Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.05.2015 ПО ДЕЛУ N А66-9952/2013

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 мая 2015 г. по делу N А66-9952/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 7 мая 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зориной Ю.В., судей Романовой А.В. и Черединой Н.В.,
при ведении протокола секретарями судебного заседания Куликовой М.А. и Смирновой Е.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Сбытовое объединение "Тверьнефтепродукт" Таракановой М.А. по доверенности от 15.04.2015 N 68, Баженовой Е.Ю. по доверенности от 15.04.2015 N 67, от Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Артюковой О.А. по доверенности от 12.01.2015 N 01-04,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сбытовое объединение "Тверьнефтепродукт" на решение Арбитражного суда Тверской области от 12 января 2015 года по делу N А66-9952/2013 (судья Бачкина Е.А.)
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Сбытовое объединение "Тверьнефтепродукт" (170100, г. Тверь, ул. Новоторжская, д. 6; ОГРН 1026900510647, ИНН 6905041501; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области (170100, г. Тверь, Смоленский пер., д. 29; ОГРН 1026900561071, ИНН 6905003320; далее - Министерство) о признании незаконными действий Министерства, выразившихся в отказе в принятии решения об образовании земельных участков с кадастровыми номерами 69:40:0200069:119, 69:40:0200069:120 и предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200069:119, предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200069:120 и об обязании ответчика подготовить и направить в месячный срок решение об образовании земельных участков с кадастровыми номерами 69:40:0200069:119, 69:40:0200069:120, проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200069:119 и проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200069:120.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент архитектуры и строительства администрации города Твери, Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери.
Решением суда от 12.01.2015 в удовлетворении исковых требований Обществу отказано в полном объеме. Расходы по государственной пошлине оставлены на заявителе.
Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение судом норм материального права, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования полностью. Доводы жалобы сводятся к следующему. Доводы ответчика и суда о том, что спорные земельные участки были образованы с нарушением федерального законодательства, поскольку Общество было не вправе разделять земельный участок на самостоятельные земельные участки, являются необоснованными и противоречат статье 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). В ходе судебного разбирательства ответчик неоднократно заявлял, что Обществу отказано еще и потому, что истец не согласовал схему расположения земельных участков. Норма статьи 11.3 ЗК РФ четко определяет перечень документов, необходимых для образования земельных участков, и в данный перечень схема расположения земельных участков не входит. Суд не учел, что положения пункта 7 статьи 36 ЗК РФ не могут применяться для целей обоснования отказа в предоставлении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет. Указанная норма не содержит указание на предоставление каких-либо дополнительных документов при разделе земельного участка, в том числе и документов, подтверждающих то, что площадь испрашиваемых земельных участков необходима и достаточна для обслуживания и эксплуатации строений заявителя. Отказывая в принятии решения об образовании земельных участков и предоставлении их в собственность и аренду, Министерство не учло, что нефтепричал представляет собой единый объект, состоящий из разнородных элементов, объединенных общим функциональным назначением, который служит для удовлетворения потребностей в безопасной приемке и транспортировке нефтепродуктов. Заявитель имеет право на формирование и выкуп земельного участка под всем принадлежащим ему комплексом - нефтепричалом. Спорный земельный участок изначально выделялся в размере, необходимом для строительства и последующей безопасной эксплуатации нефтепричала и противопожарных сооружений. Таким образом, превышение площади земельного участка над площадью объектов недвижимости не предусмотрено действующим законодательством как основание для отказа в разделе, предоставлении в собственность и аренду спорных земельных участков. В решении суда не дана правовая оценка и вообще не исследован факт отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200069:120 в аренду. Вывод суда о том, что Обществом не приведены уважительные причины для пропуска срока на обращение в суд с настоящим заявлением, не обоснованы и противоречат материалам дела.
В судебном заседании представители истца поддержали доводы жалобы, просили ее удовлетворить.
Ответчик и Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери в отзывах на апелляционную жалобу просят решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В ходе судебного разбирательства объявлялся перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
После перерыва в судебное заседание явился представитель ответчика, который возражал относительно удовлетворения жалобы.
Истец и третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, заслушав представителей истца, до объявления перерыва в судебном заседании, представителя ответчика, после перерыва, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество является собственником объекта недвижимого имущества - нефтепричала, в том числе: здания операторской, пирса, трех емкостей и забора, расположенного по адресу: г. Тверь, пос. Элеватор. Земельный участок с кадастровым номером 69:40:0200069:3, на котором расположен объект недвижимости, был предоставлен на основании постановления Главы администрации города Твери от 17.11.1992 N 667-6 на праве бессрочного (постоянного) пользования (свидетельство от 18.11.1992 N 147).
В связи с тем, что часть земельного участка Общества находится в водоохранной зоне реки Волга и не подлежит приватизации, заявителем был произведен раздел земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200069:3, находящегося в бессрочном пользовании у заявителя на два новых земельных участка.
После раздела вышеуказанного участка, в результате проведения государственного кадастрового учета были сформированы следующие земельные участки: земельный участок площадью 1751 кв. м с кадастровым номером 69:40:0200069:119 и земельный участок площадью 5695 кв. м с кадастровым номером 69:40:0200069:120.
Общество в порядке статьи 36 ЗК РФ 13.08.2012 обратилось в Министерство с заявкой N 14-2324 (т. 1 л.д. 54) о предоставлении в собственность земельного участка, принадлежащего на праве бессрочного (постоянного) пользования землей, с кадастровым номером 69:40:0200069:119, площадью 1751 кв. м, находящегося по адресу: г. Тверь, пос. Элеватор, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие Обществу на праве собственности (нефтепричал); в аренду земельного участка, площадью 5695 кв. м, принадлежащего на праве постоянного (бессрочного) пользования землей, с кадастровым номером 69:40:0200069:120, находящегося по адресу: г. Тверь, пос. Элеватор (часть участка находящегося в водоохранной зоне р. Волга).
