4) инженерных и транспортных инфраструктур;
7) специального назначения;
9) иным территориальным зонам.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Федеральным законом от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) установлены правовые основы газоснабжения в РФ.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 69-ФЗ газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа; система газоснабжения - имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа.
Согласно статье 5 Федерального закона N 69-ФЗ федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации. Для входящих в федеральную систему газоснабжения организаций - собственников Единой системы газоснабжения, организаций - собственников региональных систем газоснабжения, организаций - собственников газораспределительных систем и независимых организаций независимо от форм их собственности и организационно-правовых форм действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, единые требования энергетической, промышленной и экологической безопасности, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 6 Федерального закона N 69-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 87 ЗК РФ землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).
Согласно части 4 статьи 87 ЗК РФ земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
Таким образом, в силу прямого указания закона (Земельного кодекса РФ, Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации") земли, занятые объектами газоснабжения, входящие в единую систему газоснабжения Российской Федерации, являются собственностью Российской Федерации.
Учитывая, что на спорных земельных участках расположены объекты недвижимости, которые принадлежат субъекту газоснабжения и используются им для эксплуатации объектов единой системы газоснабжения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорные земельные участки относятся к землям, занятым федеральными энергетическими системами и в силу прямого указания закона являются федеральной собственностью.
Апелляционным судом установлено, что в регистрирующий орган были представлены все необходимые документы для проведения государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок, содержавшие полную и необходимую информацию о данном объекте недвижимого имущества в соответствии с требованиями Федерального закона N 122-ФЗ, в связи с чем у управления отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки.
При этом, апелляционный суд принимает во внимание требования к единообразию в применении судами норм права (судебные акты по делам N А41-57036/13, в том числе Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13 августа 2014 года и определение Верховного Суда Российской Федерации от 04 марта 2015 года N 305-КГ14-6485 об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемые отказы управления от 03 сентября 2014 года N 01/028/2014-210, 01/028/2014-211, 01/028/2014-206, 01/028/2014-207, 01/029/2014-398, 01/028/2014-208, 01/029/2014-397, 01/029/2014-396, 01/028/2014-209, 01/029/2014-395, 01/029/2014-394, 01/026/2014-303, 01/026/2014-305, 01/026/2014-304, 01/026/2014-306, 01/026/2014-307, 01/026/2014-308, 01/029/2014-393 являются незаконными и подлежат отмене.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 08 апреля 2015 года по делу N А41-1308/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
М.А.НЕМЧИНОВА
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
М.В.ИГНАХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)