Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.11.2014 N 17АП-13900/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А50-10763/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 ноября 2014 г. N 17АП-13900/2014-ГК

Дело N А50-10763/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 ноября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.
судей Голубцовой Ю.А., Дюкина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пестовой О.В.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Фикс Э.А. (паспорт, доверенность от 19.09.2014), Зайнак О.А. (паспорт, доверенность от 09.06.2014),
от ответчика - представитель не явился,
от заинтересованных лиц - представители не явились,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, ООО "УРАЛЕВРОПАРК",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 26 августа 2014 года
по делу N А50-10763/2014,
принятое судьей Батраковой Ю.В.,
по заявлению ООО "УРАЛЕВРОПАРК" (ОГРН 1095904000697, ИНН 5904201743)
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми
третьи лица: Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми, Администрация Свердловского района города Перми
о признании решений незаконными

установил:

ООО "УРАЛЕВРОПАРК" (заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Департаменту земельных отношений администрации города Перми (ответчик) о признании незаконным решение об отказе в предоставлении в аренду земельного участка площадью 1515 кв. м, расположенного южнее жилого дома по ул. Макаренко, 28, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возложения на ответчика обязанности принять положительное решение о предоставлении в аренду сроком на 4 года 11 месяцев земельного участка площадью 1515 кв. м, расположенного южнее жилого дома по ул. Макаренко, 28, в г. Перми под некапитальный автосервис с автомойкой и выставкой автомобилей; о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка площадью 51 кв. м, расположенного северо-западнее жилого дома по ул. Гусарова, 14, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возложения на ответчика обязанности принять положительное решение о предоставлении в аренду сроком на 4 года 11 месяцев земельного участка площадью 51 кв. м, расположенного северо-западнее жилого дома по ул. Гусарова, 14, в г. Перми под многофункциональный пункт по оказанию услуг населению некапитального типа.
В соответствии со ст. 51, 200 АПК РФ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми, Администрация Свердловского района города Перми.
Решением суда от 26.08.2014 (резолютивная часть от 15.08.2014) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение суда 26.08.2014 обжаловано заявителем в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на отсутствие доказательств нахождения испрашиваемых земельных участков на территории общего пользования. Заявитель считает, что территорией общего пользования может являться только та территория, в отношении которой утвержден проект планировки, содержащий соответствующие красные линии. Кроме того, нахождение земельных участков на землях общего пользования, по мнению заявителя, не является препятствием для предоставления земельных участков в аренду. Также заявитель считает необоснованным ссылку суда первой инстанции на Положение о размещении нестационарных торговых объектов на территории г. Перми от 01.03.2011 N 27, указывает, что не намерен устанавливать объекты, предназначенный для торговли.
Ответчик против доводов апелляционной жалобы возражает, в отзыве на апелляционную жалобу ссылается на получение отрицательных заключений функциональных органов. Ответчик указывает, что испрашиваемые земельные участки в соответствии с проектом планировки и проектом межевания территории кварталов частично расположены на территории общего пользования.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 16.01.2014 заявитель обратился к ответчику с заявлениями о предоставлении в аренду на 4 года 11 месяцев земельного участка площадью 1515 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Мотовилихинский район, южнее жилого дома по ул. Макаренко, 28, под некапитальный автосервис с автомойкой и выставкой автомобилей, а также земельного участка площадью 51 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Свердловский район, северо-западнее жилого дома по ул. Гусарова, 14, под многофункциональный пункт по оказанию услуг населению (некапитального типа).
Решением от 05.03.2014 ответчик отказал заявителю в предоставлении земельного участка площадью 1515 кв. м, со ссылкой на заключение Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, согласно которому земельный участок расположен на территории общего пользования (красные линии в составе документации по планировке территории утверждены постановлениями администрации города от 02.06.1977 N 383, от 08.07.2010 г. N 412). Также решением от 05.03.2014 ответчик отказал в предоставлении земельного участка площадью 51 кв. м, указав, что этот земельный участок расположен в зоне многоэтажной жилой застройки 4 этажа и выше - Ж-1, в связи с чем цель предоставления испрашиваемого земельного участка не относится к основным видам разрешенного использования, установленным для данной зоны. Кроме того, основанием отказа послужило то обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок расположен на тротуаре.
Полагая, что отказы в предоставлении земельных участков являются незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, предусмотрено ст. 34 ЗК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений (рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока, не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом); уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Условия предоставления земельных участков на территории города Перми для целей, не связанных со строительством, определены Пермской городской Думой путем принятия решения от 23.10.2007 N 260 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми" (далее - Порядок).