Заявитель 26.09.2012 повторно направил в Министерство заявку под N 14-2804 (т. 1 л.д. 55) в связи с не получением ответа по заявке от 13.08.2012.
Письмом от 01.11.2012 N 16344-09 Министерство, сославшись на пункт 2 статьи 11.3 ЗК РФ, указало, что обращение об образовании земельных участков с кадастровыми номерами 69:40:0200069:119, 69:40:0200069:120 в Министерство не поступало. В связи с чем Обществу было отказано в рассмотрении обращения (т. 1 л.д. 56).
Общество 15.11.2012 обратилось в Министерство с заявлением об образовании земельных участков с кадастровыми номерами 69:40:0200069:119, 69:40:0200069:120 в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200069:3, а письмом от 18.12.2012 N 14-3569 предоставило обоснование раздела земельного участка, указав на то, что на основании решения Арбитражного суда Тверской области от 13.10.2009 по делу N А66-10745/2009 было проведено межевание земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200069:0003.
Ответа от Министерства не поступило, в связи с чем, Общество повторно обратилось к ответчику в письмом от 28.03.2013 N 14-713 "О предоставлении информации" по ранее направленным обращениям.
Письмом от 09.04.2013 N 5499-09 Министерство отказало Обществу в образовании земельных участков с кадастровыми номерами 69:40:0200069:119 и 69:40:0200069:120, предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200069:119 и земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200069:120 в аренду, в связи с тем, что площади земельных участков с кадастровыми номерами 69:40:0200069:119 и 69:40:0200069:120 значительно превышают площадь находящихся на них объектов недвижимого имущества, принадлежащих заявителю - нефтепричала.
Представитель Общества в суде первой инстанции пояснил, что данный отказ был получен им 29.07.2013, о чем свидетельствует штамп в правом нижнем углу письма (т. 1, л.д. 62). Иных доказательств получения этого письма суду не представлено.
Общество, считая отказ незаконным, обратилось в Арбитражный суд Тверской области с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 данного Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, определенных пунктом 1 статьи 24 названного Кодекса.
На основании статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Из пункта 1 статьи 36 ЗК РФ следует, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.
В силу пункта 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Согласно пункту 7 статьи 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Из пункта 2 статьи 35 ЗК РФ следует, что площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 названного Кодекса.
В силу пункта 3 статьи 33 ЗК РФ для целей, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Из приведенных норм следует, что при определении площади земельного участка необходимо учитывать комплекс факторов, в числе которых фактически используемая площадь земельного участка, правила землепользования и застройки, сведения, содержащиеся в землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Таким образом, предоставление земельного участка на основании статьи 36 ЗК РФ возможно только при наличии на этом участке объектов недвижимости, принадлежащих заявителю, при этом объем прав на землю ограничен положениями пункта 3 статьи 33 ЗК РФ.
Размер испрашиваемого земельного участка непосредственно связан с функциональным назначением объекта. Противоположное толкование ведет к тому, что делает возможным приобрести участок, размер которого превышает площадь недвижимости и размер земли, необходимой для ее эксплуатации, исключительное право на приобретение участка, которое представлено заявителю, и оно должно распространяться на экономически обоснованный размер участка в соответствии с нормами закона.
Материалы дела не содержат какого-либо обоснования испрашиваемых в собственность и в аренду земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 1 статьи 11.3 данного Кодекса установлено, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по общему правилу, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.
В силу пункта 4 статьи 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Согласно пункту 6 статьи 11.2 ЗК РФ образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников земельных участков, из которых при разделе образуются земельные участки.
Как установлено судом и подтверждается материалам дела, Министерство как собственник земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200069:3 не давало какого-либо согласия на разделение указанного земельного участка, следовательно, такое разделение, а также внесение соответствующих записей в государственный кадастр недвижимости о вновь образованных земельных участках произведены незаконно, так как произведено помимо воли собственника имущества.
В связи с этим все последующие действия лиц, направленные на приобретение в собственность либо в аренду вновь образованных земельных участков, также не могут быть признаны законными.
Кроме того, согласно информации, предоставленной администрацией города Твери в соответствии с генеральным планом города Твери, утвержденным решением Тверской городской Думы от 25.12.2012 N 193 (394) "Об утверждении генерального плана г. Твери" истребуемая Обществом территория отнесена к зоне "улицы и дороги местного значения" с образованием земель общего пользования.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В силу пункта 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования не подлежат приватизации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Ссылки апеллянта на отсутствие необходимости предоставлять схему расположения земельных участков при обращении за образованием земельных участков правового значения не имеют, поскольку данное требование в письме Министерства от 09.04.2013 не содержалось.
Кроме того, в представленных в материалы дела документах усматривается, что при фактическом разделе земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200069:3, площадь образованных из него земельных участков превышает площадь нефтепричала.
Доводы подателя жалобы о том, что суд не исследовал вопрос обоснованности отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200069:120 в аренду, несостоятельны, поскольку основания для отказа в предоставлении испрашиваемых земельных участков идентичны.
Выводы суда первой инстанции о пропуске срока на обращение в суд с настоящим заявлением не привели к принятию неправильного решения.
Исследование вопроса о том, каким образом в санитарно-защитной зоне будут проходить улицы и дороги местного значения, не является предметом рассмотрения в рамках настоящего дела.
В остальном изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают правильность выводов суда, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем подлежат отклонению.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 12 января 2015 года по делу N А66-9952/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сбытовое объединение "Тверьнефтепродукт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Ю.В.ЗОРИНА
Судьи
А.В.РОМАНОВА
Н.В.ЧЕРЕДИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)