В соответствии с п. 1.7 указанного Порядка земельные участки для целей, не связанных со строительством, могут предоставляться в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование. Земельные участки для размещения временных объектов предоставляются исключительно в аренду без права приобретения земельного участка в собственность.
Пунктом 1.6 Порядка определены условия, при которых невозможно предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Согласно п. 2.5. Порядка уполномоченный орган в сфере земельных отношений не позднее десяти дней со дня регистрации заявления осуществляет проверку на соответствие критериям невозможности предоставления земельного участка.
При отсутствии указанных критериев уполномоченный орган в сфере земельных отношений направляет запросы в функциональные и территориальные органы администрации города Перми, перечень которых устанавливается администрацией города Перми, о подготовке заключения о возможности (невозможности) предоставления земельного.
Указанные в настоящем пункте органы в течение десяти дней с момента отправления запроса в порядке, по форме и содержанию, установленным администрацией города Перми, готовят и направляют в уполномоченный орган в сфере земельных отношений соответствующее заключение.
Уполномоченный орган в сфере земельных отношений в двухнедельный срок с момента поступления всех заключений принимает решение о возможности (невозможности) предоставления земельного участка и уведомляет заявителя о принятом решении простым письмом (п. 2.6. Порядка).
Согласно отрицательным заключениям функциональных и территориальных органов администрации города Перми испрашиваемые земельные участки не могут быть предоставлены в аренду для заявленных целей, поскольку в отношении данной территории принято решение о подготовке документации по планировке территории со ссылкой на Постановление администрации г. Перми от 24 января 2014 г. N 27 "О подготовке документации по планировке территории 2 (СТН ЧАСТЬ В3, ЧАСТЬ В4, В5, В6, В8, В9, В10, ЧАСТЬ В11, Г1, Г2, ЧАСТЬ Г3, ЧАСТЬ Г7, ЧАСТЬ Г8, ЧАСТЬ Г9, ЧАСТЬ Б6, ЧАСТЬ И8, ЧАСТЬ И13, ЧАСТЬ И14, ЧАСТЬ Ж1, ЧАСТЬ Ж6, ЧАСТЬ Ж8, ЧАСТЬ Ж9, ЧАСТЬ Ж13, ЧАСТЬ Д7) в Орджоникидзевском, Мотовилихинском, Свердловском, Ленинском, Индустриальном, Дзержинском районах г. Перми".
В заключении Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми также указано, что земельный участок по ул. Макаренко, 28 площадью 1515 кв. м расположен на территории общего пользования, красные линии установлены в соответствии с Проектом планировки и проектом межевания территории кварталов N 1727, 1782, ограниченных ул. Технической, ул. Дружбы, ул. Тургенева, ул. Добролюбова, ул. Макаренко Мотовилихинского района г. Перми, утвержденным Постановлением администрации г. Перми от 08.07.2010 N 412, а также в соответствии с проектом детальной планировки жилого района Городские Горки - Садовый, утвержденного решением Исполнительного комитета Пермского городского совета народных депутатов от 02.06.1977 N 383.
Согласно п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Как правильно указано судом первой инстанции, испрашиваемый земельный участок площадью 1515 кв. м расположен на землях общего пользования.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предоставление в аренду земельного участка, находящегося на территории общего пользования, ограничит беспрепятственный доступ к нему неограниченного круга лиц, что противоречит положениям п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, а также целевому использованию этих территорий.
Ссылка заявителя на возможность предоставления в аренду земельных участков из земель общего пользования, судом апелляционной инстанции отклоняется.
В силу ч. 2 ст. 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Иного разрешенного использования для испрашиваемого земельного участка, в том числе, предусматривающего размещение на землях общего пользования временного объекта, в установленном порядке не определено.
Ссылка заявителя на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.09.2012 N 3333/12 судом апелляционной инстанции отклоняется, т.к. изложенная в этом Постановлении правовая позиция основана на иных фактических обстоятельствах, не тождественных обстоятельствам настоящего дела.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в отношении земельного участка площадью 51 кв. м, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 16 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Правительством Пермского края издано Постановление от 11.08.2010 N 483-п, которым утвержден Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Как правильно установлено судом первой инстанции, испрашиваемый земельный участок площадью 51 кв. м в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Перми не включен. В связи с чем, основания для размещения объекта на землях общего пользования отсутствуют.
Довод заявителя о том, что предполагаемый к размещению объект не относится к торговым объектам, также подлежит отклонению. Как следует из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Перми, утвержденной Постановлением администрации города Перми от 27.09.2012 N 572, в указанную Схему включены также нестационарные объекты, предназначенные для оказания услуг населению.
Суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку.
При таких обстоятельствах, нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение суда от 26.08.2014 является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 26 августа 2014 года по делу N А50-10763/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА

Судьи
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
В.Ю.ДЮКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)